Лядский сад

 

В центре Казани с 1870 года, в квадрате, образованном пересечением улиц Горького, Гоголя, Щапова и Муштари, есть оазис тишины и покоя со странным названием Лядской садик. Несмотря на свои небольшие размеры, этот милый садик уже почти полтора века служит казанцам одним из излюбленных мест для встреч и прогулок.

Сад является подлинным украшением нашего города, сохранился с незапамятных времен. Как предполагают биологи Казанского университета, это - островок соснового бора, некогда покрывавшего всю возвышенную часть города. Потомки могучих сосен постепенно чахли и вымирали, но построек на этом месте никогда не было.

Лишь в самом укромном уголке сада (на том месте, где сейчас находится центральный вход в сад и памятник Державину), на углу улиц Горького и Гоголя, в XVIII веке стоял деревянный одноэтажный домик в пять окон, принадлежавший генерал-майору Александру Петровичу Лецкому. Его именем и назван сад. В последнее время домик этот пришел в совершенную ветхость и в 1980 году его снесли. А между тем, с ним связаны примечательные исторические события. В конце мая 1798 года в этом доме останавливался и жил (во время своего визита в Казань) в течение недели император Павел I.

Павел I был пленен гостеприимством и радушием генерала и горожан, поэтому император выделил 200 тысяч рублей на строительство Гостиного двора (ныне краеведческий музей), отдал под помещение городской гимназии обширный губернаторский дом (восточная часть нынешнего здания КГУ, дал разрешение на строительство в городе публичного театра, выделил средства на возведение соборов, лазаретов, домов призрения и т д.

  Именно по его повелению улица названа именем генерала Лецкого (ныне улица Горького). Затем фамилией генерал-майора назвали и сад у дома, для благоустройства которого Лецкий не пожалел сил и средств. Действительно, сад в то время считался лучшим в городе местом для отдыха. Вечерами, принимая светскую публику, он освещался 600-свечовыми дуговыми фонарями. А со времен открытия в Казани водопровода в саду действовал фонтан в виде бронзовой скульптуры девушки с кувшином в руках. Только в разговорной речи, из-за различных наречий, садик все чаще называли не Лецким, а Лядским, это название так и прикрепилось к нему окончательно.

Со временем этот район стал одним из лучших в Казани. И люди жили здесь достаточно состоятельные и именитые: городской голова, командующий военным округом, главный архитектор города, богатые купцы и помещики. Здесь же располагались такие учреждения, как уездная земская управа, правление Казанского округа путей сообщения, земские учреждения, больницы, учебные заведения.

При советской власти на удивление сад сохранял свой первоначальный облик — богемный и демократичный. В 1950 году у входа был установлен бюст М. Горькому (тот самый, что теперь находится в конце улицы Горького), а в 1970-х естественную композицию из деревьев и кустарника дополнили фонтаном в виде шара-яблока.

В 2003 году сад был реконструирован, появились новые дорожки и цветочные клумбы. На одной из полян появились персонажи сказки «Белоснежка и семь гномов». Однако главным достоянием после реконструкции сада, стал памятник Гавриилу Романовичу Державину, который чинно восседает на высоком мраморном постаменте перед входом в Лядской сад.

Первоначально памятник Державину (отлит из бронзы по проекту К.Тона) был открыт в 1847 году во дворе Казанского университета  в  честь столетия  знаменитого земляка. В 1870 году памятник был перенесен на место сгоревшего  театра в Державинский сад. Ныне на этом месте находится Татарский государственный академический театр оперы и балета им. М.Джалиля.

В  1932 году советская власть решила, что памятник придворному поэту помешает строительству нового оперного театра, и скульптура была разрушена до основания и отправлена на переплавку. Решение о воссоздании памятника и о его установке администрация Казани приняла в июне 2000 года. Монумент воссоздан по подобию старого памятника, украшавшего Казань в XIX веке.

Авторы восстановленного памятника – архитектор Розалия Нургалеева и скульптор Махмуд Гасимов. Поэт изображен сидящим на табурете в римской тоге, в легких сандалиях и с непокрытой головой. В правой руке Гавриил Романович держит стиль, левой поддерживает лиру. На правом барельефе Державин "декламирует" оду "Фелица", а три обнаженные грации внимают ему. Тыльную часть постамента украшают фигуры Дня и Ночи – некий образ Вселенной, воспетой литератором в одной из его од. Тема левого барельефа – "просвещение безо всякого оружия побеждает невежество, которое падает, роняя свою маску".

 

Можно утверждать, что каждый камень в этом районе дорог казанцам как память о славной старине. Поэтому к застройке этой части города нужно подходить особенно бережно, максимально сохраняя традиции исторического прошлого.

Кстати, улица Галактионова раньше была Большая Лядская улица (Б.Лядская), а улица Горького - Малая Лядская улица.