Казанский метрополитен

 


IMG_6690


Казанским метрополитеном во время этой поездки я пользовался на удивление много. Пусть строительство даже первой его ветки еще далеко до завершения, метрополитен удобен, а главное - комфортен. Но пока немного слов для введения:
Казанский метрополитен - седьмой в России (остальные шесть - в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге и Самаре) и первый, построенный после распада СССР. Первые идеи строительства были высказаны еще до революции, первые планы появились в 30-е годы, серьезная подготовка началась в 80-е, но была заброшена. А нынешний метрополитен в Казани, главной столице российского федерализма, стремительно развивающемся городе, в котором метро действительно стало не хватать, начали строить в 1997 году. Первоначальный проект пускового участка предполагал сооружение шести станций (от "Горок" до "Козьей Слободы"), но, видимо, сказались проблемы с финансированием и попилом бюджета, и в итоге решено было отказаться от строительства "Козьей Слободы" и сложного перегона под Казанкой до "Кремлевской".
Торжественное открытие первой линии состоялось 27 августа 2005 года, в дни празднования тысячелетия Казани. Первое время пассажиропоток, что логично, был очень небольшим: метро не доходило до основной части жилого массива "Горки", а огромные спальные районы на правом берегу Казанки не были затронуты вообще. За последующие годы линия была продлена на юг до "Проспекта Победы", а на севере обзавелась сразу четырьмя новыми станциями, три из которых были открыты совсем недавно, 9 мая 2013 года. Итак, на данный момент в казанской подземке 10 станций. К 2016 году существующая линия будет продлена в обоих направлениях, а к Чемпионату Мира по футболу планируют построить еще одну линию, которая соединит центр города с районом Новое Савиново и спортивными сооружениями в нем.

Теперь, стало быть, о впечатлениях. В России на метро мне доводилось кататься только в Москве, за кордоном - еще и Вене с Прагой. Последние два выглядят убого, да и разобраться в них я толком не успел, так что буду сравнивать по большей части с Москвой.
Пассажиропоток, конечно, сравнивать не приходится. Если что, то в день казанской подземкой пользуются 75 тысяч человек, московской - 6730 тысяч. Но дело не только в размерах городов и размерах систем метро. В Казани метро еще не стало определяющим видом городского транспорта, вот и все. Его линии еще очень далеко от большинства спальных районов, а автобусные маршруты в городе пока на порядок популярнее. В Казанском метро совершенно не ощущается тесноты, даже в час-пик здесь дышится очень свободно. Один раз я вообще оказался на станции абсолютно один.
Удобство. Здесь ситуация гораздо лучше. Мы жили в пяти минутах ходьбы от станции "Суконная Слобода", до площади Тукая от нас было 20 минут бодрой ходьбы, до Кремля - 40. Для меня такие расстояния вообще не являются проблемой, но иногда мне просто хотелось спуститься в метро и проехать хотя бы один перегон. Наверное, это неслучайно. На входе абсолютно на все станции имеются лифты, широкие, пологие и удобные лестницы. За ними встречают пункты контроля с рамками металлоискателей и сотрудниками полиции. Рамки при прохождении железного человека не начинают верещать, а подозрительных товарищей полицейские вежливо просят отойти в сторонку и пройти контроль. Проверяют там по тому же типу, что и в любом аэропорту: еще одна рамка, а для вещей - досмотровый аппарат. Сколько раз я ни спускался в метро, меня постоянно просили подойти на досмотр моей черной сумки. Каждый раз на контроле удостоверялись, что у меня там лежит фотоаппарат, благодарили и пропускали дальше. Удивительно культурно и спокойно.
Кассы расположены там же, за рамками. Если я не ошибаюсь, то при покупке одной-пяти поездок проезд стоит 16 рублей, и выдают смарт-жетоны размером с пятирублемую монетку. На вид он просто пластиковый, но внутри вшит специальный чип. Эти жетоны просто опускаются в турникеты, и загорается зеленый свет. При покупке большего числа поездок выдают смарт-карты, знакомые по московскому метро. Начиная от десяти поездок стоимость будет составлять 14 рублей за одну. Понятно и логично.
Движение. Этот аспект жизни казанской подземки просто бросается в глаза. Интервал движения поездов можно назвать не иначе, как сонным: в 6 часов вечера поезда проходят, по наблюдениям, раз в 5 минут, а если зайти на станцию в 11 дня или 10 вечера, то поезда в нужном направлении можно запросто прождать все 10 минут. А на станциях будет тихо, холодно и пустынно. В наш третий день в Казани мы попытались спуститься на станцию "Кремлевская" в 23:15, но закончилось это плохо: последние поезда выходят с конечных станций примерно без пяти 11 вечера. Мне это показалось чем-то чудовищным (после московских закрытий в час ночи), но в целом ситуация понятна: гонять полупустые вагоны по начам просто нерентабельно.
Станции. При том, что в казанской подземке периодически возникает некоторое ощущение ее неполноценности, станции здесь самые обыкновенные и стандартные. От московских они отличаются только длиной платформ: обычно в Казани они на 10-15 метров короче (102-105 м), но здесь и пассажиропоток поменьше, и поезда предназначены именно для таких размеров.
С архитектурой станций все немного сложнее. В Москве у меня в этом отношении есть однозначный фаворит - "Маяковская". А вот в Казани как-то не встретилось ничего особенно примечательного в архитектурном отношении. От московских типовушек 70-х годов абсолютно все казанские станции отличаются резко в лучшую сторону, а вот до лучших образцов столичной подземки 30-х годов так же явно не дотягивают.
По интернету гуляет немалое число фотографий станций, сделанных профессиональными фотографами по согласованию с администрацией подземки. Но мне очень хотелось сделать свои собственные, причем не просто так. В чем минус всех этих высококачественных фотографий? а все просто: на них станции выглядят гораздо лучше, чем на самом деле. Кроме того, отснять станции на хорошую зеркалку не так то просто: фотографировать подобной техникой в Казани запрещено. Мне доводилось слышать немало рассказов о том, как полицейские в метро под угрозой немедленного расстрела вежливо просили убрать фототехнику подальше и не фотографировать в метро, поэтому я решил поступить неспортивно и отснять все станции на айфон. Лишних контактов с блюстителями порядка мне заводить не хотелось, а не встретить их в метро просто нереально: присутствие полиции ощущается повсеместно, и немного тупо щелкать затвором, когда на станции пять человек: я, какой-то дяденька в дальнем конце вестибюля и трое в форме. Мало ли чего, лучше спокойно и тихо, к тому же айкамера фотографирует на удивление хорошо. Что особенно полезно, она не осветляет снимки, а в казанском метро почему-то очень темно, и периодически возникает ощущение подземелья, с которым в свое время очень успешно боролись в Москве.

