Главная / Казань тысячелетняя / Экскурсии /
Обзорная экскурсия по Казани


В течение трех часов Вы познакомитесь с городом, что даст Вам наиболее полное представление о Казани и ее достопримечательностях. Экскурсия включает посещение Казанского Кремля: осмотр мечети Кул-Шариф; посещение Музея исламской культуры и Музея истории государственности татар и Республики Татарстан, Музея естественной истории Татарстана, Центра «Эрмитаж-Казань» - единственного филиала Государственного Эрмитажа в России, Падающей башни Сююмбике, Благовещенского собора; Крестовоздвиженского собора, улицы Кремлевской, площади Свободы, Старо- Татарской Слободы (мечеть Марджани), Озеро Кабан (3 часа).

Из Гостиницы «Татарстан», или от «Шаляпин Палас отеля», удобно отправиться на обзорную экскурсию по Казани через Старо-татарскую слободу.



Мы едем по улице Татарстан, до революции она называлась Евангелистовской.

Сегодня это основная проезжая магистраль города, которая носит имя республики. Дорога ведет нас в сторону речного порта.



Когда-то она была узкая, с небольшими одноэтажными домишками, заболоченная и довольная грязная.

Проезжаем через речку Булак, что в переводе означает «протока», раньше эта маленькая речка соединяла Озеро Кабан с Казанкой, которая была более полноводной, по ней даже ходили баржи с товарами.

Переехав через Булак, мы оказываемся в Старо-татарской слободе. Она начала складываться со времен взятия Казани. Центральные казанские улицы - высокую часть города - заняли привилегированные люди, воевода, русское православное духовенство, стрельцы, московские ремесленники. А местное население было выселено на левый берег Булака и на высокий берег озера Кабан. Однако не только местное население. Дело в том, что третью часть войска Ивана IV составляли Касимовские татары, которые осели в Казани. На месте современного Колхозного рынка ранее было первое татарское кладбище.

По левому берегу Булака до конца 17 века стоял бревенчатый забор, который делил Казань на русскую и татарскую части города. Деление было очень серьезное – забор охранялся, татар в русскую часть не пускали. Около забора образовывались маленькие рынки, шел обмен товарами.

В 50-годы 20 века на этой улице стали отстраиваться хрущевские здания. В 70-е годы выросли 9-тиэтажные дома. Обратите внимание, фасады отделаны национальной решеткой, когда-то даже остановки были сделаны под национальные шатры. Мы едем мимо автовокзала. Cправа зеленый массив, который называется Парк молодоженов. Отсюда видно здание Речного порта, за ним Волга. Привокзальная площадь стала такой к 1957 году – до этого Волга проходила в 7-8 километрах от Казани, и там же впадала в нее Казанка. А когда построили Куйбышевское водохранилище, Волгу подтянули к городу.

Мы выходим на набережную речного порта, и смотрим на Волгу. Мы находимся на левом низком берегу Волги, а напротив нас правый, высокий берег. На правом берегу виднеется самое крупное село на Московском тракте - Верхний Услон. Здесь Волга услоняется, поворачивает на юг. Через это село проехали многие ссыльные – Казань была последним цивилизованным городом на пути в Сибирь. Все, кто ехал через Казань в Сибирь, доезжая до Верхнего Услона, переправлялись через Волгу в Казань на дощанике.

Многие путешествовали вдоль правого берега, например, светлейший князь Меньшиков. На подъезде к Верхнему Услону у него заболела жена Дарья и умерла. И сегодня стоит крест около старинного Никольского собора 17 века – это могила Дарьи Меньшиковой.

А мы возвращаемся в автобус, разворачиваемся и едем обратно по улице Татарстан, и заворачиваем к Азимовской мечети.



Перед нами 51-метровый минарет мечети. В отличие от православных храмов, мечетям не присваивались имена, связанные с религией. Чаще всего они назывались именем купца, который финансировал строительство. Прежде чем зайти внутрь, надо посмотреть на восточную стену мечети. Она нам хорошо видна, красиво декорирована. Азимов был человек просвещенный. Совершая хадж в Мекку, он объездил и шире ближнюю Азию. И то, что он там увидел, что его поразило, в том числе и архитектурный декор, все привез в Казань. Нигде в Казани больше нет таких круглых окон. Это мавританский стиль. А в минарете уже готическое окно, но завершено оно в виде цветка тюльпана. Готику часто связывают с мусульманскими строениями. Тюльпан – цветок, который стал тюркским символом. В праздник Навруз степи как раз расцветают тюльпанами. На заборе видна звезда Давида. Таким смешением стилей Азимов хотел подчеркнуть свое убеждение, что все религии едины.

Минарет весь был обложен красивейшей метлахской плиткой. В советское время  здесь располагалось общежитие, и здание было в ужасном состоянии. Когда возвращали верующим мечеть, плитку надо было почистить, а это очень дорогостоящая работа. К сожалению, минарет просто закрасили зеленой краской. 

