Главная / Казань тысячелетняя / Экскурсии /
Музыкально-театральная Казань
 

Мы стоим на площади Свободы. Перед нами Оперный театр.

Cлева Большой концертный зал. Но прежде, чем зайти в фойе театра, послушаем историю театра и музыки в Казани.

Театрам в Казани положила начало Архиерейская школа, которая была при Федоровском монастыре, на месте сегодняшнего Национального культурного центра. В 1728 году ученики школы начали давать спектакли по библейским сюжетам. Эту эстафету продолжили учащиеся первой казанской мужской гимназии. Там в 1760 году директор гимназии Верёвкин создал театральный коллектив. В его постановках иногда принимали участие и светские люди Казани, любители театра. В 1767 году школьный гимназический спектакль, по случаю пребывания в Казани, с большим удовольствием посмотрела Екатерина Великая. В 1791 году в Казани был Павел Первый, и ему давали представление в Губернаторском дворце. Представление давал помещик П.Есипов с дворовыми артистами.

Тогда возник разговор о профессиональном театре. Обратились за разрешением в столицу, и в 1791 году официально был открыт городской театр. В 1802-1804 гг. Есипов построил деревянный театр на месте сегодняшнего Оперного. Театр просуществовал 10 лет, после смерти Есипова театр разобрали, а спектакли труппа давала в частных особняках. В 1833 году за театр взялся город, новое здание возводили на месте сегодняшней площади Свободы. Театр возник как антрепризный.

Театр часто горел, и его постоянно обновляли, пока не построили каменный, хорошо оснащенный. Говорят, он уступал из провинциальных только Одесскому и Варшавскому театрам.

В газетах писали, что в есть театр столичный, есть провинциальный, а есть – Казанский. Это с его сцены шагнули на столичную сцену многие корифеи русского театра. В частности в 1836 году великий Щепкин в Казани поставил полную редакцию «Ревизора» и играл городничего.

Собирателем русской сцены называли в Казани антрепренера П.М.Медведева, который в 1867 году взял театральное дело в Казани в свои руки. 26 августа 1874 года в Казанском театре впервые полностью давали оперу Глинки Иван Сусанин.

Это здание существовало до 1919 года, пока очередной пожар не уничтожил его почти полностью.

В 20-х годах на базе городского театра постепенно вырастает два театра – драматический и оперный. Началом оперного считается 1874 год, когда в Казани поставили «Жизнь за царя».

В начале века театральная жизнь кипела. Драму ставили в Новом клубе для работников госучреждений – сегодняшнем Тинчуринском театре. На улице Баумана возник Театр миниатюр, в Заречье - Алафузовский театр. В 1913 году кинотеатр Розенберга был перестроен под театральное здание – сегодня там находится Театр имени Качалова.

Театр городской драмы переезжает на Баумана, а в Новом клубе ставит оперы Казанское музыкальное общество любителей оперы. Напротив, в Панаевском саду, Серебреников ставит здание театра с вращающейся сценой и электрическим освещением, где играют любительские спектакли. По-видимому, там обществом любителей музыки была поставлена опера Чайковского «Евгений Онегин», в хоре пели церковные певчие – и вот тогда на этой сцене впервые появляется Фёдор Шаляпин. Его выделяют, и дают ему роль Зарецкого (секунданта на дуэли).

История татарского театрального искусства началась с организации первой татарской театральной труппы в Казани. Таковой являлась труппа «Сайяр», которой руководил Габдулла Кариев. В то время на сцене играли только мужчины. Одной из первых женщин, осмелившейся нарушить законы шариата и выйти на театральные подмостки, была актриса Сагибджамал Гиззатуллина-Волжская, которую поэт Габдулла Тукай назвал «солнцем татарской сцены». Это вызвало в Казани взрыв эмоций. Женщина, которая не должна была обнажать свое лицо, вдруг оказалась на сцене. Возник протест среди мусульманского духовенства, 12 мулл подписали письмо-жалобу и татарский театр в Казани был закрыт до 1920 года.

До 1917 года театр не имел своего помещения и не финансировался государством. Спектакли «Сайяра» проходили первоначально в здании купеческого клуба «Шарык», куда съезжалась вся прогрессивная молодежь и интеллигенция города. Это, обратите внимание, небольшое трехэтажное каменное здание, оформленное пилястрами, в 1920 году театру было отведено здание на улице Горького, а уже 1986-году было отстроено новое здание уже на улице Татарстан. Он носит имя Галиаскара Камала — классика татарской драматургии. Он был организатором, драматургом и актером. 22 декабря 1906 года Камал осуществил первую постановку пьесы «Кызганыч бала» (Жалкое дитя).

В 1939 году наши казанцы закончили студию при Большом театре, в том числе и Муса Джалиль, заведующий литературной частью. В это время было заложено здание современного Оперного театра. Один день здесь играли татарскую драму, другой день давали оперу. Русский театр переехал на Баумана в здание современного Качаловского. В Оперном впервые прошла опера «Фауст» на татарском языке, была поставлена опера Жиганова «Беглец». Начал жить и балет. Из Москвы приехал балетмейстер Тагиров, и танцовщик Ахтямов, прошедший практику при Большом театре. Начали создаваться балетные труппы. Фарид Яруллин создал национальный балет «Шурале».

В 1956 году закончилось строительство нового здания Оперного театра. Его сцену открыли оперой Жиганова «Алтынчеч». Первыми зрителями стали строители театра.

В 1986 году построили новое здание для Татарского академического театра имени Г.Камала. В старом здании остался передвижной театр, который затем стал театром татарской комедии, и носил имя своего создателя Карима Тинчурина.

Сегодня в Казани существует 7 театров. На улице Татарстан - Татарский государственный академический театр имени Г.Камала.

В здании Нового клуба, где начинал жизнь Тинчуринский театр, сегодня играет труппа русского ТЮЗа. В здании Народного театра, который создал в 1900 году промышленник Алафузов, в Кировском районе, находится татарский ТЮЗ.

На Баумана в здании бывшего кинотеатра Розенберга – Большой драматический театр имени Качалова.

Татарские спектакли идут в театре Тинчурина, детские спектакли в Кукольном театре.

Обратите внимание на здание Большого концертного зала. В 1967 году было завершено его строительство, открытие способствовало значительной активизации не только творческой деятельности вуза, но и всей музыкальной жизни Казани. Первым ректором консерватории был Назиб Жиганов, замечательный композитор, педагог и общественный деятель. Мы следуем мимо Казанской Ратуши по улице Карла Маркса. В Казанской Ратуше некогда была великолепная акустика. Здесь казанцы, начиная с лет войны, услышали всех исполнителей России. Многие были сюда эвакуированы, многие приезжали, Казань была городом московских гастролеров.

Доходим до угла с улицей Жуковского. Здесь на доме видим мемориальную доску Джаудату Файзи. Это татарского композитор, автор первой татарской музыкальной комедии «Башмачки». Затем мы поворачиваем на улицу Жуковского. Здесь стоит более 100 лет Музыкальное училище, носит имя Ауходеева, его многолетнего директора.

По улице Галактионова спускаемся вниз к Ленинскому саду, бывшему Николаевскому скверу, который некогда пестрел каруселями, горками, балаганами. В балагане Яшки Мамонова сто двадцать тому назад, сбежав из дома через окно, увидел представление и «заболел» театром юный Федя Шаляпин.