Парк Победы в Казани

     Казанский парк Победы был заложен на пересечении улицы Бондаренко и проспекта Хусаина Ямашева еще в 1975 году, к 30-летию Победы, однако по-настоящему работы здесь начались лишь через 20 лет. На болотистых местах были высажены 1418 деревьев и кустарников по количеству дней и ночей Великой Отечественной войны. Строительство самого мемориального комплекса было начато и завершено в 1995 году к 50-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Год за годом территория бывшего болота превращалась в  образец паркового искусства.  Парк занимает площадь примерно 50 га.

Торжественное открытие парка Победы

    Парк состоит из :

    Мемориала памяти Героям Великой Отечественной войны с вечным огнем в центре, вокруг которого разместился пантеон с мраморными табличками с именами Героев Советского Союза, Героев Социалистического труда и полных кавалеров Орденов Славы — уроженцев Татарской АССР, получивших награды в период ВОВ. Возле вечного огня молодое поколение казанцев несет вахту памяти, поочередно сменяя друг друга.

    Стелы Победы высотой 42 метра с Орденом Победы в лучах Славы, у подножия которой стоят Воин с мечом и Женщина-мать с ребенком на руках. Венчает стелу лавровый венок.

    Открытой выставки военной техники современности и времен Великой Отечественной войны, а также рубки атомной подводной лодки «Казань».

    Паутин аллей, вдоль которых высажены березы.

    Пруда, в котором водятся специально разведенные карпы и караси, а также дикие утки.

     Мэр Казани Ильсур Метшин провел выездное совещание в парке Победы.
    Именно этому парку предстоит стать центральным местом при проведении торжеств, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Привести в порядок все памятники, мемориальные комплексы, посвященные воинам, павшим в Великой Отечественной войне, благоустроить территорию вокруг них - такую задачу поставило перед собой руководство города. Срок ее выполнения - сентябрь 2009 года.

     Главный архитектор города Эрнст Мавлютов представил на обсуждение один из семи проектов благоустройства парка. По замыслу Татинвестгражданпроекта, часть парка со стороны улицы Чуйкова должна отойти под крытый каток (объект к Универсиаде-2013) и спорткомплекс. Отдельные зоны в проекте занимают детский парк и летняя эстрада. Здесь же предусмотрен парк экстремальных видов спорта. Ближе к перекрестку Мусина - Ямашева предлагается обустройство экопаркинга.
    Проектировщики разбили парк на несколько зон посредством двух активных диагоналей. Одну из них должен выполнять сквозной водный канал, который возьмет начало из существующего сейчас озера и протянется до угла улицы Мусина. Кстати, перемены должны коснуться и озера. Архитекторы предлагают расширить водоем. Вместо нынешних 4 га довести его площадь до семи гектаров. При этом его планируется очистить, берега облагородить.
    Проектировщики обыграли и другие озерки-болотца, которые сейчас находятся в самом неприглядном виде. К сожалению, эти водоемы с уникальной флорой и фауной, некоторые представители которых занесены в Красную книгу, сейчас превращены в отстойные места. Архитекторы видят здесь комплекс из озер, водных каналов с островками, с облагороженными берегами и двух фонтанов. На берегу самого крупного водоема предлагается постройка православной часовни.

