
Казанским метрополитеном во время этой поездки я пользовался на удивление много. Пусть строительство даже первой его ветки еще далеко до завершения, метрополитен удобен, а главное - комфортен. Но пока немного слов для введения: Казанский метрополитен - седьмой в России (остальные шесть - в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге и Самаре) и первый, построенный после распада СССР. Первые идеи строительства были высказаны еще до революции, первые планы появились в 30-е годы, серьезная подготовка началась в 80-е, но была заброшена. А нынешний метрополитен в Казани, главной столице российского федерализма, стремительно развивающемся городе, в котором метро действительно стало не хватать, начали строить в 1997 году. Первоначальный проект пускового участка предполагал сооружение шести станций (от "Горок" до "Козьей Слободы"), но, видимо, сказались проблемы с финансированием и попилом бюджета, и в итоге решено было отказаться от строительства "Козьей Слободы" и сложного перегона под Казанкой до "Кремлевской". Торжественное открытие первой линии состоялось 27 августа 2005 года, в дни празднования тысячелетия Казани. Первое время пассажиропоток, что логично, был очень небольшим: метро не доходило до основной части жилого массива "Горки", а огромные спальные районы на правом берегу Казанки не были затронуты вообще. За последующие годы линия была продлена на юг до "Проспекта Победы", а на севере обзавелась сразу четырьмя новыми станциями, три из которых были открыты совсем недавно, 9 мая 2013 года. Итак, на данный момент в казанской подземке 10 станций. К 2016 году существующая линия будет продлена в обоих направлениях, а к Чемпионату Мира по футболу планируют построить еще одну линию, которая соединит центр города с районом Новое Савиново и спортивными сооружениями в нем.
Теперь, стало быть, о впечатлениях. В России на метро мне доводилось кататься только в Москве, за кордоном - еще и Вене с Прагой. Последние два выглядят убого, да и разобраться в них я толком не успел, так что буду сравнивать по большей части с Москвой. Пассажиропоток, конечно, сравнивать не приходится. Если что, то в день казанской подземкой пользуются 75 тысяч человек, московской - 6730 тысяч. Но дело не только в размерах городов и размерах систем метро. В Казани метро еще не стало определяющим видом городского транспорта, вот и все. Его линии еще очень далеко от большинства спальных районов, а автобусные маршруты в городе пока на порядок популярнее. В Казанском метро совершенно не ощущается тесноты, даже в час-пик здесь дышится очень свободно. Один раз я вообще оказался на станции абсолютно один. Удобство. Здесь ситуация гораздо лучше. Мы жили в пяти минутах ходьбы от станции "Суконная Слобода", до площади Тукая от нас было 20 минут бодрой ходьбы, до Кремля - 40. Для меня такие расстояния вообще не являются проблемой, но иногда мне просто хотелось спуститься в метро и проехать хотя бы один перегон. Наверное, это неслучайно. На входе абсолютно на все станции имеются лифты, широкие, пологие и удобные лестницы. За ними встречают пункты контроля с рамками металлоискателей и сотрудниками полиции. Рамки при прохождении железного человека не начинают верещать, а подозрительных товарищей полицейские вежливо просят отойти в сторонку и пройти контроль. Проверяют там по тому же типу, что и в любом аэропорту: еще одна рамка, а для вещей - досмотровый аппарат. Сколько раз я ни спускался в метро, меня постоянно просили подойти на досмотр моей черной сумки. Каждый раз на контроле удостоверялись, что у меня там лежит фотоаппарат, благодарили и пропускали дальше. Удивительно культурно и спокойно. Кассы расположены там же, за рамками. Если я не ошибаюсь, то при покупке одной-пяти поездок проезд стоит 16 рублей, и выдают смарт-жетоны размером с пятирублемую монетку. На вид он просто пластиковый, но внутри вшит специальный чип. Эти жетоны просто опускаются в турникеты, и загорается зеленый свет. При покупке большего числа поездок выдают смарт-карты, знакомые по московскому метро. Начиная от десяти поездок стоимость будет составлять 14 рублей за одну. Понятно и логично. Движение. Этот аспект жизни казанской подземки просто бросается в глаза. Интервал движения поездов можно назвать не иначе, как сонным: в 6 часов вечера поезда проходят, по наблюдениям, раз в 5 минут, а если зайти на станцию в 11 дня или 10 вечера, то поезда в нужном направлении можно запросто прождать все 10 минут. А на станциях будет тихо, холодно и пустынно. В наш третий день в Казани мы попытались спуститься на станцию "Кремлевская" в 23:15, но закончилось это плохо: последние поезда выходят с конечных станций примерно без пяти 11 вечера. Мне это показалось чем-то чудовищным (после московских закрытий в час ночи), но в целом ситуация понятна: гонять полупустые вагоны по начам просто нерентабельно. Станции. При том, что в казанской подземке периодически возникает некоторое ощущение ее неполноценности, станции здесь самые обыкновенные и стандартные. От московских они отличаются только длиной платформ: обычно в Казани они на 10-15 метров короче (102-105 м), но здесь и пассажиропоток поменьше, и поезда предназначены именно для таких размеров. С архитектурой станций все немного сложнее. В Москве у меня в этом отношении есть однозначный фаворит - "Маяковская". А вот в Казани как-то не встретилось ничего особенно примечательного в архитектурном отношении. От московских типовушек 70-х годов абсолютно все казанские станции отличаются резко в лучшую сторону, а вот до лучших образцов столичной подземки 30-х годов так же явно не дотягивают. По интернету гуляет немалое число фотографий станций, сделанных профессиональными фотографами по согласованию с администрацией подземки. Но мне очень хотелось сделать свои собственные, причем не просто так. В чем минус всех этих высококачественных фотографий? а все просто: на них станции выглядят гораздо лучше, чем на самом деле. Кроме того, отснять станции на хорошую зеркалку не так то просто: фотографировать подобной техникой в Казани запрещено. Мне доводилось слышать немало рассказов о том, как полицейские в метро под угрозой немедленного расстрела вежливо просили убрать фототехнику подальше и не фотографировать в метро, поэтому я решил поступить неспортивно и отснять все станции на айфон. Лишних контактов с блюстителями порядка мне заводить не хотелось, а не встретить их в метро просто нереально: присутствие полиции ощущается повсеместно, и немного тупо щелкать затвором, когда на станции пять человек: я, какой-то дяденька в дальнем конце вестибюля и трое в форме. Мало ли чего, лучше спокойно и тихо, к тому же айкамера фотографирует на удивление хорошо. Что особенно полезно, она не осветляет снимки, а в казанском метро почему-то очень темно, и периодически возникает ощущение подземелья, с которым в свое время очень успешно боролись в Москве.
Так вот. Нынешняя схема линий выглядит так:

Подобная картинка висит во всех вагонах, за единственным исключением: станция "Площадь Тукая" в английской версии называется не какой-то ерундой, а нормальной и понятной "Tukay square". Точно так же она и объявляется в вагонах. Объявления, кстати говоря, трехъязычные: русский, татарский и английский, вот только "Осторожно, двери..." на английском звучит уже в тот момент, как поезд целиком въезжает в туннель. Что понравилось в объявлениях, так это сообщения о важнейших выходах со станций: не только к вокзалам, но еще и на пешеходную улицу Баумана и к Казанскому кремлю. Все так же на трех языках.
Теперь прогуляемся по всем казанским станциям, двигаясь снизу-вверх. "Проспект Победы". Открыта 29 декабря 2008 года, шестой по счету. Станция названа по одноименной городской магистрали и находится в центре жилмассива Горки. К ней, как и полагается, сходятся большинство автобусных маршрутов, которые отсюда развозят жителей города по спальным районам, но и введение этой станции в строй сильно прибавило метрополитену пассажиропотока. Оформление станции посвящено Победе в Великой Отечественной войне, отсюда и золотистого цвета арки, и обязательный красный гранит, и оригинальные светильники "Салют Победы". В нишах между сдвоенными колоннами размещены плиты с названиями городов-героев и городов воинской славы. Поезд виден только справа, причем стоит он здесь несколько минут. В чем же дело? Ответ прост и сложен одновременно: на настоящее время "Проспект Победы" - конечная станция, но по проекту линии конечной должна будет стать следующая, "Дубравная". За ней же будут оборудованы оборотные тупики. Пока же тупиков нет, и происходит следующее: поезда на эту станцию приходят, пассажиры высаживаются, а на их место тут же садятся следующие. Постояв несколько минут (интервалы-то большие), поезд уходит в оборатном направлении по тому же пути, а затем, уже в туннеле, перенаправляется на другой путь. Понять эту схему неподготовленному человеку не так то просто. к примеру, я, приехав сюда, долго ждал обратного поезда на другом пути, который здесь вообще не используется.

"Горки". Открыта 27 августа 2005 года в составе первой очереди метро, до открытия "Проспекта Победы" была конечной. Названа по расположенному над ней жилому району Горки. Типичная бесколонная хайтечная станция мелкого заложения. Можно сравнить фотографию из Википедии с моей собственной. Про свою я могу с полной уверенностью сказать, что она адекватно передает реальный уровень освщенности станции: там действительно темно, несмотря на белый потолок и светлый мрамор на полу.

"Аметьево" . Открыта также в 2005 году, в составе первого участка, названа по историческому одноименному району. По соседству находятся оборотные тупики и депо. Это единственная надземная станция метро, этакий аналог московских "Воробьевых гор" - находится она на эстакаде над автомобильной дорогой. Светло и просторно, опять же хайтечно. На "Аметьеве" самая идиотская система навигации: указатели направлений расположены только в концах платформы, да и оформлены так, что в них элементарно запутаться. А еще кто-то догадался покрыть полы не камнем, а кафельной плиткой, которая уже вся лежит потрескавшаяся.