У мусульман есть такая фраза: «Если хочешь увидеть красоту, подними глаза от земли к Аллаху». Очень красиво сделаны купола, плафоны, лепнина, позолота… общее внутреннее убранство выполнено строго. Если человек пришел общаться с аллахом, - говорят мусульмане, - его ничто не должно отвлекать.

Весь зал застелен ковром – никогда мусульмане не заходят в мечеть в обуви. Здесь стоит трибуна, минбар, он трехступенчатый – такой был у пророка Мухаммеда. В пятницу мулла читает на нем проповедь, потом спускается, вместе со всеми прихожанами встает на колени на коврик и читает намаз. Коврик называется намазлык.  Слева у минбара есть настенное панно шамаиль (вышитая сура из Корана, или святое место).

Выходим из мечети и едем мимо промышленных предприятий. Слева видим огромный корпус завода "Радиоприбор". Это крупнейший завод в своей отрасли. Мы выезжаем на улицу Тукаевскую, и слева остается знаменитый Казанский медико-инструментальный завод, где делают уникальные медицинские инструменты. Потом мы поворачиваем направо и видим Бурнаевскую мечеть.



Выезжаем на улицу Тукаевскую, и поворачиваем налево. Здесь видим дом, построенный в стиле классического модерна – дом, который старожилы в Казани называют домом Шамиля.



Сегодня здесь находится Музей татарского поэта Габдуллы Тукая.  Далее вслед за трамвайной линией мы поворачиваем налево, и видим восстановленный Дом Апанаевых. Это один из нескольких полностью восстановленных домов в Старо-татарской Слободе.



Отсюда мы выезжаем на улицу Каюма Насыри и останавливаемся около первой каменной мечети Казани - Марждани.



Дом, вытянутый с севера на юг, построен в 1767 году русским архитектором Кафтыревым. Его основные элементы: выступ (михраб), который смотрит на Мекку, и минарет. Мусульмане не называют мечеть храмом, а говорят, «был бы минарет, с которого читают азан, а наша мечеть вся земля». Дом построен в стиле позднего барокко. Сегодня достроено правое крыло, там женский зал. Мусульманские женщины и мужчины молятся отдельно.

В городе в XVIII веке нельзя было строить каменные мечети, а деревянные постоянно горели. В 1767 году Екатерина Великая дала разрешение, чтобы задобрить коренное население. Кроме того, она закрыла контору насильственного крещения и разрешила татарскому купечеству торговать наравне с русскими. Русское духовенство написало Екатерине: «Ты дозволила им ставить мечеть, а они поднимают минарет выше купола православных храмов». На что мудрая императрица ответила: «Я отвела им место на земле, а небо подвластно одному Господу Богу».

Отсюда мы едем к центру, выезжаем к озеру Кабан, и видим большое здание, похожее на причаливший парусник. Это Татарский государственный академический театр имени Г. Камала.



В Казани всего 7 профессиональных театров. Татарский театр всегда считался лучшим тюркоязычным театром в СССР, а теперь и в СНГ. Славу театру принес его художественный руководитель Марсель Салимжанов.

Мы поворачиваем на небольшой отрезок улицы Салимжанова.

Далее едем вдоль озера Кабан. О нем говорил Шаляпин «Я жил на Средиземном море, видел Атлантический океан, но ничто не могло стереть из памяти темных вод Кабана». Мы проезжаем Парк Тысячелетия Казани.



Деревья были посажены всеми почетными гостями Казани, включая Путина. Фонтан открывала Валентина Матвиенко – Петербург помогал Казани отстраивать заново этот район Старой Суконной слободы. Вы видите на воротах парка крылатого дракона – это Зилант, герб нашего города с 1781 года.

Мы едем дальше, и справа открывается вид на еще одну мечеть. Обратите внимание, как по-разному их строили. Она называется Закабанная, или Юбилейная: ее ставили в 20-е годы 20 века в честь 100-летия принятия ислама в Казани.



Мы заворачиваем у здания церкви Сошествия Святого Духа (бывший кукольный театр), где по выходным дням пели на клиросе отец и сын Шаляпины.



А справа мы видим стилизованную деревеньку, место отдыха, любимое казанцами. Она называется «Туган авалым» и переводится как родная деревня.



Отсюда мы поднимаемся по улице Вишневского к Парку Горького.



От парка выезжаем к Арской дороге. Тут в XVIII веке кончался город и начиналась Сибирская застава. Рядом стоит церковь Святой Варвары 18 века (Святая Варвара – покровительница путешествующих).



Недаром ей заказала последний молебен Мария Волконская, оправляясь на каторгу к мужу в Сибирь. Здесь крестили будущего поэта Николая Заболоцкого. Через эту Сибирскую заставу провезли кого в кибитках, кого на телегах в кандалах - и Радищева, и Герцена, и Чернышевского, и декабристов. Настолько было велико представление, что здесь заканчивается цивилизованный мир, дальше – Сибирь, что сердобольный жандарм сказал Чернышевскому: «Давай я сниму с тебя оковы, ведь уже Сибирь, куда ты денешься».