    Вторая диагональ - экспозиция военной техники. Проектировщики учли пожелание горожан, чтобы в парке был создан мемориальный комплекс, посвященный труженикам тыла. Авторы предлагают разместить его за экспозицией и памятником «Скорбящие вдовы». Здесь же планируется создать стену Памяти.
       Таким образом должен образоваться единый комплекс.
Дискуссию вызвал музей Великой Отечественной войны, который по замыслу авторов надо бы разместить на месте нынешней автозаправочной станции. По идее, он нужен, но на его строительство и комплектацию экспонатами уйдет немало времени и денежных средств.
    Категорический отказ со стороны мэра получило предложение построить еще один торговый комплекс за ныне существующим.
- Этот парк должен иметь одно предназначение: военно-патриотическое и для отдыха горожан, - отрезал Ильсур Метшин. - Никакие другие варианты даже не рассматриваются.
    Презентованный проект еще требует доработки. Возможно, от каких-то объектов придется отказаться или отложить на более благополучное время. В целом, мэр идеи одобрил, при этом высказал особые пожелания.
     - Необходимо максимально сохранить природные особенности этого ландшафта, - сказал он. - Минимум асфальта и бетона.
Чтобы выполнить задуманное, понадобятся немалые средства. По заверению мэра, финансовые трудности не помешают благоустроить памятные места, обновить обелиски, стелы, памятные доски.
    - Думается, к выполнению этой задачи подключатся все предприятия и учреждения города, - отметил Ильсур Метшин. - Цель благородная - достойно увековечить подвиг великого народа в Великой Отечественной войне.

 

 

У центрального входа в парк расположена 30-метровая стела, главный скульптурный элемент которой символизирует подвиг советского народа в военные годы. «От благодарного народа Татарстана – участникам Великой Отечественной войны»,  – эти слова на двух государственных языках высечены на постаменте. К центральной стеле примыкает ротонда с именами 236 татарстанцев – Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, удостоенных этих высоких наград за свои ратные подвиги. В центре ротонды в честь 50-летия Великой Победы был зажжен Вечный огонь в память о тех, кто не вернулся с полей сражений.

 

 
   

    Нельзя оставить без внимания панораму казанского парка Победы. Это место, где ежегодно 9-го мая проходит парад войск Казанского гарнизона, а над ротондой с именами Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, рядом с Вечным огнем, взметается ввысь красное полотнище Победы. Это место, куда в самый торжественный день своей жизни приходят молодожены. Это место, вечернее небо над которым в праздничные дни высвечивается фейерверком… Это казанский парк Победы.

 
  Парк Победы превратился в традиционное для молодоженов место для возложения цветов к Вечному огню.
   

Расположение парка Победы на Google maps

     Элементы торжественного оформления парка Победы соседствуют с образцами военной техники той далекой поры. Здесь и знаменитая «Катюша», и легендарный танк Т-34, и самоходная установка ИСУ-152, и наводивший страх на гитлеровцев небесный тихоход ПО-2. Возможно, идея организации этой выставки под открытым небом была заимствована у нижегородцев, где на территории кремля подобный выставочный комплекс действует уже несколько десятилетий, но так или иначе казанские экспонаты вызывают неподдельный интерес у казанцев всех возрастов.

     В парке Победы можно увидеть и другие образцы боевой техники как военной поры, которое принесло нам долгожданную победу в далеком 1945-м, так и послевоенного времени, которое обеспечивает безопасность нашей Родины сегодня.

     Мне удалось посетить открытую площадку (музей) военной техники в Парке Победы. Экспонатов не так уж много, но они в нормальном состоянии. Бронетехника настоящая, а вот некоторые самолеты - макеты.

 

БМ-13

     Один из самых примечательных образцов советской техники военных лет, впервые использованных в Смоленском оборонительном сражении 1941 года, боевая машина реактивной артиллерии (БМ-13) – легендарная «Катюша». 14 июля по Оршинскому железнодорожному узлу, забитому немецкими эшелонами, впервые нанесла удар батарея реактивной артиллерии капитана Ивана Флерова. Появление на поле боя этого нового грандиозного оружия было полной неожиданностью для врага. В ходе войны в войска поступило 6800 установок БМ-13. Полк реактивной артиллерии имел 36 боевых машин и мог в течении 8-10 сек уничтожить живую силу и технику противника на площади более 100 га.

Количество направляющих - 16, наибольший угол подъема 45 градусов, вес пусковой установки - 2200 кг., вооружение - ракетный снаряд М-13, максимальная дальность стрельбы - 8470 м.

