Памятник Петрушке

 

Многие в Казани слышали про Петрушкин разъезд. Это площадь на перекрестке улиц Клары Цеткин, Адмиралтейская и Милицейская, где раньше разворачивался трамвай №1. Что это за Петрушка такой? Оказывается, ни к знаменитой кукле-скомороху, ни к полезному огородному растению это название не имеет никакого отношения. Так звали лошадку, которая в «дотрамвайную» эпоху разворачивала на том же самом месте вагончик конки, пока у основных лошадей была пересменка. Хотя, на самом деле, Петрушка была не одна. Так по традиции, называли всех лошадок, работающих на этой должности за все время существования казанской конки.

На улице Клары Цеткин, около ТК «Петрушкин двор» установлен памятник лошади-трудяге «Петрушке», которая в 70-х годах XIX века дежурила на разворотном кольце казанской конки.

Имя этой лошади знают практически все казанцы

А появился в Казани этот общественный транспорт в 70-х годах XIX века.

Вагончик, запряженный парой лошадей, ходил по рельсам от Большой Проломной (ныне Баумана) мимо вокзала по дамбе (ныне Кировская) до Устья в Адмиралтейской слободе. И обратно.

«Внимание! Следующая остановка «Петрушкин разъезд», - так до 1900 года объявлял вагоновожатый или кондуктор конки последнюю остановку перед пристанью.

Название «Петрушкин разъезд» берет свои корни с тех времен, когда здесь, в Адмиралтейской слободе, находился отрезок оной из самых длинных линий конки. Этот участок был примечателен тем, что лошадям приходилось преодолевать подъем, осложненный поворотом. Особенно много затруднений этот отрезок вызывал в период навигации, когда, вагоны были заполнены пассажирами.

На «конечной» был крутой спуск и подъем, поэтому в Петрушки брали только самых сильных и трудолюбивых лошадок. Местные жители очень их любили, жалели и  всегда подкармливали.

В связи с этим здесь всегда  держали пристяжную лошадь, которую в качестве помощи впрягали под горой и выпрягали наверху. Эту лошадь прозвали «Петрушкой», а место - «Петрушкин разъезд». Но почему же именно «Петрушка»? Все благодаря «нарядам» лошадей в то время, которые создавали так называемую «рекламу» для  сада Густава Тальквиста, который специализировался на городских увеселениях. Сад носил имя «Тиволи» и был учрежден в 1889. Там в качестве заводил выступали петрушки, и пристяжных лошадей тоже наряжали в такие же костюмы.

Здесь уставшую пару лошадей, тянувшую двухэтажный вагон из центра города до Адмиралтейской слободы, выпрягали, а на ее место впрягали другую, которая отправлялась в обратный путь. А Петрушка должен был развернуть вагон перед сменой лошадей. Учитывая, что на кольце были крутой спуск и подъем, работу у него была тяжелая. Шли годы, лошади на разворотном кольце менялись, но кличка Петрушка сохранялась за всеми. А вскоре казанцы назвали в честь Петрушки и сам разъезд.

- Лошадка жила в специальной конюшне близ разворотного кольца, вместе с другими лошадьми, обслуживавшими конку, и никогда не покидала разъезда, - рассказывает казанский краевед Георгий Мюллер. - С утра до вечера она под навесом ожидала прихода конки. Проходили десятилетия, лошадки менялись, а кличка Петрушка сохранялась за всеми. Казанцы Петрушек любили и жалели, ласкали и подкармливали.

А вот саму конку и рельсы, по которым Петрушка ходил, горожане, к слову, ругали за то же, за что сегодня их потомки ругают общественный транспорт и дороги: за низкие скорости, плохое качество дорожного покрытия и дороговизну. Георгий Мюллер показал мне выписку из воспоминаний одного из устроителей казанской конки - петербургского купца Тальквиста: "Рельсы идут поверх труб газопровода и водопровода... Подъем полотна высокий, переезды затруднены, а на Проломной запружен сток воды с нагорных улиц... В полчаса, которые должен ждать пассажир отхода вагона, он два раза успеет пройти пешком все это пространство, поэтому часто приходится встречать пустые вагоны...".

