Макарьевский монастырь

 

      Есть недалеко от Казани замечательное место — Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь. Не спешите закрывать страницу! Монастырь — это вовсе не унылые стены, скучные молебны, монахи в черном одеянии. Макарьевский монастырь расположен на одном из живописнейших берегов средней Волги в районе Введенской слободы, с которого открывается вид на знаменитый остров-град Свияжск и на место слияния Волги и Свияги. Сам император Павел I, направлявшийся в 1798 году по Волге в Казань, был поражен красотой этих мест и подписал указ о возрождении монастыря, который в то время находился в упадке. А еще раньше — в 1438 году — чудесным берегом восхитился знаменитый православный святой преподобный Макарий Желтоводский и Унженский, который, будучи отпущен из плена на свободу казанским ханом Улу-Мухаммедом, возвращался по Волге в родную Кострому. Он то и завещал основать здесь монашескую обитель.

      И по сей день эти края очаровывают. Побывав здесь однажды, хочется приезжать сюда вновь и вновь, чтобы бродить по каменистому берегу, прикасаться к отшлифованным ветром и водой мудрым камням, вслушиваться в музыку прибрежных речных волн, кормить из рук чаек, вдыхать всеми легкими свежайший воздух и впитывать в себя бескрайние просторы земли и неба. А потом подняться по каменным ступеням в гору, к монастырю, зайти в часовню преподобного Макария и в церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, испить святой воды, послушать, как медленно — намного медленнее, чем в городе — течет здесь время. Подняться еще выше — туда, откуда, как на ладони, видны тонкие изгибы и широкие разливы Волги. Почувствовать, полюбить эту красоту. Спуститься с горы, пробразившись душой и телом. Искупаться в реке. Купить сушеной рыбы у местных жителей. Разжечь костер и испечь картошку в золе. И, конечно, любоваться потрясающим закатом.


      Но это поэзия. Что же до прозы, то добраться до Макарьевского монастыря можно на машине, а можно на теплоходе. Дорога на машине от Казани займет у вас около часа. После моста через Волгу нужно будет миновать гольф-клуб, затем — село Введенская слобода и проехать немного вдоль берега Волги. Путь на теплоходе более длительный, от речного порта Казани до остановки Рудник (это и есть Макарьевский монастырь) теплоход плывет где-то два часа пятнадцать минут. Зато есть возможность с палубы любоваться красотами Волги. Следующая, после Макарьевского монастыря, остановка теплохода — остров Свияжск. Здесь тоже чудесно. Но это — уже другая история. 

   

      Монастырь был основан в 1439 году как Макарьевская общежительная мужская пустынь иноком Макарьевского Унженского монастыря схимонахом Исаией.

В 1439 году войска хана Улу-Махмета напали на обитель Пресвятой Троицы, основанную преподобным Макарием у Желтоводского озера. Монастырь был сожжен, братия погибла под мечами варваров, а 90-летний старец Макарий отведен в плен. Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена. Приведшие пленника рассказывали: “Это муж кроткий; ни словом, ни делом не причинил никому зла не только из своих, но даже из наших единоплеменников”. Тогда хан с гневом закричал на военачальников: “Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Бог, Который есть Один над всеми?” Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 40 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.

Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха, но и для устройства на нем монастыря. Площадь находится на возвышенности, с трех сторон защищена от ветров горой, как бы высоким земляным валом. Источники родниковой воды в изобилии орошают землю, освященную молитвою преподобного отца.

Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6, 33), великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. И опять к любвеобильному отцу потянулись жаждущие монашеской жизни. В скором времени была устроена обитель, но не долго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца.

На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошел ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам “в память избавления своего от рабства агарянского” устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. Но иноки не могли в то же время исполнить это завещание…

После взятия Казани благоверным царем Иоанном Васильевичем Грозным окрестности ее озарились светом Христовым. Пришло время исполниться завещанию старца. В первой половине XVII века на крутой берег устья реки Свияги пришел из Унженской обители схимонах Исаия. К тому времени преподобный Макарий был прославлен в лике святых. И его икона, принесенная унженским иноком, стала хоругвью, под которой начало собираться воинство Христово.