    

ИСУ-152

Самоходная артиллерийская установка ИСУ-152 была создана за 25 суток в 1942 году на Челябинском заводе конструкторским коллективом под руководством Л.С.Троянова на базе тяжелого танка КВ-14. В серийное производство была запущена в феврале 1943 года. Впервые широко использовалась в боях на Курской дуге. Её эффективность в поединках с новыми немецкими танками "Тигр" и "Пантера" стала полной неожиданностью для фашистов, так как её огонь срывал башни с этих танков. Бойцы прозвали её "Зверобоем". В годы войны она использовалась для разрушения и подавления долговременных огневых точек противника и борьбы с его бронетехникой, особо проявила себя при взятии Берлина и Кенигсберга. Всего было произведено 620 самоходок.

Вес - 46 т., экипаж - 5 человек, калибр - 152 мм., броня - 60-90-110 мм., мощность двигателя - 600 л.с., скорость - 43 км/час. Подробнее >>

БТР-70

Боевая колесная, плавающая, бронированная машина БТР-70 была создана конструктором В.А.Дедковым. Принята на вооружение в 1970 году. Предназначена главным образом для транспортирования личного состава пехотных подразделений на поле боя и их огневой поддержки, а так же для ведения разведки, охраны войск на марше и патрулирования. Состоит на вооружении мотострелковых частей и подразделений Российской армии, армий стран СНГ и армий других стран. Принимала участие в боевых действиях в Афганистане, Сирии, Ирано-Иракской войне, Африке.

Масса - 11,5 т., экипаж - 10 человек, максимальная скорость  - 80 км./час, вооружение - пулемет КВПТ калибра - 14,5 мм., зенитный пулемет - ПКТ калибра - 7,62 мм. Подробнее >>

 

БМП-1

Боевая машина пехоты БМП-1, была создана конструкторами Курганского машиностроительного завода. Принята на вооружение в 1966 году. БМП-1 состояли на вооружении Российской армии служили основной системой вооружения сухопутных мотопехотных войск.  Боевая машина пехоты повышает огневую мощь, маневренность  и защиту личного состава от поражающих факторов ядерного взрыва, огня обычных средств, а также от химического и биологического оружия. Состоит на вооружении многих стран мира.

Мощность двигателя - 300 л.с., масса - 13 т., экипаж - 10 человек, вооружение: пушка гладкоствольная полуавтомат калибра 73 мм., пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. Подробнее >>

 
БРДМ-1

Бронированная разведовательно-дозорная машина БРДМ-1 разработана на Горьковском автозаводе под руководством главного конструктора В.А.Дедкова. На вооружение быда принята в 1962 году. Призводилась с 1963 года по 1989 год. Состоит на вооружении Российской армии и армий более чем 50 стран мира.

Вес - 7 т., экипаж - 4 человека, вооружение: пулемет КПВТ калибра - 14,5 мм., пулемет ПКТ калибра - 7,62 мм., толщина брони 6-10 мм., мощность двигателя - 140 л.с., скорость по шоссе - 100 км./час, скорость на плаву - 10 км./час. Подробнее >>

   
T-55

Основной боевой танк Т-55(54) разработан конструктором Л.Н.Карцевым на Уральском танковом заводе. Принят на вооружение в1958 году. Число выпущенных танков Т-55(54) до 1986 года сравнимо с числом всех остальных танков, выпущенных в мире после Второй Мировой войны (всего их было выпущено 70 000 единиц). Из них  50 000 в Советском Союзе. Первый серийный танк преодолевал водные преграды благодаря полной герметичности. Состоял на вооружении Советской армии и армий стран Варшавского договора. Использовался в арабо-израильских войнах, в Африке, и в Южном Вьетнаме.