Вагоны конки были двухэтажными, места в них двух видов: внизу закрытые, наверху открытые, продуваемые всеми ветрами. Проезд из конца в конец в закрытом вагоне стоил 15 копеек, наверху - 5. А на 20 копеек можно было купить фунт (0,41 кг) говядины, на 25 - фунт сливочного масла. Но альтернативного транспорта тогда не было, а пассажиропоток на конке рос. С октября 1875 года по октябрь 1876-го выручка конки составила неплохую по тем временам сумму - почти 59,4 тысячи рублей, а в следующем году - уже 63,7 тысячи. Впрочем, какой бы ни приносила конка доход, Петрушке от этого не было ни жарко, ни холодно.

- Для Адмиралтейской слободы Петрушка - такой же исторический бренд, как и вековой труженик буксир "Волгарь", много десятилетий курсировавший между Верхним Услоном и Старым Устьем, или как легендарная галера "Тверь", на которой в Казань прибыла Екатерина II, - говорит Георгий Мюллер. - Петрушка стоит того, чтобы его увековечили! Он заслужил это не меньше, чем, например, водовоз с лошадкой, скульптура которого несколько лет назад украсила улицу Горького в районе Водоканала. И, представьте, человек, который решил поставить на свои личные средства памятник лошадке-труженице, в Казани нашелся! Это генеральный директор расположенного как раз на Петрушкином разъезде подшипникового завода Даниал Бикмухаметов. 

Макет памятника лошадке-трудяге был разработан в 2011-м. Из бронзы скульптуру отлили в 2014-м, тогда же установили на месте Петрушкиного разъезда. Кстати, меценату скульптура обошлась в кругленькую сумму - 2 млн рублей. Но об этом Бикмухаметов не любит говорить.

Вначале Петрушку изобразили задорным красавцем - орловским рысаком. Посмотрел-посмотрел на него Бикмухаметов, да и забраковал: "Не похож! Петрушка был труженик, простецкая коняга, чем, собственно, и остался памятен потомкам". Лошадку сделали попроще, она устало наклонила голову.

Скульптором бронзовой лошадки стал художник Рустам Габбасов. Для изготовления изваяния животного было затрачено 2 тонны бронзы. Он же сделал последние штрихи к композиции - слепил хомут и упряжку, соединяющую лошадь с вагоном и скульптуру кучера.  

Однако после установки памятник долгое время не открывали, спрятав Петрушку под целлофановой «попоной». Оказалось, автор идеи Даниал Бикмухаметов решил, что без вагона конки памятник рабочей лошади выглядит незаконченным. Он вступил в переговоры с казанским Метроэлектротрансом. Но там отказались отдавать в Кировский район единственный уцелевший двухэтажный вагон конки. Вместе с другими ретровагонами он стоит сейчас на улице Петербургской, напротив  центрального офиса Метроэлектротранса.

- А зря, ведь именно отсюда — из Адмиралтейской слободы - начинался первый в истории Казани трамвайный маршрут, - не согласен с таким решением транспортников Бикмухаметов. 

В итоге ему пришлось искать вагон конки по всей России. Звонил в Москву, Самару, Нижний Новгород, Астрахань...  И везде слышал отказ: мол, у самих нет. А в июне неожиданно получил положительный ответ из музея электрического транспорта Санкт-Петербурга, где всего за 100 тысяч рублей предложили выкупить платформу вагона старой конки.

- Я тут же на радостях перечислил деньги, и через день мне ее доставили на грузовике в Казань, - рассказал Бикмухаметов. - За  рабочими нашего завода дело не стало: все отремонтировали, покрасили.

И вот Петрушка — с долгожданным вагоном!

Кроме скульптуры на этом пятачке должны появиться клумба и скамеечки: "Пусть там свидания назначают, как когда-то, когда около живого Петрушки молодые люди знакомились".