Главная / Казань тысячелетняя / Экскурсии /
Пешеходная прогулка по улице Карла Маркса

 

Улица Карла Маркса - когда-то тихая дворянская улица, сегодня одна из центральных оживленных улиц города Казани, на которой кипит деловая и студенческая жизнь. При этом одна из немногих, хранящих атмосферу прошлых лет, передающих дух старины.

Улица начинается у подножия Кремля, у парка им. Горького переходит в улицу Н.Ершова. Изначально она состояла из двух частей: одна доходила до площади Свободы и называлась Покровской, а вторая часть - Арская, так как по этой дороге можно было выехать в Арск.

По мере застройки улица Арская в XVIII в. разделилась на Воздвиженскую (участок от Кремля до нынешней улицы Красина), Покровскую (от улицы Красина до площади Свободы), Грузинскую (от площади Свободы до нынешней ул.Толстого) и Арская (начиная с ул.Толстого).

Название "Грузинская" происходит от Грузинской церкви, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Сегодня здесь дом №44. С самого своего зарождения улица Карла Маркса становится одной из самых респектабельных из-за своего расположения – в верхней, наиболее удобной части города. Сюда заселяются знатные и богатые жители. Начиная строить роскошные дома и мостить улицы, они заводят здесь особый размеренный уклад жизни.

Прогулявшись по ней, ощущаешь ту атмосферу, которая некогда здесь царила. Многие дома, сохранившие свой первозданный вид, привлекают внимание, будоражат воображение.

В самом начале улицы расположено здание бывшей Первой мужской гимназии, где учились Державин, Аксаков, Лобачевский, Бутлеров, Шишкин, Арбузов. Сегодня это здание КГТУ им. Туполева (КАИ). Как и раньше, здесь бурлит студенческая жизнь, правда, многое изменилось – люди, время, стиль жизни.

Интересна Адмиралтейская контора, созданная в стиле петербургского барокко: на построенных здесь кораблях Петр I ходил в Персидский поход. С XIX века здесь была земская больница, сейчас - кардиологический диспансер. Чуть поодаль, на К. Маркса, 26, расположена лютеранская церковь Святой Екатерины (1863), построенная для общины протестантов в Казани. Строительство лютеранской кирхи в Казани началось в 1767 году. Этот год был знаменателен для немецкой лютеранской общины города посещением его иператрицей Екатериной II и приездом в казанский гарнизон полкового священника-лютеранина.

Лютеранская церковь Святой Екатерины (Sankt-Katharinen-Kirche) была открыта в 1771 году. Эта церковь простояла всего три года: во время штурма Казани Емельяном Пугачевым в июле 1774 года все её деревянные конструкции сгорели вместе с церковным архивом. Однако уже к 1777 году – и снова в камне – церковь была восстановлена на деньги прихожан.

Современное здание построено в 18621865 годах по проекту помощника городского архитектора Льва Казимировича Хрщоновича (который являлся также автором проектов известных в городе зданий Алафузовского театра и Александровского приюта) было возведено новое кирпичное здание церкви в романском стиле с элементами готики (на 250 мест). Проект перестройки церкви – план и фасады – был высочайше утверждён 4 мая 1861 года.

Перестроенную церковь освятили 1 декабря 1863 года. К кирпичному зданию церкви с тремя флигелями прилегал двор с садом. В одном из флигелей находилась школа (устроенная в 1782 году и перестроенная в 1842 году), в другом – квартира пастора, в третьем был устроен пасторат (второй этаж над ним появился в 1864 году). На Арском поле общине принадлежало также лютеранское кладбище с деревянной сторожкой.

Любимая казанцами площадь Свободы - поистине культурно-исторический центр города. Это место пересечения эпох и архитектурных жанров. В далеком 1851 году на площади был построен городской театр. Деревянное сооружение неоднократно страдало от пожаров. В дальнейшем здание претерпевало различные изменения. После пожара в 1919 году театр был разобран.

В 1954 году по проекту скульптора П. Яцино и архитектора А. Гегело на месте театра был установлен памятник В.И. Ленину, затем по проекту архитектора А. Любимова на площади был разбит сквер. Напротив театра до 1871 года существовал пыльный плац для воинских учений. В 1871-72 годах на этом месте был устроен сад, а на участке, обращенном к площади, установлен памятник Державину (ранее памятник находился на территории университета). Так образовался Державинский сад.

Но в 1931 году памятник Державину разрушили. Сегодня и сад, и его название - лишь история. В этой части площади привлекает внимание Татарский академический государственный театр оперы и балета им. Мусы Джалиля (советский неоклассицизм, 1933-1956). Его строительство началось в 1933 году по проекту архитектора Н.Скворцова. Смерть архитектора и отечественная война надолго приостановили строительные  работы. Они возобновились лишь в 1948 году. 

