ВЕНГРИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

 

«Привет читателю!»... С давних пор повелось у авторов обращаться к читателю со словами такого привета. Пусть будет нам позволено несколько дополнить это старинное приветствие. «Привет читателю и туристу/» — скажем мы в надежде, что это поможет также понять и замысел авторов настоящего труда. Мы склонны думать, что наш путеводитель даст возможность путешественнику наиболее полно увидеть новую Венгрию. Он также объяснит, почему стоит сюда приехать. Ведь здесь наши гости увидят красивейшие места Центральной Европы и найдут одни из лучших ее курортов. Эта книга подскажет им, какие архитектурные памятники следует здесь посмотреть, где можно приобрести оригинальные венгерские сувениры, наконец, где можно найти наши прекрасные вина. В этой книге мы хотим рассказать и про то, что можно увидеть даже из окна железнодорожного вагона или автомашины.

Венгрия небольшая, но очень своеобразная страна. Прежде всего природа щедро одарила ее своими красотами и ни время, ни войны не смогли их уничтожить. Здесь путешественник может полюбоваться и пестрыми национальными костюмами нашего народа, и познакомиться с его старинными обычаями. Посетить Венгрию стоит и ради многочисленных и чрезвычайно интересных исторических памятников. На протяжении веков украшают они нашу страну, привлекая к себе всеобщее внимание. В то же время мы считаем, что наших гостей будет интересовать и новая Венгрия. Венгерский народ много делает для того, чтобы создать социалистическую Венгрию, и это заметно буквально на каждом шагу. В Венгрии создается новый общественный строй, складываются совершенно новые взаимоотношения между людьми. Наша книга по мере возможности расскажет и об этом, ибо мы убеждены, что это не менее красиво, чем наша природа и наши памятники старины.

Жизнь венгерского народа еще никогда не была так богата и полна надежд даже вопреки трудностям и ошибкам, которые неизбежно сопутствуют всякому новому. Осенью 1956 года наш народ с помощью Советского Союза разгромил контрреволюционный мятеж и защитил великие достижения социалистического строительства.

Но наш путеводитель должен верно послужить не только тем, кто намерен провести в Венгрии свой отпуск или приехать сюда по делам, но и тем, кто у себя дома, сидя в кресле, захочет узнать побольше об одной из древнейших европейских стран.

В этой книге читатель найдет основные сведения о нашей природе, истории, культуре, искусстве, о наших обычаях и фольклоре, Другими словамивсе основное о старой Венгрии и Венгрии новой.

Путеводитель имеет географический аспект. Сведения даны в нем в связи с теми или иными достопримечательностями стрины. Однако мы старались при описании отдельных районов, городов и мест не упустить историческую взаимосвязь их возникновения и развития. Мы считаем, что для путеводителя этот метод имеет определенные преимущества.

Паша цель будет достигнута, если сегодняшний читатель станет завтрашним путешественником, если с помощью этой книги он сможет, хотя бы мысленно, заглянуть в нашу страну, а если удастся, приехать к нам.

До скорой встречи, дорогой читатель!

От издательства

 

БУДАПЕШТ

Нелегко рассказать в небольшом очерке о Будапеште, тем более это трудно сделать венграм.

Хотя настоящая книга предназначена для иностранцев и мы поэтому старались быть объективными, все же она написана венграми, а венгры не могут писать без вдохновения о своей любимой столице. Конечно, мы признаем, что на свете есть более древние, более известные и более прославленные города, где больше красивых зданий и магазинов, где музеи богаче, а университеты более знамениты, где темп жизни значительно стремительней. Но Будапешт обладает особым очарованием. Ведь именно оно на протяжении двух веков воодушевляло наших поэтов писать об этом городе стихи, в которых они неустанно стремились выразить словами то, что, казалось, можно лишь чувствовать. А обладать таким очарованием для города нс менее важно, чем для женщины.

