Казанский государственный цирк

 

Впервые цирковые представления в Казани состоялась в построенном здании временного типа в 1883 г. (антеприза Максимилиана Турции - итальянского артиста, приехавшего с семьей в Россию по приглашению циркового предпринимателя Альберта Саламонского).

В 2015 году исполнится 125 лет со дня основания Казанского государственного цирка. Первый стационарный цирк в Казани был построен в 1890 году. Деревянное здание располагалось на Банном (теперь Черном) озере рядом с парком на перекрестке нынешних улиц Чернышевского и Дзержинского. Сейчас на этом месте находится автостоянка. Основали цирк братья Никитины — цирковые артисты и предприниматели Дмитрий Александрович, Аким Александрович и Петр Александрович. Они построили в 1879 году первый Русский цирк в Пензе, а в 1890 году — в Казани. Цирк был не очень большой, деревянный и уютный. Здание, выстроенное Никитиными, просуществовало почти сорок лет.

Богатые люди сидели в первых рядах и в ложах зрительного зала, а те, у кого не было денег, смотрели представление с галерки на самом верху. 1 сентября 1912 года в газетах сообщалось, что в Казань приехал Шаляпин и 31 августа присутствовал на представлении в цирке Никитиных.

По случаю торжественного мусульманского праздника Уразы было подготовлено блестящее представление в трех отделениях. Цирк был переполнен. Выступали приглашенные на гастроли знаменитые гимнасты — 12 арабов из Марокко. Выход А. Никитина с четверкой дрессированных лошадей сопровождался овациями. Братья Костанди, китайская труппа с медвежонком, упражнения на вращающейся лестнице, группа Амом. В третьем отделении встречались пять пар борцов.

Вот как анонсировались программы цирка Никитиных в газете «Казанский телеграф» от 29 августа 1915 года:

Братья Никитины

«Цирк братьев Никитиных в воскресенье, 30 августа, назначено два праздничных представления днем и вечером. Днем — в два часа дня по уменьшенным ценам. Дети бесплатно — одно дитя до 12 лет. Днем, специально для детей, участвовать будет кукла — только один раз, или человек-машина — загадка XX века. Днем и вечером участвуют летающие люди, человек-лягушка, дрессированные верблюды. Вечером, в 20.30, в парадном представлении в честь бенефиса директора цирка Петра Александровича Никитина грандиозная программа. Новые номера, новые артисты. В первый раз прибыл и будет участвовать... Сенсационное зрелище. Человек под водой. Прибыли новые борцы. Борются следующие борцы: неф Ципс-янкобский, Мартынов-Вулкан, Джо-э-Мора-Лаугальф, Хаджи Мухан-Борисов. Подробности в программах».

Частный цирк братьев Никитиных просуществовал до революции 1917 года, затем получил статус государственного.

В 1927 году Казанский цирк был реконструирован. Огромную роль в его реконструкции сыграл один из организаторов циркового дела в России Роман Сергеевич Гамсахурдиа, буквально дневавший и ночевавший на стройке. В 1928 году взамен Никитинского цирка, на этом же месте, было возведено новое здание — тоже деревянное. Новое здание цирка было более просторным, теплым и светлым. Цирк был удостоен имени восьмой годовщины Татарской АССР. Несмотря на то, что новое сооружение вскоре было реконструировано и приспособлено под зимние представления, прослужило оно чуть больше тридцати лет.

Казань всегда была цирковым городом. Здесь давали самые большие и интересные программы, выступать тут было очень престижно, а после гастролей в Казани артисты могли смело ехать за зарубежными лаврами.

Старый цирк был любимым местом отдыха горожан. Снаружи весь украшен лампочками, перед началом представления на улице играла музыка. Рядом с цирком зимой был каток. Тут выступали такие знаменитые мастера, как Карандаш. Эмиль Кио, Дуровы, джигиты Кантемировы и Тугановы. Ирина Бугримова, братья Запашные, группа акробатов Океанос, сестры Кох, клоуны Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Олег Попов и многие другие артисты.