Дворянское собрание – уникальный памятник архитектуры, является украшением площади. Оно построено по проекту петербургского архитектора И.Ефимова в 1852 году. Первоначально проект был составлен М.Коринфским, но он был отклонен. Однако строительство все же поручили ему. М.Коринфский уделил большое внимание внутренней отделке здания. В недалекие советские времена здесь был Дом офицеров. 26 октября 1917 года в этом здании была провозглашена Советская власть в Казани. 

Напротив Дворянского собрания по К.Маркса располагается дом генерала Булыгина, который построен по проекту архитектора А.Ломана в 1850 году. В 1885-93 годах в этом доме размещался шахматный клуб, который неоднократно посещал В.И.Ленин, приезжая в Казань. Мемориальная доска на этом доме так и гласит: "В этом доме в шахматном клубе зимой 1888-1889 года неоднократно бывал Владимир Ильич Ульянов (Ленин)".

На пересечении К.Маркса №64 с улицей Муштари расположено одно из красивейших зданий Казани – дворец Сандецкого, где сейчас расположен Музей изобразительных искусств, в котором сегодня хранятся 10 тысяч произведений искусства, в том числе работы Ф. Рокотова, В. Тропинина, К. Брюллова, И. Крамского, И. Шишкина, И. Репина, В. Серова, И. Левитана, Н. Рериха, В. Кандинского.

Архитектура здания решена в стиле загородных дворцов-особняков. Фасады отделаны пышными лепными украшениями с вкраплением элементов модерна. Это здание – проект архитектора Ф.Амлонга.

 

Напротив дворца стоит здание музыкальной школы. Это деревянное сооружение пережило пять разрушительных городских пожаров и принадлежало поэту Е. Баратынскому. Рядом по адресу К.Маркса №70 - расположилась Художественная школа (1903 год, архитектор К.Мюфке). Архитектура учебного заведения выполнена в модном для того времени стиле – псевдорусский. Темно-красные кирпичные стены и светло-кремовый цоколь делают это здание похожее на терем.

По адресу К.Маркса №67 расположена Варваринская церковь (церковь великомученицы Варвары). Ее стали строить в 1781 году на месте дома казанского вице-губернатора, погибшего в 1774 году в 104 -летнем возрасте от рук пугачевцев.

Храм был перестроен в 1907 году по проекту Федора Малиновского. Церковь привлекает к себе внимание своей нарядностью и тем, что когда-то в хоре этой церкви пел Федор Иванович Шаляпин. Через дорогу виден голубой корпус Высших женских курсов, а наша дорога лежит еще дальше, мимо высокого забора, за которым прячется коттеджный поселок, мимо отеля "Корстон", мимо монумента павшим в Гражданской и Великой отечественной войне.

Современный мир в корне изменил внешний вид улиц Казани и "заставил" жить в соседстве с модернизированными зданиями, однако до сих пор в бесконечной веренице старых особняков витает еле уловимый дух истории.

 
 

Путешествие по улице К.Маркса

Яркой самобытной индивидуальностью обладает Казань. Ныне миллионный город, привольно раскинувшийся на левом берегу великой Волги, издавна оказывает большое воздействие на всех, кто его видел и знает. Гордятся его древностью и красотой жители Казани.

Попробуем и мы прикоснуться к истории, своими глазами увидеть достопримечательности, ощутить особый аромат города. Давно став памятником градостроительного искусства, Казань является своеобразным архитектурно-историческим музеем под открытым небом. И как всякий музей, одаривает людей яркими впечатлениями. Для каждого, кто родился в Казани, жил здесь или просто ненадолго приезжал сюда, наш город навсегда останется частицей его души.

Историческому центру Казани присуща своя атмосфера, располагающая к неспешности, покою, умиротворению. Она порождает желание остановиться, осмотреться, полюбоваться приглянувшимся памятником или просто посидеть в уютном сквере. Архитектура выступает здесь следствием гармонического единства человека и природы, которое подчеркивается особой уютностью и очарованием, присущим старым кварталам Казани.

 Улица Карла Маркса берущая начало от Кремля по мере развития Казани все дальше и дальше убегала вдоль от кремлевских стен, образуя участок одной из наиболее знаменитых магистралей города.

История ул. К.Маркса восходит к ХVI веку. Собственно, до революции это были три улицы, являвшиеся продолжением друг друга. Ближайший к Кремлю участок ул.К.Маркса носил название улицы Воздвиженской, от пересечения с современной улицей Япеева начиналась Покровская улица, а от Театральной площади (пл.Свободы) ее продолжением была Грузинская улица.

В XVI веке неподалеку от кремлёвских стен возникает Глядкова стрелецкая слобода, которая постепенно расширяясь вдоль тракта, ведшего к Кремлю со стороны Арского поля, в XVII веке уже носила название Воздвиженской улицы. Ориентирована она была на круглую юго-восточную Кремлевскую башню, которая в те времена придавала улице своеобразную суровость. Высокая и неприступная, она как бы охраняла покой живущего здесь люда.