Схимонах Исаия с благоговением возносил молитвы к Богу, зная, что молитва – основа монастыря. Жители окрестных селений оказывали благочестивому иноку особенную любовь и уважение. А когда добрый подвижник преставился ко Господу, над его могилой поставили позлащенную гробницу. В библиотеке Макарьевской пустыни хранилась заметка, сделанная на одной из богослужебных книг: “В лето 7169 (1661) в Декабре 10 дня преставился раб Божий монах схимник Исаия, затворник пустыни Макария чудотворца на устье реки Свияги”.

Первая церковь в обители была воздвигнута во имя Вознесения Господня, именно в этот великий праздник преподобный Макарий получил свободу. Вначале храм был деревянный, а в 1691 году его сменил каменный. В ризнице Макарьевской пустыни хранился святой антиминс из Вознесенской церкви, в 1703 году подписанный блаженнейшим Тихоном III митрополитом Казанским и Свияжским. В трапезной части этого храма был установлен предел во имя преподобного Макария Желтоводского. По ведомости о монастырях Казанской епархии 1739 года видно, что в пустыни существовала ещё одна церковь во имя святых Богоотец Иоакима и Анны, находившаяся на вратах.

В обитель преподобного Макария в 1693 году под церковную епитимью был прислан Арсений, епископ Андрусский. Он был “за некая приключшаяся обстояния” Святейшим Досифеем II Патриархом Иерусалимским отлучен. Прожив остаток жизни в покаянии в Макарьевской пустыне, владыка Арсений скончался 14 апреля 1706 года. Погребен он был в Спасо-Преображенском монастыре, который находился в Казанском кремле. По просьбе митрополита Тихона III почившего разрешили от клятвы. Грамота о разрешении с подписями Константинопольского Патриарха и еще одиннадцати архиереев положена в гроб, а перевод с греческого языка – в ризницу казанского митрополита.

В 1764 году вышел указ о секуляризации церковных владений. Макарьевская пустынь не вошла ни в число штатных, ни даже заштатных монастырей. Ее приписали Свияжскому Богородице-Успенскому монастырю, священники которого и совершали поочередно богослужение, поскольку в обители святого Макария погребали монашествующих Свияжских монастырей, как мужского, так и женского. Близ пустыни находится кладбище, где хоронят жителей города Свияжск. Начало кладбища относят к XVI веку.

Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Казанский и Свияжский, в 1796 году начал просить Святейший Синод внести Макарьевскую пустынь в число семи монастырей Казанской епархии, оставленных на своем содержании. Дело тянулось. Но в 1798 году проплывавшему в Казань по Волге императору Павлу Петровичу очень понравилось красивое местоположение Макарьевской обители, и он изъявил желание о ее воссоздании. Прошение архиепископа Амвросия было утверждено, Свияжская подгородная Макарьевская пустынь сделана самостоятельною, и на ее содержание ассигновано 300 рублей. Обитель получила в надел “100 десятин пахотной, под лесом и луговой земли”.

Возобновленная пустынь опять подверглась испытаниям. В 1800 году все кельи ее сгорели. У погорельцев пытались отнять имущество завистливые соседи, “которым было неприятно видеть пустынь, хотя немного обеспеченною щедротами монаршими”. Иноки были лишены возможности пользоваться своими землями и рыбными ловлями более 11 лет. Рогатый скот продали, а избу со скотного двора перенесли в пустынь и устроили из нее кельи. Но и их поглотила огненная стихия в 1829 году.


Скорбящим инокам Господь подал утешение. Судебный процесс завершился в пользу Макарьевской пустыни. На взысканные с корыстолюбивых людей деньги в 1830 году построили дом в два этажа. Нижний этаж сделали каменным, а верхний – деревянным. В доме были кельи, кухня и трапезная.

В Макарьевской пустыни настоятельство было сначала строительское, митрополит Тихон III учредил здесь игуменство, после возобновления обители для управления ею вновь назначены строители. По указу Святейшего Синода 1798 года в пустыни преподобного Макария положено быть: строителю одному, иеромонахам 2, иеродиакону 1, монаху 1 и 2 послушникам.

