Комплекс мечети Кул Шариф

 

Комплекс мечети Кул Шариф располагается в западной части крепости. Создавался как единый архитектурный ансамбль, включающий в себя собственно мечеть, памятный камень и здание экскурсионного бюро. Ныне состоит из четырех корпусов, отреставрированных по разным периодам.


Мечеть Кул Шариф

При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий. Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом.

Мечеть построена в 1996—2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров.

Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан. По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов. Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий.

Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.

Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения.

В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин.

В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.

Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы.

Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.
 

В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами.

В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.


Памятный камень, посвященный закладке мечети

21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года): «В целях сохранения исторической преемственности воссоздать здание мечети Кул Шариф...» Текст указа размещен на камне. С началом активного строительства камень был перенесен севернее мечети. Площадка перед мечетью и камнем предназначена для совершения религиозных обрядов во время крупных мусульманских праздников.


Музей исламской культуры

Музей расположен на цокольном этаже мечети Кул Шариф. Экспозиция занимает два зала общей площадью 566 м2. Открытие музея состоялось 21 февраля 2006 года.

Основной целью работы музея является осуществление научно-просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности, выявление и комплектование музейных предметов и музейных коллекций по истории и культуре Ислама и мусульманской цивилизации в Среднем Поволжье, их изучение и публичное представление.

В первом зале представлены темы об истории религии, пророках, первоисточниках и основах Ислама, о роли Ислама в регулировании разных сфер жизни общества, нравственных принципах Ислама. В экспозиции интересен комплекс предметов для совершения молитвы-намаза — коврик молитвенный, компас для нахождения направления в Мекку, четки, макет Каабы, многочисленные экземпляры рукописного и типографского Корана, увидевшие свет в разное время и в разных местах планеты.

Во втором зале в хронологическом порядке рассказывается об Исламской цивилизации Среднего Поволжья, о роли Ислама в истории и культуре татарского народа. В экспозиции — серебряные монеты с арабской вязью разных стран и периодов, рисунок-реконструкция Соборной мечети в Булгарах, копия прозаического сочинения золотоордынского писателя Махмуда Булгари «Нахдж аль Фарадис». Здесь же выставлены портреты Ш. Марджани и Г. Курсави. Особую ценность имеет книга Ш. Марджани на арабском языке: введение к книге «Очевидная истина о достоинствах веры» 1889 года издания с личной печатью автора. Значительный интерес представляют фотографии и книги ученых-богословов, просветителей — Г. Баруди, Р. Фахрутдинова, А. Максуди, З. Камали, Г. Буби, М. Бигиева; учебники и расписания уроков медресе. Центральное место в зале занимает условный интерьер кабинета просветителя. Он воссоздан из мебели, предметов, книг той эпохи, в которой жили татарские просветители. В экспозиции также представлены материалы о татарках-мусульманках конца XIX — начала XX веков, об их борьбе за светское образование, за свободу и равноправие — фотографии, учебники, документы, дореволюционный номер женского журнала «Сююмбике». Здесь же посетители имеют возможность увидеть женский костюм зажиточной горожанки конца XIX века.

Распространение Ислама в Поволжье способствовало расцвету культурного уровня и грамотности народов, утверждению высоких идеалов нравственности и морали.

В музее проводятся экскурсии по следующим темам:

«Ислам — религия мира»;
«Ислам в истории и культуре татарского народа»;
Обзорная экскурсия по музею.


Здание пожарной части

Здание пожарной части («тюбетейка») является составной частью комплекса мечети Кул Шариф, располагается южнее здания мечети и связано с ним стилистически. С мечетью Кул Шариф пересекаются форма и цвет купола, завершение купола (только без полумесяца) и одинаковые отделочные материалы (мрамор).