Главная / Казань тысячелетняя / Экскурсии /
Казань мусульманская

 
Мы находимся на улице Московской, двигаемся по ней до Старо-сенной мечети, сейчас она называется мечеть Нуруллы.

С самого начала она была построена так, чтобы могла вмещать много людей, приезжавших на базар. После революции мечеть Сенного базара была закрыта, башня разобрана. А в 1991 году 28 ноября мечеть открылась снова. Таких мечетей периода XIX века много на территории татарской слободы, и вот сейчас мы с вами пройдем дальше в Забулачье.

Перед нами улица Татарстан, одна из главных магистралей нашего города. Ранее она называлась Евангелистовской. Улица делит Старо-Татарскую слободу на 2 части, которые условно можно назвать северным (Забулачная) и южным (Закабанная) комплексами Старо-татарской слободы. Центром слободы являлась бывшая Екатерининская улица. Свое название она получила от стоявшей здесь приходской церкви великомученицы Екатерины, сейчас улица носит имя: выдающегося татарского народного поэта Г.Тукая.

Застройка Тукаевской имеет ярко выраженный национальный облик. Улица застроена домами крупной и средней буржуазии, фабрикантов и духовенства. Прогуливаясь по этой улице, мы доходим до Юнусовской площади. Своим возникновением эта площадь обязана Екатерине Великой, которая в 1768 утвердила новый план Казани. По плану, в татарской слободе должна была появиться площадь. В русском районе на такой площади непременно возникла бы церковь, либо базар. Но татары не ставили мечетей на площадях. Даже названия площадь не имела. Таким образом, площадь возникла не потому, что у населения татарской слободы была в ней потребность, а в результате осуществления административных начертаний.

К концу XIX в. общественная жизнь татарской слободы активизировалась. Площадь стала местом массовых сходок, собраний, митингов. Эта площадь в августе 1918 г. была опорным пунктом красногвардейцев. Когда же город заняли белочехи, она стала для них местом боя. В последние годы площадь потеряла свое былое значение как место массовых манифестаций забулачной части города. Её территория засажена деревьями (кроме проезжей части) и превращена в сквер.

Старо-татарская слобода была застроена в основном деревянными домами, состояла из крохотных улочек, переулков, возникших из-за непланомерного строительства. Только центральная улица - Захарьевская (ныне Каюма Насыри) была более широкой, богатой и аристократичной. На эту улицу сейчас мы пройдем. Селиться здесь предпочитала вся знать, высшее мусульманское духовенство. Здесь же была построена и первая каменная мечеть в Казани - мечеть Марджани, которую вы видите прямо перед собой на другой стороне улицы.

Это самая древняя казанская мечеть, носящая имя замечательного ученого, выдающегося историка, человека, горячо любившего свой народ, Шигабутдина Марджани, чей портрет хранится в Британской Академии наук среди портретов величайших ученых мира. Дом вытянутый с севера на юг построен в 1767 году русским архитектором Кафтыревым. Его основные элементы: выступ (михраб), который смотрит на Мекку, и минарет. Сегодня достроено правое крыло, там женский зал. Мусульманские женщины и мужчины молятся отдельно.

Отсюда удобно пройти к Азимовской мечти.

Перед нами 51-метровый минарет мечети. Прежде чем зайти внутрь, надо посмотреть на восточную стену мечети. Она нам хорошо видна, красиво декорирована. Азимов был человек просвещенный. Совершая хадж в Мекку, он объездил и ближнюю Азию. И то, что он там увидел, что его поразило, в том числе и архитектурный декор, привез в Казань. Нигде в Казани больше нет таких круглых окон. Это мавританский стиль. А в минарете уже готическое окно, но завершение его в виде цветка тюльпана. Готику часто связывают с мусульманскими строениями. Тюльпан – цветок, который стал тюркским символом. В праздник Навруз степи зацветают тюльпанами. На заборе видна звезда Давида. Таким смешением стилей Азимов хотел подчеркнуть свое кредо, что все религии происходят из одного куста.

Минарет весь был обложен красивейшей метлахской плиткой. В советское время здесь было общежитие, и мечеть была в ужасном состоянии. Когда возвращали верующим мечеть, плитку надо было почистить, а это очень дорогостоящая работа. К сожалению, минарет просто закрасили зеленой краской.

Выходим из мечети и едем мимо промышленных предприятий. Слева видим огромный корпус завода "Радиоприбор". Это крупнейший завод в своей отрасли. Мы выезжаем на улицу Тукаевскую, поворачиваем направо и видим Бурнаевскую мечеть.

Затем снова выезжаем на улицу Тукаевскую и поворачиваем налево. Здесь видим дом, построенный в стиле классического модерна – дом, который старожилы в Казани называют домом Шамиля.

Сегодня здесь находится Музей татарского поэта Габдуллы Тукая.  Далее вслед за трамвайной линией мы поворачиваем налево, и видим восстановленный Дом Апанаевых. Это один из нескольких, полностью восстановленных домов в Старо-татарской Слободе.

Пройдясь по старо-татарским улицам, мы выходим на берег озера Кабан, на Театральную площадь, традиционное место проведения различных праздников, фестивалей - любимое место отдыха горожан и гостей столицы с удобными скамейками, красивыми фонтанами, а также великолепной панорамой озера Кабан. Отсюда мы проезжаем к главной мечети столиц Татарстана, которая находится в Кремле, это мечеть Кул Шариф.