В храме во имя Вознесения Господня богослужения прекратились. Так как со временем он пришел в аварийное состояние, стены потрескались, и связи в нем разорвались. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Казанского и Свияжского6, возобновлением церкви занялся строитель иеромонах Антоний. Значительные пожертвования на богоугодное дело внесли Н.И. Саврасова и казанский помещик Е.А. Лебедев. В храме поставили 3 престола: на втором холодном этаже - во имя Вознесения Господня, а на первом теплом этаже - в честь иконы Божией Матери «Отрада» («Утешение») Ватопедской и во имя преподобного Макария Желтоводского. При церкви возвели колокольню. Обновленный храм освятили в 1839 году.

Архиепископ Владимир после управления Казанской епархией хотел поселиться в Макарьевской пустыни, поэтому в обители в 1847 году по созданному владыкой плану, под его наблюдением, был построен дом в два этажа. Средства были выделены из архиерейского дома. Руководил работами строитель иеромонах Виталий (бывший эконом архиерейского дома).

На этом забота о благолепии пустыни не прекратилась. В 1866 году была освящена новая церковь, каменная, теплая, трехпрестольная: главный престол в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”; на правой стороне – во имя святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского; на левой – во имя Всех святых. Начал ее возводить строитель иеромонах Мартиниан (Муратовский), но в 1861 году он был переведен в Иркутский Вознесенский монастырь. Заканчивал строительство иеромонах Александр. При этом храме построили корпус в два этажа, в нижнем этаже устроили братские кельи, а в верхнем разместился настоятель.

В новый храм Пресвятой Богородицы в год освящения были пожертвованы помещицей Лихачевой 2 древние иконы: Нерукотворный образ Спасителя и Божьей Матери “Толгская”. Иконы, украшенные вызолоченными серебряными ризами, висели на столпах. В 1887 году в сводах арок этого храма написали иконы двунадесятых праздников, а всего в церкви было сделано 36 священных изображений. Для отопления храма была устроена амосовская печь.

Иконы в храме Вознесения Господня были древнего письма. Особо почитались две из них: преподобного Макария чудотворца, принесенная схимонахом Исаией (ее облачили в серебряную ризу) и Божьей Матери “Отрада” (“Утешение”) Ватопедская (серебряная риза которой была украшена жемчугом и камнями), привезенная со святой горы Афон.

В середине XIX века в дар Макарьевской пустыни от Афона был прислан большой образ святого великомученика Пантелеимона с частицей его цельбоносных мощей “и с законным об этом свидетельством”. В Казанской епархии в то время больше нигде не было подобной святыни. Поэтому богомольцы во множестве стекались к ней, прося у Целителя здравия.

Настоятель игумен Димитрий не забывал и про паломников. И в 1888 году выстроил странноприимный дом с мезонином. Деревянный дом, покрытый железом, был снабжен всем необходимым.
Через год, вместо двух домов в два этажа, был построен каменный двухэтажный корпус. В нем нашлось место как для 12 братских келий, так и для кухни с трапезной.

В 1892 году над источником ключевой воды построена деревянная часовня. В положенные церковным уставом дни к ней совершались крестные ходы и происходило освящение воды.
Украшением монастырской звонницы стал колокол в 210 пудов. Его в 1894 году приобрели как на средства обители, так и на благотворительные взносы.

В конце XIX века получены из казны пахотные земли, лес и мукомольная мельница. Еще пустынь приобрела на свои средства лес, пахотные и луговые земли.
В это же время сложили 111-метровую каменную ограду, поскольку пустынь необходимо защищать от оползней.