Масса - 40,5 т., экипаж - 4 человека, мощность двигателя - 580 л.с., максимальная скорость - 50 км./час., вооружение: пушка Д-10ТГ / НП калибра 100 мм., пулеметы: зенитный ДШК спаренный калибра 12,7 мм. курсовой СГ-43 калибра - 7,62 мм. Подробнее >>

   
 
T-62

Основной боевой танк Т-62 разработан конструктором Л.Н.Карцевым. Корпус танка сварен из из гомогенных броневых плит толщиной 102 мм. Башня танка литая. Впервые в истории мирового танкостроения в качестве основного вооружения на башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 105 ммю гладкоствольная пушка, способная вести огонь подкалиберными снарядами со скоростью 1615 м./сек. Для удаления гильз имеется люк в башне. Всего выпущено 20 000 танков.

Масса - 37 т., экипаж - 4 человека, вооружение: гладкоствольная пушка 2А20 калибра 115 мм., спаренный с пушкой пулеметы ПКТ калибра 7,62-мм., зенитный пулемет ДШКМ калибра 12,7-мм. Подробнее >>

 
T-72

Т-72 «Урал» — основной боевой танк производства СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины — В. Н. Венедиктов. «Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии которые, в свою очередь, также их экспортировали. Производился в СССР и в России в период с 1974 по 2005 годы. Всего выпущено около 30 000 танков.

Боевая масса, 41,0 (44,5) т., экипаж - 4 человека, вооружение: гладкоствольная пушка Д-81ТМ калибра 125 мм. С пушкой спарен 7.62-мм пулемёт ПКТ, в качестве зенитного пулемёта используется НСВТ-12,7 «Утёс» на открытой турельной установке. Подробнее >>

 
T-80

Т-80 — основной боевой танк, производимый СССР. Первый в мире серийный танк с единой газотурбинной силовой установкой. На вооружении армии СССР с 1976 года. Первые серийные образцы, разработанные СКБ-2 на базе Т-64, выпускались на «Кировском заводе» в Ленинграде. Кроме России находится на вооружении: Украины, Республики Беларусь, Южной Кореи, Кипра и Пакистана. Танк Т-80У выпускался на заводе «Омсктрансмаш» в Омске. Современная модификация Т-84 выпускается на Украине. Всего выпущено более 6500 танков.

Боевая масса Т-80: 42,0 т., Т-80У: 46,0 т., экипаж - 3 человека, вооружение:  гладкоствольная пушка 2А46-1 калибра 125-мм.. С пушкой спарен 7.62-мм пулемёт ПКТ, в качестве зенитного пулемёта используется НСВТ-12,7 «Утёс» на открытой турельной установке. Подробнее >>

 
БТР-70

БТР-70 — советский бронетранспортёр — боевая колёсная плавающая бронемашина, предназначенная для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки, в том числе и в условиях применения оружия массового поражения. Бронетранспортёр БТР-70 представляет собой плавающую, с круговым бронированием, восьмиколёсную с независимой подвеской (со всеми ведущими колёсами) машину, способную следовать за танками, с ходу преодолевать окопы, траншеи и водные преграды. С 1976 года было развёрнуто серийное производство. Первоначально машина выпускалась на Горьковском автомобильном заводе. С 1981 года производство было перенесено на Арзамасский завод автомобильных запчастей. Первая машина была выпущена 23 февраля 1981 года

Боевая масса -11,5 т. Вооружение состоит из пулемёта КПВТ калибра 14,5 мм, и пулемёта ПКТ калибра 7,62 мм.   Подробнее >>

   
 
БС-3

Полевая пушка образца 1944 года БС-3 была создана главным конструкторм В.Г.Грабиным. С помощью пушек БС-3 был остановлен прорыв немецких танков у озера Балатон в ипоте 1945 года. Мобильная, обладающая хорошими баллистическими характеристиками, пушка БС-3 успешно использовалась частями Красной Армии на последнем этапе войны. За отличную бронепробиваемость, обеспечение поражения любого танка противника солдаты фронтовики присвоили ей имя "Зверобой". До конца Великой Отечественной войны в Красную Армию было поставлено 400 пушек БС-3.   

