Собор Богоявления Господня с колокольней

 

Богоявленский собор с колокольней находится на пешеходной улице Баумана, в центре Казани. Прежде улица называлась Большой Проломной. На этом места в 17 веке был построен деревянный храм во имя Богоявления Господня.

В 1731-1756 годы была построена каменная Богоявленская церковь с шатровой колокольней на средства купцов Ивана Афанасьевича Михляева и Сергея Александровича Чернова. В 1741 году церковь сильно пострадала от пожара, уцелели только стены. Окончательной датой постройки церкви считают 1756 год. Тогда же к Богоявленской церкви была пристроена трапезная, которая увеличила ее объем почти в два раза. Церковь была построена в стиле русского барокко.

В 18 веке образовался архитектурный комплекс Богоявленской церкви. В него вошли здания самой Богоявленской церкви, невысокая шатровая колокольня, церковь во имя Андрея Первозванного (зимняя, отапливаемая церковь, находившаяся с северной стороны храма) и дом причта (построенный в конце 18 века) и еще один дом, принадлежавший церкви, с фасадом, выходившим на улицу Большую Проломную (ныне на этом месте воздвигнут памятник Ф.И. Шаляпину). Позже,

В 1892 году скончался купец первой гильдии, почетный гражданин Казани, заместитель директора Казанского городского общественного банка И.С. Кривоносов. Он завещал Богоявленской церкви 35 тысяч рублей, 25 тысяч из которых должны пойти на постройку новой колокольни.

В 1893 году был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект Богоявленской колокольни. До сих пор авторство проекта является спорным вопросом. Чертеж колокольни с авторской подписью не сохранился. Авторство приписывается и Генриху Рушу, и Михаилу Михайлову.

В 1893 – 1897 годах, рядом с Богоявленской церковью была возведена новая колокольня, высотой 74 метра. Колокольня была построена в псевдо-русском стиле. Согласно историческим записям, на строительство ушло около двух миллионов штук кирпича. Это самая высокая колокольня в Казани и на Волге. Колокольня стала самостоятельным архитектурным памятником и получила большую известность, чем Богоявленский храм. Новая колокольня стала самостоятельным архитектурным памятником.

В Колокольне Богоявленской церкви, на первом этаже располагалось небольшое помещение для собеседования со старообрядцами и торговая лавка. На втором этаже находился храм в честь Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи.

Стилистика декора строится на сочетании модернизированных русских мотивов с геометрическими формами 19-20 веков. Детали декора мастерски сложены из лекального красного кирпича. В архитектуре колокольни используются арочные проемы с сандриками, кокошники в верхних ярусах, полуколонки с перехлестом по ребрам восьмериков. По изысканности и богатству кирпичного декора колокольня превзошла Богоявленский собор. Ее высота составляет 74 метра. Великолепная композиция и искусно выложенный декор сделали Колокольню Богоявленской церкви одним из символов Казани. В 1997 году была проведена реставрация колокольни.

Колокольня является высочайшей из всех старинных сооружений Казани и играет большую роль в панораме города. В Казани и на Волге больше не построено колокольни такой высоты.

До революции 1917 года, приход Богоявленского храма был очень большой для Казани и состоял из прихожан различных сословий. В него входили не только простые жители города, но и крупные промышленники, предприниматели и аристократы. 

С 1920 по 1935 год Богоявленский храм был городским кафедральным собором. В 1930 году церковь Андрея Первозванного была снесена. На ее месте расположили городской зоопарк, а в пятидесятые годы построили жилой дом.

В 1935 году Богоявленский храм был закрыт. Здание главного храма было превращено в склад, а в помещениях колокольни расположили оптическую мастерскую и торговые отделы. В 1950-х годах Богоявленскую церковь отдали Казанскому Государственному Университету для устройства в ней спортивного зала. Здание церкви было сильно испорчено ремонтом: заштукатурены все детали декора, главы церкви разрушены.

В 1960 году Богоявленская колокольня получила статус памятника архитектуры. В 1973 году колокольню отремонтировали. В 1995 году Богоявленский собор стал считаться памятником архитектуры, памятником культурно-исторического наследия общероссийского значения. Он включен в федеральный Перечень объектов исторического наследия.

В 1996-1997 годах Богоявленский собор возвращен Русской православной церкви. Ныне в храме ежедневно проходит богослужение.