Пролегая в стороне от торговых площадей, Воздвиженская улица с самого начала своего существования была тихим уголком Казани. По мере роста города возникает продолжение Воздвиженской – улица Покровская, перенявшая у нее характерные черты облика и тихого неспешного быта.

С XVIII века эти улицы становятся одними из самых респектабельных в городе. Здесь селились наиболее знатные и богатые жители, ценя тишину неторопливый ритм жизни этих улиц. Они возводили просторные каменные дома, окруженные обширными дворами, заботились о благоустройстве. Да и учреждения, располагающиеся здесь, не нарушали покоя – приказ общественного призрения, мужское духовное училище и другие учебные заведения. Даже экипажи, казалось, замедляли ход, чтобы не вспугнуть тишину.

Перед нами дом Е.И.Ремизовой, построенный в первой половине 19 века и перестроенный в 1855 году архитектором Ф.И.Петонди. Двухэтажный дом с подвальным этажом. При последующих владельцах Манасееных был надстроен антресольный этаж. Характерная особенность творчества  Ф.И.Петонди состояла в том, что он всегда, независимо от размера проектируемого объекта, с большим вниманием относился не только к композиционному решению здания, но и к взаимной увязке его с окружающей застройкой и местными природными условиями. Фасады этого дома оформлены в классицистических традициях с элементами модерна. Закругленная угловая часть акцентирована балконом с ажурным кованым модерновым ограждением и пышным обрамлением двери на балкон.

 

Указом Сената от 21 июля 1758 года в Казани была открыта гимназия «для размножения наук». Предназначалась она для дворян и разночинцев «с такими же выгодами, как и в московском университете». Первоначально гимназию разместили в деревянном доме по Арской улице на окраине города. Затем после пожара 1774г., она была переведена в выстроенное  для нее по проекту В.И.Кофтырева небольшое одноэтажное здание на Грузинской улице. В маленьком здании гимназии вскоре стало тесно. Гимназия переезжает на Воскресенскую улицу.  

 Указом Сената от 21 июля 1758 года в Казани была открыта гимназия «для размножения наук». Предназначалась она для дворян и разночинцев «с такими же выгодами, как и в московском университете». Первоначально гимназию разместили в деревянном доме по Арской улице на окраине города. Затем после пожара 1774г., она была переведена в выстроенное  для нее по проекту В.И.Кофтырева небольшое одноэтажное здание на Грузинской улице. В маленьком здании гимназии вскоре стало тесно. Гимназия переезжает на Воскресенскую улицу.

В 1807 году для гимназии приобрели два дома на улице Воздвиженской (ныне ул.К.Маркса). Один из этих домов был отдан под учебный корпус. Для размещения гимназии он оказался мал, потребовалось срочно перестроить этот дом и увеличить его объем почти в два раза. Проект реконструкции здания был выполнен В.А.Смирновым при участии Я.М.Шелковникова. Работая над проектом реконструкции старого здания гимназии с пристройкой к нему новой части, Смирнов и Шелковников старались сохранить без изменений существующий фасад дома. Надстройка третьего этажа над центральной частью прекрасно увязывалась с общим архитектурным обликом здания, а завершение его большим куполом придавало парадность и величественность.

В 1811 году гимназия переехала во вновь отстроенное помещение, но ненадолго. В 1812 году, с началом Отечественной войны, здесь разместили госпиталь, а гимназии пришлось вновь перебраться на Воскресенскую улицу и ютиться в одном доме с университетом. Затем это здание пострадало в большом городском пожаре 1815 года, и только в 1823 году  после восстановления гимназия окончательно переехала на Воздвиженскую улицу.

В наши дни бывшее здание Первой гимназии является частью южного крыла главного корпуса Казанского Государственного Технического Университета, который был построен в 1939 году по проекту архитекторов А.Г.Бикчентаева и В.А.Дубровина, с использованием объема старого здания и его классических архитектурных форм.

До открытия университета гимназия была единственным культурным центром в городе. Здесь устраивались выставки, проводились праздничные литературные вечера и театральные представления. Так, в 1760 году в честь годовщины основания Московского университета в гимназии состоялся первый театральный спектакль: была поставлена пьеса Мольера «Школа мужей», которая имела большой успех. Казанская гимназия внесла значительный вклад в общий подъем русской культуры в провинции. Впоследствии в ней стала получать образование и привилегированная часть татарской молодежи. В 1770 году впервые в России в Казанской гимназии начали преподавать татарский язык для русских и русский язык для татар. Это, безусловно, сыграло большую роль в культурном сближении русского и татарского народов.

