Верхний Услон: село над Волгой и Казанью

 


IMG_5611


Прежде чем говорить о Верхнем Услоне, скажу буквально несколько слов о том, как мы там оказались. В Казань мы приехали 10-го июня примерно в полдень, разместились на "базе" - в съемной квартире на улице Павлюхина. Конкретно для туристических целей это место было, возможно, не самым удобным, но свою роль здесь сыграл другой фактор, меня не касающийся. Да и с транспортной доступностью особых проблем не было. Прямо рядом с нами, на улице Эсперанто, располагаются автобусные остановки сразу трех ключевых маршрутов, в пяти минутах ходьбы от дома - станция метро "Суконная слобода". Качество дороги до Казани (точнее, до границы с Татарстаном) было чрезвычайно отвратительным, так что по приезде понадобилось несколько часов, чтобы прийти в себя. В итоге энергозатратный поход на Бауманку и Кремль решено было отложить на следующий день, а сегодняшний употребить на самое легкое и приятное занятие - съездить в Верхний Услон. Ближайший рейс туда должен был отправиться из Речного порта в 16 часов, а остававшееся до этого время мы употребили на прогулку по прилегающей к ул. Эсперанто части улицы Петербургской. Но о ней как-нибудь в другой раз.
До Речного порта добирались на автобусе маршрута номер 1. Казанский автобус вообще оставил самые приятные воспоминания: машины красные, хорошо заметные, очень чистые и удобные, остановки на некоторых маршрутах объявляют сразу на трех языках - русском, татарском и английском. Для первого маршрута остановка "Речной порт" - конечная, и публика здесь к концу поездки подбирается соответствующая.
Дело в том, что Казанский Речной порт - явление для нынешних поволжских городов крайне нетипичное. Здесь действует единственная на настоящий момент на Волге линия судов на подводных крыльях. Даже не так: подобные линии есть и в других городах, например, если не ошибаюсь, в Нижнем Новгороде, но там эти суда обслуживают туристические маршруты. Здесь же линия именно живая, транспортная, и пользуются ею местные жители. Казанская агломерация протянулась вверх и вниз по Волге на несколько десятков километров, причем на обоих берегах Волги, а ближайший автомобильный мост на трассе М-7 расположен более чем в двадцати километрах выше по течению от Казани. В этих условиях местный пассажирский скоростной флот - действительно решение проблемы. Прямо напротив Казани находятся два дачных пригорода - Верхний Услон и Печищи. С семи часов утра и до шести часов вечера каждые два часа туда отходит судно на подводных крыльях - им пользуются и дачники, и жители этих сел, которые таким образом добираются до мест работы в Казани. Есть и сугубо дачные села-спутники - Рудник и Моркваши, туда каждый день дважды заходит небольшой теплоход регулярной линии до Свияжска (им мы еще воспользуемся). Есть еще и дальняя скоростная линия, которая связывает Казань с Нижним Услоном, Кзыл-Байраком, Камским Устьем и Болгаром. Зимой линии не прекращают действовать, а на смену "Ракетам" и "Восходам" приходят суда на воздушной подушке (туристов становится меньше, а для местных жителей этих транспортных средств вполне хватает).
Речной вокзал в Казани, утративший свою основную функцию после закрытия регулярной линии Москва-Астрахань, в настоящее время переоборудывается в отель. А вот рядом с ним расположены пригородные билетные кассы, где как раз можно купить билет на СПК (судно на подводных крыльях) до Верхнего Услона. Причал номер 8 мы пошли искать перед большим зданием вокзала, где уже был пришвартован круизный теплоход "Санкт-Петербург" (я в свое время на нем ходил из Петербурга в Кижи). Время поджимало, нужный причал мы там не обнаружили, в итоге теплоход я сфотографировать не успел. Зато за проходной и антитерророконтролем обнаружился и наш причал, и наш "Восход-74". До Верхнего Услона - 13 километров по воде, СПК, еще и петляя между многочисленными островами, долетает туда за 15 минут. В Услоне даже не причал - суровый деревянный советский дебаркадер, в душных недрах которого сидит в кассе колоритный в меру трезвый кассир, который не говорит, а мурлычет, как сонный кот.
IMG_6740

IMG_5557

Наш "Восход-74" уходит в соседние Печищи, а оттуда - обратно в Казань
IMG_5579

В Верхнем Услоне меня по большому счету интересовали две вещи - местная церковь над Волгой и виды на Казань. Но с самого начала идти туда почему-то не захотелось, а рядом с дебаркадером обнаружился необыкновенной красоты и пустоты пляж, где я просто бродил целый час по колено в воде вдоль речного берега.
IMG_5607

Верхний Услон - необыкновенное место. С населением за 4 тысячи человек - это райцентр Республики Татарстан, причем ближайший к столице - от Казани по прямой его отделяют всего 8 километров. Но Волга служит здесь не просто разделительной полосой - скорее, это целая граница между двумя мирами. На том берегу реки - шумный город-миллионник с тысячелетней историей, где гудят широкие улицы, проносятся поезда метрополитена, где бегают толпы туристов, которых всего через месяц сменят зрители и спортсмены со всех концов мира. А здесь все гораздо проще. Тишина, еще раз тишина, спокойная вода на необыкновенно широком речном просторе, спокойный ветер, и улицы на обрыве, каскадами сбегающие к реке. До города отсюда действительно далеко, по автодороге - как минимум 35 километров. Волга в этом месте делает крутой поворот, Казань как бы с трех сторон окружает Верхний Услон, и в свое время это место неминуемо станет частью города. Уже сейчас планируется строительство подвесной канатной дороги через Волгу (по типу Борской), которая сделает Услон одним из районов Казани. Но это проект, а пока село живет своей жизнью. Над Волгой и Казанью.
IMG_5597