Поэтому, да простят нам, венграм, нашу влюбленность в свою столицу. А любим мы в ней все: ее строгость и красоту, ее многообразие и тайны. Мы любим ее древние сооружения и ее молодых девушек, разрушенные и вновь вставшие из развалин мосты через Дунай и, конечно, мы гордимся нашими великолепными стадионами. Мы любим мощь и изящество нашего города, суда на Дунае и дунайское многоводье, улицы и площади, магазины и рестораны. Мы проникнуты к нашему городу глубоким чувством искреннего патриотизма. Наша славная древняя столица! С каждым днем она растет, ширится, хорошеет и при этом ничего не теряет из своей непосредственности и волнующего обаяния.

Мы уверены, что иностранец по приезде в Будапешт сразу почувствует привлекательность венгерской столицы, даже если он, перелистав ранее наш путеводитель, н обвинил нас в преувеличении.

Уже само расположение Будапешта придает ему особую прелесть. С одной стороны города — горы, с другой — равнина, а между ними голубая лента Дуная. В центре города трамвайная линия проходит вдоль обрывистых скал, а но берегам Дуная совершенно неожиданно городской пейзаж сменяется сельским. Всего четверть часа езды на автобусе. — и может показаться, что вы находитесь на расстоянии ста километров от Будапешта, где-нибудь в сельской местности. Летом Дунай — наш огромный бассейн для водного спорта, а зимой в прекрасных окрестностях города у нас процветает горнолыжный спорт.

Часто в широкие городские проспекты вливаются извилистые улички со старинными, одноэтажными домами. Рядом с самыми современными ресторанами порой ютятся тихие уютные гостиницы, где можно вспомнить прошлое и помечтать о будущем. Здания старых заводов часто соседствуют с новыми промышленными корпусами, выросшими уже в период социалистического строительства, а рядом с бедными жилищами в предместьях канувшей в Лету эпохи непрерывно рождаются новые, культурные центры. Будапешт — город музеев и парков, город вузов и целебных источников, индустриальный и коммер­ческий центр, горный курорт и город великолепных пляжей. Но прежде всего это город творческого труда, смелых планов и социалистического будущего.

Итак, мы хотим познакомить читателя не только с внешним видом этого многообразного города, но и с его населением. Он узнает, что здесь живут люди, которые умеют много и разумно работать и весело отдыхать.

 

 

Вид на город

С чего же начать, чтобы читатель сразу смог получить представление о Будапеште, чтобы одним взглядом охватить особенности этого города? Для этого лучше всего подняться на гору Геллерт (Геллертхедь), откуда открывается изумительный вид на город и его окрестности — величественная панорама, сотканная из множества разнообразных и в то же время гармони­ческих частей. Что представляет собой гора Геллерт? Это известковая скала с крепостью у самого берега Дуная, в центре современного, миллионного города. Гора Геллерт — символ пейзажного своеобразия Будапешта.

К вершине горы, на высоту 235 метров, вас приведет вьющаяся спиралью, но не утомительная дорога. Тут стоит каменная цитадель, занимающая почти всю площадь небольшого плато. Эта крепость была построена в 1851 году на месте прежней деревянной крепости, построенной в свое время турками. С ее помощью они держали в узде непокорную столицу Венгрии. Теперь, в дни национальных праздников, здесь устраиваются фейерверки.

Цитадель увенчана статуей Свободы, высотою в 36 метров, работы Жигмонда Кишфалуди-Штробля. Статуя представляет собой стройную женскую фигуру, которая стоит на высоком пьедестале. Женщина держит в руках пальмовый лист; создается впечатление, будто она парит высоко над городом. На цоколе этого гигантского памятника вырезаны имена советских героев, которые зимой 1944—1945 гг. отдали свою жизнь за освобождение города Будапешта.

