Окончание. Начало в первой части. Музей Е.А.Боратынского. Зелёная гостиная
В зелёной гостиной дома Николая Евгеньевича Боратынского собиралась вся семья, здесь принимали друзей, гостей. Посещала Боратынских чета Фукс – о Карле Фёдоровиче Фуксе я упоминала. Его супруга – Александра Андреевна занималась литературной деятельностью, была русской поэтессой, автором этнографических очерков и мемуаров.
В витрине представлены личные вещи Фукс. На экспозиции увидим портрет Николая Лобачевского, цветные офорты В.С.Турина помогают представить облик Казани первой половины XIX века. Главный экспонат Зелёной гостиной – стол-бюро из дома Энгельгардтов. Александр Сергеевич Пушкин останавливался у Энгельгардтов во время путешествия в Поволжье и на Урал. Он собирал материал к “Истории Пугачёва” и повести “Капитанская дочка”. За этим столом великий поэт делал записи в дорожной тетради.
Боратынские. Последнее путешествиеОсенью 1843-го года Боратынские поехали в путешествие по Европе. Были в Германии, зимой жили в Париже, весной 1844-го года устремились в Италию. О Европейском турне Боратынских рассказывает ряд предметов коллекции. Портрет дочери французского короля – напоминание о парижских днях.
Кстати, в Париже Боратынские познакомились с художественной и литературной элитой Франции, в том числе Натье – автора оригинала портрета.
Три жанровые акварели и два вида Неаполя принадлежит кисти Александры Евгеньевны Боратынской – дочери поэта.
В витрине – французская декоративная тарелка и итальянская шкатулка и купленная в Сорренто.
Приведу фрагмент стихотворения Е.А.Боратынского “Пироскаф”. Оно написано весною 1844 года на пароходе, когда семья путешествовала в Неаполь из Ливорно.
Конец земного путиВ Неаполе Боратынского не стало. Он скоропостижно скончался в июне 1844-го года. Тело его перевезли в Санкт-Петербург и похоронили в некрополе Александро-Невской Лавры. Овдовевшая Анастасия Львовна заказала шкатулку в форме книги для хранения писем покойного супруга. На ней – надпись по-французски – «Mon plus grand trésor après celui qui n’est plus» («Мое самое величайшее сокровище после того, кого уже нет»). Цвет ткани подобран неслучайно. Фиолет – символ траура и скорби. Продублирую снимок витрины, в ней хорошо виден артефакт.
В 1975-м году Полина Иосифовна Чинарова передала шкатулку в тогда ещё школьный музей. Внучка поэта Ксения Николаевна Алексеева-Боратынская, покидая Казань, оставила своей подруге Полине Чинаровой на хранение вещи из семейного архива, в том числе шкатулку бабушки, Анастасии Львовны Боратынской. Рассказ о Евгении Абрамовиче закончу стихотворением, написанным в пору расцвета творчества, в 1828-м году:
Путешествие по дому-музею продолжается. Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Ираклий Абрамович БоратынскийДва года спустя смерти Е.А.Боратынского казанским генерал-губернатором назначили брата поэта, Ираклия Абрамовича. В экспозиции есть его портрет.
Ираклий Абрамович губернаторствовал одиннадцать лет, с 1846-го по 1857-ой годы. За это время по его инициативе:
Супруга Ираклия Абрамовича Баратынского – Анна Давыдовна Абамелек-Баратынская считалась одной из красивейших женщин России своего времени. (Фото с сайта http://addnt.ru/internacional-na-primere-istorii-odn/)
По национальности Анна Давыдовна была армянкой, по роду деятельности – переводчицей. Она перевела на французский язык стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. В её английском переводе читатели узнали Туманского, Апухтина, А. Толстого. Известны переводы Анны Давыдовны на русский Гёте, Гейне, Байрона. Сожалеем, что не обратили внимание на семейный портрет четы Боратынских. (Фото с сайта “Наш дом – Татарстан” http://addnt.ru/internacional-na-primere-istorii-odn/).
Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Николай Евгеньевич БоратынскийНапомню, что в 1869- м году дом купил сын поэта, Н.Е.Боратынский. Ещё один экспонат прошёл мимо нашего внимания – это портрет Николая Боратынского и его супруги Ольги Александровны, урождённой Казем-Бек. Рядом висит портрет итальянки Алаиды. Молодой Боратынский во время итальянского путешествия увлёкся сеньоритой Алаидой Гамба. Дело шло к свадьбе, но Николай Евгеньевич был вынужден вернуться домой, грянула реформа 1861-го года. Утверждают, что черты двух женщин, Ольги Казем-Бек и Алаиды несут чрезвычайное сходство. Кто-то из потомков Н.Е.Боратынского написал на портрете итальянки “Она ли не она?” Николай Евгеньевич вёл широкую общественную деятельность. Служил предводителем дворянства Казанского и Царёвококшайского уездов, был избран председателем попечительского совета Мариинского училища.