Масса - 4,05 т., калибр - 100 мм., дальность стрельбы - 20 000 м. Подробнее >>

 
152-мм гаубица Д-1

Создана за 18 суток конструкторским бюро под руководством Ф.Ф.Петрова. Принята на вооружение в 1942 году. Их производство велось исключительно на заводе № 9 (УЗТМ) и продолжалось до 1949 года. Гаубица оказалась легкой для своего класса, а механизм подрессоривания позволял буксировать её со скоростью до 40 км./час. Серийное производство удалось наладить за полтора месяца. Всего было изготовлено 2827 гаубиц.

Масса - 3640 кг., калибр - 152 мм., скорострельность - 4 выстрела/минуту. Подробнее >>

 
Гаубица образца 1938 года М-30

Создана главным конструктором В.Н.Сидоренко. В годы Второй Мировой войны использовалась для решения следующих задач: уничтожение живой силы, как открытой, так и находящейся в укрытиях; уничтожения бронетехники; пробивание минных и проволочных заграждений; уничтожение дзотов и других инженерных сооружений. Характерными особенностями гаубицы являются лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела.

Вес- 3,250 т., расчет - 6 человек, калибр - 122 мм., дальность обстрела - 11 800 м., дальность прямого выстрела - 720 м.   Подробнее >>

     

ЗИС-2

Луна-М

ЗИС

 
МиГ-27

МиГ-27 (изделие 32-35, по кодификации НАТО: Flogger-D) — советский сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик третьего поколения[2] с крылом изменяемой стреловидности.
Предназначен для нанесения ударов по подвижным и неподвижным наземным и воздушным целям. Может нести тактическое ядерное оружие. В связи с тяжёлой экономической обстановкой с 1993 года в России, Белоруссии и на Украине практически все Миг-27 и его модификации были выведены из эксплуатации и переданы на базы хранения.
В настоящее время — основной истребитель-бомбардировщик ВВС Индии.

Вооружение:1 автоматическая шестиствольная пушка ГШ-6-30А калибра 30 мм с боекомплектом 260—300 снарядов. Боевая нагрузка: до 4000 кг различного вооружения на 7 пилонах: центральный подфюзеляжный (обычно используется для подвески ПТБ), 2 под воздухозаборниками двигателя, 2 под хвостовой частью фюзеляжа и 2 под неподвижной частью крыла. Ещё два пилона могут быть установлены под поворотными консолями крыла, но сами они не являются поворотными, и при их использовании невозможно изменить стреловидность. Обычно эти пилоны используются при перегоночных полетах и несут дополнительные баки. Задние пилоны используются редко, так как в этом случае из-за проблем с центровкой приходится сокращать запас топлива на борту машины.   Подробнее >>

   
Ми-2 Ми-8

Ми-2 (по классификации НАТО — Hoplite) — советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. В 1965 году было развёрнуто серийное производство в Польше. Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. До окончания производства в 1992 году построено свыше 5400 единиц. Даже в настоящее время Ми‑2 принимает участие в тендерах, соревнуясь со своими преемниками Ка-226 и «Ансатом». Подробнее >>

Ми-8 (В-8, изделие «80», по кодификации НАТО: Hip) — советский/российский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля в начале 1960-х годов. Является самым массовым двух двигательным вертолётом в мире, а также входит в список самых массовых вертолётов в истории авиации. Широко используется для выполнения множества гражданских и военных задач.
Первый прототип В-8 поднялся в воздух 9 июля 1961 года; второй прототип В-8А — 17 сентября 1962 года. После ряда доработок Ми-8 был принят на вооружение советских ВВС в 1967 году и показал себя настолько удачной машиной, что закупки Ми-8 для российских ВВС продолжаются до сих пор. Ми-8 используется более чем в 50 странах, включая Индию, Китай и Иран.
Подробнее >>