В 1898 году настоятелем Макарьевской пустыни стал иеромонах Серафим (Павлиненко), впоследствии игумен. 17 декабря 1900 года Преосвященный Алексий, епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии, вручил игумену Серафиму жезл. Вручая его, владыка Алексий произнес проникновенную речь:

“Всечестный отец игумен Серафим!
В знамение духовного правления, к которому ты призван сегодня, вручается тебе жезл сей. Помни, брат, что подобно святому пророку и вождю еврейского народа Моисею, и ты приемлешь жезл сей не от человека, а от Самого Бога, приемлешь для того, чтобы врученную тебе вместе с сим жезлом братию вести от рабства греховного в страну духовной свободы, к обетованному Царству Небесному. Помни, что тебе дается не жезл властительства мирского, не жезл ярости и биения, чтобы ты горделиво возносился над врученной тебе братиею или жестоко с нею обходился: нет, жезл сей – знак отеческого попечения за твоими духовными чадами, знак терпеливого ухода за немощным согрешающим братом, знак умелого управления врученным тебе кораблем монастырским, знак истинного пастырства Христова, а не наемничества. Опираясь на жезл сей, утверждай братию в житии их монашеском, прежде всего, примером собственной святой жизни, чтобы в день Суда мог ты непостыдно сказать пред Богом: “Се аз – недостойный игумен, а вот духовные дети мои, которых ты дал мне, Господи. Аминь”.

В воскресенье 7 июля 1902 года пустынь посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В ней он отслужил Божественную литургию, произнес проповедь. “Из Свияжска и деревень узнавшие, к концу литургии наполнили церковь”. Отец Иоанн после трапезы благословил братию и богомольцев. Затем отправился дальше на пароходе вниз по Свияге и по Волге.

В Макарьевской обители в 1904 году проживало 37 человек: и. д. настоятеля иеромонах Антоний (Чугунов), еще 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, 7 монахов и 20 послушников.
Свержение царя и его убийство было следствием отступления российского народа от Бога. После революции православные монастыри подверглись грабежу, осквернению и уничтожению. Новым людям ни Бог, ни совесть были не нужны. В сентябре 1918 года пустынь была разграблена бандами красноармейцев, а к концу 1920-х гг. ее покинули последние насельники — официального решения властей о закрытии монастыря не понадобилось.

В советский период, с 1936 по 1986 гг., в зданиях монастыря располагался санаторий для детей, больных туберкулезом. Во время Великой Отечественной войны размещался госпиталь.

Отдаленность от населенных мест способствовала тому, что большинство монастырских строений сохранилось. В частности, сохранился (хотя и в ветхом состоянии) двухэтажный настоятельский и братский корпуса, построенные в 1889 году, два полукаменных братских корпуса (1830 и 1847 гг.). Сохранились оба монастырских храма. Цела и каменная часовня над источником, у которого, по преданию, останавливался Макарий Унженский. 

То, что осталось от зданий некогда благолепной пустыни, вернули Церкви. Сохранились стены. Рамы, двери, полы и крыши были уничтожены пожаром в 1989 году или унесены “предприимчивыми” людьми.

1 мая 1996 года наместником Свято-Вознесенского Макарьевского монастыря был назначен иеромонах Филарет (Егоров). В том же году возобновили богослужение в древней церкви Вознесения Господня.

В 1997 году монастырский комплекс был передан Казанской епархии.

В 2000 году к Собору святых новомучеников и исповедников Российских причислили архимандрита Сергия (Зайцева), архимандрита Александра (Уродова), и монаха Леонтия (Карягина), в начале ХХ века подвизавшихся в Макарьевской пустыни. Предстательством небесных покровителей, молитвой и трудом игумена Глеба с братией, благотворительной помощью ктиторов и паломников возрождается поруганная святыня.
У подошвы горы под монастырем в 2001 году, стараниями Л.В. Анисимова, поставили деревянную часовню во имя преподобного Макария чудотворца. В часовне устроили купальню.

В Воронеже в 2003 году, на средства А.Г. Пилишкина и фирмы “Лит Арт”, отлили 10 колоколов. Теперь новая звонница ежедневно призывает на молитву монахов и благочестивых паломников.

Прекрасный вид Макарьевского монастыря напоминает земным странникам, взирающим на него, о нетленной красоте Небесного Града (Откр. 21, 10). И не смотря на то, что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь (Мф.7, 13), не только в былые времена, но и в XXI веке есть люди, желающие “употребить все время свое, все силы тела и души на богоугождение”. Да поможет им Бог Своею благодатью идти путем спасения молитвами преподобного отца нашего Макария Желтоводского, Унженского и Свияжского чудотворца.

