Дом Мельникова (гостиница «Казанское подворье»)

 

"А в номерах Щетинкина такая катавасия!
Шампанское шутихами палит по потолкам.

Плевать, что за оказия - гуляй Расея-Азия,
а малость безобразия как соусок пикан.

Купцы в такой подпитости, что все готовы вытрясти.
Деньга досталась хитростью, а тратить - разве труд?

Тащи пупки куриные и пироги с калиною,
а угости кониною - они не разберут."

Эти строчки из поэмы Е. Евтушенко "Казанский университет" помнят многие. Поэтическая правда не равна исторической: номера стали щетинкинскими лишь спустя два года после описанных в поэме событий, в 1889 году. Но не станем пенять поэту, лучше сжато передадим то, что удалось выяснить, листая страницы архивных дел и старых книг.

Гостиница «Казанское подворье» (Дом Мельникова), или гостиница «Казань» в советский период истории, находится в самом центре города, на пешеходной улице Баумана. Масштабное здание находится в состоянии реконструкции.

 Длина кирпичного трехэтажного здания (в северо-западной части - четырехэтажного) почти равна длине квартала. В плане здание Г-образное, с выступами со стороны двора. Удачно решен лицевой юго-западный фасад. Чтобы избежать монотонности при большой длине фасада, автор расчленяет его на 5 частей, отличающихся разным оформлением. При стилевом единстве всех частей этого фасада, каждая из них может рассматриваться как отдельная архитектурная композиция. Декор фасадов дома включает: коринфские пилястры, лепной орнамент, сандрики, наличники окон, междуэтажные тяги, завершающий антаблемент. Скругленная угловая часть здания увенчана 8-гранным куполом. В интерьере - богатое декоративное оформление парадной лестницы и двухсветного холла (на 2 и 5 этажах) относится к началу 20 в. Пример большого городского здания 1-й половины 19 в., использовавшегося богатым владельцем как доходный дом. Построенное в стиле позднего классицизма здание интересно как образец творчества известного в Казани в 19в. архитектора Фомы Ивановича Петонди.

Элемент фасада с полуротондой относится к концу 19 века, остальная часть фасада с фризом и колоннами относится к более позднему времени. Все три секции фасада отделаны лепными гирляндами. Над входом балкон, который поддерживают атланты (украшающие гостиницу атланты – единственные в Казани).

Это здание по праву считается архитектурным шедевром. Проект гостиницы работы архитектора Фомы Петонди был одним из его последних и наиболее эффектных проектов.

Первоначально здание, построенное в первой половине 19 века, принадлежало купцу-старообрядцу 3-й гильдии Федору Ивановичу Хворову, дважды избиравшемуся городским головой. Хворов в 1830 году умер от холеры. За год до смерти составил он завещание, по которому "дом мой каменный в приходе Николая Чудотворца Низского по Проломной улице угольный четырехэтажный отходил старшей дочери Наталье, что была замужем за Герасимом Мельниковым". Чистопольский купец Герасим Семенович Мельников с 1818 года жил в Казани и даже был одно трехлетие (1833 - 1835 гг.) городским головой. В сентябре 1835 года Г. Мельников покупает дом полковника Василия Страхова, стоявший рядом по Проломной, и поручает только что прибывшему в Казань архитектору Ф. Петонди "отстроить его не для семьи своей, а для гостиницы для приезжающих и для магазинов".

В декабре 1840 года Г. Мельников умер, а 26 августа 1842 года грандиозный пожар уничтожает лучшую часть города. Вступившие во владение домом вдова и дочь купца снова обращаются к Фоме Петонди с просьбой восстановить дом по прежнему фасаду, устроив, однако, каменные лестницы вместо деревянных.

Намеченное исполнилось. Петонди восстановил пострадавший в пожаре дом Мельникова и включил в комплекс соседнее здание. Весь комплекс он объединил общей роскошной декоративной отделкой фасада.. Первый этаж заняли магазины, во втором же временно до постройки собственного здания на Арском поле (сейчас в нем горбольница № 6) расположилась одна из четырех русских духовных академий - Казанская. Такое соседство вредило учебному процессу: студенты, высунувшись из окон, глазели на дам, посещавших магазины, - это отмечалось историками академии. В 1850-х дом с номерами вместе отошел к купцу Ивану Яковлевичу Тихонову. Гостиница была расширена, обновлена ее обстановка…

Дом Мельникова был одним из самых больших доходных домов в Казани 19 в. Известно, что в 1841 году в этом здании помещались гостиница для проезжающих, университетская типография, трактир, сахарные и чайные лавки купцов Голенищева, Унженина, Тужнова, Цылбова, пряничное заведение Медведева, сапожная мастерская Зверева, цирюльня Кочетова, швейная мастерская Кораблевой.

В 1850 году «домом с номерами» владел купец И.Я. Тихонов. Он расширил гостиницу и обновил внутреннюю отделку и обстановку.

А в это время рос Павел Щетинкин, сын крестьянина села Борисково.

Павел Васильевич Щетинкин

В 10 лет он потерял мать, в 15 - отца, и опекуном его стал Иван Яковлевич Тихонов, хорошо знавший дядю Павла. Под опекой Павел прожил шесть лет, в 1866 году он достиг совершеннолетия и сразу же стал энергично заниматься делами - открыл мануфактуры в Самаре и Уфе, торговал на многих ярмарках. Своей специальностью П. Щетинкин выбрал меховую торговлю, его магазины появились в Казани. Самаре и Симбирске. В 1899 году Павел Васильевич награждается орденом Св. Владимира IV степени за неустанную благотворительность и получает чин статского советника. Через пять лет ему жалуется звание коммерции советника.