Так вот. Нынешняя схема линий выглядит так:
0_905c0_695083f9_XXL

Подобная картинка висит во всех вагонах, за единственным исключением: станция "Площадь Тукая" в английской версии называется не какой-то ерундой, а нормальной  и понятной "Tukay square". Точно так же она и объявляется в вагонах. Объявления, кстати говоря, трехъязычные: русский, татарский и английский, вот только "Осторожно, двери..." на английском звучит уже в тот момент, как поезд целиком въезжает в туннель. Что понравилось в объявлениях, так это сообщения о важнейших выходах со станций: не только к вокзалам, но еще и на пешеходную улицу Баумана и к Казанскому кремлю. Все так же на трех языках.

Теперь прогуляемся по всем казанским станциям, двигаясь снизу-вверх.
"Проспект Победы". Открыта 29 декабря 2008 года, шестой по счету. Станция названа по одноименной городской магистрали и находится в центре жилмассива Горки. К ней, как и полагается, сходятся большинство автобусных маршрутов, которые отсюда развозят жителей города по спальным районам, но и введение этой станции в строй сильно прибавило метрополитену пассажиропотока.
Оформление станции посвящено Победе в Великой Отечественной войне, отсюда и золотистого цвета арки, и обязательный красный гранит, и оригинальные светильники "Салют Победы". В нишах между сдвоенными колоннами размещены плиты с названиями городов-героев и городов воинской славы.
Поезд виден только справа, причем стоит он здесь несколько минут. В чем же дело? Ответ прост и сложен одновременно: на настоящее время "Проспект Победы" - конечная станция, но по проекту линии конечной должна будет стать следующая, "Дубравная". За ней же будут оборудованы оборотные тупики. Пока же тупиков нет, и происходит следующее: поезда на эту станцию приходят, пассажиры высаживаются, а на их место тут же садятся следующие. Постояв несколько минут (интервалы-то большие), поезд уходит в оборатном направлении по тому же пути, а затем, уже в туннеле, перенаправляется на другой путь. Понять эту схему неподготовленному человеку не так то просто. к примеру, я, приехав сюда, долго ждал обратного поезда на другом пути, который здесь вообще не используется.
IMG_0236

"Горки". Открыта 27 августа 2005 года в составе первой очереди метро, до открытия "Проспекта Победы" была конечной. Названа по расположенному над ней жилому району Горки. Типичная бесколонная хайтечная станция мелкого заложения. Можно сравнить фотографию из Википедии с моей собственной. Про свою я могу с полной уверенностью сказать, что она адекватно передает реальный уровень освщенности станции: там действительно темно, несмотря на белый потолок и светлый мрамор на полу.
IMG_0232

"Аметьево" . Открыта также в 2005 году, в составе первого участка, названа по историческому одноименному району. По соседству находятся оборотные тупики и депо. Это единственная надземная станция метро, этакий аналог московских "Воробьевых гор" - находится она на эстакаде над автомобильной дорогой. Светло и просторно, опять же хайтечно. На "Аметьеве" самая идиотская система навигации: указатели направлений расположены только в концах платформы, да и оформлены так, что в них элементарно запутаться. А еще кто-то догадался покрыть полы не камнем, а кафельной плиткой, которая уже вся лежит потрескавшаяся.
IMG_0229

