Путешествие в Раифу

 

К 1917 г. в России было больше тысячи монастырей – мужских и женских. До нас дошла едва пятая часть – около 200 по России, а Раифа – редчайший случай для постреволюционной России – хоть и был осквернен, но не разрушен и сохранил все храмы и постройки. Существует он лишь на пожертвования прихожан, государство не выделяет ему ни копейки, несмотря на то, что это уникальный памятник старины.

 

Точного указания года основания Казанской Раифской Богородичной общежительной пустыни нет. В 1613 году в Казань прибыл благочестивый инок Филарет. К этому времени в России кончилось Смутное время, и царем стал Михаил Романов. Поговаривали, что иеромонах Филарет родом из богатого московского купечества, после смерти родителей раздал имущество бедным и стал монахом Чудова монастыря в Московском Кремле. По какой причине ушел он из древнего и благоустроенного Чудова монастыря в низовья Волги, мы теперь не узнаем. Возможно, он желал вести строгую монашескую жизнь, Возможно, сам на себя наложил он такое послушание: основать через пот и лишения новую обитель. Придя в Казань, он поступил в братство Спасо – Преображенского монастыря в Казанском Кремле. Часто удалялся из монастыря в окрестные леса и урочища. Хоть и не хотелось ему оставлять Спасо – Преображенский монастырь, но желание обрести уединение и оставить все мирские помыслы было сильнее. Верст тридцать шел Филарет от Казани на северо – восток, и однажды решил остановиться на берегу озера, ровного, почти овального. Построил на берегу озера келью и жил в одиночестве, молясь Богу. И было ему знамение – с небес будто пролился столп света – в этом месте и должен был возникнуть монастырь, поскольку очевидно, что оно благословенно и будет прославлено. Шло время, рядом с его хижиной появились и другие кельи отшельников, его стали посещать прежние друзья и почитатели, постепенно потянулись в обитель монахи и возникло первое монашеское поселение, была построена часовня, а затем деревянная церковь.

Часовня с источником святой воды. Современный вид.

Прожив в пустыни около полувека, Филарет не увидел монастыря завершенным. Чувствуя близкую смерть, он вернулся в Спасо – Преображенский монастырь, дабы приобщиться Святых Тайн. Здесь он почил и погребен в ограде обители. После смерти старца собравшиеся вокруг него монахи – отшельники не разбрелись по лесам, а, оставшись на месте, избранном Филаретом, решились просить благословения у митрополита Лаврентия на создание здесь полновесного монастыря в 1622 году. Первым игуменом обители стал иеромонах Савватий.

В то же время обитель стала ограждаться стеной с надвратными церквями, одна из которых была во имя преподобных отец в Синае и Раифе избиенных. Наверное, отсюда и пошло наше сегодняшнее короткое название – Раифа. Так называлось место близ Фарана на восточном берегу Красного моря в двух днях пути от Синая. Церковное предание рассказывает об отшельниках, живших в 312 году на берегу Красного моря и пострадавших от кочевых арабских племен. Но почему стали называть пустынь именно «раифскою»? Есть предположение, что в Раифском монастыре был один очень деятельный монах по имени Феодул и он был игуменом этого монастыря в 17 веке. Ему обязана пустынь хлопотами об угодьях для монастыря, он сделал вклад в обитель и соорудил церковь в честь своего ангела – Феодула – одного из раифских мучеников.

Устроенная трудами иноков пустынь – о четырех церквах и братских кельях, в 1689 году в результате пожара приходит в крайнее запустение, – многие монахи разошлись по другим обителям. Но чудотворный образ Грузинской Божией Матери остался невредим и это было залогом будущего расцвета пустыни, а через год пустынь стала восстанавливаться от пожара. Более полувека прошло, пока вырос в пустыни каменный монастырь. Тринадцать каменных церквей и монастырские кельи обнесены были высоким забором.

Раифский монастырь был не самым крупным. По штатам он относился к третьеклассным и насчитывал около трех десятков монахов да полсотни послушников. Их затворничество было самым настоящим: леса, простиравшиеся вокруг, не располагали к праздничным прогулкам, да и кормиться нужно было трудом рук своих, ведь надеяться-то не на кого. Пахотная земля, сенные угодья и покосы, рыбная ловля, мельницы да пасеки – все это требовало особого прилежания. Но главным делом монаха, конечно же, оставалась служба Господу.

Еще в 17 веке принесена в Раифу точная копия с чудотворной иконы Грузинской Божией Матери. Слава о ней быстро разнеслась по краю: слепым, мол, дает прозрение, глухим – слух, хромым – исправление… И потянулись к монастырю богомольцы.