   
Су-7Б

L-29

Су-7 (изделие "С2", по кодификации НАТО: Fitter) — истребитель-бомбардировщик ОКБ им. Сухого. Работы над самолетом начались в 1953 г. В 1953-1954 гг. был разработан опытный истребитель, который впервые в практике советского сверхзвукового самолетостроения был оборудован регулируемым воздухозаборником и цельноповоротным горизонтальным оперением (управляемым стабилизатором). В одном из испытательных полетов этот самолет достиг скорости 2170 км/ч. Обнадеживающие результаты летных испытаний позволили присту­пить к строительству опытного образца самолета Су-7, испытания которого начались в 1955 г. В 1956 г. самолет был продемонстрирован на аэродроме в Тушино. С 1958 г. Су-7 запущен в серийное производство, причем модификация Су-7Б была принята на вооружение многих стран, включая государства Варшавского договора

Су-7Б был привезен с военной кафедры КАИ (Большая Красная, 55) - это не макет. Подробнее >> 

L-29 «Дельфин» (Aero L-29 Delfin; по классификации НАТО: Maya) — чехословацкий учебно-тренировочный самолёт. Является первым чехословацким серийным реактивным самолётом. Самый массовый в мире реактивный учебно-тренировочный самолёт.
Совершил первый полёт 5 апреля 1959 года. В 1961 году был выбран основным учебно-тренировочным самолётом стран-участниц Организации Варшавского договора. Серийно производился в 1963 — 1974 годах, построено 3665 самолётов. В дальнейшем был заменён на Aero L-39 Albatros.
«Дельфин» состоял на вооружении более 15 стран мира (СССР, ЧССР, Афганистан, Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР, Гана, Гвинея, Египет, Индонезия, Ирак, Йемен, КНР, Мали, Нигерия, Румыния, Сирия, Уганда). Ряд снятых с вооружения самолётов приобретены частными лицами.
Подробнее >>

 
Макет МиГ-17

МиГ-17 (изделие СИ, самолёт И-330, по кодификации НАТО: Fresco, Фре́скоу — англ. Фреска) — советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Модель предназначалась для замены МиГ-15. Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.

МиГ-17 настоящий, его сняли с стеллы в ШМАСе (школа младших авиаспециалистов), когда ее закрыли (Кировский район).  Подробнее >>

За музеем военной техники расположена Аллея Славы, на которой в день празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне открыты памятник вдовам и матерям воинов, погибших на Великой Отечественной войне и макеты мемориальных знаков воинских дивизий, сформированных на территории Татарстана.

 

С правой стороны парка расположен красивый пруд, в котором водятся специально разведенные карпы и караси, а также дикие утки.

 
 
Рубка атомной подводной лодки "Казань"
 

    АПЛ К-403 проекта 667А «Навага» построена на «Севмаше» в Северодвинске и передана Северному флоту в 1971 году. 30 июня 1997 года подлодка получила имя «Казань». В 2004 году корабль был выведен из состава ВМФ и утилизирован в июле 2009 года. Тогда же было принято решение сохранить главную часть субмарины – рубку, и доставить ее в Казань. 8 июля 2010 года в грузовом порту столицы Татарстана встречали рубку подводной лодки «Казань». Из Северодвинска баржу с рубкой транспортировал буксир «Тенгиз» (в переводе с татарского это слово обозначает «море»). Корабль пришвартовал ценный груз под историческое «Прощание славянки».  Смотрите фоторепортаж о транспортировки рубки.
   25 июля 2010 года Музей военной техники под открытым небом пополнился рубкой атомной подводной лодки «Казань». Её почистили, покрасили, нанесли гербы Казани и России, повесили колокол и торжественно открыли в День военно-морского флота.25 июля 2010 года музей военной техники под открытым небом пополнился рубкой атомной подводной лодки «Казань». Её почистили, покрасили, нанесли гербы Казани и России, повесили колокол и торжественно открыли в День военно-морского флота.
Смотрите фоторепортаж об открытии музея-памятника

Читатайте о подготовке к установке музея-памятника

 

К северу от Парка Победы расположена территория универсального спортивного комплекса "Ватан", а за ней жилые кварталы по проспекту маршала Чуйкова.

К югу от Парка Победы расположены жилые кварталы по проспекту Хусаина Ямашева.