НЛО нашего детства

 

«Летающая тарелка» у подножия древнего белокаменного Кремля не кажется чем-то аномальным уже далеко не первому поколению казанцев

БОРЬБА В ЧЕСТЬ УРАЗЫ

Сейчас разве только совсем уже старички помнят о том, что первый казанский стационарный цирк располагался в совсем другом месте - на месте засыпанного Банного озера (об утраченных озерах Казани мы еще как-нибудь расскажем), аккурат напротив Черноозерского парка, там, где его пересекает улица Чернышевского. Сейчас на этом месте невзрачный пустырь, где паркуют машины, в обозримом будущем некий инвестор обещает возвести на его месте сногсшибательный гостиничный центр, а в те времена...

Ну достаточно сказать о том, что первый казанский цирк в 1890 году построили легендарные братья Петр, Дмитрий и Аким Никитины. Те, что в детстве ходили с отцом-шарманщиком по улицам, давая нехитрые представления для скучающего обывателя, а после, по сути, и создали русский цирк как таковой - до них под куполом шапито в России выступали исключительно иноземные артисты.

Метод Никитиных был весьма оригинален: они путешествовали по городам Российской империи и строили цирки. Первый в Пензе, последний - в Москве, в основном деревянные как в Казани, но были и потрясающие каменные сооружения.

Впрочем, и деревянный казанский цирк был уютным и в те времена еще не воспринимался как развлечение исключительно для дошкольников. Нет, здесь все было по-взрослому: так, 31 августа 1912 года его представление посетил сам Федор Шаляпин. Народ развлекали летающими людьми, человеком-лягушкой, дрессированными верблюдами и могучими борцами. Представления проходили не только по вечерам, но и днем.

Не обходилось и без местного национального колорита. Так, по случаю праздника Уразы была подготовлена программа аж в трех отделениях. Звездами представления тогда стали гимнасты из Марокко (причем настоящие), а также десять борцов, которые отчаянно давили друг друга на радость правоверной публике.

Дети, повторюсь, в те годы не были основной аудиторией цирка, поэтому к ним относились трепетно - малышей до 12 лет пускали бесплатно.

КАК ПРИРУЧИЛИ ЗИМУ

Впрочем, у никитинского цирка оказался и свой серьезный минус: его система отопления не была до конца продумана, поэтому зимой на арене никто не выступал. Решить вопрос удалось только в 1929 году, когда цирк, как практически и все в стране, стал государственным.

Вопреки смене власти цирку удалось не растерять прежних традиций. Так, например, как и прежде, перед началом представлений почтеннейшую публику завлекал игравший на улице оркестр. И когда было решено заняться его реконструкцией, то на это дело был «брошен» некогда управляющий никитинских цирков - деятельный грузин Роман Гамсахурдия. Поговаривают, что он буквально жил на строительной площадке. Впрочем, заниматься подобными делами знаменитому цирковому деятелю было не впервой: он восстанавливал, строил и руководил цирками в Одессе, Казани, Воронеже, Свердловске, Иванове и Туле. И, по легенде, был женат на цирковой актрисе, которую в бытность свою бродячим актером выкупил из цыганского табора...

К сожалению, любимый казанцами деревянный цирк, начавший работать и зимой, и летом, сгорел дотла в начале шестидесятых годов прошлого века. Впрочем, до этого он уже простоял пару лет без дела, закрытый по причине аварийного состояния. А ведь на его арене выступали практически все отечественные цирковые звезды, такие как Карандаш, Запашные, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин...

ПРИВЕТ ИЗ КОСМОСА

Возрождение казанского цирка произошло с помпой и, можно сказать, прогремело на весь мир. Как и в прошлый раз, цирковое здание возвели, по сути, на месте засыпанного водоема - городским властям показалось, что Булаку не обязательно впадать в Казанку, поэтому два его «рукава», ведущие к реке, банально засыпали. Что со временем превратило канал, в котором когда-то в изобилии водилась рыба, в вонючую стоячую лужу и серьезно ударило по озеру Кабан. Но это уже совсем другая история... На появившейся же у города масштабной территории началась очередная стройка века!

Проект получился по-настоящему шедевральным. Во-первых, потому, что на тот момент (а строить новый цирк начали в 1965 году) столь смелую конфигурацию имело лишь одно из сооружений Рио-де-Жанейро, где, как известно, мулаты ходят в белых брюках. А во-вторых, в СССР, где мулаты в белых брюках если и ходили, то очень точечно, это был первый объект, выполненный как бетонный монолит.

При строительстве здания строители забили 289 свай, на выходе же получилась форменная летающая тарелка высотой в 23 метра, диаметром - в 65 метров, со зрительным залом на две с половиной тысячи мест. То, что аккурат в историческом центре возвели, мягко скажем, совсем уже постмодернисткое строение, тогда никого не удивило. У страны, где «до основанья, а затем...» сменилось освоением космоса, со стариной особо не церемонились. Тем более что на тот период времени рядом уже был отстроены центральный стадион и дворец спорта. Не удивительно, что спустя десятилетия никого не изумило и появление в этом месте и «Пирамиды»...

Также казанский цирк стал первым в стране цирком с двумя манежами, куполом, не поддерживаемым колоннами, а также комплексом, где все подсобные помещения находятся непосредственно внутри, а не снаружи самого здания.

Открытие «летающей тарелки» состоялось 9 декабря 1967 года. Авторов смелого проекта - казанских архитекторов Геннадия Пичуева, Узбека Алпарова и Валентину Панову - буквально завалили всевозможными наградами и премиями, а в 1973 году здание признали памятником архитектуры республиканского масштаба.

Вполне заслуженно. На заре нулевых мне довелось интервьюировать директора Цирка на Цветном бульваре Максима Никулина. Тогда он, без тени лести, сказал мне, что в Казани - одна из лучших цирковых площадок во всем постсоветском пространстве. Да и в мире не всегда такую встретишь. Впрочем, в любви к казанскому цирку в свое время признавался и его знаменитый отец - в первую очередь за комфорт для артиста и продуманность самого здания.

Сейчас сложно себе представить городской центр без узнаваемых обтекаемых контуров корабля пришельцев. Как и башня Эйфеля в Париже, и колесо обозрения в Лондоне, здание казанского цирка стало смелым, но удачным решением для Казани. Ну а вкус сладкой ваты, звон медных тарелок и томительное ожидание, что вот тот странный человек в нелепых ботинках и с красным носом подойдет именно к тебе и выведет на арену под перекрестье разноцветных лучей полопать шарики, - это то, что вечно живет в подсознании и не забывается никогда.

Источник