История иконы Грузинской Божией Матери такова: в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди похищенных святынь и была Грузинская икона Божией Матери, украшенная золотом и серебром. Один персидский торговец предложил ее приказчику купца Егора Лыткина – Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году, и некоторое время хранил его у себя. В это время ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону, и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева. В то же время он получил приказание отослать Грузинскую икону в основанную в 1603 году Красногорскую обитель в Пинеге Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин поначалу забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении и, желая исполнить полученное им тогда приказание,

немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы.

В Красногорской обители Грузинская икона к середине 17 века уже почиталась как чудотворная. Так, при самом ее внесении в обитель получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышащий. Уже в 1650 году патриарх Никон, бывший тогда митрополитом Новгородским, исследовал сказание о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему – 22 августа (4 сентября н.с.). Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича ее носили по разным городам России - в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль - Залесский. Крестные ходы с ней доходили даже до реки Лены в Сибири. Митрополит Лаврентий избрал одного из лучших иконописцев и отправил его в Красногорскую обитель, приказав ему снять – в благословение устрояемой им Раифской пустыни – точный снимок с иконы Грузинской Божией Матери. Который вскоре был доставлен в обитель крестным ходом самим митрополитом в сопровождении высших городских чинов Казани и множества народа.

Престольный праздник – особый. К нему спешили попасть многие. В этот день в монастыре бывало по несколько сотен богомольцев. Всех встречали одинаково радостно. И, казалось, не будет конца потоку паломников. И вечной представлялась обитель эта, как вечно небо, сосны, облака…

Лето 1918-е не стало Господним. Каждый день приносил все новые и новые известия о надругательствах над священниками. Жить становилось все трудней. По России поползли слухи о близком конце света. Казань брали то белочехи, то вновь большевики. Ситуация становилась нестабильной, по дорогам бродили сотни вооруженных людей, дезертиры. Монастырь, находящийся в глубине леса и не имевший никакой реальной защиты, подвергался грабежам. Не отставали и представители новой власти. Братия писала в епархиальный совет: «Раифская пустынь совершенно разграблена, разорена и уничтожена, ни одной лошади и коровы не оставили, одни пустые стены остались, дохода нет, и сами питаемся Христа ради». Лишившись своих угодий, иноки Раифской пустыни были обречены на гибель. Тем более, что на Казань со стороны Симбирска надвигались объединенные силы интервентов. Что же вместила в себя история Раифского монастыря с 1917 по 1990-е годы? Официальная версия происшедшего содержится на памятнике с пионерскими галстуками. Однако в свете открывшихся архивных материалов картина предстает иная…

«…Нам во что бы то ни стало необходимо произвести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать…» Это письмо Ленин продиктовал в 1922 году. Теперь церемониться не нужно. И если с 1919 года в Раифе мирно уживались лесной факультет Казанского университета и оставшиеся монахи, уцелевшие в кровавой мясорубке, то уже через несколько лет обитель целиком и полностью передается колонии малолетних преступников и беспризорников. Этому предшествовали жестокие события и казнь монахов.

ГПУ давно желало окончательно расправиться с монахами Раифы, оставшимися оплотом веры в крае. Окрестные крестьяне всегда жили в мире и дружбе с монахами Раифской обители, они и пришли на помощь оставшимся на улице людям: помогли создать общину в селе. К ним по-прежнему тянулись люди. Большинство монахов продолжали совершать таинства, крестили, исповедовали, отпевали, совершали богослужения – дома или в приходской церкви.

НКВД пошел в атаку, и массовые аресты начались в конце января 1928 года. Против монахов были выдвинуты несколько обвинений: агитация против Советской власти, убийство красноармейцев в 1918 году и сокрытие монастырского имущества. Однако раз в год, 27 января, в день памяти Преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных, приезжали сюда из Казани монахи и прихожане, чтобы отслужить молебен на святой земле, обильно политой кровью. Доехав до Васильево на поезде, шли богомольцы через лес, утопая в снегу, километров 10. Им разрешали открыть храм, и совершалась обедня. Так продолжалось до 1931 года, когда отряд ГПУ из Казани окружил храм во время богослужения. Разбирательство было недолгим: храм не зарегистрирован, собрание нелегальное, налицо происки реакционного духовенства.

Богослужение шло торжественно и печально. Братия последний раз причащалась, напутствовала друг друга перед грядущими испытаниями. Они не тешили себя иллюзиями в отношении своего будущего. Может, оттого и облачились в этот день не в зеленые одежды, а в красные – цвета крови. Утром состоялось трогательное богослужение. Иноки, монахи и миряне исповедались и причастились Святых Тайн. Молебен в честь Преподобный Отец в Синае и Раифе избиенных проходил уже в окруженном отрядом ГПУ храме.

