Казань тысячелетняя / Казань в достопримечательностях /
Казанское адмиралтейство Высочайшим Указом

 

От вокзала отходит электричка, стуча колесами, подъезжает к платформе «Адмиралтейская слобода». Вряд ли большинство пассажиров, да и казанцев вообще догадываются, с чем связано это необыкновенное название. А ведь город наш по праву может гордиться вкладом своим в становление российского флота.

Казань расположена в Среднем Поволжье, на берегах важнейшей водной артерии Восточной Европы. С незапамятных времен наши реки славились своими судами, строились которые на их берегах. В начале первого тысячелетия края эти населяли угро-финские народности, большие поселения которых находились по берегам Волги, Камы, Оки и других больших рек, по которым плавали они на долбленых челноках больших и маленьких, занимались рыбной ловлей, торговали с соседями, а бывало, умели защитить себя от врагов.

 Во второй половине первого тысячелетия на Средней Волге появляются булгары, они заселяют обширную территорию, переходят к оседлой жизни, в устье Камы строят город Булгар, создают свое государство - Волжскую Булгарию. Появляются и другие города, кипит торговля, развиваются ремесла, расцветает культура. В самом устье Камы строится верфь, спускаются на воду первые большие суда и плывут вниз по Итиль-реке до города Белоозеро и дальше до самого Каспия. Исторических документов того времени не так-то уж много, но в арабских рукописях имеются свидетельства о больших парусных булгарских судах, плавающих по Волге Каме и Шексне с товарами и что арабским купцам не раз приходилось пользоваться их услугами. Отмечается, что на весь путь от города Булгар, то есть от устья Камы до Каспия, длиною 1165 верст вниз по течению уходило всего 22 дня, на обратный же путь вверх по течению требовалось до трех месяцев. С падением государства Булгарского преемником традиций судостроения становится Казанское ханство, которое являлось полновластным хозяином всего этого края. Имеются исторические свидетельства о высокоразвитом судостроительном деле в Казани. Край этот всегда славился обилием лесов, да и мастеров (плотников, пильщиков, кузнецов), перебравшихся из Булгара, среди казанцев было предостаточно.

Память о судах, построенных в ханской Казани долго еще сохранялась в явно татарских названиях типов судов пабусы, кербати, мишани, бафти, каваки, карбасы (последние ходили вплоть до сильных морозов, ломая своим корпусом тонкий лед). Благодаря могучему флоту Казанское ханство вело богатую торговлю со многими странами, в военный флот обеспечивал безопасность торговых караванов на Волге, Каме и других реках. Казань была крупнейшим торговым центром всего Поволжья. Недаром главной на Волге была Казанская ярмарка, куда весной в половодье спешили суда многих стран, она явилась предшественницей знаменитой Макарьевской ярмарки под Нижним Новгородом. Казань сохраняла главенствующую роль в Среднем Поволжье вплоть до середины XVI века до покорения ханства и присоединения его к Русской державе. Воеводам царя Ивана досталось много торговых и военных судов, которые использовались русскими войсками для умиротворения края. В конце XVI века в Казани создается «летняя плавная служба», совершавшая регулярные плавания по Волге, Каме, Вятке, с хорошо вооруженными пружинами, в обязанности которых входило наблюдение за порядком во вновь присоединенных землях. Что касается судостроения, то после покорения Казани, сожженные верфи были быстро отстроены заново, и строительство судов закипело с новой силой. Корабли строили, видимо, все те же татарские мастера.

С конца XVI века судостроение в Казани становится делом царским, казенным. Теперь казанские корабелы строили военные суда по правительственным заказам, а торговые - по частным. В архивах Морского министерства сохранились записи тех лет: «В 1589 году из Казани отпускаются в Астрахань и на переволоку суда для лесной возки груженные лесом, и царского дела». В 1638 году в Казани приделывают «казанскую подделку» мачты и такелаж судам коломенским следовавшим из Москвы в Елабугу. В 1663 году в Казань выписываются из Н.Новгорода необходимые для судостроения материалы. Близ Казани ведется разработка корабельных лесов и других принадлежностей, причем работы эти ведутся под строгим наблюдением, что видно из царского наказа 1697 года, в котором вновь назначенным в Казань

