Памятники Казани

 
Памятник зодчим Казанского кремля  
 

Памятник зодчим Казанского кремля находится в сквере, разбитом у Благовещенского собора и Архиерейского дома кремля. Скульптурную композицию задумали как собирательный образ зодчих различных национальностей, строивших объекты кремля в разные эпохи. Это памятник всем зодчим, работавшим в кремле и создавшим неповторимый архитектурный облик комплекса.

Планировка функциональных зон и структуры территории Казанского кремля сложилась в период Казанского ханства, в 15 – 16 веках. Все постройки того времени были созданы татарскими зодчими. Остатки этих построек сохранились. При археологических раскопках, проведенных в кремле, найдены археологические остатки крупнейших для того времени сооружений: дворцов, башен, мавзолеев и мечетей.

После взятия Казани войском Ивана Грозного в 1552 году, кремль начал активно застраиваться русскими зодчими. Строительство шло в уже сложившейся к этому времени планировке кремля. Постройки этих зодчих, созданные в разные века, можно увидеть на территории Казанского кремля.

Памятник зодчим Казанского кремля был задуман в 2001 году. Проект памятника создавала авторская группа: скульпторы А.В.Головачев и В.А.Демченко и архитектор Р.М.Забирова. Памятник был торжественно открыт 18 ноября 2003 года.

Памятник представляет собой фигуры двух зодчих – татарского придворного архитектора со свитком чертежа Ханского дворца и русского зодчего с чертежами Спасской башни. На постаменте памятника два опоясывающих его орнамента. В нижней части постамента находится татарский орнамент, а в верхней части – русский. Такое расположение орнаментов является символом исторической последовательности культурных слоев. Идея авторов - создание скульптурной композиции, передающей взаимопроникновение и взаимообогащение культур: русской и татарской.

Источник:

 

 

Памятник Пушкину А.С.

 

Памятник А.С.Пушкину находится в полукруглой нише возле Театра оперы и балета им. М.Джалиля. Памятник работы скульптора Н.К.Вентцеля был установлена на полукружии со стороны улицы Пушкина в 1956 году. Этот памятник великому русскому поэту является единственным в Казани.

Вот уже более пятидесяти лет, с момента открытия памятника, 6 июня у памятника собирается множество людей. Среди них видные деятели культуры, поэты всех поколений и обычные горожане. Они приходят, чтобы в очередной раз почтить память классика русской литературы. Звучат стихи и музыка, а памятник окружают цветы.

У казанцев есть особая причина помнить и чтить Александра Сергеевича. Ведь в 1833 году Пушкин посетил Казань. Это случилось осенью, в сентябре – самом любимом поэтом времени года. В Казань его привело желание поближе изучить места сражений Крестьянской войны под предводительством Пугачева. Пушкин начал работать над «Историей Пугачева» и в Казани еще можно было встретить очевидцев тех событий. Александр Сергеевич остановился в гостинице, находившейся на ул. Профсоюзной, вблизи собора Петра и Павла.

Во время своего пребывания в Казани Пушкин познакомился с городом, обошел Казанский кремль, побывал в гостях у ученого К.Ф.Фукса, встретился с известным театралом Э.П.Перцовым. Конечно же его ждала и встреча с другом по Царскосельскому лицею – поэтом Евгением Баратынским.

Поэта интересовали живые свидетельства, непосредственные впечатления и подробности пугачевского восстания. Он посетил Суконную слободу, посмотрел на Шарную гору (ныне ул. Калинина). Именно здесь в 1774 году Пугачев начал свое наступление на Казань. Пушкин проехал и по Сибирскому тракту, где Пугачевым был разбит конный легион, а также посетил село Царицыно, где у пугачевцев шли ожесточенные бои с правительственной армией.

Казань – город с богатой историей. Возможно, что последующие поколения казанцев будут с таким же почтением относиться к великому наследию, и памятник поэту возле оперного театра будет и дальше служить звеном, соединяющим разные эпохи.