А теперь взглянем на город. Широкая серебряная лента Дуная делит город на две части — на холмистую Буду и равнинный Пешт. Буда стоит на правом, а Пешт на левом берегу реки. Столица Венгрии была основана в 1872 году из слияния этих двух, в то время еще самостоятельных городов и небольшого города Обуда (Древняя Буда). Объединенный город был назван Будапештом. Контраст между возвышенностью и низменностью и придает привлекательность венгерской столице. Небольшой городок на Крепостной горе и бывший королевский дворец с высокими башнями словно короной венчают город. В городской черте Дунай местами как бы делится надвое и создает похожие на зеленые оазисы живописные острова. На севере столицы растянулся зеленый остров Сентэндре — рай для любителей водного спорта. Немного южнее находится группа более мелких островов, среди которых красивее всех остров Маргит (Маргитсигет) — излюбленное место отдыха жителей Будапешта.

На юге столицы лежит остров Чепель — твердыня венгерского рабочего класса. Длина острова приблизительно пятьдесят километров. Его северную часть занимает обширный фабричный город.

До второй мировой войны берега Дуная соединялись семью мостами, для постройки которых потребовалось почти целое столетие. Зимой 1944—1945 гг. отступающие гитлеровские войска взорвали все эти великолепные мосты, чтобы хотя бы на время замедлить продвижение Советской Армии.

Но были разрушены не только мосты. Почти весь город лежал в развалинах. Если посмотреть сейчас вокруг на раскипувшийся, словно гигантский ковер, цветущий город, покажется невероятным, что в феврале 1945 года тут не было ни одного неповрежденного дома, а от взрывов и пожаров было превращено в пепел почти 33 000 зданий, 80 000 квартир и 4,5 миллиона квадратных метров кровли. Целиком были уничтожены городской транспорт и связь. Город остался без электрического освещения, не хватало питьевой воды, продовольствия и медикаментов. Многим уже мерещился призрак голодной смерти. «Никогда уже не восстановить Будапешта!» — говорили пессимисты зимой 1945 года. «Нет, город будет восстановлен через тридцать лет!» — отвечали те, кто этого хотел. С тех пор прошло только тринадцать лет, и сегодня уже трудно найти следы прежних разрушений; народ восстановил свою любимую столицу, сделав ее еще более прекрасной и величественной, чем прежде. Осенью 1956 года, в дни контрреволюции, некоторые районы снова оказались поврежденными, по благодаря жителям столицы и эти раны очень скоро были залечены.

Сегодня в Будапеште есть уже восемь замечательных мостов. Словно стальные ленты, связывают они обе части города. Восстановлено шесть старых мостов и на особо важных городских магистралях построены два новых.

В северной части города Дунай пересекает Уйпештский железнодорожный мост. Немного южнее построен самый длинный мост — мост Арпада (Арпадхид), открытый для движения в 1950 году. От этого моста отходит ветвь на северный конец острова Маргит. Длина моста, включая и подъездные части, составляет почти два километра. Он соединяет два крупнейших рабочих района города — Обуду и Уйпешт.

Следующий по течению Дуная мост — мост Маргит (Маргитхид) является самым оригинальным. Длина его 607 метров, он опирается на семь устоев, и как ни странно имеет форму буквы У. Дело в том, что он идет не по прямой линии через реку, а имеет изгиб под тупым углом. От этого изгиба и отходит ветвь на остров Маргит. Проект этого моста в свое время был разработан французским инженером Э. Гуэном в сотрудничестве с инженером Эйфелем, строителем знаменитой парижской башни.

Следующий мост находится близ Парламента. Это — мост Кошута (Кошут-хид). Постройка этого моста была обусловлена срочной необходимостью. Он был построен в течение восьми месяцев рабочими Будапешта с помощью Советской Армии, сразу же после освобождения города и в чрезвычайно трудных условиях. Сейчас этот мост закрыт для движения.

Еще южнее протянулся так называемый Цепной мост (Ланц-хид). Это был первый постоянный мост через Дунай. Инициатива постройки Цепного моста принадлежала одному из выдающихся деятелей эпохи реформ в Венгрии — Иштвану Сеченьи (1791—1860). Длина этого моста 375 метров, надводные части мостовых устоев имеют вид триумфальных арок, взметнувшихся ввысь на 48 метров. Проект моста разработал англичанин Уильям Тирни Кларк, строитель канала Темза-Медвей и многих мостов через Темзу.