Макарьевский монастырь в начале ХХ века

Храмы:

        · 2-этажный, вверху - в честь Вознесения Господня, внизу 2 придела: в честь Ватопедской иконы Божией Матери и во имя преподобного Макария Унженского (1691 г., возобновлен и освящен в 1839 г.)

        · В честь иконы Божией матери "Всех скорбящих Радость" с приделами: во имя святого Афанасия Александрийского и во имя Всех святых (1866 г., возобновлен в 1887 г.).

      В конце 1920-х годов монастырь был закрыт закрыт. Вновь открыт он был в 1996 г. Наместник - иеромонах Прокл (Корноухов).

 
   
Макарьевский монастырь - причал уединенных сердец, спокойных мыслей и светлых чувств. Здесь, пожалуй, как ни в одном другом монастыре Казанской епархии особенно чувствуется иной ход времени: оно замедляется, захватывая и увлекая даже случайного путника, словно осенний лист, падая с высоты, летит плавно и неторопливо…

Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей, получив по тем временам прекрасное образование. И уже в 12-летнем возрасте почувствовал сильное стремление к уединенной монашеской жизни. Удивительно, что желание это было услышано, архимандрит Дионисий (будущий архиепископ Суздальский), несмотря на нежный возраст, постриг его в монахи. Через три года юношу отыскали опечаленные разлукой родители, но Макарий, вероятно, ограждая себя от искушения вернуться к ним, не пожелал даже встретиться с отцом, в утешение лишь сказав: «Поверь, лучше для нас обоих будет, если не увидимся мы здесь, а увидимся там в вечности».

Вскоре молодой монах тайно, не прощаясь ушел из городского монастыря и поселился в скромном ските на реке Лух. Прошло время и промысел Божий привел в скит первых людей – духовных детей инока, которые пожелали вести вместе с ним жизнь уединенную. Святой Макарий основал здесь обитель, обустроил храм в честь Богоявления Господня. Но долго среди людей он оставаться не мог и вновь тайно вынужден был покинуть монастырь. Инок долго блуждал в поисках подходящего места и остановился возле озера Желтого, расположенного на левом берегу Волги. Здесь он выкопал себе пещеру и продолжил иноческий подвиг. По преданиям не только православные христиане, но даже язычники и мусульмане с уважением относились к праведнику, просили совета и молитвы. Многие из них со временем обратились в христианскую веру, и святой Макарий, приняв сан игумена, основал еще одну обитель на берегу этого священного озера. Воздвигнув обитель во имя Святой Живоначальной Троицы, инок стал проповедовать веру Христову черемисам, татарам и чувашам.

Трагедия пришла в 1439 году, когда в Нижний Новгород вторглись татары под предводительством Мамотяка – сына Казанского хана. Насельники Святой обители были убиты, настоятель взят в плен. Когда святого Макария доставили в Казань, то правитель города Улу-Махмет захотел лично с ним побеседовать. О чем долго говорили христианин и мусульманин – осталось для потомков тайной, известно лишь, что после этой беседы хан распорядился отпустить старца домой и совершил невиданное милосердие, разрешив вместе с ним освободить еще почти полтысячи пленных новгородцев. В свою очередь, Казанский хан попросил старца не возвращаться в обитель у Желтого озера: «Та земля наша теперь». Так что из Казани 90-летний старец отправился с намерением предать братьев земле по христианским обычаям и отвоевать у грешного мира еще одну святую землю. Что и было им сделано впоследствии в Унжени, а пока, «неся в устах молитвы», Макарий исцелял души и тела пленников. Новгородцы остановились на ночлег у подножия горы, здесь молитвами старца освящен был источник. Преподобный Макарий получил от Бога дар чудотворений, который не ушел с его физической смертью. Частица мощей святого хранится в Макарьевской пустыни, покровитель монашества, слава Богу, и сегодня не оставляет нас, грешных…

Основание монастыря произошло более чем век спустя. Преподобный завещал своим ученикам «в память избавления своего от рабства устроить обитель на том месте, где он останавливался, возвращаясь из Казани», на месте, где Свияга встречается «со старшей сестрой» - Волгой. Но его ученики долгое время не могли исполнить завета, ведь земля, указанная старцем, была частью Казанского ханства. А после покорения ее войсками Иоанна Грозного возможность такая представилась. Один из иноков Унженской обители, схимонах Исаия пришел сюда, когда власть «устоялась». В середине 17 века начал он обустраивать пустынь, освященную молитвами преподобного Макария. Основатель обители человеком был добродетельным, миролюбивым, а за свою благочестивую и благообразную жизнь удостоился любви братьев и памяти потомков.