В гимназии работали талантливые татарские ученые и учителя: Сагитт Хальфин, его сын Исхак и внук Ибрагим. Профессора университета преподавали в гимназии восточные языки. С 1800 года в гимназии начали издавать книги, а в 1802 году здесь была открыта «Азиатская типография», где печатались также и книги татарских писателей. Эти книги распространялись не только в России, но и в восточных странах, за границей. В Казанской гимназии учились многие выдающиеся деятели культуры и науки: Г.Р.Державин, писатель С.Т.Аксаков, поэт В.И.Панаев, математик Н.И.Лобачевский, великий химик А.М.Бутлеров, известный художник И.И.Шишкин, основатель первого марксистского кружка в Казани Н.Е.Федосеев.

Характерный для Воздвиженской улицы облик носит дом казанского поэта Г.П.Каменева, родоначальника романтизма в русской поэзии (ныне ул.К.Маркса 12). Особый интерес он представляет и потому, что сохранилось подробное описание интерьеров дома и находившегося в нем имущества, дающее представление о домашнем быте казанцев в конце XVIII века.

Гаврила Петрович Каменев родился в Казани в 1772 году в старинной и богатой купеческой семье, торговавшей сукном, рыбой, икрой. Дома Каменевых на улицах Воздвиженской и Воскресенской считались в то время одними из лучших в городе, и по обстановке устройстве быта не отличались от дворянских. В двухэтажном доме Каменевых на ул.Воздвиженской на каждом этаже было по четыре комнаты с каменными сводами и накатным потолком. При доме имелись деревянные службы с двумя погребами, конюшнею. К дому примыкал еще двухэтажный каменный флигель. Когда Гавриле исполнился год, 33-летнего отца его избирают городским головой – должность весьма почетная и сродни нынешней мэрской. Через три года отец Гаврилы Каменева Петр Григорьевич умер. Его земной путь окончился на погосте Кизического монастыря. Сейчас там расположена сосновая роща рядом с Дворцом культуры химиков. Когда Гавриле исполнилось 7 лет, умерла и его мать, Татьяна Ивановна. Его и двух сестер взяла на воспитание родня – купцы Крохины. Через год Гаврила был помещен в лучший казанский пансион Вюльфинга, в котором в свое время воспитывался Державин. Он много читал, хорошо знал французский и немецкий языки. В своих поездках по делам купеческим в Санкт-Петербург и Москву он в первую очередь интересовался книгами, а уж потом – делами торговыми, хотя и был «советником коммерции» и купцом первой гильдии. Произведения Каменева печатались в журналах того времени и имели определенный успех у читающей публики. Прожил Гаврила Петрович Каменев недолго, всего 31 год, и умер в 1803 году первой гильдии купцом, казанским бургомистром и поэтом. Высокую оценку Каменеву дал А.С.Пушкин: «Этот человек достоин был уважения: он первый в России осмелился отступить от классицизма. Мы, русские романтики, должны принести должную дань его памяти: этот человек много бы сделал, ежели бы не умер так рано».  

Своей красотой привлекал взор протяженное здание «адмиралтейской конторы»  (ныне ул. К.Маркса д.17).Выстроенное по проекту первого казанского городского архитектора В.И.Кафтырева (в 1774г.). В углах по главному фасаду стены раскрепованы и рустованы горизонтальными полосами. Окна портика пышно украшены затейливыми наличниками. Мастер на общем фоне барочного оформления фасада в решении отдельных деталей применил элементы классического стиля. Казанское адмиралтейство было поистине грандиозным судостроительным предприятием тех лет, оно вобрало в себя все технические новшества и достижения инженерной мысли. За 112 лет существования, согласно имеющимся документам на воду было спущено: до 400 различных судов. Вопрос об упразднении Казанского адмиралтейства был поднят в конце 20-х годов XIX века ввиду неудобства проводки больших морских судов из Казани до Каспия. Решено было строить суда в Астрахани. В 1829 году Казанское адмиралтейство упразднили. В последствии здесь разместилась земская больница. В ней 12-21 декабря 1887года находился на излечении А.М.Пешков (М.Горький) после попытки самоубийства.

По адресу ул.К.Маркса 23/6 находится так называемый дом чекистов построенный в 1934-1936, архитектор Д.М.Федоров. Пяти этажное здание, имеющее секционную планировку, состоит из семи подъездов. Архитектура выдержана в упрощенных формах неоклассицизма. Цокольный этаж и плоскости пилястр, вытянутых на высоту 4-х этажей, рустованы. Ритм прямоугольных окон разбит чередующимися по каждой секции балконами. Один из памятников жилой советской архитектуры 1930-1940-х гг. Построено под жилье для служащих МВД (старое название дома). В годы Великой Отечественной войны в доме размещались эвакуированные ученые АН СССР.

 

 

Дальше по улице перед нашим взором предстает здание лютеранской церкви Святой Екатерины построенное архитектором Л.К.Хрщонович. Построено в стиле эклектики направления готики. Применены оконные проемы стрельчатой и круглой формы. Фасад симметричен и имеет трехчастное построение с активным выделением центра при помощи трех башен, трех облегченных оконных проемов.