Колокольней Богоявленской церкви, или просто «башней Богоявления», любуется вся Казань: верующие и неверующие, православные и мусульмане. Именно ее едва ли не в первую очередь – наравне с башней Сююмбеки, - запоминают все приезжающие в наш город гости. Она стала одним из символов Казани и самым главным украшением улицы Баумана (бывшей Большой Проломной). Она – высочайшая из всех старинных построек города: 63 м. Для сравнения: башня Сююмбеки – 59, Петропавловский собор – 52, а Спасская башня – 47 м. В городе и на Волге нет больше ни одной колокольни такой высоты. И уж тем более, нет равных ей по богатству кирпичного «узорочья».

Это тот редкий случай, когда колокольня стала гораздо более знаменитой, чем сама церковь. Так же, например, Пизанскую башню знают на Земле все, а собор, при котором ее построили, - лишь специалисты по итальянской архитектуре. Бывают такие курьезы…

Богоявленский собор Казани, который почти втрое старше, чем знаменитая колокольня при нем, в советское время – без куполов, - был вообще малозаметен. Он спрятался во дворе, приземистый, с заплесневелыми и даже обомшелыми белокаменными стенами. Все последние годы перед возрождением на нем красовалась чья-то самодельная надпись: «Верните храм верующим!!!» – но даже и на это мало кто обращал внимания. Люди просто проходили мимо, скользнув лишь мимолетным взглядом. Собственно, смотреть-то было и не на что: одна глухая стена, полукруглые выступы на которой еще отмечали место бывшего алтаря – Святая Святых…

Между тем, храм этот действительно очень значим для Казани. 200 лет он числился обычном приходским храмом города и только в XX веке получил статус собора. Но по размерам он всегда был - соборного типа. Мало того, сейчас, после возрождения, он – самый большой по площади, самый вместительный храм Казани. О его размерах лучше всего свидетельствует разметка на дощатом полу, сохранившаяся с советского времени – разметка баскетбольного зала.

Замечательный памятник архитектуры – в стиле пятикупольных соборов XV – XVI веков, был возведен, однако, не в XVI веке, как запросто может показаться, а в 1741 году: на средства уже упоминавшегося купца И.А. Михляева и второго благотворителя купца С.А. Чернова. Трапезная, что увеличивала объем храма сразу вдвое, пристроена в 1756 году. Тогда же был сооружен большой теплый придел (с севера), снесенный до основания в советское время, и шатровая колокольня, снесенная в 1909 г из-за ветхости. Эта колокольня была чудом зодчества, лучшим произведением шатрового стиля в Казани.

Тончайший заостренный колышек из 8 граней – с тремя ярусам окошечек на каждой из восьми плоскостей… и еще венчавший его, как искорка, крошечный купол – все это поразительно напоминает лучшую колокольню Ярославля: «Ярославскую свечу» конца XVII века. Казань, в отличие от этого города на Верхней Волге, своей «свечи» лишилась… Также на аналогии со знаменитыми памятниками «Золотого кольца» наводит сохранившийся западный портал храма, весь изукрашенный узорами из фигурного кирпича. Из него составлены гигантские «косички» и «канаты» - арочной и треугольной формы. Вспоминаются Святые врата Горицкого монастыря Переславля-Залесского (его еще иногда называют по ошибке переславским кремлем, а его «кружевные врата» с неизменным восхищением описываются в любых путеводителях) – и некоторые другие образцы «русского узорочья».

Вообще до революции Богоявленский храм был очень нарядным. Кирпичные аркатурные пояса охватывали все шесть барабанов, все три апсиды алтаря, тянулись на десятки метров под всей кровлей огромного здания. Часть наружных стен была расписана изображениями святых. Жарко горели золотом пять куполов на востоке и один – на западе, над трапезной. Кресты сверкали в небе украшениями из «снежинок» и «звездочек». Белокаменный храм весь утопал в зелени и был окружен массивной оградой в стиле классицизма, а у ворот ограды стояла нарядная часовенка.