Источник:

 

 

Памятник Коту Казанскому

 

Па́мятник Коту́ Каза́нскому — памятник в Казани, открыт в 2009 году. Находится на середине центральной пешеходной улице Баумана на её пересечении с улицей Мусы Джалиля рядом со зданием исторической гостиницы «Казань». Металлическая скульптурно-архитектурная композиция высотой 3 метра и шириной 2,8 метра в виде лежащей на стульчике упитанной фигуры сытого кота в беседке с мышкой на шатровой крыше была создана казанским скульптором, заслуженным деятелем искусств Татарстана Игорем Башмаковым и отлита из алюминия на заводе художественного литья в городе Жуковский. У подножия выгравирована фраза «Кот казанский: ум астраханский, разум сибирский…». Памятник стоимостью около миллиона рублей был изготовлен на средства спонсоров-предпринимателей при поддержке администрации города и стал одной из достопримечательностей улицы и города.

По одной из версий, история Кота Казанского началась гораздо раньше екатерининских времен, еще во времена Казанского ханства. Якобы во время взятия Казани войсками Ивана Грозного русские воины решили сделать подкоп под местный кремль, чтобы захватить укрывающегося здесь последнего казанского хана и выдать царю. Дело было ночью, когда хан со своим семейством мирно спали. Однако ханский кот почуял неладное и разбудил хозяина. В результате правитель с женой и детьми вышли из кремля потайным ходом к Волге и уплыли за границу... Впрочем, эта легенда не соответствует реальным историческим событиям и уж, конечно, не имеет документальных подтверждений.

Из историографии известно, что во время визита в Казань российская императрица Елизавета Петровна заметила, что в городе нет мышей.  – из ее-то покоев грызунов не могли вытравить несколько лет! И тогда она издала указ:

Немедленно сыскать в Казани здешних пород самых лучших и больших 30 котов, удобных к ловле мышей, и прислать в Санкт-Петербург ко двору Ея Императорского Величества. А кто котов не явит - тому штраф по указам!

Елизавета Петровна

Указ Екатерины был выполнен в точности, 13 октября 1745 года 30 отменных казанских котов были перевезены в Санкт-Петербург для того, чтобы изловить всех мышей, в изобилии расплодившихся в царских покоях Зимнего дворца.

 Когда в царском дворце не осталось ни одной мыши, благодарная императрица зачислила казанских котов в лейб-гвардию и поставила на особое довольствие: котов кормили не только отборной говядиной, но и тетеревами да рябчиками с царского стола.

В память этому событию в XVII—XIX веках собирательный образ кота казанского, получившего имя Алабрыс, прочно вошел в народный фольклор и стал героем анекдотов и лубочных картинок (по-нынешнему - комиксов) типа: “Кот казанский, ум астраханский, разум сибирский. Славно жил, сладко ел, сладко б...л”.

Именно эта лубочная надпись и выгравирована на памятнике Коту Казанскому, установленном на главной улице татарстанской столицы, носящей имя революционера Николая Баумана.

Около полсотни потомков увезённых некогда из Казани котов по-прежнему находятся на официальной службе и проживают в подвалах и помещениях Государственного Эрмитажа, где действует специальный фонд друзей котов Эрмитажа и ежегодно 1 апреля сотрудники музея устраивают для них традиционный праздник с большом количеством еды «День мартовского кота».

В XXI веке Кот казанский стал объектом памятников. Один из них был воздвигнут на улице Баумана в Казани, а второй (также 2009 году) — на берегу озера Раифского Богородицкого Монастыря в окрестностях Казани.

- С исторической точки зрения эти слова абсолютно справедливы, - утверждает автор памятника, известный казанский скульптор Игорь Башмаков. - Наш кот в императорском дворце не только ел и пил все самое лучшее, но и в туалет ходил не абы куда, а только в дорогие вазы.

