|
Казанская царица Сююмбике в плену у Ивана Грозного -
художник Ильяс Файзуллин |
Легенды о царице Сююмбике
Сююмбике — правительница Казанского
ханства, жена казанских ханов Джан-Али (1533—1535), Сафа-Гирея,
Шах-Али, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя
династии Ногайской Орды Идегея. Одна из первых мусульманок-глав
государств в истории ислама.
Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским
Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике то есть «любимой
госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ. Сююк была дочерью знатного ногайского бия Юсуфа и выросла в
степи. В те годы у казанских ханов появилась мода - искать жен в
ногайских юртах. Вся степь от Кубани до Казахстана была заселена
родственниками: знатные вельможи заключали между собой династические
браки. Молодые девушки с большой неохотой покидали родные степи,
жизнь в каменных ханских палатах казалась им скучной, к тому же она
была полна придворных интриг. Не все справлялись с такими
психологическими нагрузками. Но Сююк с детства росла смышленым
ребенком, со своенравным "мужским" характером.
Ханы на казанском престоле долго не задерживались, своей
смертью практически никто не умирал: каждый из них рано или поздно
становился жертвой политических интриг. Во второй трети XVI века
основная борьба за власть в Казанском ханстве развернулась между
московской и крымской группировками. Когда в 1549 году умер хан Сафа,
наступило междувластие, как описывает "Казанский летописец", "и по
смерти цареве восста брань велика в Казани..."
Кто станет следующим ханом? У Сафы-Гирея было три сына:
старшие Мубарак и Булюк жили в Крыму, а трехлетний Утямыш с матерью
Сююк - в Казани. Ханская гвардия во главе с крымским полководцем
Кучаком (Кощаком) поставила на Утямыша. О Кучаке, кстати,
сохранились весьма противоречивые сведения. "Муж зело величав и
свиреп", по данным русской летописи, состоял якобы в "... любви
блудной со царицею..." Исследователи предположение о том, что
крымский улан был фаворитом Сююк, отметают вчистую. Это все-таки не
парижский двор, а казанский, где царили совсем иные нравы. К тому же
известно, что царица безумно любила своего мужа Сафу-Гирея и после
его смерти не переставала печалиться о нем.
Но помощь Кучака она приняла. Так трехлетний Утямыш стал
ханом, а Сююк регентшей при нем. Политика продолжалась такая же, как
и при Сафе, - ориентация на Крым с опорой на иноземное войско.
Однако регентша успела провести некоторые реформы, освободив
крестьян, мелких ремесленников и торговцев от удушающих налогов, за
что народ ее и прозвал "Сююмбике", а историки - "крестьянской
царицей".
Правила Сююмбике недолго - всего два года. Политические ветры
сменились, и верх стала одерживать московская партия. Кучак пытался
бежать в Крым, но был пойман. Арестовали и царицу с малолетним
сыном, отправив в "почетный плен" в Москву. Ее
увезли в Москву в 1551 году, за несколько месяцев до падения столицы
Казанского ханства. Источники говорят, что перед отправкой в Москву царице
разрешили побывать на могиле мужа Сафы и попрощаться с народом.
Какие слова говорила Сююк над надгробным камнем и какую речь держала
перед казанцами, неизвестно. Однако существует фольклор, в котором
представлены и "Плач Сююмбике", и ее "Прощальное слово". Слушать их
без внутреннего содрогания невозможно - с таким эмоциональным
надрывом они звучат...
В плаче Сююмбике есть и повествовательно-эпическое и
эмоционально-лирическое начала. К эпическому началу можно отнести
описание происходящих в плаче событий: Сююмбике с сыном насильно
уводят в плен:
Нынче ведома, как пленница...
В землю Русскую, иноязычную.
Вместе с сыном твоим,
царь возлюбленный
Эмоциональное начало отражено
прежде всего в строках, выражающих боль одиночества, страх перед
будущим:
Кто осушит мне слезы, там горькие,
Утолит кто и скорбь, и рыдания?
Кто душе возвратит там веселие?
Или сердце насытит сочувствием?
Как протекала жизнь пленницы в "почетной ссылке"? Понятно,
что она не бедствовала, но морально была сильно подавлена. Сююк
молила лишь об одном - отпустить ее к отцу в ногайские степи, но
получила отказ. Как ни сопротивлялась и ни отбивалась, ее все же
сосватали за старого и безобразного касимовского хана Шаха-Али,
который благодаря поддержке Москвы воцарился на казанском престоле.
