Казань тысячелетняя / Казань в достопримечательностях /
Архитектура Казани

 

Благовещенский собор Казанского кремля

Благовещенский собор Казанского кремля является памятником архитектуры шестнадцатого века. Каменный собор был заложен на месте деревянной церкви в 1561 году. По указу Ивана Грозного строительством занялись Постник Яковлев и Иван Ширяев. Храм построен из волжского известняка, добытого на другом берегу Волги.

Собор являет собой образец псковского архитектурного стиля. Это самый старинный из всех сохранившихся памятников Казанского кремля. Конструктивно храм очень напоминает Успенский собор Московского кремля.

Благовещенский собор не раз реконструировался, но исконный псковский стиль сохранился. Основание центральной главы опоясывает типично псковский орнамент. В восемнадцатом веке собор перестроили и заменили первоначальные шлемовидные купола луковичными. В пожаре 1815 года собор сильно пострадал. Восстанавливать его начали через два года. Деревянную резьбу нового иконостаса выполнил мастер из Москвы Быковский. Позолотные работы выполнил московский мещанин Гавриил Львов. Иконы для него написал Василий Степанов Турин. В 1821 году храм торжественно освятили.

В 1842 году в Казани снова бушевал пожар. Горели многие городские храмы. Благовещенскому собору вновь была необходима реставрация и она была выполнена в византийском стиле. В последующем собор еще не раз реставрировался. Капитальную реконструкцию храм претерпел в 1909 году. Проект реконструкции выполнил архитектор Ф. Н. Малиновский. Пол в алтаре был украшен мраморными узорами. Мраморная плитка сохранилась до нашего времени. Реставраторы обновили стенную живопись. В храме появилось паровое отопление и электрическое освещение.

В 1928 году была разрушена колокольня Благовещенского собора. Сейчас на ее месте разбит сквер.

Главной святыней собора на протяжении столетий была рака с мощами строителя собора - казанского первосвятителя Гурия.

Последняя реставрация собора проведена в 1995 – 2005 гг. Иконописные работы выполнили специалисты научно-реставрационного управления при Министерстве Культуры России. Работы по восстановлению икон главного иконостаса выполнила бригада иконописцев из Москвы под руководством С. Р. Брагина. Реставрация завершилась в 2005 году к празднованию 450-летия Казанской епархии.

 

Богородицкий монастырь 

Казанский Богородицкий монастырь – православный монастырь. Его история неразрывна с обретением в 1579 году чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, одной из самых почитаемых в Русской Церкви.

В июле 1579 года в Казани сгорел целый район, примыкающий к Кремлю. Десятилетней девочке Марфе трижды во сне являлась Пресвятая Богородица и указала ей место, где находится Ее образ. Обретение иконы Божьей Матери через 27 лет после взятия Казани было воспринято как символическое событие. В1579 году, по указу Ивана Грозного, на месте, где была найдена Чудотворная икона, основан Казанский Богородицкий монастырь. В монастыре находилось 600 монахинь.

Площадь монастыря занимала несколько гектаров. Главный собор был построен в 1798—1808 гг. архитектором И.Старовым в стиле классицизма. Его площадь 49 на 43 м. и высота 44 м. Главный собор венчали пять полусферических куполов, у него были три больших фронтона с колоннами. В ансамбль входил Никольский храм 1810—1816 гг., Крестовоздвиженский храм 1882—1884 гг. и 2 основных корпуса - Настоятельский и Никольский 1820 -1840-е гг. Колокольня высотой 55 м. и Софийская надвратная церковь (обе - середина XVII в.).

Богородицкий монастырь стал центром паломничества верующих. В1595 году было установлено празднование Казанской иконы Божьей Матери. В 1612 году ополчение Минина и Пожарского в поход для освобождения Москвы взяло Казанскую икону Божьей Матери. После освобождения Москвы от поляков в 1612 году икона была возвращена в Казанский Богородицкий монастырь.

Екатерина II в1764 году причислила Казанский Богородицкий монастырь ко второму классу, а в 1809 году он был причислен к первому – высшему классу.

       В годы советской власти главный собор и колокольня были взорваны, а на территории монастыря разместилась табачная фабрика. В настоящее время ее снесли. Из всего комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью (1882-1887) и Софийская надвратная церковь. В монастыре идут реставрационные работы. Разрабатывается план по восстановлению Богородицкого собора.

 

 

Дворцовая (Введенская) церковь Казанского Кремля 

Расположена в северной части Кремля, в комплексе с Губернаторским дворцом и башней Сююмбике. Существует мнение о том, что здание нынешней Дворцовой церкви в период Казанского ханства было мечетью Нургали, влиятельного казанского князя.