В погоне за исторической достоверностью ночную вазу скульптор тоже сделал частью своей композиции и установил под роскошной кушеткой, на которой возлежит изрядно отъевшийся Казанский Кот. Правой лапкой он вальяжно покручивает ус, а левой почесывает грудь, при этом хитро поглядывает вверх - там, на куполе памятника, дерзкая мышка задорно жонглирует шариком. Кажется, что сейчас этот жирдяй почешется-почешется, да ка-а-ак спрыгнет со своей кушетки!..

Над скульптурной композицией высотой 3 метра и шириной 2,8 метра Игорь Башмаков работал несколько месяцев. Все детали композиции были отлиты по эскизам скульптора на заводе художественного литья в подмосковном Жуковском. На месте художник слегка почернил алюминиевого кота под серебро, украсил колонны и купол цветными стеклами и кусочками зеркал. Стоит заметить, что памятник Коту Казанскому стоимостью около миллиона рублей обошелся городу совершенно бесплатно. Все расходы взял на себя некий меценат, пожелавший остаться неизвестным.

То, что казанские коты, несмотря на сытую жизнь в царском дворце, до конца дней своих оставались грозой мышей, подтверждает и лубок. Одним из самых распространенных лубочных сюжетов в XVIII веке были похороны Казанского Кота мышами, на которых “покойник” скорее жив, чем мертв, в зубах у него трепыхается мелкий грызун.

Примечания:

  1. В центре Казани открыт памятник коту казанскому, Русская служба новостей (15 ноября 2009). Проверено 4 апреля 2012.

  2. annews.ru Коту Казанскому поставят памятник в центре Казани

  3. Валентинова, Татьяна. Жил да был серый кот за углом, Время и деньги (2 октября 2009). Проверено 4 апреля 2012.

  4. В Эрмитаже наступил «День мартовского кота»

Литература:

Сергей Смирнов, реставратор (Государственный Эрмитаж). Кот казанский на государевой службе // Наука и жизнь : журнал. — март 2012. — № 3. — С. 67. — ISSN 0028-1263.

Ссылки:

 

 

Памятник казанскому пивовару


Памятник знаменитому купцу Ивану Александрову, ровно 110 лет назад основавшему в Казани пивоваренный завод, был открыт на площади перед ОАО "Красный Восток".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятник «Посвящается связистам»


27 ноября 1888 года в городе Казань заработала телефонная сеть. Первая телефонная сеть обеспечивала лишь городское правительство связью, однако сеть росла, ее покрытие охватило всю Казань, а на сегодняшний день мы вообще не можем представить свою жизнь без телефона. Сложно поверить, что более века тому назад, было все по другому, ведь связь объединяет людей на больших расстояниях и является одним из главных движков в информативности населения.

В честь 120летия первой телефонной сети в Республике Татарстан, которое состоялось в мае 2010 года, было принято решение об установке этого памятника.

На торжественной церемонии открытия памятной композиции присутствовали гендиректор ОАО «Таттелеком», работники предприятия и почетные гости. Памятник был установлен напротив здания управления компании «Таттелеком» (г.Казань, ул.Н.Ершова, д.57). ОАО «Таттелеком» — крупнейший оператор связи Республики Татарстан, предоставляющий услуги фиксированной и мобильной связи (телефония, доступ в интернет), а также телевидения). Бронзовая композиция представляет собой модель старинного телефонного аппарата (выполнена по оригинальному макету), установлен первый телефон на высоком гранитном постаменте.

Старинный телефон вышел из-под рук модного ныне казанского скульптора Асии Минуллиной. «Посвящается связистам» – не первая работа, сделанная Минуллиной для города, но, несомненно, самая скромная. Около здания «Водоканала» на улице Горького стоит скульптурная композиция, где лошадь везет бочонок с водой, а рядом с ней расположились водовоз и молодая женщина – это работа Минуллиной. Лошадь с телегой, на этот раз заполненной детьми – «Памятник Благотворителю» - тоже ее резца дело.