Сын царицы Утямыш был крещен и получил новое имя - Александр
Сафакириевич, прожил он всего 20 лет.
Когда и
где умерла Сююмбике, на этот счет существуют разные версии.
Профессор Урманчеев их систематизировал и пришел к выводу, что
наиболее вероятная дата ее смерти - 1557 год, пленнице тогда было 38
лет. В Касимове, в мавзолее Шаха-Али обнаружен неизвестный
надгробный камень. Возможно, под ним и захоронена "крестьянская
царица".
Народная молва интерпретировала эти события по-своему.
Однажды Иван Грозный,
прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань
своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю.
Тогда разгневанный Иван Грозный
пришёл к стенам города с огромным войском, осадил город и сказал,
что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт
Казань с лица земли.
После взятия Казани русскими войсками Сююмбике, чтобы не
сдаваться захватчикам, якобы бросилась с башни, которая сегодня
носит ее имя.
|
|
Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Апофеоз) -
художник Ильяс Файзуллин |
Оборона Казани от войск Ивана Грозного (Пушечный двор) -
художник Ильяс Файзуллин |
Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться
выйти замуж при условии, но попросила необычный свадебный подарок –
самую высокую башню ,которую русский царь за семь дней должен
построить в Казани . Условия царицы были приняты и началось спешное
строительство.
В первый день положили первый ярус,
во второй день – второй, в третий – третий.... К исходу седьмого дня
башня была готова.
|
|
Царица Сююмбике - художник Ильяс Файзуллин |
Башня Сююмбике |
И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они
понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу.
Во время пира Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни, чтобы
в последний раз посмотреть на Казань, Но, глядя на родной город,
поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и
бросилась вниз головой.
Так она погибла, не желая попасть в руки
ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ
назвал башню ее именем.
|
|
Прощание Сююмбике с могилой Сафа-Гирея - художник
Н.Хазиахметов |
Сююмбике - художник Камиль Муллашев |
Согласно другой легенде, не менее поэтичной, башня была специально
построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея. Тело его
покоилось в белокаменном мавзолее рядом с этой башней. Если верить
словам очевидцев, над гробом своего мужа Сююмбике часто молилась,
оплакивая его смерть и свою судьбу.
Русский летописец так описывал
прощание пленницы Сююмбике с могилой Сафа-Гирея перед насильственной
отправкой ее в Москву:
«Пришла, убитая горем, в усыпальницу мужа, обняла с плачем могилу и
причитала жалобно со словами: «О великий хан! Ты в неведении, что
случилось с твоей любимой женой и сыном. Так знай же!
Отдаемся мы теперь в руки жестокому царю московскому. Не могла я
одна противиться силе его и крепости. И не было того, кто помог бы
мне. Хан мой милый! Услышь горький плач мой и открой темный свой
гроб, и возьми меня, живую, к себе. И пусть будет нам гроб твой один
на двоих — тебе и мне!».
И долго еще так причитала царица, и
даже приставленный к ней воевода прослезился, и все находившиеся там
люди плакали и рыдали. И проводил ее с честью весь народ Казанской
земли, вспоминая разум ее, мудрость и большую заботу о знатных и
совсем простых людях.
В
действительности же Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа.
Первый муж Сююмбике Джан-Али был поставлен на престол в малолетнем
возрасте согласованым решением промосковки настроенного
правительства во главе с князем Булат Ширин и Московского князя
Василия III.
Управление
во время малолетства хана осуществляла царевна Ковгоршат, она же
устроила брак Джан-Али с Сююмбике, что было приурочено к
совершеннолетию хана и перехода власти к нему.
Брак был
согласован с Москвой, причём Москва согласилась очень быстро, так
как надеялась, через этот брак приблизить бия Юсуфа и создать
определенный противовес сверженному хану из крымской династии Сафа
Гирею, который находился у своего тестя, могущественного ногайского
мирзы Мамая. Брак был неудачным, хан пренебрегал женой, у них не
было детей. Сююмбике жаловалась отцу и просила её забрать. Юсуф
предлагагал сместить хана и требовал вернуть дочь.
Все эти события стали предметом дипломатической переписки.
