Новая Татарская (Ново-Татарская) слобода — одна из исторических частей в центре Казани, в юго-западной части Вахитовского района города. Слобода расположена между Волгой на западе, путями южного внутригородского железнодорожного хода на востоке, улицей Девятаева на севере и Старого Татарского кладбища на юге. Осевыми для слободы являются улицы Мазита Гафури и Меховщиков. После освоения в XVII-XVIII вв. Старо-Татарской слободы татарское население начало заселять смежные территории. Кроме того, в начале-середине XVIII в., при снесении мечетей при крещении татар и воспользовавшись массовым пожаром, местные власти во главе с православным миссионером Лукой Канашевичаем (татарам он известен под кличкой Аксак Каратун) устроили насильственное выселение татар из близкой к русскому посаду в центре города северной части Старо-Татарской слободы с переселением на территории перед деревней Поповка. Эта местность получила название Ново-Татарская слобода. В отличие от Старо-Татарской слободы, центра татарской культуры, интеллигенции и купечества, в новой слободе оказалось простое татарское рабочее и ремесленное население. Соответственно, Ново-Татарская слобода имеет неизмеримо меньшую архитектурно-культурно-историческую ценность. В Ново-Татарской слободе строились простые и маленькие деревянные дома и поначалу такие же мечети. Позже появилось две каменные крупные мечети, одна из которых (Иске-Таш) стала общественным центром слободы. На юге слободы находится общегородское Старое Татарское кладбище, бывшее главным на протяжении более чем двух веков, на котором похоронено множество знаменитых татар. В связи с исчерпанием места, ныне в нём новые могилы не выделяются, а захоронения производятся только в родственные могилы. Также на территории Старо-Татарской слободы была братская могила воинов, которые защищали Казань от войск Ивана Грозного в 1552 году. При жилом освоении этой территории место могилы было ограждено и отмечено большим старым камнем (тат. зур иске́ таш), у которого позже в 1802 г. появилась главная мечеть слободы с названием Иске-Таш. В слободе также возникли ремесленные мастерские, а позже и более крупные производственные предприятия, такие как меховая фабрика, ныне «Мелита». В советское время она была увеличена и стала крупнейшей в России, а также в слободе появились завод ракетных комплектующих «Точмаш», ватная и макаронная фабрики, другие производства и склады. В связи со строительством на Волге Куйбышевского водохранилища, старый речной порт города в Дальнем Устье попал под зону затопления, а в Ново-Татарской слободе в 1948-1962 гг. был сооружён новый комплекс речного порта и вокзала, один из крупнейших в Волжском бассейне. Также в Ново-Татарской слободе был построен городской автобусный вокзал. В советский период, а также частично после него, небольшие деревянные дома и здания, не имеющие архитектурно-исторической ценности, в слободе были практически полностью снесены и застроены многоэтажными жилыми домами-"хрущевками". Разные части слободы больше стали называть по новым топонимам - Меховая (в обиходе - Меховушка) и Автовокзал. При этом здесь действовала одна из сильнейших в городе организованная преступная группировка "Новотатарские". В советское время в слободе рядом с мечетью Иске-Таш находилась одна из немногих и главная в городе татарская школа-гимназия. В слободе расположена одна из двух площадок казанского Института экономики, управления и права (пять учебных корпусов, включая новый, построенный в 2011 году). В слободе недалеко от речного порта действуют оптово-торговый рынок «Портовый». На территории слободы находится один из двух городских аквапарков - «Барионикс» (ранее - «Лето-стоп»), перестроенный из неосвоенного бывшего производственного корпуса «Мелита». Локальным местом отдыха и спорта в слободе является Парк молодожёнов и стадион у улицы Девятаева. В слободу в первой половине XX в. была проложена трамвайная линия маршрута № 6 сначала до меховой фабрики, а затем далее до макаронной фабрики, После появления нового речного порта к нему были пущены трамвай № 7 и троллейбус № 2. В конце XX в. в связи с расширением территории завода «Точмаш» внутриквартальная конечная разворотная однопутная трамвайная петля до макаронной фабрики была ликвидирована. В начале XX в. вместо закрытого трамвайного маршрута № 6 некоторое время ходил маршрут № 22. Затем трамвайное движение до мехобъединения было закрыто, а в речной порт вместо троллейбусного маршрута № 2 стали ходить №№ 20 и 21. Также действует несколько маршрутов автобуса до речного порта и один автобусный маршрут (№ 31) проходит через всю слободу в городские посёлки далее. На южном внутригородском железнодорожном ходе есть станция пригородных электропоездов и приёма-отправки грузовых составов для промышленных предприятий «Вахитово», а также подъездная ветка в речной порт. Согласно генеральному плану, предусматривается комплексная реновация Ново-Татарской слободы с выводом складских и прочих производств за город. После строительства на 4-х выездных трассах из города новых автовокзалов, действующий в слободе автовокзал будет закрыт. Объекты
|