08.07.2010 г.
Атомная подводная лодка
продолжит свою жизнь в столице Татарстана.
Сегодня в
столицу Татарстана из Северодвинска
прибыла рулевая рубка знаменитой подводной лодки «Казань».
Планируется, что ко Дню Военно-морского флота, 25 июля, в
казанском парке Победы появится памятник этой субмарине, который
станет местом встреч татарстанских моряков. Об истории АПЛ,
связанных с ней событиях и собственной судьбе в интервью
корреспонденту KZN.RU рассказал капитан второго ранга в
отставке, заместитель командира именно этой АПЛ «Казань», а ныне
заместитель председателя Морского собрания РТ Хамит Абдуллазянов.
- Хамит Маннафович, расскажите, какой была ваша первая
встреча с «Казанью».
- На этом корабле я первый раз ходил в море в 1984 году, как
прикомандированный на переходе из Северодвинска в Гаджиево (Гаджиево
– город в Мурманской области, где расположена военно-морская
база Северного флота России). А потом меня судьба еще раз
столкнула с этим кораблем: в 1991 году я был назначен на АПЛ.
Так до выхода на пенсию – до 2002 года – я служил на этом
корабле. Прошел путь от командира группы до заместителя
командира.
- Подлодка долго была безымянной…
- В 1997 году мне посчастливилось обратиться к Президенту
Татарстана Минтимеру Шаймиеву с просьбой о том, чтобы нашей
подводной лодке К-403 было присвоено имя «Казань». И приказом
главнокомандующего ВМФ РФ 30 июля 1997 года подводной лодке
К-403 АКСОН (акустический корабль специального назначения) было
присвоено имя столицы республики. С этого момента на лодке
проходили службу только призывники из Татарстана и Казани.
- Сколько прослужила «Казань» российскому флоту?
- Лодка построена в 1971 году. Как «Казань» она выходила в море
с 1997 по 2002 год. Наша лодка прослужила ВМФ России 34 года. А
вообще средний срок службы подводной лодки 25 лет. «Казань» была
способна прослужить еще, хотя глубину погружения уже
ограничивали. В самом начале она была лодкой стратегического
назначения с 16 боевыми ракетами на борту, а затем в 1980-м году
ее перевели в разряд лодок специального назначения: мы
испытывали акустические системы, которые устанавливаются на
новейшие корабли. Из-за недостатка финансирования корабль был
выведен из состава ВМФ и в 2004 году поставлен в док-камеру ЦС
«Звездочка» на утилизацию. Процесс утилизации закончился в
прошлом году.
- Как возникла идея создать в Казани памятник подлодке?
- У меня всегда была мечта увековечить память атомной подводной
лодки «Казань». После того как я вышел в отставку, я вступил в
ряды Морского собрания РТ. На одном из наших заседаний мы
приняли решение обратиться к Президенту РТ Минтимеру Шаймиеву с
просьбой о создании памятника подлодке. Тот в свою очередь дал
поручение Премьер-министру республики (тогда эту должность
занимал ныне действующий Президент Рустам Минниханов). При их
содействии были найдены средства (спонсорами выступили несколько
крупных предприятий РТ – прим.автора). Надеюсь, что моя мечта
окончательно осуществится 25 июля, когда откроется памятник.
- Хамит Маннафович, вы ждете гостей на это торжество?
- Конечно! Будут более 40 ребят из Казани, которые служили на
этой подводной лодке, офицеры, мичманы. Некоторые из них живут в
Казани, кто-то приедет из Санкт-Петербурга или Москвы. Мне уже
сейчас поступает много звонков с вопросом: когда будет открытие?
И просят: обязательно пригласите нас. Я обязательно постараюсь
пригласить всех, кто служил на этом корабле. Кстати, на
памятнике будут запечатлены имена всех матросов и офицеров,
которые служили на «Казани» – выходцев из Республики Татарстан.
- Отличное место для встреч сослуживцев…
- Это будет наше место сбора. До этого мы всегда собирались на
Арском кладбище, около памятнику Галлеру (Галлер Лев Михайлович,
(1883—1950), адмирал (1940). Участник Первой мировой и
Гражданской войн. В 1932-1936 годах - командующий Балтийским
флотом, с 1938-го - начальник Главного морского штаба, в
1940-1947 г.г. - заместитель наркома ВМФ по кораблестроению.
