Многие из тех, кто впервые приезжают в Казань, либо проезжают мимо на железнодорожном транспорте, спрашивают: «А что это за здание (коробка, пирамида и другие варианты) стоит посредине реки?». Неутолимое любопытство гложет туристов и гостей города. На самом деле это Храм Нерукотворного Образа Спасителя, или Памятник павшим при взятии Казани в 1552 году. Именно на этом месте находится братская могила тех, кто завоевывал Казань. Старожилы рассказывают, что от этого храма раньше был потайной ход до самого Казанского Кремля, а в его подземельях до сих пор можно найти человеческие останки. Однажды и мы там побывали, что видели внутри и под землей – ….жмите «далее» и сами увидите. А также расскажем как добраться до памятника и что почем стоит. Итак, небольшой ликбез, скопированный на просторах интернета. Поминальный воинский храм в честь иконы Нерукотворного Образа Христа Спасителя – самый необычный в богатой культовой архитектурой Казани. Он стоит на острове на реке Казанке. Основание храма напрямую связано с царем Иоанном Васильевичем, именуемым еще современниками Грозным. Через два дня после покорения Казани - 4 октября 1552 г. по старому стилю (теперь это 13 октября, в XIV в. поправка была в 9 дней), царь Иван торжественно въехал в поверженный город. Повсюду лежали павшие воины, которых царь приказал похоронить с подобающими почестями, что и выполнил игумен Иоаким, прибывший с царем. Павшие воины погребены в братской могиле, поверх которой был насыпан курган. В этот же день на месте братской могилы, названной «русским кладбищем», царь повелел основать монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы, монахам которого предписал вечно молиться за убиенных. Монастырь стоял на возвышенном правом берегу реки Казанки (где сейчас храм-памятник) и, к несчастью, начал подмываться весенними разливами. Особо высокое половодье 1559 г. сильно разрушило монастырские постройки, которые были деревянными. Пострадал и храм. По просьбе игумена Иоакима царь Иоанн IV повелел перенести монастырь на новое место - на версту ниже по течению Казанки, на высокую гору, называемую Змеиной-Зилантовой, где была первая ставка, стояло его знамя с Образом Нерукотворным и походная церковь. С царской грамотой 1560 г. пришли и деньги - 300 рублей от царя и 100 рублей от царицы Анастасии. Она же прислала целый иконостас в соборную церковь. На высоком холме, образовавшемся при захоронении, уже в XVI веке была поставлена часовня, а поминальные службы служились в Зилантовом монастыре. Существует Синодик с именами всех павших, коих поименно упоминали на панихидах. Эта книга не раз перепечатывалась, и раньше можно было прочесть имена всех героев. В Синодике перечислено более восьмисот имен дворян из разных городов Российского государства, но, очевидно, общее число погребенных составляет несколько тысяч. |
В 1805 г. из Симбирского Покровского монастыря был переведен в Успенский Зилантов архимандрит Амвросий Сретенский. Человек он был очень просвещенный и деятельный. Имел прекрасную библиотеку, после него остались богословские труды, им написанные и напечатанные.После победы над Наполеоном в России поднялась волна патриотизма, стали возводиться памятники в честь русского оружия и героизма. Амвросий решил создать на месте часовни памятник в виде «столпа», причем на свои средства, плюс небольшие пожертвования. Собрано было 5000 рублей.В 1812 г. проект памятника-столпа был представлен императору Александру I. Ему идея пришлась по душе, но он поручил переделать проект известному столичному архитектору Алферову. Проект храма выполнил архитектор Н.Ф.Алферов, автор подобного памятника в Севастополе. Надзор за строительством вел губернский архитектор А.К.Шмидт. Именно он сделал облицовку стен из белого камня. В 1813 г. государь утверждает план, а от себя жертвует 5000 рублей. Царская семья добавила столько же. Была объявлена всенародная подписка, давшая еще 100.135 рублей.