Во все времена монастырь был невелик, но основателен. Изначально многие постройки делались «на века» - из камня. В 1691 году начались службы в новом каменном храме, верхняя церковь которого освящена в честь Вознесения Господня (в память того, что преподобный Макарий получил свободу именно в этот праздник). Нижняя церковь освящена в честь Ватопедской иконы Божией Матери и Макария Желтоводского.

После резких екатерининских реформ монастырь едва сводил концы с концами, а в 1764 году пустынь была отписана Свияжской обители и находилась на гране закрытия. Так бы и случилось, если бы не участие Павла I. Государь пожертвовал монастырю из казны, наказывая строить каменные стены и храмы. Впрочем, пустынь, даже благодетельства царя так и не была включена в штат – не получила содержания, но получила во владение лес, находившийся рядом с обителью, пашенную землю и луга села Красновидиво, озеро да мельницу.

Удивительно, что о существовании чудного места знали немногие, но обитель по тем временам обустроена была вполне современно. Помогать в этом усердно стали и «соседи» - купцы из Свияжского острова-града. Их покровительство было не случайно, ведь многие из знатных горожан желали покоиться на освященном макарьевском кладбище.

В пустыни никогда не бывало большой братии (сегодня здесь проживает 16 человек). Даже во времена расцвета здесь жили не более двадцати иноков. Но при небольших размерах и скромных доходах в 19 веке начался новый этап строительства. Заботами настоятеля отца Макария был заложен двухэтажный дом для братских келий, кухни и трапезы. К 1839 году стараниям иеромонаха Антония восстановлен храм Вознесения Господня. При храме была сооружена каменная колокольня. Одной из почитаемых икон здесь считалась Ватопедская Божия Матерь, привезенная в начале 19 века из Афона. Еще через несколько лет в дар обители со святой земли афонской прислан был образ святого великомученика Пантелеимона с частицей его исцеляющих мощей. В Казанской епархии в то время нигде больше не было подобной святыни. Поэтому богомольцы во множестве стекались туда, прося у Целителя духовного и телесного здоровья.

Оба этих дара связаны с именем насельника монастыря отца Нила – человека весьма необычных талантов и судьбы. Вот как о нем писалось в известиях по Казанской епархии в конце 19 века: «Отец имел хороший почерк и слог ихображения своих мыслей. Письма свои к кому бы то ни было писал весьма обширные. А свободное от молитвы время он употреблял на чтение книг Святого писания или на письмо, нередко просиживая всю ночь на стуле при огне. Тут же, забывшись, уснет, очнется и опять примется за письмо или чтение…» И все же инок прославился отнюдь не своим образованием или даром просветительства.

Отец Нил был уникальным… сборщиком пожертвований. Родившись в беднейшей семье, за всю жизнь не потратив на себя копейки лишних сбережений, он щедро помогал сиротам, вдовам и бесприданницам. Это был настолько деликатный, внимательный, но при этом аккуратный и рачительный, а главное, безупречно честный человек, что люди без сомнения доверяли ему миллионы. Интересно, что по бедности своей родители в отрочестве прочили ему монашескую жизнь, но Николай Васильевич противился этому, и из протеста даже оставил на старшем курсе Казанскую духовную семинарию. Поступил работать в Казанскую казенную палату по контрольному отделению, а через некоторое время был назначен помощником контролера. За свою усердную службу и нравственные качества (он вовсе не брал взяток) неоднократно возглавлял рекрутские комиссии. Экономия, которая во все времена была жизненным девизом этого человека, позволила ему скопить денег и купить крошечный домик на Троицкой улице, возле Булака. В прислуге он держал древних старух, жизнь вел скромную и тихую. А в возрасте 35 лет встретил любовь всей своей жизни. Его невестой стала дочь отставного солдата-барабанщика, скромная, работящая и добродетельная. Но выбор невесты так сильно н понравился его родителям, что те не дали своего благословения, но и (неслыханное дело!) отправились к председателю казенной палаты, упросив, не давать сыну разрешения на брак. Такое сопротивление сломало весь уклад мирской жизни. Смирившись воле родителей, оставив невесту, а затем дом и работу.