Воеводам предписывается «Стругов и всяких припасов, как снастей и лесов без указу Великого Государя и без его грамот не делать». Рекомендуется лес рубить не подряд, а выбирая подходящие деревья и при порубке сажать новые. Близ Казани шумят листвой дубовые рощи, специально посаженные для корабельных нужд. По царскому указу с Волги за Каму переселяется множество чуваш, а их пахотные земли высаживают желудями - для прорастания корабельных лесов. Казанские судовые мастера известны были уже на всю Россию. Во время войны со шведами были приняты меры к созданию флота Балтийского, и в только что отстроенный Санкт-Петербург государственным указом выписываются из Воронежа матросы, а из Казани - корабельные плотники. Из старых дел Морского министерства известно, что с начала XVIII века, еще до основания в Казани адмиралтейства здесь постоянно строились большие парусные суда для Балтийского и Азовскою морей.

Те же источники сообщают, что в 1703 году были изданы указы о закупке и поставке в Казань кораблестроительных припасов. По свидетельству путешествующего по Волге в 1703 году Э. Буриана, его глазам предстала верфь, находящаяся в шести-семи верстах от города Казани на стапелях которой он застал до сорока строящихся судов. А в 1706 году сюда направляется командор с офицерами и матросами. От 1710 года в архивах сохранилось целое дело о проводе в С.-Петербург морских судов в числе пяти кораблей: «Орел», «Солнце», «Полумесяц», «Северная звезда» и «Город Казань», построенных в Казани. В том же году было спущено 8 судов, построенных там же для Азовского моря. В 1712 году из Казани были отправлены в С.-Петербург каты - довольно крупные морские товарные суда, принимающие до 700 тонн. Тогда же в Казань прислан был буерный мастер, заложивший целую флотилию из ста судов этого типа. В 1716 году повелено было заложить в Казани 10 - 15 тялок для ходу на море. Из всего этого видно, что еще в начале XVIII века Казань была крупным судостроительным центром по строительству не только речных, но и морских судов государства Российского.

Император Петр Великий, задумав поход в Персию, прекрасно понимал, что начать его невозможно без сильного военного флота на Каспийском море. Петр не любил откладывать задуманных дел, и потому в 1718 году высочайшим указом повелено было учредить в Казани адмиралтейство. Все заботы по его созданию возложены были на имевшего большой опыт в корабельном деле Н.А Кудрявцева, ставшего к тому времени вице-губернатором. Адмиралтейство строиться должно было по последнему слову технических достижений того времени. Место выбрано было на пустынной пашенной земле Зилантова Успенского монастыря, поле заканчивалось татарским селом Бишбалта («пять топоров») в котором видимо еще со времен татарской Казани проживали потомственные мастера корабелы. В селе было две мечети. Как следует из описания: «в поле на пространстве в 4510 кв сажень закипели работы по строительству зданий.

Поставлено было 7 эллингов для строительства кораблей, корпуса материальных и провиантных складов. Лесные сараи, казармы чертежная зала длиной 24 и шириной 8 сажень, на полу которой чертились планы кораблей, двухэтажный шлюпочный сарай на втором этаже, которого выделывались веревки и тонкие канаты большой сарай для хранения мореных досок. В трех флигелях разместились 6 мастерских: столярная, купорная, блоковая, парусная и две такелажные. Два кирпичных экипажных магазина для хранения боеприпасов. Большая кузница на 20 горнов для ковки больших якорей и другой амуниции из железа. Флигель, для изготовления фонарей. Флигель бранд-сбойтовый (видимо, противопожарный). Здание канцелярии экипажного департамента, дома караульного офицера и советника, корабельная канцелярия. Все здания располагались в огромном квадрате, огороженном забором, над воротами башня с колоколом, ударами в который ежедневно оповещалось о начале и конце работы. С восточной стороны территория отделялась обводным каналом, это был глубокий ров, вырытый от реки Казанки и, обогнув адмиралтейство, впадавший в ту же реку значительно ниже. От рва отходили закрытые водоемы для засолки (морения) корабельного леса, идущего на обшивку подводной части корпуса судов, весь процесс морения занимал до двух лет». (Ров засыпан был в конце XIX века, и о нем напоминает только неглубокий овражек в Саду рыбака).