План первого яруса |
Памятник был торжественно заложен 29 июня 1813 года. Самую сложную проблему составляла финансовая сторона вопроса. Как выяснилось впоследствии, выполнение проекта Алферова потребовало расходов в 100315 рублей. Это были огромные деньги не только для небогатого Зилантова монастыря, но и для Казанской епархии. (Хорошая каменная церковь в эти годы обходилась не больше чем в 10000 рублей). Монахи Зилантова монастыря в течение всего времени строительства ездили для сбора средств в Санкт-Петербург, Москву, в губернские города, на Нижегородскую ярмарку. Однако средства собирались медленно, и строительство затянулось до 1823 года. К лету 1823 года строительство памятника и обустройство внутри храма были завершены. Он был освящен 30 августа 1823 года казанским архиепископом Амвросием. Храм был освящен во имя Нерукотворного образа Спасителя - изображения, бывшего на знамени царя Иоанна IV. Однако вскоре стали обнаруживаться недочеты в проекте и расчетах и памятник стал быстро ветшать.
В 1831-1832 храм подвергся
реконструкции под руководством П.Г.Пятницкого, строителя
казанского Университета.
Памятник представляет собой усеченную пирамиду, ее
высота составляет 20 метров. С четырех сторон находятся
входы в здание. В центре пирамиды размещается храм.
Административно Храм подчинялся военному ведомству.
Храм построен в виде усеченной пирамиды и украшен греческими
портиками и колоннами. С северной и южной сторон
располагаются входы в подземную Церковь-усыпальницу в честь
преподобного Илии Муромца, которая располагается
непосредственно над мощами погибших воинов и напоминает
усыпальницы Киево-Печерской лавры.
После смерти архимандрита Амвросия казанский губернатор обратился в Городскую Думу с просьбой принять храм на свое иждивение, т. к. он приходит в упадок, лишившись должного ухода, что и было сделано. В 1830 году храм был закрыт и начались работы по реконструкции памятника. Выбрали попечителей, купцов А.Ф. Крупеникова и П.И. Котелова. На выделенные Думой деньги памятник подвергся полной реставрации. Проект выполнил архитектор Пятницкий (строитель Казанского Императорского университета). За два года работы закончили. 2 октября 1832 г. храм-памятник был освящен вновь архиепископом Филаретом. К торжеству император Николай I прислал дар - серебряные богослужебные сосуды.
Административно храм-памятник подчинялся Зилантову монастырю только 30 лет со дня основания. Но ему трудно было заботиться о столь масштабном сооружении. Храм был передан в военное ведомство. По праздникам, кроме крестного хода, устраивался и военный парад, где всегда присутствовал губернатор, архиерей и все уважаемые казанцы. День 2 октября простой народ считал великим праздником и называл его «именины Казанские».В 1830 году Казанское купеческое собрание (орган сословного самоуправления) взяло памятник на свое содержание. С этого времени появляется должность смотрителя памятника, жившего в построенном рядом деревянном доме - смотрители обязательно назначались из отставных офицеров, имевших ранения и боевые награды. Городская дума по представительству купеческого собрания стала назначать попечителя памятника - это был, как правило, состоятельный купец, несший добровольно основные расходы по содержанию памятника. После Городской реформы 1870 года памятник перешел в ведение Казанской городской управы и о нем заботились уже не купцы, а общегородские органы самоуправления, но должности попечителя и смотрителя существовали до 1917 года. Настоятель монастыря, известный ученый-философ архимандрит Гавриил Воскресенский, опубликовал самое обстоятельное описание памятника. Именно он сопровождал императора Николая I, посетившего памятник 19 августа 1836 г. и наследника престола Александра Николаевича, будущего императора Александра II, Царя-Освободителя.