Но, к сожалению, старый цирк не сохранился до нашего времени. В 1961 году цирк из-за аварийного состояния был закрыт, и на этом, собственно, заканчивается история старого Казанского цирка, связанная с именем братьев Никитиных. Полуразрушенное здание, однажды занимается факелом и сгорает дотла.

С этого времени начинается история нового Казанского государственного цирка. Той самой «летающей тарелки», космический силуэт которой стал ныне неотъемлемой частью современной городской застройки, своеобразной экзотичной доминантой у подножия древнего кремлевского холма.

В 1965 году в Казани начинается строительство современного цирка, открытие которого состоялось 9 декабря 1967 года.

Здание Казанского цирка действительно уникальное, и его показывают гостям города как архитектурную достопримечательность. У подножия Кремля легко и изящно вписалось в городскую застройку здание, напоминающее мифическую «летающую тарелку». В лучах солнца серебристая чаша сверкает ослепительно, а вечером откуда-то изнутри ее возникает нежно-красный, переходящий в зеленовато-лиловые тона свет...

Войдем в стеклянный холл, напоминающий снаружи гигантский аквариум, полюбуемся зеленью цветов, причудливо растущих среди камней. Но вот звонок, пора занимать места в зрительном зале.

Внутри огромной чаши нет ни одной привычной балочной опоры. Все 2014 мест одинаково удобные: здесь прекрасная акустика, ряды мягких кресел амфитеатром поднимаются к кольцу, опоясывающему здание. Но самого кольца, скрепляющего сферический купол с верхней гранью основания цирка, вы не увидите, оно скрыто та облицовкой. Спокойный, яркий свет заливает огромное помещение. 400 прожекторов и 4 свето-пушки способны создавать и самые фантастические световые феерии, без которых немыслимо цирковое зрелище.

Как же создавалось это уникальное, первое подобного рода сооружение?

Вначале был проект. Архитекторы института «Татаргражданпроект» Г. Пичуев, У. Алпаров и В. Панова, инженеры Е. Брудный и О. Берим предложили необычное конструктивное решение — обойтись без традиционной балочно-клеточной схемы. В их проекте гигантская сфера цирка повисала в воздухе без привычных колонн. Тысячетонные нагрузки от несущей чаши с местами для зрителей и сферического купола ложились на предварительно напряженное кольцо.

Математические расчеты архитекторам помог сделать научный сотрудник Физико-технического института Казанского филиала Академии наук СССР А. Таганцев. А сделал он это по формулам, впервые введенным в мировую инженерную практику видным ученым, доктором физико-математических наук, профессором X. Муштари, основателем школы нелинейной теории пластин и оболочек.

Но строители, привыкшие иметь дело с типовыми проектами, сказали решительное «нет». Тогда в другом институте КФАН — органической и физической химии имени А. Е. Арбузова был выполнен полуметровый макет, на котором и проверили возможные напряжения.

В декабре 1966 года рядом с Центральным стадионом имени В. И. Ульянова-Ленина вырос брезентовый КУПОЛ. Нет, это не цирк шапито приехал в город — строители разбили здесь прорабскую... А еще через год, 9 декабря 1967 года, государственная комиссия принимала здание. Только ведь в актах не запишешь, какой трудной была опалубка двух монолитных железобетонных «чаш» цирка, чего стоило покрыть герметиком три тысячи квадратных метров купола!

Это уникальное сооружение, оборудованное современной цирковой техникой, построено по проекту «Татгражданпроекта» (архитектор Г. М. Пичуев, инженеры О. И. Берим и Е. Ю. Брудный). Объемно-пространственная композиция здания столь же оригинальна, сколь классически проста, изящна. Действительно, цирк смотрится как две плотно сомкнутые гигантские чаши-раковины. Монолитная железобетонная коническая оболочка без внутренних опор и является оригинальной особенностью здания.

Сооружение здания казанского цирка стало событием мирового значения. Его фотографиями, статьями о нём запестрела советская и зарубежная пресса, а на его создателей посыпались заслуженные награды. В 1971 году авторы проекта здания Казанского цирка - Узбек Алпаров,  Валентина Панова, Геннадий Пичуев были награждены золотой, серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР. В 1972 году особо отличившихся сотрудников «Татаргражданпроекта» и строителей удостоили Премии Совета Министров СССР. А в 1973 году Постановлением Совета Министров ТАССР здание цирка объявили памятником архитектуры. Макет Казанского государственного цирка экспонировался в  1982 году на международной торговой ярмарке в Лейпциге. В своё время здание цирка удивило известного архитектора Оскара Нимейера.