IMG_5602

IMG_5601

За полчаса до прихода обратного теплохода я все же решил подняться на мыс. Подъем на вид страшен, но на деле оказался на удивление удобным и не очень трудным. Поднимаясь по сельским улочкам, я не мог толком оценить, насколько высоко я забрался и насколько я далеко нахожусь от той точки, откуда местная Николо-Ильинская церковь будет видная на фоне Казани.
IMG_5677

Добравшись до нужного места, я несколько минут просто стоял как вкопанный - это очень высоко и очень красиво
IMG_5611

IMG_5620

На эту картину - утес, церковь, река и город - можно смотреть бесконечно. Вот почему виды Услона и Казани за ним, независимо от того, в который день я бы сюда попал, в любом случае стали бы прелюдией к самому городу. А если вооружиться телеобъективом, то можно рассмотреть Казань в подробностях. По-хорошему здесь не мешало бы соорудить одну большую панораму, но я этого делать не умею, поэтому покажу несколько фотографий отдельных сооружений и небольших городских секторов, двигаясь по кругу, с севера на юг.
Первое примечательное место - Храм Всех религий, расположенный в казанском районе Старое Аракчино. Его строительство началось в 1994 году силами общественного деятеля Ильдара Ханова, а последние доделки завершаются уже сейчас, после смерти несколько месяцев назад начинателя проекта. В Старое Аракчино я поначалу собирался съездить, но осознанную попытку оборвал логистический провал, а потом я успел рассмотреть храм в подробностях с борта теплоходика до Свияжска и решил сюда специально не ехать.
IMG_5663

Новый городской водозабор (действующий), возведенный при наполнении чаши Куйбышевского водохранилища (1957г.)
IMG_5664

Правее него расположен Старый водозабор, обслуживавший в том числе Казанский казенный пороховой завод. Водозабор был возведен в конце 19 века и действовал как раз до создания водохранилища, так как на работу при новом уровне воды он рассчитан не был. Ныне находится на островке и пребывает в заброшенном состоянии. Правее, чуть поодаль, видны постройки Зилантова Успенского монастыря (основан в 1552г.). Туда я в конечном счете добрался, так что более подробный рассказ будет привязан уже к конкретному посту.
IMG_5638

Теперь - вид на западную часть Казанского кремля. Самая левая из заметных построек - Тайницкая башня, правее - зеленоватый Президентский дворец, дворцовая Введенская церковь, башня Сююмбике, затем - комплекс зданий Пушечного двора. Выделяется внушительных размеров Благовещенский собор, чуть правее перед ним - Западная башня кремлевской стены, а уже перед нею - цирк (1967г.), который я бы просто снес. Правее него постройки стоят в три ряда: на переднем плане, прикрытый деревьями, виден Центральный стадион, за ним - мечеть Кул-Шариф, еще дальше - исторические здания музейного комплекса. Всему этому, конечно, в соответствующем посте также будет уделено достаточно внимания.
IMG_5622

Это уже восточная часть Кремля. Видны проездная Преображенская башня на фоне большого бежевого корпуса Присутственных мест, а справа от башни - комплекс сооружений бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Еще правее на переднем плане - угловая Юго-Западная башня, а за ней - выбеленная Спасская, ворота Кремля. Если двигаться дальше, то можно выделить съезд вниз к Булаку, здание Национального музея (сильно справа от Спасской башни), прямо под ним - новостройный комплекс "Пирамида". Отсюда он бросается в глаза не так сильно, как от Кремля. Справа от нее, прямо рядом с Пирамидой, видна колокольня Иоанно-Предтеченского мужского монастыря, за нею - Гостиный двор, а еще правее - едва заметные зеленая крыша и купола монастырской Введенской церкви.
IMG_5623

На двух следующих фотографиях намешано столько всего, что тут сложно выделить что-то примечательное. Это район городского центра, где почти параллельно берегу проходят канал Булак и пешеходная улица Баумана. На первом фото хорошо заметен Петропавловский собор, причем здесь видны его истинные масштабы (в узком дворике собора их увидеть непросто, а ведь он попросту главенствует над городом!)
IMG_5624

На втором же фото при большом желании чуть ниже и левее небоскреба можно увидеть колокольню Богоявленского собора - главную доминанту улицы Баумана, если не считать убогую коробку гостиницы "Татарстан". Она в кадр не попала, да и не жалко.
IMG_5625

Район Речного порта. По центру - здание Речного вокзала, прямо перед ним пришвартован теплоход "Санкт-Петербург". Левее расположены причалы местного флота, правее - причалы крупнейшего на Волге грузового Казанского порта, а на самом переднем плане - волнолом, издержка озерных пространств Куйбышевского водохранилища.
IMG_5630

В порт со стороны Нижней Волги входит теплоход "Федор Шаляпин" - где ему работать еще, как не в Казани?
IMG_5654

Напоследок - еще несколько видов Верхнего услона, снятых сначала из просвета улицы над николо-Ильинской церковью, а потом и просто по пути вниз по серпантинам местных улочек.
IMG_5649

IMG_5656

Дом над Рекой
IMG_5658

И дорога к Реке
IMG_5665

IMG_5672

Местную деревянную резьбу трудно назвать особенно пышной, но одну тенденцию здесь можно проследить - это акцент на одном широком резном поясе выше окон.
IMG_5674

IMG_5676

IMG_5682

Возвращались мы в Казань уже не на "Восходе", а на медлительной "Москве-186", возвращавшейся из Свияжска.
IMG_5702

IMG_5707

На этом прелюдии пришел конец. В следующем посте - уже о центре Казани, о кремле и о том, что расположено вокруг него.

К оглавлению