Кирха Святой Екатерины это памятник лютеранской культовой архитектуры второй половины 19 века. Построена на средства немецкой общины в 1870 году. В 1927 году кирха была закрыта. Долгое время здесь располагался клуб им. Менжинского. В 1996 году часть помещений кирхи передана Казанскому городскому немецкому обществу им. Карла Фукса. Малый молельный зал используется по назначению Евангелическо-лютеранской  церковной общиной. Лютеранство в России появилось в первой половине 16 века, когда Великий князь Василий, а затем и царь Иван Грозный стали приглашать иностранцев – ремесленников, торговцев, печатников, аптекарей. В годы Ливонской войны (1558-82) многие военнопленные (немцы и шотландцы) были расселены по российским городам с правом свободного вероисповедания. К этому времени относится и первое упоминание о лютеранской общине в Казани и пастыре Скультете. С открытием в Казани университета в город приехали профессора из Германии – К.Ф.Фукс, И.Ф.Эрдман, Ф.Л.Брейтенбах, Х.М.Френ и другие. В 1816 году казанская лютеранская община избирает своим пастором ординарного профессора университета Ф.М.Томаса, бывшего в свое время пастором в Дерпт.

По адресу ул.К.Маркса 27/11 расположен дом Софьи Тимофеевны Аксаковой, построенный в первой половине 19 века. Первоначально двухэтажный дом с мезонином, в 1848 году со двора сооружены боковые пристрои. С наружной стороны фасад был значительно модернизирован в 1905 году, когда нижний этаж был приспособлен под магазин. Как было сказано выше, дом принадлежал С.Т.Аксаковой – сестре писателя Аксакова, теще А.М. Бутлерова.

Александр Михайлович Бутлеров известный ученый – химик, создатель теории химического строения. В 1844 году он с успехом окончил Казанскую гимназию, а затем поступил в университет. С 1849 году Бутлеров работал на одной из университетских кафедр, где готовился к получению ученого звания. В 1851 году он защитил магистерскую, а в 1854 году докторскую диссертацию. В 1851 году Александр Михайлович женится на дочери Софьи Тимофеевны Аксаковой Надежде, роднясь с одним из первых русских писателей – классиков С.Т.Аксаковым, и переезжает в дом тещи, с которой у него сложились прекрасные отношения. Дом этот стоял на Покровской – части нынешней улицы К.Маркса, - и прожил в нем А.М. Бутлеров ни много ни мало до 1864 года. Этот дом за номером 27/11 цел и по сей день…

По левой стороне улицы дом под номером 31/7 – учебное здание Казанского Технического Университета, удачно вписавшееся в общий архитектурный ансамбль городского центра.  В 19 веке здесь располагалась почтовая контора. Первоначально существовал двухэтажный Г- образный в плане дом в стиле классицизма (1 этаж – рустованные стены, 2-4 – пилястры композитного ордера). В конце 19 века вместо закругленного сделан скошенный угол, на первом этаже которого имеется главный вход. В 1930-е годы дом был надстроен, бывший угловой корпус конторы вошел в общий объем нового здания. В 1957 году была осуществлена полная реконструкция фасадов. Здесь в 1835 году по пути в ссылку останавливался А.И.Герцен.

Герцен Александр Иванович (псевдоним — Искандер) родился в 1812 году, русский революционер, писатель, философ и публицист. Родился в семье богатого помещика И. А. Яковлева. В 1833 Герцен окончил физико-математическое отделение Московского университета. Духовное развитие Герцена протекало под воздействием социального опыта декабристов. В произведениях 30-х гг., обнаруживается стремление осмыслить единство природы и человека, материи и сознания. В университете вокруг Герцена и его друга Н. П. Огарева сложился кружок революционного направления. В июле 1834 вместе с некоторыми др. участниками кружка Герцен был арестован. В апреле 1835 года был выслан в Пермь, оттуда в Вятку, где служил в губернской канцелярии.  

Напротив расположен дом Пермяковых, построенный в конце 19 века. Трехэтажный жилой дом с симметричным решением уличного фасада, с пышным декором растительного характера (период эклектики – последняя четверть 19 – начало 20 века). И элементами барочной архитектуры. Здесь размещалась редакция газеты «Волжский вестник». В настоящее время здесь расположены несколько отделов Национальной библиотеки республики Татарстан.

Перед нами открывается вид на центральную площадь города – площадь Свободы (бывшая Театральная).

В начале 20 века Театральная площадь, имела несколько другой вид. Вся площадь была вымощена булыжником. Стояли деревянные столбы с газовыми фонарями и театральные тумбы с афишами спектаклей. В 1870 году  на площади напротив театра был установлен  памятник нашему знаменитому земляку Гаврииле Романовичу Державину.

Державин Гаврила Романович (1743-1816)- русский поэт. Родился в селе Сокуры, ныне Лаишевский район Республики Татарстан. Учился в первой Казанской гимназии (1758—61). С 1762 г . Державин служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, участвовавшем в дворцовом перевороте, в результате которого на престол взошла Екатерина II. Представитель русского классицизма в поэзии.