Службы в храме прекратились в сентябре 1918 года. Тогда же храм был разграблен. Однако его обошла вакханалия разрушения храмов 1924 г.. В советское время власти проявляли некоторую "заботу" о внешнем облике памятника, ставшего одним из архитектурных символов Казани. Когда ВЦИК издал указ «О увековечивании Ленина», казанские руководители - с согласия местных «историков» - решили использовать храм для этой цели, назвав его «Памятник содружества народов». Для этого на месте креста должен был быть установлен шпиль в виде минарета, со смотровой площадкой наверху, и все увенчано соломоновой звездой. У подножья «минарета» на куполе храма - жмущие друг другу руки мужики - естественно, русский и татарин. Надпись «содружество народов» хотели сделать на месте старой: «В память победы над татарами, 1552 г.» (которой, кстати, давно уже нет, как нет и лепных атрибутов - георгиевских крестов, знаков Дома Романовых и т. д.). Господь уберег памятник от святотатства.
В том же 1924 году был объявлен конкурс на его реконструкцию, но ни один из трех представленных проектов не удовлетворил комиссию горсовета. В 1930 году под руководством архитектора А.Г.Бикчентаева памятник «реконструировали»: был снят крест, сбиты и заштукатурены надписи, из интерьеров исчезло все, что напоминало о церкви. С тех пор радикальных изменений в судьбе памятника не было.
С началом перестройки
оказался совсем бесхозным. В 1956 году, при создании
Куйбышевского водохранилища, курган был затоплен и
превратился в маленький островок в устье реки Казанки. В
1958 году произошла последняя реконструкция храма, при
которой были утрачены настенные росписи. Однако, в 2001 году
был создан приход и начались Богослужения по большим
праздникам, а в марте 2005 года Храм передан РПЦ. Началась
работа по восстановлению здания, ремонту и реставрации.
Как рассказывает смотритель Храма, при первых попытках
разобрать завалы в подземной усыпальнице, были обнаружены
мощи воинов в огромной количестве – их вымыло водами
водохранилища из-под кургана.. Под завалами были раскопаны
лестницы, ведущие наверх. Впоследствии, внутри усыпальницы
был создан бетонный саркофаг, в который поместили все
найденные мощи. Во время разлива Волги и водохранилища мощи
поднимаются, а после спада воды опускаются вниз. Воды
Куйбышевского водохранилища до сих пор продолжают выносить
на берег кости погибших.
На сегодняшний день, Храм
находится в плачевном состоянии – денег на ремонт и
реставрацию не выделяется, и немногие энтузиасты приобретают
стройматериалы на собственные деньги. В основном это
пенсионеры и, к сожалению, большую сумму выделить они не
могут. Храм продолжает разрушаться, его практически никто не
посещает, а финансовая поддержка РПЦ остается пока словами.
Иконостас в Храме фанерный, иконы картонные….. Стены
подземной церкви целиком герметично забетонированы, однако
вода все равно просачивается, электричества нет, хотя к
приезду патриарха Алексия II в 2005 году сделали проводку,
повесили лампочки и привезли генератор. Однако, после
окончания торжеств генератор увезли, и с тех пор лампочки
висят в виде муляжей. Зилантов монастырь, к которому
теоретически относится этот Храм, работы по восстановлению
на себя не берет, хотя имена знатных воинов, захороненных в
братской могиле, указаны в синодальном списке монастыря и
регулярно проводятся поминальные службы.
Приход обращается ко всем православным и просто добрым людям, ценящим историю своей страны, оказать помощь в восстановлении Храма и поминовения всех воинов, отдавших жизнь за Отечество за всю его историю.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 8 от 17.01.2001 «О передаче памятника архитектуры республиканского значения - памятника воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году, в коммунальную собственность города Казани» Министерство Культуры передало храм Департаменту текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства администрации г. Казани по акту № 688 от 23.04.2001 г..
В ответах на письма прихода власти сообщают, что «рассмотрение вопроса о передаче храма-памятника церкви возможно только после проведения реставрационных работ».При этом, несмотря на финансирование реставрации храма согласно Федеральной программе по подготовке к празднованию 1000-летия Казани , проект реставрации и сроки реставрационных работ до сих пор не утверждены и не определены. Получается очень просто – и сами ничего не делают, и приходу храм не передают. Приход считает своей заслугой то, что храм-памятник сохранен, ибо были все предпосылки разделить судьбу «старой Казани», снесенной по программе ликвидации ветхого жилья.