Судя по минималистскому исполнению, на стоимость работ и услуг в честь казанских связистов все же повлиял экономический кризис - в концепции памятника совершенно отсутствует тема лошади, а дореволюционный бронзовый телефон имеет к образу нынешних связистов довольно опосредованное отношение.

Жаль, что «Таттелекому» не подошел памятник в виде лошади, везущей в телеге телефоны – это позволило бы все памятники включить в единый туристический маршрут. Другие организации, оправившись от кризиса, тоже могли бы ставить перед своими зданиями тематические памятники, объединенные лошадью и телегой. Лошадь и телега с асфальтом – памятник дорожникам, лошадь и телега с кирпичами – памятник строителям, лошадь и телега с треугольниками – памятник «Бахетле». Это смогло бы стать своеобразной изюминкой Казани. Жаль, что в данном случае пришлось ограничиться одним лишь телефоном, уныло стоящим на своем постаменте.

В казанских блогах сразу появились саркастические комментарии: «Памятник казанским связистам, павшим в неравной борьбе со связью», - качество, а самое главное, стоимость услуг за пользование местными коммуникациями оставляет желать пока много лучшего. Например, цена доступа в интернет в Татарстане была до последнего времени завышена по сравнению с Москвой чуть ли не в 10 раз. И лишь вмешательство Министерства связи РТ и антимонопольной службы на самом высоком уровне заставило местных провайдеров пойти на уступки.

С момента установки памятника, она стал еще одной достопримечательностью столицы республики Татарстан. Бронзовый телефон напоминает горожанам о прошлом, и о временах, когда только зарождалась телефонная связь.

 
 

Памятник казанскому учителю


Располагается памятник во дворе русско-татарской общеобразовательной школы №67 Кировского района (Казань, ул. Дежнева, д. 1). Открытие памятника было приурочено к Международному дню учителя и празднованию 70-летнего юбилея школы.

Инициаторы возведения памятника педагогический коллектив, родители и ученики школы. Денежные средства на возведение памятника собирали по крохам, всего было собрано около 300 тысяч рублей. В ходе открытия памятника стало известно, что в школе более 20 лет работает музей известного педагога Василия Сухомлинского. Памятник, посвященный учителю, стал идейным продолжением прославлять и увековечивать педагогов.

Памятная композиция представляет собой стелу, выполненную из дюралюминия общей высотой 2,5 метра, к которой ведет мраморный постамент со ступенями. На одной из граней памятного знака изображен логотип в виде раскрытых ладоней, выпускающих голубей, на второй — всем с детства знакомая цитата Н. Некрасова: «Учитель, пред именем твоим...».

У памятника ежегодно в День учителя проходят торжественные мероприятия с участием учеников, учителей и гостей школы.

 

 

 

 

 

 

Памятник карете Екатерины II


В 1767 году императрица совершила путешествие по Волге, желая познакомиться с восточными областями великого государства. В преддверии путешествия в Твери была заготовлена целая флотилия, состоящая из четырех галер, одна из которых была предназначена для императрицы Екатерины II и ее свиты.

2 мая 1767 года гребная флотилия из одиннадцати галер в сопровождении свиты из 1122 человек. с императрицей отчалила от тверской пристани и отправилась вниз по течению Волги, спустя 24 дня вечером они прибыли в конечный пункт назначения.

Казань встретила Екатерину II радушно, ее путь был устлан бархатной дорогой, которая расстилалась от спуска с корабля до самой кареты. После приезда императрицы в Казани начался новый расцвет — строились фабрики и заводы, школы, церкви и мечети. Вскоре появился театр и гимназия, и даже университет, с легкой руки царицы Казань росла и крепла, возводились каменные здания, сюда стали приезжать иностранные архитекторы, чтобы оставить свой след в образе «восточной столицы Империи».

Екатерина II прибыла в город  Императрица высоко оценила город, сказав: "сей город, есть первый после Петербурга".