Николай Васильевич решил путешествовать по святым местам. Отправился сначала по России, затем побывал в Иерусалиме, Италии и на Афоне, который так ему понравился, что он решил остаться здесь навсегда. Но, видимо, этот человек какими-то особенными качествами располагал окружающих к управлению его судьбой. Даже старцы афонские отказали в его просьбе, велев «заслужить» право жить здесь… сбором пожертвований. Николай Васильевич постригся в монахи и стал отцом Нилом, поселился в Макарьевской пустыни, которая весьма напоминала ему святую обитель на Афонской горе, и с огромным рвением стал собирать жертвы. В Афон потек ручей золота, драгоценностей, тканей, который вскоре превратился в весьма ощутимый поток пожертвований. В одно время Казанская епархия пыталась даже вразумить инока, попросив направлять часть средств в монастыри русской церкви. Но отец Нил остался непреклонен. Деньги будто сами шли к нему в руки: он собирал миллионы рублей, поддерживая близкие и доверительные отношения со всеми состоятельными семействами Поволжья, хранил их у доверительных лиц в Казани и прилежно отправлял в Афонскую святыню. Дважды с прошениями он отправлялся в Афон и дважды возвращался в Макарьевский монастырь, воодушевленный святыми дарами (чудотворные иконы он сразу передавал своей обители) и обещанием «скоро принять его в ряды братии». Отец Нил так и не смог воплотить свою мечту и закончил дни свои в Макарьевской пустыни. Но редкий дар бескорыстной помощи людям пронес имя его через века.

В 19 веке Макарьевская пустынь еще хорошела, достраивалась и перестраивалась. В годы наместничества отца Мартиниана был возведен каменный храм с главным престолом во имя чествования иконы «Всех скорбящих Радость», в конце века при настоятеле Димитрии над источником преподобного Макария появилась часовня. Украшением монастырской звонницы стал колокол в 210 пудов. К счастью, события советских лет монастырь не разрушили, приведя лишь его в запустение. В 1997 году он был передан Казанской епархии. Период возрождения, как и во многих обителях, шел очень непросто, ведь каждому дому, даже Святой обители, нужен добрый и мудрый хозяин. А такой хозяин здесь появился не сразу…

И сегодня место остается настоящей пустынью, поскольку почти на полгода (в зимний период) монастырь бывает отрезан от цивилизации и добраться сюда можно разве что на снегоходе или же вертолете. Но вместе с тем Святая обитель не живет совсем уж затворницей. Для общения с внешним миром и проповедничества монастырская братия поддерживает красивый и функциональный, наполненный глубокой духовностью и философскими рассуждениями интернет-сайт. Выпускаемый электронный «Макарьевский листок» отвечает на многие вопросы современного человека не с позиции назидания, а с помощью простого искреннего диалога. Даже об опыте духовных отцов иноки умеют рассказать просто и понятно. Вот, к примеру, такая история в одном из выпусков «Макарьевского Листка» рассказана из жития преподобного Макария Египетского: «Ученик опередил Макария и повстречал жреца, спешащего с тяжелой ношей: «Куда ж ты, бес, так разбежался?» - спросил ученик и был… избит язычником. Когда они поравнялись со старцем, то тот сказал тепло: «Здравствуй, труженик, здравствуй!». Жрец упал ему в ноги: «От твоего ласкового слова пришел в умиление и понял, что ты – великий слуга Божий!». И попросил принять веру и сделать монахом. Тогда Макарий сказал: «Злое и гордое слово толкает ко злу и добрых людей, а слово смиренное и доброе обращает к добру даже злых». И, кажется, «слово доброе и смиренное» есть у братии для каждого из нас…