При адмиралтействе работало несколько «пильных мельниц», то есть лесопилок, механизмы которых приводились в движение ветряными мельницами. При адмиралтействе организован морской госпиталь, для того времени обставлен он был блестяще: отделения для разных болезней, аптека для приготовления лекарств, водолечебница с ваннами. Перед госпиталем большой огород для выращивания целебных трав, растений и овощей для госпиталя. Лечились в госпитале кораблестроители, солдаты, матросы. (На месте госпиталя и до сих пор находится больница). За пределами рва с восточной стороны быстро разрасталась слободка с русским населением, вскоре она слилась с татарским селом Бишбалта, образовав большую Адмиралтейскую слободу.

Главное управление адмиралтейства, во главе которого стоял капитан-командор, находилось в самом городе, недалеко от Казанского монастыря, на том месте, где позднее разместилась земская больница (теперь там кардиологический центр, ул. Карла Маркса, 17).

Едва успели закончить строительство основных служб, как работа молодого адмиралтейства забила ключом, и уже через несколько лет на водах Каспия развевались вымпелы пятнадцати судов казанской постройки, на одном из которых «Принцессе Анне» - во время персидской войны, 18 июля 1722 года, впервые в истории русского флота был поднят генерал-адмиральский флаг.

Спуск судов со стапелей Казанского адмиралтейства производился раз в году - во время весеннего половодья, в первой половине мая. Событие это всегда было торжественным, с музыкой, гуляниями, фейерверком.

1722 год для нашего города был особенно выдающимся: 27 мая в Казань во главе целой флотилии по Волге прибыл император Петр Великий. Казанцы встретили высокого гостя пальбой из пушек и колокольным звоном. Не теряя времени, Петр приступил к осмотру города и его достопримечательностей. Осмотрел промышленные заведения, не оставив без внимания и адмиралтейство, которое было одной из главных его забот. Осматривая, вникая во все мелочи, проверил заготовленный корабельный лес, лично проверил все отчетные бумаги и ведомости. Положением дел остался доволен, сделал ряд деловых распоряжений. 30 мая император отпраздновал в Казани свое пятидесятилетие, пробыв в городе 12 дней, отплыл в Астрахань.

Казанское адмиралтейство было поистине грандиозным судостроительным предприятием тех лет, оно вобрало в себя все технические новшества и достижения инженерной мысли передовых кораблестроительных стран: Голландии, Дании, Англии. За 112 лет существования, согласно имеющимся документам, на воду было спущено: 7 больших бомбардирных кораблей, 12 фрегатов, 1 корвет, 5 бригов, 12 палубных ботв, 2 бригантины, 1 тендер, 12 галиотов, 4 люгера, 1 большой транспорт, 11 обыкновенных транспортов, 10 гетботов. 7 кугоров, 4 эмбенских бота, 8 военных полов, 2 канонерские лодки, 46 военных гардкотов и огромное множество других более мелких судов. Всего до четырехсот.

В конце XVI века работы шли еще в полную силу. На территорию адмиралтейства из города перенесен был пумповый завод, который был выстроен заново на берегу Казанки. Завод выпускал юфть и пумповую кожу, из которой выделывались манжеты для насосов строящихся кораблей. Завод снабжал не только Казанское адмиралтейство, но и отсылал товар свой в Астрахань, С.-Петербург, Архангельск. (Кожевенно-сырьевой завод действует и поныне на том же месте).

Вопрос об упразднении Казанского адмиралтейства был поднят в конце двадцатых годов XIX века ввиду неудобства проводки больших морских судов из Казани до Каспия. Решено было строить суда в Астрахани. В1829 году Казанское адмиралтейство было упразднено, в Казани осталось только правление корабельных лесов, которыми изобиловала Казанская губерния. Город наш стоит далеко от морей, но в историю российского флота казанские корабелы внесли весомый вклад, ведь чуть не половина кораблей российского флота того времени была построена и спущена на воду в Казани. Традиции кораблестроения продолжаются и в наши дни, их с достоинством несут корабелы Зеленодольска. Отмечая трехсотлетие российского флота: необходимо украсить наш город памятником казанским корабелам, для начала хотя бы установить в Саду рыбака мемориальную доску.

 

Источник: сайт "Старая Казань"