Этот визит имел огромное значение для развития Казани. По указу Екатерины II в Казани начинает работать архитектор В.И.Кафтырев. Он исполнил первый генеральный план застройки города . План определил стратегию развития Казани на 150 лет. Началось бурное строительство. Лично Екатерина II сняла запрет на строительство каменных мечетей и татарских общественных зданий. Также, царицей был издан указ «О терпимости различных вероисповеданий». В благодарность за это казанцы стали ласково называть императрицу «царицей – бабушкой».

По указу Екатерины Казанью начала руководить избираемая дума. В октябре 1781 года Екатерина утвердила герб Казани. В этом же году появилась первая татарская ратуша. В 1791 году постоянный театр.

В благодарность за прием Екатерина оставила городу в подарок галеру и карету. Галера, к сожалению, не сохранилась.

Карету Екатерина II подарила  архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину.

Карета, в которой Екатерина II торжественно въезжала в Казань, хранилась на архиерейской даче и сильно пострадала от времени: рисунки и позолота потускнели и местами стерлись, обивка и стекла совершенно исчезли.

Казанская городская управа приняла решение отреставрировать ценную карету под наблюдением городского архитектора и по указаниям местного археологического общества, а затем поместить в «том бараке, где сохраняется галера императрицы», выделить ассигнования на ее содержание и экспонировать возвращенный к жизни раритет на Казанской научно-промышленной выставке.

Летом 1889 года Казанский архиепископ Павел передал экипаж городской Думе, которая с благодарностью приняла его, а в 1896 году подарила Казанскому городскому музею

Сейчас карета в хорошем состоянии экспонируется в Национальном музее РТ, а на улице Баумана установлен памятник из чугуна, который выглядит очень реалистично. Местные жители и гости города с удовольствием восседают на карете, позируя, фотографируются, представляя себя в роли царственной особы. Говорят, что сфотографироваться в этой карете - хорошая примета.

Памятник карете Екатерины II на улице Баумана
Подлинник кареты Екатерины II в Национальном музее РТ

Источник:

 

 

Памятник Кул Гали


26 августа 2005 года в Казани был торжественно установлен памятник Кул Гали (у него очень много разных написаний, Кул Гали это в русском написании), известный булгарский поэт 12 века.

Для русских этот поэт будет многим неизвестен, но он очень хорошо распространен среди тюрских народов Поволжья, Кавказа, Сибири и Урала. Дело в том, что тогда было принято больше сочинять о любви богов или любви к богам. А вот Кул Гали написал поэму о земной любви и это нашло отклик среди населения. Ведь до 1839 года, год первой печатной публикации, поэма в ручную переписывалась более 80 раз, передаваясь из поколения в поколение, как одна из важнейший культурных ценностей народа. Поэма написанная Кул Гали называется «Кыйсса и Йосыф» (Сказание о Иусуфе).

Памятник Кул Гали в Казани был создан скульпторами Андреем Балашовым и Асией Минуллиной совместно с архитектором Розалией Нургалеевой. Памятник был отлит из бронзы и вышел высотой порядка 4 метров. Подразумеваю, что лицо собранное, дабы олицетворяло черты и характер поэта, т.к. ни одного изображения или описания его лица не осталось. По описаниям жизни Кула Гали он призывал к миру, дружбе, честности и справедливости. И как каждый гуманист осуждал вражду и подозрительность между людьми.

Поэма «Кыйсса и Йосыф» стала основоположницей булгаро-татарской письменной поэзии, и конечно же, вошла в золотой литературный фонд нескольких народов: башкир, туркмен, казахов и узбеков.

Для сравнения и лучшего понимания значимости поэмы Кул Гали, скажу, что он современник автора «Слово о полку Игореве», которая несомненна, важна для каждого русского человека.

Эти строки из поэмы «Кыйсса и Йосыф» появились между 1212 и 1233 годами:

Брови твои подобны молодой луне,

Томный взгляд твоих глаз проникает в душу,

Ресницы твои наносят сердцу раны.