Во время второй мировой войны мост был разрушен; теперь он полностью восстановлен по первоначальным проектам и передан в эксплуатацию как раз в тот день, когда исполнилось сто лет со дня его первого открытия. Проездная часть моста в настоящее время шире, чем была раньше, но его изящная форма осталась неизменной.

Южнее Цепного моста видны береговые устои единственно еще не восстановленного моста Будапешта — моста Эржебет (Эржебет-хид),, за которым следует мост Свободы (Сабадшаг-хид).

Длина этого моста 331 метр. Он расположен как раз у подножия горы Геллерт.

Немного дальше к югу Дунай пересекает мост Петефи, названный в честь величайшего венгерского поэта Шандора Петефи. Длина этого моста 378 метров. Он соединяет кольцо Буды с южным концом Большого кольца Пешта.

На южной окраине города анфилада городских мостов завершается железнодорожным мостом, длина которого 400 метров.

Из Цитадели с вершины горы Геллерт хорошо видны очертания Будапешта. Пештская часть города пересечена тремя полукольцами, вернее дугами, концы которых упираются в Дунай. Первая дуга, идущая к мосту Свободы окружает в основном старый город. Следующая дуга — Большое кольцо — является важнейшей артерией новых районов города, за ней, наконец, пролегает внешнее полукольцо. Эти три полукольца пересекаются радиальными проспектами, которые переходят в шоссейные дороги, идущие из Будапешта.

В северной части города на дунайских берегах мы видим прошлое и настоящее страны: на правом, будайском берегу находятся развалины древнего города Аквинкум, а против него, на левом, пештском берегу возвышаются фабричные трубы IV района (Уйпешта). Немного южнее Аквинкума видна старинная Обуда, а на другом берегу — XIII район города с заводами и современными жилыми домами.

Почти напротив статуи Свободы расположен старый центр города Пешт, который когдато был окружен стенами. Здесь в центре тянутся к небу колокольни и купола, к ним примы­кают тесные ряды жилых домов, и, наконец, гдето вдали исче­зают в Большой Венгерской низменности очертания большого города.

Вдоль будайского берега Дуная протянулся длинный ряд водолечебниц и купален — это главная улица курортной части города. За ней начинается студенческий городок, в котором сосредоточены университеты и высшие учебные заведения столицы. Два крупнейших здания этой части города занимают высшие технические училища. Этот «Картье латэн» (Латинский квартал) Будапешта начинается у южного склона горы Геллерт и проникает далеко в сердце Пешта, примыкая к обширному району клиник и больниц.

На юге, против острова Чепель, раскинулись холмы, покрытые виноградниками. Это Будафок — город вина.

Но попрощаемся с вершиной горы Геллерт. Бросим последний взгляд: гордо катит к югу свои волны Дунай, замерли на Крепостной горе старинные замки, обрамленные зеленым венцом будайских гор. Живописными зигзагами вьется по горе Свободы железная дорога. Здесь среди обширных лесов расположено царство домов отдыха, гостиниц и ресторанов. И все это находится в непосредственной близости от большого миллионного города.

Музей в Аквинкуме

Старые районы города

Особенно привлекательны в Будапеште чрезвычайно своеобразные исторические памятники архитектуры. Город создавался на протяжении многих столетий, так что с историей Будапешта можно познакомиться по стилю отдельных зданий и даже целых районов города. Правда, ввиду крайне стремительного развития Будапешта — строительства новых улиц и кварталов первоначальный вид города в целом неоднократно менялся, все же стиль старых частей Буды и Пешта остался неизмененным.

Древнеримское поселение

Самая древняя часть города — бывший римский поселок Аквинкум. Он расположен к северу от Обуды, в небольшой впадине на правом берегу Дуная, то есть в Буде между рекой и горами. Еще при первом переселении народов, когда этот небольшой поселок подвергался постоянным нападениям, римляне обнесли его двумя крепостными стенами: внутренней — гражданской и внешней — военной. В Барбарикуме же, на территории теперешней центральной части Пешта, они создали форпост.

Однако последовавшие друг за другом набеги различных племен положили конец римскому господству.