"Суконная слобода" . Открыта в составе первого участка в 2005 году, вестибюль выходит на улицы Петербургскую (продолжение Бауманки) и Эсперанто. Названа по историческому району Казани, архитектура станции с барельефами на стенах и старинными фонарями, которые не работают, должна как бы отражать атмосферу старинной слободы. Станция нетипично длинная - 112 метров, по обоим концам подходящего поезда остаются заметные просветы.
IMG_0187

Названия станций везде выполнены по-свему, здесь вот таким вот а-ля старинным шрифтом, но, как и положено, на двух языках.
IMG_0192

IMG_0191

На платформах везде стоят вот такие очень полезные аппараты: здесь карта города с наложенной схемой метро, отмеченными достопримечательностями (с историческими справками и фото!) и объектами Универсиады
IMG_0190

На станцию прибывает поезд характерного вида - это вагоны метро "Казань", такие больше нельзя встретить нигде. Всего таких составов бегает пять штук, все были поставлены в метро к его открытию. Каждый состав состоит из четырех вагонов, в будущем возможно будет добавить пятый.
IMG_0193

"Площадь Тукая" . Открыта в 2005 году, как положено, в составе первого пускового участка. По ощущениям - самая загруженная станция, да и немудрено: сверху пристроен огромный торговый комплекс, около него начинается улица Баумана, на площадь Тукая приходит значительное число городских автобусов. Станция названа в честь татарского поэта Габдуллы Тукая, а стены украшают 21 панно с изображениями героев его произведений и тем творчества. На еще одном панно, 22-м, изображен сам Тукай. Рисунки были выполнены казанскими художниками. а мозаики выполнили мастера из Татарстана и Ташкента. В общем и целом станция оформлена с использованием национальных мотивов, выглядит пусть и холодновато, но интересно, здесь есть, чем себя занять.
IMG_0222

IMG_0225

"Кремлевская" . Открыта 27 августа 2005 года, изначально и до открытия "Козьей Слободы" была конечной. На станции предусмотрены два выхода, но один из них встроен в так и не сооруженный подземный торговый центр под Бауманкой, а потому не действует. Второй же выход упирается прямо в стену Кремля, там же ночью был снят вводный кадр, а днем - самый первый в серии, с драконом. "Кремлевская" выглядит интересно, но как-то скуповато: там очень темно, светильники устроены так, что панно с Зилантом на сводах почти не видны (или на электричестве экономят, так как половина ламп вообще не работает), да и белая штукатурка смотрится уж очень скучно (еще и поотвалилась в двух местах). Боковые стены стилизованы под кремлевские зубцы, там тоже размещены мозаичные панно. Башенки в середине платформы, видимо, призваны обозначить башни кремля. В вестибюле очень светло: стеклянные купола выходят на поверхность. На станции не так зелено, как сделала айкамера, но освещенность опять же передана верно.
IMG_0215

IMG_0217

IMG_0218

Здоровенный Зилант на потолке
IMG_0219

"Козья слобода" . Открыта 30 декабря 2010 года. Стала первой станцией на правом берегу Казанки, с вводом ее в строй пассажиропоток в метро вырос в два с половиной раза. Вопрос с названием здесь был самым противоречивым, в итоге станция получила название по историческому месту Кожевенной слободы. Станция весьма хайтечная, но мне очень понравилась
IMG_0196

Светло, уютно, без излишеств. Кроме того, это единственная станция, где край платформы выделен не только небольшим порожком, но еще и светящейся полосой. При подходе поезда она вдобавок начинает мигать.
IMG_0197

IMG_0198

На станции стоит поезд типа "Русич", состоящий из трех сдвоенных вагонов. Таких составов (они поновее и поуютнее, объявления звучат погромче) в метрополитене 7 штук, в сумме подземку обслуживают 12 составов.
IMG_0202

"Яшьлек". Открыта 9 мая 2013 года, название в переводе означает "Юность". Станция хайтечная, бесколонная, но тоже интересная, очень светлая и просторная. Приятные полы в черню квадратную точку, замечательные светильники, большие скамейки для уставших путников.
IMG_0204

"Северный вокзал". открыта также 9 мая нынешнего года, обслуживает окрестные жилмассивы и новый терминал Казань-2. Обслуживает странно: здесь я впервые в жизни остался в абсолютно полном одиночестве на станции метро. Ощущения так себе. Особых идей в оформлении замечено не было.
IMG_0212

IMG_0211

Прибывает "Русич", а пассажир на станции только один
IMG_0214

"Авиастроительная" . Открыта 9 мая 2013 года, конечная. Причем по-нормальному конечная: за станцией находятся оборотные тупики, и здесь задействованы оба пути. Станция названа по расположенному над ней Авиастроительному району, авиационные мотивы в оформлении действительно прослеживаются
IMG_0209

Вот и все, станции кончились. Одним словом, от казанского метро не стоит ожидать чего-то феноменального, но статус одной из городских достопримечательностей он определенно заслуживает. Проехаться по всей линии один раз однозначно стоит, к тому же много времени это не займет. Мне понравилось.
В следующей части теперь уже точно буду рассказывать о кремле и о том, что вокруг.

К оглавлению