Репрессирован, погиб в лагере ГУЛАГа – прим.автора). Возле
нового памятника мы будем встречаться и в День подводника, и в
День Военно-морского флота, и 9 мая. Думаю, что внутри мы
создадим небольшой музей. Экспонаты у нас уже есть.
- Например?
- В прошлом году 24 июля, когда в Северодвинске закладывали
новую АПЛ «Казань» (многоцелевая АПЛ проекта «Ясень-М» «Казань»,
которая пришла на смену утилизованной), мой экипаж подарил мне
рынду (судовой колокол) от нашей родной «Казани». Я очень
удивился: прошло несколько лет, как лодка выведена из состава, а
боцман все-таки сохранил рынду. В нашем понимании, рында – это
такой же знак, как флаг корабля. Это знаковая вещь для подводной
лодки, для подводного корабля.
- Как будет выглядеть памятник, который расположится в парке
Победы?
- Экспозиция будет представлять собой постамент, где
расположится рубка, а также торпеды и мины, которые будут
доставлены из воинской части Зеленодольска. Рубку покрасят,
отреставрируют, заменят резину, поставят рули, выдвижные
устройства. Сейчас она пока в разобранном виде для удобства
транспортировки. Покрытие, как и положено военному кораблю,
будет в черном лаке.
- Что лично для вас означает сегодняшнее событие?
- Я очень рад, что подводная лодка пришла сюда, пусть какая-то
ее частица. Это значит, что корабль продолжает свою жизнь.
Думаю, не одно поколение будет смотреть на эту подводную лодку и
проникаться гордостью за наш военно-морской флот.
- Памятники подлодкам есть и в других городах России…
- Да, рулевая рубка подводной лодки легендарного Александра
Маринеску до сих пор стоит в Санкт-Петербурге. (Маринеску
Александр Иванович (1913—1963), моряк-подводник, капитан 3-го
ранга (1942), Герой Советского Союза (1990, посмертно). В
Великую Отечественную войну, командуя подводной лодкой «С-13»
(1943—1945), потопил в районе Данцигской бухты 30 января 1945
германский суперлайнер «Вильгельм Густлов», имевший на борту
свыше 5 тыс. солдат и офицеров, в том числе ок. 1300
подводников, и 10 февраля — вспомогательный крейсер «Генерал
Штойбен» (свыше 3 тыс. солдат и офицеров)). А на Поклонной горе
в Москве также стоят рубки подводных лодок времен Великой
Отечественной войны. Это великая память о Великой Победе.
- И в завершение нашего разговора, Хамит Маннафович, у
подводников есть особые приметы. Были ли они, и соблюдались ли
на АПЛ «Казань»?
- Приметы действительно есть (собеседник KZN.RU улыбается).
Например, ни один подводник не испытывает желания выходить в
море в понедельник. Лучше в воскресенье вечером, где-то 23 часа
или во вторник. Любой командир любыми способами будет стремиться
выйти в море в иной день. И у каждого командира, и у каждого
корабля свои собственные приметы. Тот же самый Маринеску, идя в
торпедную атаку, надевал одну и ту же шапку на удачу. У нашей
«Казани» тоже был свой талисман – мичман Александр Николаевич
Кувалдин. Рыжий такой, здоровый. Старшина спецтрюмных
(обслуживают ядерный реактор). Командир всегда говорил: пока
мичман будет служить на корабле, с нашей подлодкой ничего не
произойдет. Так и было. Ни один человек на этой лодке не погиб.
Единственный случай был при переходе из Гаджиево в Северодвинск,
когда случился взрыв аккумуляторной ямы. При этом ЧП люди
пострадали, но остались живы. «Казань» – счастливый корабль.
Для справки.
АПЛ К-403 АКСОН (акустический корабль специального назначения)
проекта 667А «Навага» построена на «Севмаше» и передана
Северному флоту в 1971 году. 30 июня 1997 года приказом
главнокомандующего ВМФ РФ подлодка получила имя «Казань». В 2004
году корабль был выведен из состава ВМФ и утилизован в июле
прошлого года. Теперь рулевая рубка «Казани» станет основанием
памятника, который расположится в парке Победы в Казани.
Смотрите фоторепортаж о
транспортировки рубки
Екатерина
Андреева |