Благотворительность сына борисковского крестьянина была легендарной: он строил церкви, училища, школы, во многом его иждивением жила Крещенотатарская школа на Арском поле.    

В 1902 году новый владелец – купец-миллионер и меценат Павел Щетинкин приобретает вплотную к номерам стоящее здание на углу Б.Проломной и Петропавловской и по проекту архитектора Льва Хрщоновича надстраивает четвертый этаж, полностью преображает фасад и подвергает оба здания частичной перепланировке, соединив их в одно домовладение. Здание стало еще масштабней. Оно и поныне числится под № 9. Так «Казань» обрела окончательный свой облик и стала называться «Hotel de Kazan П.В. Щетинкина», позднее переименованные в гостиницу «Казань», на 1-м этаже располагались магазины (в том числе магазин "ламп и посуды" Черноярова, "аптекарский и косметический магазин").

 Накануне октябрьского переворота 1917 года П.В. Щетинкин активно скупает недвижимость в центре города, становясь чуть ли не крупнейшим домовладельцем. Но тут чутье подвело коммерции советника. В ранних, за 1918 г., горкомхозовских документах есть упоминание о том, что Щетинкин сам передал Казанское подворье (так обычно звалась его гостиница) новой власти. Но еще в сентябре 1917 года крестьяне разгромили его имение Молотково, что близ села Державино Казанского уезда, и до сих пор нет надежных сведений о судьбе человека, чье имя вошло в историю города.

Здесь можно более подробно почитать о П,В.Щетинкине

В гостинице останавливалось немало известных людей, в том числе и поэт Владимир Маяковский в 1927 году проживал несколько дней в одном из гостиничных номеров.

В гостинице останавливались многие приезжавшие в Казань писатели и общественные деятели: А.В.Луначарский (1924 г.), В.В.Маяковский (1927 г. и 1928 г.), А.М.Горький (1928 г.), А.А.Фадеев (1941 г.), А.Н.Толстой (1942 г.) и др. На здании имеется мемориальная доска, отмечающая пребывание здесь в 1928 году А.М.Горького. Состояние аварийное, собственник ОАО "Гостинично-торговый комплекс "Казань"".

Трудно перечислить гостивших в Казанском подворье знаменитостей. Упомянем лишь того, кого обычно избегают упоминать, - Льва Троцкого. Лев Давидович в сентябре 1918 года дважды, по выражению Демьяна Бедного, "казанцев своей речью чаровал" - в городском театре и с углового балкона Казанского подворья . Нижний, торговый этаж всегда был занят магазинами. Некоторые из них дожили до нэповских времен - музыкальный магазин братьев Половниковых, например.

Особо хочется сказать о книжном магазине "Культура и Меркурий" Голубева и Шаронова. Михаил Александрович Голубев был последним культурным книготорговцем и издателем старой Казани. Конец НЭПа стал концом его дела: магазин "Культура и Меркурий" превратился в книжный магазин номер 6, сотрудники которого и известили казанцев в 1932 году о кончине М.А. Голубева. Наибольшего развития его дело достигло к 1917 году - свидетельством тому 45-страничный каталог голубевского магазина. Тем, кто интересовался историей фотографии, знаком журнал "Вся Россия". Несколько экземпляров этого фотожурнала имеет библиотека КГУ. Издавал журнал К. Фреландт, автор нескольких учебников физики и владелец фабрики бромосеребряных фотопластинок. Шагающий с флажком человечек - товарный знак фабрики - украшал вывески магазинов Карла Ивановича во многих городах.

В 1965-1966 годах интерьеры гостиницы и ресторана были реконструированы и художественно оформлены по проекту А.С.Спориуса и М.С.Артамонова.

Долгое время, в начале 2000 годов, гостиница стояла, стыдливо укрытая зеленой сеткой-ширмой. Видимо, дабы неприглядный ее внешний вид не бросался в глаза гостям города. Внутренняя часть здания при этом постепенно растаскивалась и уничтожалась. Минувшей осенью фасад, до сих пор хранящий остатки былой роскоши, оборудовали опорами. Не ровен час – упадет. Рядом поставили ограждения.

А ведь еще к тысячелетию Казани памятник истории и архитектуры должен был удивить своим великолепием. Но не срослось, хотя реконструкцию здания включили в федеральную целевую программу, предусматривающую щедрое финансирование.

Когда планы реконструкции утвердили, ни у кого не возникло сомнения, что гостиницу отреставрируют. Ведь мимо проходят туристические маршруты. Рядом – Кремль, Национальный музей, Петропавловский собор, Казанский федеральный университет. Рукой подать до железнодорожного вокзала. В 1997 году из здания выселили последних обитателей (а в нем были не только гостиничные номера, но и офисы), но тревогу никто не забил. Значит, здание гостиницы готовили к ремонту, решили казанцы.

Роковым для нее стало решение городских властей построить на «казанском Арбате» подземный «историко-торговый комплекс», похожий на московскую Манежную площадь. По центру улицы подземную галерею должны были оборудовать смотровыми куполами, вроде одного из тех, которые мы видим на первом плане на современном снимке.

Эти несуразные сооружения ныне – постоянный объект творчества любителей граффити. На ближайшем куполе читатели могут разглядеть изображение почившего Стива Джобса – основателя американской корпорации Apple, память о котором «граффитисты» увековечили как смогли.

В отличие от любителей неформальной живописи, жильцы прилегающих домов вспоминают «реконструкцию» с содроганием сердца. Большинство строений по соседству подземных работ не выдержали и надолго превратились в необитаемые строения-призраки.

Источник