Казань. Старо-Татарская слобода

 

IMG_6374


Только в Старо-Татарской слободе я впервые отчетливо прочувствовал, что нахожусь не где-нибудь, а в столице Татарстана. И дело не только во внешнем облике самой слободы (он тоже, правда, играет в создании такого восприятия не последнюю роль). Получилось так, что Казань в этот раз я увидел как преимущественно русский город, и это не так-то легко объяснить даже с учетом того, что русское население Казани преобладает над татарским (в остальной республике ситуация обратное). а Старо-Татарская слобода, как выяснилось, это незримо обособленный город в городе. Вход на территорию слободы за театром Камала не отмечен никакими указателями, но не заметить его невозможно. Что-то незаметное изменяется в архитектуре окружающих зданий, появляются минареты мечетей, мужчины в тюбетейках и женщины в хиджабах, а что особенно заметное - так это абсолютное преобладание в разговорах татарского языка. Более того, за два часа пребывания в слободе я встретил только двух человек, разговаривавших при мне на русском. Такой вот небольшой, но совершенно особый мир. Атмосферу Старо-Татрской слободы действительно ничем не спутать.

Старо-Татарская слобода на деле довольно внушительный по размерам район города, заключенный между берегами Волги и внутригородских водоемов - озера Нижний Кабан и протоки Булак. Слобода вытянута с северо-запада на юго-восток, а два ее основополагающих "стержня" - улицы Московская и Габдуллы Тукая. Широкая улица Татарстан, ведущая от площади Тукая к Речному вокзалу, была пробита в советское время примерно так же, как Калининский проспект в Москве, а потому сильно выпадает из общей картины со своей унылой многоэтажной застройкой.
На пересечении улиц Татарстан и Московской расположена старинная Сенная мечеть, она же - мечеть Нурулла (1849 год). Ее история - вполне обычная для большинства казанских дореволюционных мечетей: она была закрыта в 1929 году, приспособлена под жилье и служебные помещения (с мечетью это проделать гораздо проще, чем с церковью), а минарет разобрали. Сейчас, как видно, он восстановлен, да и мечеть уже 20 лет как вновь стала действующей.
IMG_6355

IMG_6460

Московская улица считается великолепным заповедником татарской архитектуры 19 столетия, но увидеть ее в этот конкретный момент очень затруднительно. Ни в какой другой части города сейчас не ведется таких же масштабных работ, как в Старо-Татарской слободе. Случилась так, что она была совсем обделена вниманием при подготовке Казани к празднованию Тысячелетия города, а потому приводить район в порядок приходится сейчас, в преддверии Универсиады. Но до завершения, как нетрудно догадаться, еще очень далеко. Если дороги уже полностью сделаны, а тротуары дорожные службы точно успеют подготовить в срок, то "реставрацию" многих исторических зданий явно придется отложить.
IMG_6464

Справедливости ради, таких картин даже в слободе очень мало, не говоря уж обо всей Казани. Но брошенных зданий очень немало, и по их количеству Казань сейчас где-то на уровне Лиссабона.
Есть, конечно, и более приятные моменты, как, например, полностью восстановленное и почти готовое к открытию модерновое здание гостиницы "Амур" (1864-1912 годов)
IMG_6462

Улица Московская (точнее, ее очень малая часть до пересечения с улицей Татарстан - сама же улица в гораздо более раздолбанном состоянии идет сквозь всю слободу вплоть до кремля, там же стоит и подворье Раифского монастыря, о котором я уже писал здесь)
IMG_6463

А это уже вид на улицу Габдуллы Тукая, безусловно лучшую не только в Старо-Татарской слободе, но и во всей Казани в плане национальной исторической застройки. Почти все здания здесь - второй половины или даже последней четверти 19 века, когда главная улица слободы застраивалась богатыми татарскими купцами и промышленниками. В то время контакты слободы с состальным городом были куда скромнее, а потому постороннего влияния здесь очень немного, и даже в зданиях довольно привычной стилистики хорошо заметен национальный колорит
IMG_6358

Что еще отличает улицу Тукая от, скажем, Бауманки, это расположение зданий. Здесь они не то, что не стоят одним фасадом - дома даже необязательно выходят на красную линию и зачастую стоят к улице торцом или даже ребром
IMG_6356

IMG_6359

Историческому казанскому медресе "Мухаммадия" уже 130 лет, а в этом здании (необычным опять же своим положением) на улице Тукая, построенным специально для медресе, размещается с 1903 года (правда, как нетрудно догадаться, ныне действует после большого советского перерыва)
IMG_6364

Напротив - самая живописная подворотня
IMG_6367

Здесь застройка по большей части уже окультурена и имеет весьма презентабельный вид, так что проблемы пока только с тротуарами (точнее, с их отсутствием на одной из сторон улицы)
IMG_6393

IMG_6369

IMG_6384

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери была возведена еще в 1685 году в русской части города, но со временем оказалась на территории стремительно разраставшейся Старо-Татарской слободы. Сегодня церковь действующая, причем принадлежит она общине кряшен, то есть православных татар (хотя периодически они выделяются в самостоятельную национальность)
IMG_6373