На старинном плане Казани 1768 года на месте церкви показана "церковь, обращенная из мечети". Однако здание вряд ли может быть перестроенной мечетью.

Как мы уже знаем, археологические исследования 1977 года на этой территории вскрыли культовый комплекс 15-16 века.

Во-первых, они показали иную ориентацию всех исследованных построек по отношению к здании церкви, т.е. ориентацию на Каабу, как принято в архитектуре исламских культовых сооружений.А церковь, согласно правилам православной культовой архитектуры, ориентирована по сторонам света.

Во-вторых, если здание церкви было мечетью, то не было бы надобности на месте большой соборной мечети, часть фундамента которой скрывается под зданием церкви, строить другую, намного меньшую в размерах мечеть, нарушающую, к тому же, некрополь Казанских ханов. Фундамент здания заложен во 2 пол. XVI в. рядом со зданием Хан-джами, однако строительство церкви началось лишь в 1 пол. XVIII века в связи с коренной реконструкцией этой части крепости.

Фундамент здания, невероятно глубокий, был сложен в 16 веке из крупных обтесанных известняковых блоков и надстроен в 18 веке, стены выложены из крупномерного кирпича, фасады оштукатурены (первоначально имели известковую затирку), помещения крыты сводами. Церковь представляет тип бесстолпного пятиглавого в прошлом храма с ярко выраженной ступенчатостью композиции и состоит из двух высоких этажей с обходной галереей-гульбищем по второму этажу. В связи с этим архитектура церкви представляет собой любопытный пример сочетания планировки 16 века с внешним решением, присущим раннему российскому барокко. Высота здания 27 м. размер в плане на уровне подклети 21*18м. Архитектура церкви композиционно увязано с рядом стоящей дозорно-проездной башней и была связана в прошлом с ней стеной, остатки которой сохраняются и сегодня.

Храм был домовой церковью казанских губернаторов и приходским для прислуги и охраны, живших во дворце. В штате был один священник, живший во дворце; псаломщиков приглашали со стороны. В 1749 году церковь горела, а во второй половине 18 века (после 1768 г.) обновлялась.

После пожара 1815 года, уничтожившего ее почти полностью, она долго простояла полуразрушенной. До 1849 г. использовалась как пороховой склад, пока Клеймихель (тот самый из Некрасовской "Железной дороги") не привел ее в порядок.

При реконструкции в середине XIX века, произведенной под руководством архитектора Ф.И. Петонди, была произведена перепланировка здания, закрыты галереи нижнего и верхнего этажей, главный вход перенесен на западный фасад, интерьер получил черты классицизма.

Крытой галереей она была связана с Губернаторским дворцом, т.к. была "домовой". Церковь была восстановлена по приказу Николая I по утвержденному в 1852 году проекту как дворцовая Сошествия св. Духа и освящена в 1859 году ". Оформление интерьера главного зала Губернаторского дворца выполнил арх. М.П.Коринфский.

Это здание построено в характерных для конца 17 - начала 18 вв. барочных формах. Одноглавый четверик основного храма с пучками колонн с пышными капителями на углах и нарядными оконными наличниками поставлен на двухъярусный подклет с крытым в прошлом галереей-гульбищем. Колонками отмечены и углы большого 8-гранного барабана. Гульбище высится над крытой галереей-папертью, которая с восточной стороны соединяется с губернаторским дворцом. Здесь же находился в прошлом и вход в нижнюю часть храма. Центральный объем верхнего храма, перекрытый четырехдольно-сомкнутым сводом, увенчан луковичной маковкой на граненом барабане. Нарядны наличники оконных и дверных проемов, состоящие из колонок и "петушиных гребешков". Входные наличники имеют, кроме того, разноцветную раскраску.

В церкви было три престола. Главный, в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов — на втором этаже, небольшой престол во имя Святителя и Чудотворца Николая — на первом, и совсем маленький престол — во имя Святой Мученицы Царицы Александры — в галерее с северной стороны.

Храм был домовой церковью казанских губернаторов и приходским для прислуги и охраны, живших во дворце. В штате был один священник, живший во дворце, псаломщиков приглашали со стороны. Храм был закрыт и разграблен в сентябре 1918 года, вместе с другими кремлёвскими церквами.

В советское время здесь размещалась столовая. З

дание отреставрировано. В настоящее время здесь размещается Музейно-мемориальный комплекс «История государственности татарского народа и Республики Татарстан».