Сам  памятник был отлит из бронзы в Санкт-Петербурге и доставлен по Волге. В 1931 году памятник был отправлен на переплавку. Ныне почти на этом месте стоит памятник А.С.Пушкину, а на месте Державинского сада – театр оперы и балета им. М.Джалиля.

В центре площади – памятник В.И.Ленину, построенный в 1954 году, скульптором П.П.Яцыно и архитектором А.И. Гегелло. У основания памятника выстроена трибуна, облицованная темно-коричневыми плитами из шокшинского кварцита.

С другой стороны площади – строго классическое здание Татарского театра оперы и балета имени М.Джалиля. Внутреннее оформление театра построено на удачном сочетании классического стиля и национального орнамента. По бокам здания – памятники А.С.Пушкину и Г.Тукаю – классикам русской и татарской литературы.

Казанский театр считался одним из лучших провинциальных театров России. В нем выступали такие прославленные артисты, как Савина, Стрепетова. Неизгладимое впечатление оказало посещение театра на юного Федора Шаляпина. Сцена была большой и удобной, занавес - настоящее произведение искусства - расписан художником А.Бочаровым на темы пушкинских сказок. Ложи, блистали нарядами и драгоценностями дам, солидная деловая публика заполняла ряды партера, билеты в ярусы раскупались студентами и курсистками. Старый городской театр, сгоревший в 1919 году занимал северную часть нынешней площади. При реконструкции площади, которая началась в предвоенное время, было принято решение новый театр строить южнее - на месте так называемого Державинского сада. Возведение театра оперы и балета началось в середине 30-х годов по проекту архитектора Н.П.Скворцова. Но начавшаяся Великая Отечественная война помешала закончить строительство. С 1948 года работы по сооружению театра возобновляются, но уже по новому проекту, составленному архитектором       И.Г.Гайнутдиновым, который, сохранив предшествующую компоновку здания, полностью переработал архитектурное решение фасадов и интерьеров. По новому проекту строительство здания было закончено в 1956 году. Главный фасад этого торжественного монументального здания решен с применением классических форм - восьмиколонного портика, треугольного фронтона, украшенного скульптурами. 

 Заметно выделяется своим архитектурным решением стильное здание Дворянского собрания. Оно было выстроено в 40-х годах 19 века. Массивное, трехэтажное, с балконом над входным портиком на уровне второго этажа, это здание поражало не столько своим внешним видом, сколько богатым убранством парадной лестницы и бального зала.

      

  Авторство проекта дома принадлежит знаменитому архитектору М.П.Коринфскому. Проект будущего здания Дворянского собрания был выполнен в стиле классицизма. А потому он не мог быть одобрен столичным министерством, поскольку «не соответствовал официальному стилю». Переделать проект, согласно рецензии петербургского министерства, было поручено архитектору Департамента проектов и смет И.П.Ефимову. Архитектура здания была решена Ефимовым в стиле итальянского палаццо, что доказывают его монументальные формы и линии, характерные для зодчества эпохи Возрождения.

 Бывшая Театральная площадь, а ныне площадь Свободы, делит улицу К.Маркса на два участка - от кремлевских стен до площади и от площади до ул. Н.Ершова. В 19 веке второй участок улицы носил название Грузинской. Грузинская улица считалась лучшей в Казани. Дома на ней строились преимущественно каменные, двух-, трехэтажные, с балконами и террасами, обширными дворами.  

В настоящее время по адресу ул.К.Маркса 44 расположен жилой дом, построенный в 1936 году архитектором Н.А.Баталовым.

 Четырехэтажный дом, фасад с отступлением от красной линии улицы. Основные элементы декора - балюстрада, портик из четырех колонн в центре, балконы на боковых частях фасада, рустовка стен. Является одним из ранних образцов советского классицизма. Дом построен на месте снесенной церкви Грузинской Божьей матери.

Церковь Грузинской Богоматери поначалу была деревянной, а то место, где она стояла, носило название Красной слободы на Арской дороге, отмечал в своем «Казанском сборнике…» архиепископ Казанский Никанор, посвятивший много времени церковно-историческим изысканиям. Впоследствии была устроена пятиглавая каменная церковь, однако в опустошительный августовский пожар 1842 года она сгорела. Новая Грузинская церковь, отстроенная после пожара, имела редкий для церквей той поры вид - она была одноглавой. Рядом с церковью была возведена колокольня. Освященная в 1865 году новая Грузинская церковь стала жертвой коммунистического безбожия: она была снесена одной из первых в Казани. 