"Суконная слобода" . Открыта в составе первого участка в 2005 году, вестибюль выходит на улицы Петербургскую (продолжение Бауманки) и Эсперанто. Названа по историческому району Казани, архитектура станции с барельефами на стенах и старинными фонарями, которые не работают, должна как бы отражать атмосферу старинной слободы. Станция нетипично длинная - 112 метров, по обоим концам подходящего поезда остаются заметные просветы.

Названия станций везде выполнены по-свему, здесь вот таким вот а-ля старинным шрифтом, но, как и положено, на двух языках.


На платформах везде стоят вот такие очень полезные аппараты: здесь карта города с наложенной схемой метро, отмеченными достопримечательностями (с историческими справками и фото!) и объектами Универсиады

На станцию прибывает поезд характерного вида - это вагоны метро "Казань", такие больше нельзя встретить нигде. Всего таких составов бегает пять штук, все были поставлены в метро к его открытию. Каждый состав состоит из четырех вагонов, в будущем возможно будет добавить пятый.

"Площадь Тукая" . Открыта в 2005 году, как положено, в составе первого пускового участка. По ощущениям - самая загруженная станция, да и немудрено: сверху пристроен огромный торговый комплекс, около него начинается улица Баумана, на площадь Тукая приходит значительное число городских автобусов. Станция названа в честь татарского поэта Габдуллы Тукая, а стены украшают 21 панно с изображениями героев его произведений и тем творчества. На еще одном панно, 22-м, изображен сам Тукай. Рисунки были выполнены казанскими художниками. а мозаики выполнили мастера из Татарстана и Ташкента. В общем и целом станция оформлена с использованием национальных мотивов, выглядит пусть и холодновато, но интересно, здесь есть, чем себя занять.


"Кремлевская" . Открыта 27 августа 2005 года, изначально и до открытия "Козьей Слободы" была конечной. На станции предусмотрены два выхода, но один из них встроен в так и не сооруженный подземный торговый центр под Бауманкой, а потому не действует. Второй же выход упирается прямо в стену Кремля, там же ночью был снят вводный кадр, а днем - самый первый в серии, с драконом. "Кремлевская" выглядит интересно, но как-то скуповато: там очень темно, светильники устроены так, что панно с Зилантом на сводах почти не видны (или на электричестве экономят, так как половина ламп вообще не работает), да и белая штукатурка смотрится уж очень скучно (еще и поотвалилась в двух местах). Боковые стены стилизованы под кремлевские зубцы, там тоже размещены мозаичные панно. Башенки в середине платформы, видимо, призваны обозначить башни кремля. В вестибюле очень светло: стеклянные купола выходят на поверхность. На станции не так зелено, как сделала айкамера, но освещенность опять же передана верно.



Здоровенный Зилант на потолке

"Козья слобода" . Открыта 30 декабря 2010 года. Стала первой станцией на правом берегу Казанки, с вводом ее в строй пассажиропоток в метро вырос в два с половиной раза. Вопрос с названием здесь был самым противоречивым, в итоге станция получила название по историческому месту Кожевенной слободы. Станция весьма хайтечная, но мне очень понравилась

Светло, уютно, без излишеств. Кроме того, это единственная станция, где край платформы выделен не только небольшим порожком, но еще и светящейся полосой. При подходе поезда она вдобавок начинает мигать.


На станции стоит поезд типа "Русич", состоящий из трех сдвоенных вагонов. Таких составов (они поновее и поуютнее, объявления звучат погромче) в метрополитене 7 штук, в сумме подземку обслуживают 12 составов.

"Яшьлек". Открыта 9 мая 2013 года, название в переводе означает "Юность". Станция хайтечная, бесколонная, но тоже интересная, очень светлая и просторная. Приятные полы в черню квадратную точку, замечательные светильники, большие скамейки для уставших путников.

"Северный вокзал". открыта также 9 мая нынешнего года, обслуживает окрестные жилмассивы и новый терминал Казань-2. Обслуживает странно: здесь я впервые в жизни остался в абсолютно полном одиночестве на станции метро. Ощущения так себе. Особых идей в оформлении замечено не было.


Прибывает "Русич", а пассажир на станции только один

"Авиастроительная" . Открыта 9 мая 2013 года, конечная. Причем по-нормальному конечная: за станцией находятся оборотные тупики, и здесь задействованы оба пути. Станция названа по расположенному над ней Авиастроительному району, авиационные мотивы в оформлении действительно прослеживаются

Вот и все, станции кончились. Одним словом, от казанского метро не стоит ожидать чего-то феноменального, но статус одной из городских достопримечательностей он определенно заслуживает. Проехаться по всей линии один раз однозначно стоит, к тому же много времени это не займет. Мне понравилось. В следующей части теперь уже точно буду рассказывать о кремле и о том, что вокруг.
К оглавлению
|
|