Казань тысячелетняя / Казань в достопримечательностях /  
"Лебединая песнь" Николая Белелюбского

 

               Как строился мост через Волгу

Для всякого жителя Казани или Зеленодольска переезд через Волгу по желез­ной дороге и Свияжскому мосту — особый знаменательный ритуал. Этот мост для всех нас как дверь родного дома, которую мы закрываем при отъезде. А на обратном пути мысленно приветствуем свой дом: "Здравствуй! Вот мы и вернулись к тебе".

Сейчас трудно уже представить себе, что еще в начале нашего века поезда доходили лишь до станции Свияжск, а оттуда надо было добираться на лошадях до волжского берега в Вязо­вых, и затем начиналась переправа — паромом ли, или на специальных лодках, что наперебой предлагали жаждавшие заработка местные мужики. А дальше лошади мчали вас до станции Зеленый Дол, и час спустя уже поездом путник добирался до Казани. Стоила переправа для пассажира от двадцати до сорока копеек, не считая багажа. Особенно доставалось грузовым вагонам. Летом их переправляли на баржах, зимой по льду Волги прокладывали рельсы, что создавало большие неудобства.

11 июля 1913 г. Момент открытия. Слева направо Казанский губернатор М.В. Стрижевский, инженер-куратор И. Цишевский, барон Зальц.

День открытия. Мост, дебаркадер и пароход "Император".

Лишь к 1911 году окончательно утвердили проект моста. Автором его был выдающийся ученый и инженер в области строительной механики и мостостроения, создатель мостов через Днепр и Обь Николай Аполлонович Белелюбский. В замечательной серии созданных им мостов Свияжский или, как он тогда назывался, Романовский стал последним творением (не считая его двойника Симбирского). Ученый к тому времени уже разменял восьмой десяток и, хотя продолжал активно трудиться, в годы мировой войны и революций оказался невостребованным — тогда было не до мостов.

Постройка оценивалась в огромную по тем временам сумму — двенадцать миллионов рублей. Однако экономически она окупалась. Погожим февральским днем 1911 года состоялась торжественная закладка нового моста в районе станции Зеленый Дол. В кессон № 1 епископ Чебоксарский Михаил заложил серебряную доску с именами строителей. Ему же предстояла честь закладки "первого камня". Гром аплодисментов возвестил о событии, которого ждали с 1894 года, с открытия Казанской железной дороги. Руководителем всех работ по мостовому переходу назначили инженера И.А. Цишевского. Спустя месяц, 5 апреля 1911 года, начались строительные работы с привлечением более трех тысяч человек. Ход поистине уникальной, невиданной в этих краях стройки широко обсуждался как местной, так и столичной печатью, работали фотокорреспонденты. Предприимчивые торговцы окружили район строительства лавками, магазинчиками, для любопытных были сооружены смотровые площадки, на которых выдавались бинокли, действовал плавучий ресторан с роскошным видом на панораму стройки. 

Однако строительство шло с трудом, сопровождалось мелкими и крупными авариями. Катастрофа 22 ноября 1911 года, вызванная прорвавшимся затором льда, унесла жизнь нескольких десятков строителей, а обществу Московско-Казанской железной дороги обошлась в сто тысяч рублей убытков.

Но урок не пошел впрок. В погоне за экономией подрядчики продолжали нарушать технические условия проекта, пренебрегали безопасностью рабочих. Весенняя катастрофа 1912 года, также не обошедшаяся без жертв, привела к падению и порче целой фермы. Убытки подскочили до миллиона рублей и повлекли за собой судебное разбирательство.

          К 1912 году опоры моста были готовы. Пролеты склепывали на берегу силами бригады котельщиков. Раскаленную в горне заклепку вставляли в готовое отверстие, а молотобойцы обрушивали на нее с двух сторон весь запас своей мускульной силы. Каждый пролет имел в длину семьдесят пять сажен, весил около восьмидесяти пяти тысяч пудов. Высота фермы посередине пролета достигала одиннадцати сажен, ширина моста — четырех сажен. Акционерное общество "Сормово" обеспечивало стройку стальными конструкциями.