Постройка к юго-востоку от храма огромной колокольни, которую мы сейчас в первую очередь видим – это одно из важнейших событий в жизни православной Казани конца XIX века. В 1895 – 1897 гг. ее всего за два года возвел архитектор Михаил Михайлов на средства купца Ивана Кривоносова, чуть-чуть не дожившего до этого (он умер в 1892 г). По богатству кирпичного декора она намного превзошла не только сам собор, но и все, что до и после возводилось в Казани. В советских путеводителях эта манера оформления называлась «псеводорусским стилем»; в настоящее время все в большем количестве искусствоведческих работ пренебрежительная приставка «псевдо-» исчезает и подобный стиль XIX - начала XX века называется уже просто «русским». В нашей епархии в этот период особо отличились зодчие Ф. Малиновский и М. Михайлов, но если у Малиновского кирпичный декор его сооружений, действительно, несколько упрощен и бедноват, то Михайлов сотворил настоящую чудо-колокольню, где глаз наблюдателя способен просто заблудиться на несколько минут в чаще объемных узоров. Кажется, будто вся краснокирпичная колокольня только из них и состоит – снизу доверху! Сейчас, в искусной подсветке прожекторов, вспыхивающих, как только стемнеет, она выглядит поистине сказочно.

На первом этаже колокольни всегда располагались торговые лавки. Так часто бывало и с древнерусскими храмами и звонницами, построенными на купеческие деньги. Отсюда – огромные подклеты у многих городских церквей Москвы, Ярославля, Ростова, Костромы… Чем ближе к храму, тем вернее, что воры побоятся святотатства.

В 1901 г, во время сильнейшей грозы, в колокольню ударила молния. Вот как писали про это газеты того времени: «На мгновение колокольня озарилась массой разноцветных искр, и в тот же момент загорелся потолок в 3-м ярусе, и под большим колоколом вспыхнули балки. Молнией сделало дыру в стене внушительную – на полторы четверти в глубину [ок. 30 см] и на аршин [71 см] в ширину. Обломками камней и целыми кирпичами засыпало лестницы и пол 2-го яруса, изломало две колонны; обломки кирпичей были даже выброшены на улицу Проломную».

А ровно через год после этого происшествия в упомянутом втором ярусе освятили небольшую церковь во имя апостола Андрея Первозванного. Сейчас там разместили камерную хоровую капеллу им. Ф.И. Шаляпина, что власти используют в качестве одного из формальных поводов, чтобы не возвращать верующим колокольню.

      Сам Федор Иванович Шаляпин был крещен как раз в Богоявленском храме в 1873 году.

      И еще одно знаменитое имя – правда, знаменитое уже лишь на местном уровне, - связано с этой церковью. Четверть века (1862 – 1886 гг.) протоиереем в ней был Евфимий Александрович Малов, одни из крупнейших церковных историков-краеведов, работы которого оказались незаменимыми и при подготовке этой книги, которую вы сейчас держите в руках.

      Поистине расцвет храма, его «золотой век», пришелся на рубеж XIX – XX веков, на предреволюционные десятилетия… Грянула революция. Благовещенский собор кремля и многие приходские храмы были закрыты. Тогда почти на 20 лет (1920 – 1939 гг.) кафедральным стал Богоявленский храм. Именно с тех лет он и носит статус собора, что не забыли и при его возрождении в наши дни. Действительно, размещение в самом центре города и огромные размеры рано или поздно должны были превратить эту приходскую церковь в собор.

      С 1939 года закрытый, обезглавленный и опустошенный храм использовался разными организациями то как склад, то как спортзал. Некоторое время возле него ютился в страшной тесноте казанский зоопарк – пока его не перевели из центра города на нынешнее место из-за крайней негигиеничности. Старожилы Казани еще помнят это.

       Борьба за возвращение храма началась еще в позднюю перестройку и продолжалась особенно долго – всю первую половину    1990-х годов. Были крестные ходы, акции протеста, требования, надписи на стенах… Наконец, в 1996 году приняли половинчатое решение: храм был возвращен, а колокольня до сих пор – нет. Реставрация идет долго и, можно сказать, не закончена и поныне, хотя над собором уже давно сверкают восстановленные купола, а сам он выкрашен в небесно-голубой цвет. То и дело, как грозные отметины-знамения из прошлого, как тучи на этом голубом «небе», выступают пятна из отсыревших до предела, обветшалых стен. Вновь и вновь их приходится перекрашивать. В интерьере не сохранилось никаких древностей. Иконостас и все иконы – современные. Восстановление такого огромного храма требует и соответственных огромных средств – поэтому дальнейшая судьба собора во многом зависит от благо.