– писал современник. Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Комната хозяйки
Следующая зала анфилады рассказывает о представительницах рода Боратынских. Здесь вспоминают о “прекрасной персиянке” – Ольге Казем-Бек, невестке поэта. Хранится память о Надежде Дмитриевной Шиповой – она стала женой внука Евгения Абрамовича, Александра Николаевича Боратынского. Здесь найдём следы Литы – Ольги Ильиной-Боратынской, правнучки поэта, дочери Александра Николаевича и Надежды Дмитриевны. В комнате хозяйки хранятся фотографии загородного имения Шушары, оно находится в 20-ти верстах от Казани. В Шушарах прошло детство многих Боратынских. Ольга Александровна Боратынская (Казем-Бек) открыла там артель вышивальщиц “Шитушки”. На экспозиции можно увидеть бронзовую медаль. Шушарские рукодельницы получили её на всемирной Колумбовой выставке в Чикаго в 1893-м году. Дочь Ольги Казем-Бек и Николая Евгеньевича, внучка поэта Ксения Николаевна организовала школу для крестьянских детей. Она совершила паломничество в Ясную Поляну, где написала портрет Льва Николаевича Толстого. Его можно разглядеть над кушеткой
Об Ольге Александровне Боратынской-Ильиной, Лите, как её называли дома, я упоминала в первой части рассказа. Её судьба заслуживает отдельного исследования, оставлю его за рамками статьи. С сайта музея позаимствовала портрет О.А.Боратынской. Когда полотно было написано, она ещё не стала Ильиной. (http://boratynskiy.tatmuseum.ru/my-product/o-a-ilina-boratynskaya/)
Приглашаю читателей в последнюю часть экспозиции. Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Кабинет хозяина
Кабинет изолирован от анфилады комнат, чтобы попасть в него, нужно пройти через вестибюль. На стене представлена родословная дома Боратынских (Баратынских).
В комнате хозяина обращаем внимание на портреты. Один из них – Александра Касимовича Казем-Бек. Копия портрета сделана его внучкой, Прасковьей Александровной Казем-Бек в 1896-м году.
На портрете изображён тесть Николая Евгеньевича Боратынского. Его женитьба на дочери Александра Касимовича сдружила две семьи, долгие годы они поддерживали самые тёплые отношения. Есть в коллекции групповые портреты двух семей.
Расцвет дома наступил при внуке Е.А.Боратынского – Александре Николаевиче.
По образованию А.Н.Боратынский был юристом. Занимал высокие должности в судебной системе Российской империи. В 1899 году, как и его отец, был избран предводителем дворянства Казанского и Царёвококшайского уездов. Председательствовал до 1917-го года. Александр Николаевич находил время и для обустройства усадьбы, при нём в доме появились электричество, водопровод. Рядом с кабинетом была обустроена ванная комната. За помощью к Александру Николаевичу обращалось множество людей – вдовы искали поддержку и помощь, молодёжь из небогатых семей просила пособия на обучение, шли бедные, надеясь на пенсию. Редко кому Александр Николаевич отказывал. В начале ХХ века дом стали называть “Боратынкой”. Боратынка была центром культурной жизни Казани. Двери дома были открыты для художников, музыкантов, поэтов. Сюда захаживали Н.И.Фешин, его ученица Н.М.Сапожникова, Н.Г.Гарин-Михайловский. Случилось принимать и Григория Распутина. Музей Е.А.Боратынского (Баратынского). Семья А.Н.БоратынскогоЖеной Александра Николаевича стала Надежда Дмитриевна Шипова. Любимая супруга умерла в 1903-м году, оставив безутешному мужу троих детей – Дмитрия, Ольгу (Литу) (Боратынскую-Ильину) и Александра. Александр Николаевич попросил шурина, Павла Николаевича Шипова написать портрет сестры. Его мы видим в экспозиции.
А.Н.Боратынский. Удивителен портрет младшего сына Александра Николаевича и Надежды Дмитриевны – Алека, Александра Александровича Боратынского.
Написан он на кровавом фоне, как предчувствие трагической развязки. Так изобразила Алека художница Надежда Михайловна Сапожникова, ученица Николая Ивановича Фешина. Алекс погиб в 1918-м году, сражаясь в армии Колчака. Узнал ли отец о гибели сына или наоборот, сын оплакивал отца, мы не знаем. Красные расстреляли Александра Николаевича Боратынского в ночь с 18-го на 19-ое сентября 1918-го года. Низкий поклон Вере Георгиевне Загвоздкиной. Если бы не она, то музея Боратынских могло бы и не быть. Огромное спасибо всем, кто принимал и принимает участие в работе музея. Мы восхищены и поражены удивительной коллекцией, открывающей дверь в благородный мир семьи Боратынских. При написании статьи я пользовалась подаренной в музее брошюрой “Сумерки и рассветы дома Боратынских”. Некоторые фотографии и сведения об экспонатах нашла на сайте музея Е.А.Боратынского. |