Джан Али не
устраивал не только жену, но и казанское правительство, которое,
видимо, также не удовлетворяло давление со стороны Москвы и
вмешательство во внутренние дела ханства.
В 1535 году при участии Булат Ширина и Ковгоршат был совершен
переворот, Джан-Али был убит, а на трон повторно пригласили Сафа
Гирея. Сююмбике стала его пятой женой.
|
Хан Сафа-Гирей - художник Нияз Хазиахметов |
После смерти Сафа Гирея правила Казанским ханством в 1549—1551 годы
в качестве регентши ввиду несовершеннолетия своего сына
Утямыш-Гирея. Царица Сююмбике — одна из первых женщин-мусульманок в
истории исламского мира, которые выполняли роль главы государства.
Утямыш-Гирей— казанский хан (1549—1551), сын Сафа-Гирея и Сююмбике.
|
|
Сююмбике и Утямыш. |
Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем в русской тюрьме |
После неожиданной смерти отца Сафа-Гирея, был возведен на престол в
двухлетнем возрасте. При малолетнем хане регентшой была его мать
Сююмбике.
|
|
|
Семья царицы Сююмбике. Копия с картины XVIII века -
неизвестный художник. Булгария |
Казанская царица Сююмбике. |
Так как Утямыш-Гирей был представителем крымской династии, после
мятежа казанской знати против крымцев, в 1551 году был выдан
казанцами Ивану Грозному вместе с своей матерью Сююмбике и казанской
казной. Был крещен в Чудовом
монастыре, получив имя Александр Сафагиреевич (умер 11 (21) июня
1566 года). Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
В Патриаршей летописи об этом
говорится, что они (казанцы) послали "... к Шигалею (Шах Али) и к
воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а
пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али),
а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю
Сююнбика-царицею..."
|
|
Прощание с Сююмбике - художник Фиринат Халиков |
Плененная царица Сююмбике покидающая Казань- художник
Василий Худяков, 1870 г. |
Через полтора года против своей воли была отдана замуж за
касимовского правителя Шах-Али, брата Джан-Али, первого мужа
Сююмбике. Шах-Али стал ее третьим и последним мужем, вскоре увез
царицу в г. Касимов, где она тихо и незаметно дожила свой век, где и
умерла. Могила неизвестна. Все это
происходило, судя по Писцовым Книгам, еще до взятия Иваном Грозным
Казани, поэтому легенда о башне всего лишь красивая легенда.
|
|
Танец Сююмбике - художник Анастасия Бузунеева |
У Казанской царицы Сююмбике - художник Ильяс Файзуллин |
Вторая картина написана по заказу первого Президента Республики
Татарстан М.Ш. Шаймиева и находится в Казанском Кремле.
Сюжет картины. Действие происходит в период
август-сентябрь 1549 года. В центре на троне - Сююмбике,
очаровательная женщина. Печать неутешного горя на ее лице (несколько
месяцев назад она потеряла своего любимого мужа Сафа-гирея).
Некоторое время спустя Казань вновь подвергнется осадам со стороны
войск русского царя Ивана IV Грозного. А сейчас?… Она еще продолжает
принимать гостей, вести переговоры. Сююмбике красива, умна,
величественна. Она не может показать свою печаль: она царица, мать
малолетнего хана.
Слева от Сююмбике сын известного улу-карача
Булат-Ширина карач-бий Нурали-Ширин (руки за спиной). Рядом (с
саблей) глава ее правительства военачальник оглан Кучак (Кощак). За
ними (руки сложены на груди) Худай-кул - будущий глава правительства
после пленения Сююмбике и гибели оглана Кучака. Слуга уводит ее
уставшего сына Утямыша. Справа от Сююмбике (с четками) глава
духовенства сеид Кул-шариф беседует с поэтом Мухамадьяром.
Перед троном: послы из Самарканда (первый склонился в почтительном
поклоне, второй (со свитком) слушает их беседу). За ними посольство
Сулеймана Ка-нуни Великолепного (турецкий султанат в то время имел
огромное влияние и на политику Казанского ханства); гости из Москвы,
Средней Азии, Западной Европы. Царица
Сююмбике по тем временам была очень образованна. По ее велению была
построена большая библиотека, в которую выписывались книги из многих
стран Европы и Азии. Она принимала гостей из Фландрии, Флоренции,
Германии, вела дела с Персией, Турцией, Арменией и т.д. |
|