А прямо рядом с ней  - Султановская мечеть. Здесь концентрация "атмосферы Востока" находится на наивысших для улицы тукая значениях, а вот в глубине слободы, как мне кажется, просто обязаны быть даже более атмосферные места. Но здесь у меня впервые было внятное ощущение того, что вокруг - чужая страна.
IMG_6378

IMG_6374

Что я не сразу заметил на всех исторических зданиях слободы - это непростые двуязычные таблички. Надписи на татарском здесь выполнены на основе латинской письменности, хотя с 1939 года в Татарстане официально утверждена (пусть и с небольшими оговорками) кириллица
IMG_6380

IMG_6379

Это тоже улица Тукая, только снятая уже с другой стороны, за пересечением ее с улицей Татарстан. Здесь, между Нижним Кабаном и Волгой - историческая сердцевина Старо-Татарской слободы, и хотя оригинальной застройки здесь уцелело поменьше, среди новостроев встречаются и отдельные подлинные шедевры. Но сначала я уклонился с главной улицы, пройдя по переулкам слободы к берегу Кабана, на набережную Марджани
IMG_6446

По пути встречаются как выделенные памятники архитектуры (к примеру, дом Губайдиллиных на фото ниже, хотя подобных зданий в слободе хоть отбавляй)
IMG_6395

Так и постройки поскромнее, в которых, тем не менее, гораздо сильнее чувствуется "нерусскость" слободы. Я даже не могу выделить каких-то характерных черт любой татарской избы (кроме разве что пояти обязательной обшивки тесом и пестрой раскраски), но с русской избой ее спутать в принципе невозможно
IMG_6400

В этой части слободы ремонтные работы идут еще более широким фронтом, но зато здесь абсолютное большинство зданий приведено в приличный вид. Более того, с уместным национальным колоритом это смотрится еще более красиво. Плюс ярко, аккуратно, культурно и уютно. Вот за такие дома слободу можно полюбить, если оставить за скобками те препятствия, которые пока вызваны работами на дорогах
IMG_6401

В одном месте переделка улицы оказалась настолько фееричной, что я не смог ее перейти, но и не запечатлеть такое было нельзя
IMG_6425

Или вот такие картины
IMG_6426

Еще мне понравился вот такой вот ход. Как можно из свежих бревен без использования "родных" материалов собрать памятник архитектуры? Нет, похвально, конечно, но я, видимо, опять чего-то не понимаю.
IMG_6431

IMG_6432

Почти у берега Нижнего Кабана стоят бок о бок два здания, причем чтобы добраться до них, мне прешлось на глазах у строителей перебежать еще одну улицу по свежеуложенной запечатанной плитке (да простят они меня). С одной стороны переулка - исламский колледж
IMG_6402

А прямо напротив него - барочная мечеть Аль-Марджани.
IMG_6403

По большому счету эта мечеть, возведенная в 1770 году - по-настоящему знаковая, ознаменовавшая собой начало расцвета Старо-Татарской слободы. Ведь слобода эта существовала гораздо раньше: образована она была на окраине старой Казани в 1552 году, став единственным татарским островком в бывшей татарской столице. После взятия города почти всех местных жителей Казани и корестных селений отселили "за 101-ю версту", а в городе разрешено было остаться только тем казанским татарам, которые доказали свою лояльность к новой власти - но и им было предписано поселиться в одном конкретном районе, который и стал впоследствии Старо-Татарской слободы. А ключевое событие в ее истории произошло после принятия манифеста о терпимости вероисповеданий, позволившего возводить здесь каменные мечети и общественные здания. Первой такой мечетью и стала мечеть Аль-Марджани
IMG_6405

Как ни странно, даже после того, как в 1917 году слобода перестала быть изолированной от остального города, она в изрядной мере сохранила свою самобытность, так и оставшись культурным ядром Казани татарской. У меня сложилась твердая уверенность в том, что в этой части города татарское население полностью преобладает над русским, то есть слобода (не знаю, так ли это на самом деле) - это та часть города, где в Казани особенно сильна привязанность жителей к своему историческому и национальному родному месту. И сохранение подобной идентичности меня лично всегда очень радует.
Как радует, например, вид исключительно аккуратных (если на сказать - выверенных) фасадов пусть отреставрированных, но немалодых домов, которые уже не один десяток лет (а может, не одно столетие?) смотрят в воды Нижнего Кабана с набережной Марджани
IMG_6408

IMG_6414

IMG_6415

Сам Кабан
IMG_6423

IMG_6422

Театр Камала
IMG_6416

С набережной я в нужном месте повернул в один из переулков, который привел меня обратно на улицу Тукая
IMG_6430

IMG_6433

IMG_6453

Здесь, на улице Тукая, находится главная архитектурная изюминка Старо-Татарской слободы - возведенный в 1863 году Дом Шамиля. Название связано с тем самым имамом Шамилем, причем практически непосредственно: построили дом для купца-миллионера Алпакова, а вот его дочь была выдана замуж за третьего сына Шамиля, Мухаммед-Шафи, и дом был передан его роду в приданое (это сам Шамиль на старости лет уехал по святым местам - его дети в России устроились совсем неплохо). с 1986 года в этом здании размещается литературный музей Габдуллы Тукая
IMG_6439

IMG_6442

IMG_6452

На Доме Шамиля прогулку по Старо-Татарской слободе можно считать завершенной. В следующий раз мы отправимся в ночной кремль

К оглавлению