4 марта 2005 г. храм был передан Казанской Епархии Русской Православной Церкви, после окончания ремонтных работ предполагается его совместное использование Казанской епархией и администрацией города Казани.
Настоятель храма: протоиерей Феодор Ситников. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни.
Паспорт путешествия:
Маршрут:
г.Казань, полуостров в устье реки Казанки.
Транспорт:
Городской транспорт
Время: 1 день
Стоимость:
Стоимость общественного транспорта ( 18 рублей на 2011 год) или
бесплатно (если пешком…а вы о чем подумали?!) +
на 2011 год цена входа в подземелье составляет 50 рублей
Проезд: до ост.»Речной техникум» на трамвае №9. Троллейбусы: 4, 10 Автобусы: 2, 5, 10, 45, 48, 49, 53, 57, 64, 72, 79, 82, 96
Координаты: 55.801,49.0775
На карте обозначены: - храм-памятник, – остановка «Речной техникум» |
Путешествие наше началось от Казанского Кремля. Пешком протопали до самого памятника.Километра 3 будет точно. Если вы не любители длинных прогулок, лучше сесть на транспорт и доехать до остановки «Речной техникум», от неё совсем не долго надо идти.
Итак, дорожка к памятнику представляет собой песчаную насыпь и старенький деревянный мост( советую по нему острожно идти). К сожалению, реставрация этого памятника не коснулась, хотя слухи ходят, что в планах города как раз создание красивой набережной рядом и реконструкция\реставрация памятника.
Официально памятник называется «Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя» и это действующая церковь. Там даже службы проходят. Другое дело, что за Храмом никто не следит. Даже охраны нет. Единственным свежим воздухом для него являются пенсионеры-смотрители, которым не безразлична судьба Храма. Собственно когда мы туда пришли, нас встретили милые бабушка с дедулей. Они продают свечки и водят «туристов» (если туда кто-то доходит) в подземелье. Свечки стоят как во всех храмах, а вот небольшая экскурсия в подземку стоит около 30 рублей.( в 2011 году – 50 рублей) Туда входит: с тобой сходят в подземелье и расскажут историю памятника.
На другом берегу виднеется панорама Казанского Кремля. Вид очень красивый.
Внутренне убранство, к сожалению, не радует глаз. Везде валяются какие-то строительные материалы, доски, арматурины и прочее. Однако, при всем при этом, создается интересное ощущение старины. Все же реставрировать надо, это безусловно.
Вход в подземелье находится с боковой стороны памятника. Раньше там был свободный доступ, любой желающий мог спустится и посмотреть (или «сделать что-либо еще»). НО позже смотрители памятника повесили большой амбарный замок, дабы любители «сделать что-либо еще» не оскверняли братскую могилу и храм русских воинов.
Любезная бабуля зажгла церковные свечки, и при таком свете мы спустились в подземелье. Внутри было прохладно, дул холодный ветерок. ( как позже выяснилось из специальных отдушин) На протяжении всего пути смотрительница рассказывала о истории памятника. Если честно, даже будучи экскурсоводом и интересовавшимся этим памятником человеком, узнал много нового. Рассказывают, что говорится, с душой.
Центральное место в подземелья носит название «Храм в честь преп. Илии Муромца», а посредине вот такой вот стеклянный саркофаг с реальными человеческими останками. Бабуля говорила, что до того, как пол подземелья залили бетоном, в период паводка вымывалось большое количество как останков, так и иных предметов. Первые смотрители собирали и предавали земле. Вторые же оформились в виде стендов, либо были переданы в музеи. В самом храме лежат старинные снаряды, копья, мечи и прочая атрибутика военных тех лет.
Чтоб не забыли, где находимся. Наверное.
И выход из Нижнего храма Илии Муромца. Осторожно, ступеньки крутые.
В целом, очень увлекательный путь для тех, кто любит что-нибудь эдакое таинственное. Как сказала смотритель-бабуля, в мире есть только три памятника такого рода. И один из них – в Казани. И раз есть такая возможность, это стоит увидеть. Уж поверьте. Удачи!