Почему казанский цирк сразу же назвали «зданием 21 века»? Что же такого особенного было в нём?

Тогда единственным в мире сооружением, построенным в виде усечённого конуса, было правительственное здание в Рио-де-Жанейро. В Казани же эту форму использовали для развлекательного учреждения. Наша «тарелка», покоящаяся на 289 сваях, была в Советском Союзе первым бетонным монолитом. Высота — двадцать три метра, диаметр — шестьдесят пять метров, амфитеатр зрительного зала — на две с половиной тысячи мест. Впервые цирк построили без поддерживающих купол колонн. Впервые в нём — два манежа. Впервые все подсобные помещения находятся в самом цирке, а не на его территории. Впервые их так много — гримуборные, мастерские, танцкласс, столовая, кухня для артистов и животных, конюшня, слоновник, медвежатник. Здание цирка рассчитано на 2000 посадочных мест.В вечернее время здание цирка подсвечивалось сполохами огня различного цвета (аппаратура цветной подсветки создана в НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» при Академии наук Татарстана).

Семнадцать лет стоит у набережной Казанки здание цирка, ставшее еще лучше после капитального ремонта. И не только зрители восхищаются им, но и артисты, которые с удовольствием приезжают к нам на гастроли.

Популярный артист Юрий Никулин писал создателям цирка: «Я работал во многих цирках нашей страны и за рубежом, но считаю, что внутреннее устройство Казанского цирка - зрительный зал, закулисная часть, репетиционный манеж, гримуборные и другие подсобные помещения - наиболее удачно спроектированы именно у вас. Прекрасная акустика, чудесный ровный не слепящий свет, отличная видимость того, что происходит на манеже».

Первым директором цирка был Николай Казимирович Панов – бывший артист-жонглёр. Он принимал участие в завершающей фазе строительства нового здания и организации работы циркового предприятия. Заслуженный работник культуры РТ, он руководил цирком вплоть до 1973 года.

После открытия нового здания Казанского цирка при нем было решено открыть филиал Центральной студии циркового искусства с целью создания Татарского циркового коллектива, в котором национальный колорит проявлялся бы в самых разножанровых номерах. Премьера Татарского циркового коллектива состоялась 23 июня 1970 года программой «Сабантуй» (авторы сценария - Б. Гизатуллин и режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств ТАССР А. Лазарев). Коллектив считался одной из лучших национальных трупп страны.

 

Коллектив считался одной из лучших национальных трупп страны. Он просуществовал 19 лет. В составе труппы в разные годы работали заслуженная артистка ТАССР акробатка Зинаида Васильева, заслуженный артист ТАССР гимнаст на ремнях Николай Казыльский, заслуженная артистка ТАССР танцовщица на проволоке Роза Хусаинова, и другие.

За время существования коллектива в нём работали около сотни артистов, вошедших в историю российского цирка. Это — акробаты:  заслуженная артистка ТАССР Зинаида Васильева, Рустэм Асанов, Шамиль Хайретдинов, Виктор Котников; заслуженный артист ТАССР гимнаст на ремнях Николай Казыльский, заслуженная артистка ТАССР танцовщица на проволоке Роза Хусаинова дрессировщики Раиса и Грант Ибрагимовы, Габдулхак Гибадуллин, Регина Колпенская, Рафаэль Еникеев, Владимир Анисимов; клоуны Рамазан Абдикеев, Замир Мустафин, Алик Низамутдинов, Ильдар Зарипов; жонглёры Наиль Бедретдинов, Виталий Берчанский, жонглёры Дамира Гибадуллина; наездники Марзия Шагеева, Султанья Фахрутдинова, группа «амазонок» Валентины Деевой; воздушные гимнасты Андрея Шайкина, канатоходцы Риммы Романовой... Многие из них имеют теперь почётные звания заслуженных и народных артистов Республики Татарстан.