Мы выезжаем на улицу Карла Маркса, это студенческая улица - и справа, и слева расположены вузы. В этих кварталах разворачивались знаменитые события. В XIX веке здесь был плац, на котором наказывали, прогоняя сквозь строй, солдат. И один юноша прогуливаясь по этим улицам увидел страшную картину, как солдата били розгами, и командовал этим тот самый полковник, который только что на балу танцевал мазурку. Об этом случае он рассказал своему брату, будущему великому русскому писателю Льву Толстому. Так родился рассказ "После бала".

Мы проезжаем вузы, Сельскохозяйственной Академии.



Обратите внимание на решетку, это знаменитая чебаксинская ковка, которую раньше называли в Европе казанской ковкой.

Слева находится Казанский химико-технологический институт, именно в здесь родилось российское химико-технологическое образование.



Далее справа стоит памятник в скверике имени Толстого. А слева видно здание с колоннами – это был дом полковника Корейши, на балу у которого и танцевал брат Льва Толстого Сергей. Далее мы проезжаем здание Хореографического училища, и Художественное училище имени Николая Фешина.



Далее мы видим замок, построенный в европейском стиле, сегодня здесь музей Изобразительных искусств.



На этой улице жила Казанская знать и купечество. Справа остается роскошный особняк купца Оконишникова с венецианскими окнами. 

Мы выезжаем на центральную казанскую площадь Свободы. Встаем напротив театра Оперы и балета.



Эта площадь до революции называлась театральной. Здесь стоял театр, про который писали, что в России есть театры столичные, провинциальные, и Казанский. С этой сцены вышли когда-то на большую сцену самые разные артисты, начиная с Щепкина и заканчивая Качаловым. В 1919 году театр пострадал от пожара, на его месте построили новый театр в стиле сталинского классицизма: на фронтоне стоит муза и держит венок, рядом маски трагедии и комедии, пионеры дуют в горн.

Театр славится фестивалями – Шаляпинским (опера) и Нуриевским (балет).

Слева остается бывшее Дворянское собрание. С этого балкона в 1917 году была провозглашена Советская власть, и Казань стала вторым городом после Петербурга, где победила революция. Сегодня это Казанская ратуша.



Справа к ней примыкает Большой концертный зал имени Сайдашева, в котором стоит орган, третий по величине в Европе.



На месте современного здания авиационного института в XIX веке стояли казанская почтовая контора и номера, в которых останавливались путешественники, например, Герцен, который написал известные слова о том, что Казань – город свидания двух миров, западного и восточного.

Отсюда мимо Дома правительства мы подъезжаем к Национальному культурному центру «Казань».



В советские времена здесь располагался музей Ленина. По замыслу архитектора, здание должно вызывать у нас ассоциацию с развернутым на ветру флагом, а стела около НКЦ - символизировать древко. Но в народе комплекс сразу же назвали крематорием.

Сейчас здесь - музей Тысячелетия Казани, галереи и концертный зал. Само место очень известное: когда-то здесь стоял Фёдоровский монастырь, в XVII веке его не стало, за местом закрепилось название Фёдоровский бугр. Сюда однажды пришел разочарованный в жизни Горький и стрелял себе в сердце, но, слава Богу, неудачно. Известны его слова: «Физически я родился в Нижнем Новгороде, а духовно – в Казани».

Рядом находится садик имени Карла Фукса, где стоит памятник выдающемуся этнографу, историку и единственному врачу в Казани, которому доверяли лечить женщин-мусульманок. Во время похорон за ним шла вся Казань - и русская, и татарская.

От Федоровского бугра хорошо виден правый берег Казанки, когда-то там были болота. Сейчас там Ледовый дворец «Татнефть Арена» на 10 000 мест.



Правее – оазис развлечений Ривьера и новый Аквапарк.



Проехать туда можно по новому мосту Миллениум, который нам хорошо виден справа.



Здесь мы развернемся и осмотрим панораму Казанки и поселок нефтяников.

Мы объедем Министерство финансов - бывшую 24 школу, в которой учились Василий Аксенов и София Губайдуллина. Выеедем на улицу Большую Красную, которая с 1579 года известная как место обретения Иконы Казанской божьей матери.



Сейчас она хранится в Крестовоздвиженском соборе, который был построен возле места её обретения.



Здесь восстанавливается Богородицкий мужской монастырь.

Далее мы проедем мимо церкви Параскевы Пятницы.



Развернемся на улицу Карла Марса и доедем до Казанского университета, и оттуда по улице Кремлевской - к Кремлю.

 

Регулярные экскурсии:
Дни и время проведения: пятница, суббота – 14.00
Продолжительность: 3 часа
Стоимость: 400 р. (с человека)
Место начало экскурсии: Кремлевская, 15/25 (офис Туристско-информационного центра г. Казани)

Дни и время проведения: суббота, воскресение – 10.40
Продолжительность: 2 часа 15 минут
Стоимость: 400 р. (с человека)
Место начало экскурсии: гостиница “Татарстан»

Индивидуальные экскурсии:
Дни и время проведения: любые по договоренности
Стоимость:
До 3 человек – 2550 р. (за группу)
До 10 человек – 4000 р. (за группу)
От 11 человек – 400 р. (с человека)
Место начало экскурсии: по договоренности