 Далее  по улице мы видим П.М.Данилова-Емельяновой, построенный в первой половине 19 века, затем достроенный в 1873 году. Двухэтажный дом на высоком цоколе, угловой в плане со скошенным углом. Первый этаж рустован, окна прямоугольные с профилированными наличниками. Между первым и вторым этажами - широкий карниз сложного профиля. Окна второго этажа прямоугольные с широкими наличниками, над оконными перемычками - профилированные простые сандрики. Фриз с небольшими прямоугольными рюшками. Карниз простой. Поздний провинциальный классицизм. В 1946-1973 годах здесь жил композитор Джаудат Файзи (1910-1973).  

               

 Дом №56 построен в 1837 году архитектором Ф.И.Петонди, принадлежал Дротоевскому и Молоткову. Скупой классический декор фасадов оживляется антропоморфной и зооморфной лепниной по деревянной обшивке второго этажа. Самобытный памятник архитектуры классицизма.

 

 ·              Казань первой половины 19 века нельзя представить без построек, возведенных архитектором Ф.И.Петонди, который был автором нового регулярного плана застройки города. Ф.И.Петонди - сын итальянского архитектора, приехавшего в Россию и нашедшего здесь свою второю родину. Первоначально он учился у отца. В 1813 году закончил Экспедицию Московского Кремлевского  строения, которая присвоила Ф.И.Петонди звание архитектора. После окончания учебного заведения он работает в Орле, а в мае 1834 года назначается Казанским губернским архитектором. За время своей многолетней деятельности в Казани он запроектировал большое количество различных зданий. Всего только за два (1838 и 1839) года им были составлены проекты двадцати одного крупного здания.  

Далее перед нами одно из красивейших зданий Казани. Дом командующего Казанским военным округом, построенный в 1906 году архитектором Ф.Р.Амлонгом. Архитектурный ансамбль, состоящий из двухэтажного сложного в плане дома, стоящего в глубине двора, флигеля, находящегося на красной линии улицы и кованой чугунной ограды чебаксинской ковки. Архитектура здания решена по типу загородных дворцов-особняков. Фасад, выходящий в сад, имеет большую террасу-балкон. Со стороны улицы Комлева предусмотрен парадный подъезд. Здание богато декорировано в разных стилях, с преобладанием мотивов рококо и барокко. До октября 1917 года дом служил квартирой командующего войсками Казанским военным округом. В годы советской власти здание использовалось под туберкулезный диспансер. С 1967 года здесь располагается Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

 

 

 ·              Сандецкий Александр Генрихович (1851-1918) - генерал - майор. В октябре 1904 года принял командование Казанским военным округом. В 1910 году был произведен в генералы от инфантерии. Войсками Казанского округа А.Сандецкий командовал не очень долго - он был переведен в Петербург, где состоял членом Совета Военного министерства. Назначенный вскоре командующим Московским военным округом, он был переведен на ту же должность в Казань (1915-1917). Стремление к строгому воинскому порядку порой переходило у Сандецкого в жестокость и самодурство. В мае - ноябре 1917 года находился под арестом.  

В 30-е годы 20 века в Казани создаются новые высшие учебные заведения. Поэтому возводят много учебных зданий и студенческих общежитий.

В 1936 году  по улице К.Маркса 68, было завершено строительство нового корпуса химико-технологического института - по проекту архитекторов Г.С.Гурьева-Гуревича и И.Г.Гайнутдинова. Большое четрехэтажное здание с полукруглым фасадом, обрамленным массивными колоннами. Это было первое в Казани здание, выстроенное с учетом специфики учебного процесса.

Здесь разместились не только лекционные аудитории, но и необходимые для проведения практических занятий и научно-исследовательских работ лаборатории и практические мастерские. Консультации проектировщикам по планировке учебного корпуса давал А.Е.Арбузов. Он часто приходил на строительную площадку, следил за ходом работ и требовал высокого качества их выполнения. Архитектура этого здания отличается подкупающей выразительной прорисовкой деталей.

Арбузов Александр Ерминингельдович (1877-1968) родился в селе Арбузово-Баран Казанской губернии. Советский химик-органик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда. В 1900 году окончил Казанский университет, в 1911—30 годах  профессор там же. С 1930 г . профессор Казанского химико-технологического института. В 1945—63 годах председатель Казанского филиала АН СССР. В магистерской диссертации «О строении фосфористой кислоты и её производных»  Арбузов установил строение этой кислоты и её эфиров и открыл перегруппировку средних эфиров той же кислоты, получившую наименование Арбузова реакции и являющуюся одним из важнейших методов синтеза фосфорорганических соединений.

 

Здание Казанской художественной школы со времени своего возведения стало одним из украшений улицы, оно было построено в 1901-1903 годах по проекту архитектора К.Л.Мюфке в традициях романтического модерна неорусского направления. Трехэтажное кирпичное здание специального учебного заведения с классами и художественными мастерскими. Парадный вход в центральной части, в виде двухколонного выступающего портика с высоким пьедесталом. На крыше по оси входа - световой шлемовидный фонарь на декоративной кирпичной надстройке. Темно - красные стены верхних этажей в сочетании со светло- кремовой окраской подвального этажа и архитектурных деталей придают облик русского терема. Сама школа, основанная в 1895 году под ведением Петербургской Академии художеств, готовила художников-преподавателей для средних учебных заведений. При школе действовали воскресные бесплатные рисовальные классы, музей, библиотека. Среди ее преподавателей - Н.Белькович, Г.Медведев, П.Беньков, Н.Фешин. По прямому назначению здание использовалось до 1926 года. С 1941 года здесь размещается второй учебный корпус Казанского технического университета.