С 1973 года руководство цирком возглавил Булат Минуллович Гизатуллин, совместивший должности директора и главного режиссера цирка. Он был автором и режиссером-постановщиком таких аттракционов, как "Медведи-иллюзионисты" Г.Минасова, "Ягуары и верблюды" Н.Кочакова, номеров "Художник-моменталист" И.Зарипова, "А ну-ка, кошки!" В.Анисимова и др.

Булат Минуллович - заслуженный деятель искусств РТ и заслуженный работник культуры России. В 1976 году он оставил пост директора, целиком переключившись на режиссерскую работу.

С 1976 по 1993 год цирком руководил заслуженный работник культуры РТ Михаил Федорович Боголюбов.

С августа 1993 года директором цирка стал заслуженный работник культуры Республики Татарстан Дамир Минханович Шарифуллин. В год прихода на директорскую должность Д.М. Шарифуллин был самим молодым из директоров цирков.

Энергичный и целеустремленный он за два-три года вывел Казанский цирк в число лучших на территории СНГ, работать в котором считают за честь ведущие мастера цирка. На протяжении нескольких последних лет Казанский цирк является одним из ведущих цирков Российской Федерации. Прочны его организационные и творческие связи с Московским цирком на Цветном бульваре (цирк Народного артиста СССР Ю.В.Никулина) и Московским цирком на Воробьевых Горах (руководитель - профессор Л.Костюк).

 Режиссёрской работой в цирке занимаются директор и художественный руководитель Д.М.Шарифуллин и режиссёр-инспектор Казанского цирка, Заслуженный артист РТ В.Н. Анисимов. Среди наиболее известных дирижёров Казанского цирка: Л.Лобер, В.Березин, Г.Фель, Заслуженный артист РТ А.Калашников. С января 1993 года Казанский цирк вышел из системы "Союзгосцирка" и работает под патронажем Министерства Культуры Республики Татарстан.

С 1996 года при Казанском государственном цирке открыта и успешно работает Республиканская детская цирковая школа. В школе акробатику, эквилибр, гимнастику, жонглирование, хореографию, клоунаду, пантомиму и историю цирка. Учебный процесс в школе поставлен на профессиональную основу. Педагогами школы в разные годы были многократный чемпион СССР мастер спорта СССР В.Лобанов, мастер спорта РФ А.Урбанов, Э. и А.Мироновы, Л.Бабурина, С.Шарапова, Филиппов, В.Анисимов. Кроме того, к обучению детей привлекаются ведущие артисты цирка, . Ведущие мастера Российского цирка, гастролирующие в Казани, работают с юными талантами, прививая им азы циркового искусства. Юные артисты, выпускники школы, принимаются в профессиональные коллективы и номера Российской государственный компании «Российский цирк». На ежегодных творческих конкурсах молодых артистов цирка воспитанники цирковой школы получают высокие оценки профессионального Российского и Международного жюри. Юные артисты принимают участие в профессиональных программах Российского цирка.

С самых истоков Казанского цирка, на его манеже выступали практически все знаменитости: В.Труцци, отец и сын Лазаренко, Н.Жеребцов и И.Поддубный, цирковые династии Абертов, Кантемировых, Беляковых, Агароновых, Папазовых, Филатовых и другие, Дрессировщик А.Александров-Федотов, клоун Карандаш и другие прославленные артисты, такие, как Алли-Вад, М.Анисимов, Арраго, К.Берман, М.Назарова, Буше, И.Анисимов, Б.Вяткин, Галаган, Стихановский, А.Фурманов, С.Шафрик, В.Шемякин.

Под его куполом выступали настоящие звезды: иллюзионист Игорь Кио, клоун Олег Попов, дрессировщик Геннадий Минасов, дрессировщики львов Борис Бирюков, Мстислав Запашный, дрессировщица Тереза Дурова, канатоходцы Волжанские.

Цирк — искусство для всех и для каждого. Лицедейство старо как мир, но каждое входящее к мир поколение открывает для себя это чудо заново. Поэтому цирковое искусство никогда не устареет.

Источник