Фешин Николай Иванович (1881-1955) - русский живописец, график. В 1916 году получил звание действительного члена Петербургской академии художеств. С 1908-го года по 1923 годы преподавал в Казанской художественной школе. В 1923 году эмигрировал в США. В 1976 году, согласно завещанию, прах художника при активном участии его дочери был перезахоронен на Арском кладбище в Казани.

В 1908 году по улице Грузинской было построено здание коммерческого училища (ныне главное здание Государственной сельскохозяйственной академии). Коммерческое училище было основано в январе 1905 года. Первоначально училище размещалось в одном из домов купца Л.В.Кекина. Вскоре совет коммерческого училища обратился к Петербургскому обществу архитекторов с предложением провести конкурс на лучший проект здания училища. Среди конкурсных проектов был отобран один под девизом «Царство Казанское» известного столичного архитектора, признанного мастера северного модерна Н.Васильева. По проекту Н.Васильева коммерческое училище представляло собой эффектное здание на высоком цоколе. Его отличали ребристые купола. На строгом фоне стен выделялись окна в восточном вкусе. Однако долгая волокита с получением разрешения на строительство и отсутствие в Казани подрядчика, способного возвести столь незаурядное сооружение, привели к тому, что проект остался неосуществленным. Поэтому здание училища было построено по проекту архитектора Д.В.Розова инженером П.П.Голышевым. В оформление фасада использовались элементы архитектуры разных стилей, но по своему образному звучанию они представляют самобытное произведение. Фасад богато декорирован разнообразной рустовкой, наличниками окон, пилястрами, а также лепным орнаментом. Памятник архитектуры стилизаторства с преобладанием классических форм, выполненный на высоком художественном уровне.

Училище было отменно оборудовано. Так, для преподавания химии были предусмотрены: химическая аудитория, кабинет преподавателя, отдельные лаборатории качественного и количественного анализа, весовая, дистилляторная и сероводородная. Столовые были на каждом этаже, кухня и буфет - на втором, там же была оранжерея, пятью окнами выходившая на улицу прямо над входом в здание. Кроме химической, в училище были товарная, фотографическая и физическая лаборатории. В училище были две библиотеки - фундаментальная и ученическая.

 Здание сельскохозяйственной академии находиться напротив здания Казанского промышленного училища (в настоящее время корпус «Б» Казанского Государственного Технологического Университета).

 В училище готовили мастеров-практиков, и учебные классы были оснащены полузаводским и заводским оборудованием для производства соды, сульфата-натрия, соляной кислоты, мыловарения и клееварения. С 1919 года Казанское промышленное училище преобразовано в политехнический институт, с 1930 года в Казанский химико-технологический институт. Здание бывшего механико-промышленного училища выполнено в формах производственной, фабрично-заводской архитектуры, получившей распространение с 90-х годов 19 века. Сложный в плане комплекс из двух зданий: трехэтажного и двухэтажного, соединенных переходами. В эклектичном фасаде преобладают мотивы древнерусской кирпичной архитектуры. Здание расположено с некоторым отступом от красной линии улицы, и пространство между тротуаром и фасадом занято нешироким сквером. Сейчас в этом сквере стоит памятник С.М.Кирову (ученику этого училища).

Сергей Миронович Киров (1886-1934)(настоящая фамилия Костриков) деятель Коммунистической партии и Советского государства. Член Коммунистической партии с 1904 г . Рано лишившись родителей, Киров с семи лет был помещен в приют. В 1897—1901 учился в Уржумском городском училище, затем в Казанском механико-техническом училище, которое окончил в 1904году. Будущий революционер и участник трех русских революций начинал с тиражирования прокламаций на собранном в мастерской училища печатном станке. Осенью того же года Киров переехал в Томск, где работал чертёжником в городской управе.

В 1911 - 1923 годах здесь жила М.В.Нечкина - историк, академик АН СССР.  

Нечкина Милица Васильевна (1901-1985) - советский историк, академик Академии Наук СССР(1958). Окончила историко-филологический факультет Казанского университета в 1921году. Основные труды по истории русского революционного движения и общественной мысли 19 века, разработке общей концепции русского исторического процесса, историографии и методологии истории. Нечкиной принадлежат работы по истории движения декабристов: «Общество соединённых славян», «А. С. Грибоедов и декабристы», «Восстание 14 декабря 1825 г .», «Движение декабристов».

Пройдитесь по улице Карла Маркса, и, если вы умеете слушать, она расскажет вам о многом…