При выходе из церкви все были арестованы, среди них были немощные, глухие, полуослепшие монашки, болезненные, почтенного возраста иноки. Всех их в то же день вывезли в Казань, где посадили в тюрьму. Через месяц, 20 февраля, был вынесен приговор. По нему были расстреляны шестеро: игумен Сергий, иеромонахи Иосиф, Антоний, Иов, Варлаам, послушник Петр. Еще восемь иноков и послушников, около двадцати монахинь и двенадцати мирян было приговорено к высылке и пяти годам концлагерей. Имена их известны. Так в ХХ веке появились новые мученики – «в Раифе убиенные», которые совсем недавно были причислены к лику местночтимых святых Казанской епархии.

Следствие продолжалось 23 дня: 20 февраля тройка ГПУ ТАССР вынесла шестерым смертный приговор. После так называемого суда они прожили чуть больше месяца, и 7 апреля, в день Благовещения, 1931 года – Иосиф, Иов, Варлаам, Антоний и Петр были расстреляны. Сергий прожил еще несколько ужасных месяцев, в течение которых его подвергали пыткам, добиваясь признания, где спрятана монастырская ризница. Но так ничего и не узнали. 10 августа, в день празднования Смоленской иконы Божией Матери, был казнен и Сергий.

Многие из присутствующих на последнем январском богослужении знали о готовящейся карательной операции и могли бы не ехать в Раифу, но сила веры победила страх человеческий. А святая обитель, которую так защищали шестеро мучеников, причисленные теперь к лику святых, живет и возрождается ныне и их небесным покровительством. Ко дню канонизации (6.04.1997 г.) монастырский иконописец создал икону, где изображены все шестеро, пострадавших за веру. На иконе они уже окружены ореолом святости. Очень бы хотелось увидеть их лица на старых фотографиях, да только где теперь они, эти снимки…

Процесс канонизации – долгий и трудоемкий, проверяется буквально вся земная жизнь человека. В последний раз у нас были канонизированы казанские святые Гурий и Варсонофий еще в конце 16 века. Комиссия по канонизации при Казанской епархии проделала огромную работу, результаты которой затем были переданы в синодальную комиссию. И по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было принято решение. Теперь шестеро мучеников считаются местночтимыми святыми.

Когда-то с благословляющей из облака руки началась эта обитель. Сколько же сил и времени потребуется на то, чтобы вновь возродить Раифу? Все разрушенное одним желанием не восстановишь, необходимы средства и рабочие руки.

В июне 1990 года игумен Всеволод (Захаров), настоятель Петропавловского храма Зеленодольска, возвращаясь со священнослужителями из Казанской епархии, решил осмотреть древний Раифский монастырь, о котором уже давно слышал. Внутри монастырь представлял собой зрелище плачевное: осыпавшиеся стены, разрушенные кровли, купола без крестов, ржавые циферблаты башенных часов казались мрачным символом застывшего времени. Увидев эти развалины, неожиданно понял, что именно он должен восстанавливать монашескую обитель. Игумен Всеволод стал хлопотать об открытии монастыря, принялся за сбор необходимых документов. У него не было ни гроша, а только благословение Его преосвященства владыки Анастасия и его доброе слово. Ровнее дороги, чем та, по которой идет наместник Раифского монастыря архимандрит Всеволод, кажется, трудно придумать. Если бы мы говорили о человеке светском, можно было бы сказать: баловень судьбы. С легкостью он берется за любое трудное дело, и оно ему удается. После окончания учебы он восстанавливал церковь в селе Гари, первый в России создал воскресную школу для детей. Мог жить и радоваться, но пошел вперед путем послушания и труда. Он стал первым монахом вновь открытого монастыря. Но вначале ему надо было вернуть Раифу, освободить ее от колонистов.

Монастырь возвращался частями. Вновь обретенная монашеская община проводила богослужение, а рядом слышалось «ура!» – колонисты смотрели очередной боевик. Где же отец Всеволод берет деньги на храм? «А рэкетирствую» - смеется он. У него редчайший дар располагать к себе людей, умение говорить с власть предержащими, и большие организаторские способности. Его даже снимали в документальном фильме «Странное бытие свободы» с посохом на плоту и показывали по российскому телевидению.

«Много еще предстоит трудов по исцелению нанесенных обители ран, - говорит отец Всеволод. - Возведя ее из разорения и осквернения, мы вновь обретаем утраченные духовные ценности». Нелегко было находить средства, однако, как говорит Святое Писание, «что невозможно человекам, возможно Богу». Несмотря на все материальные трудности в стране, пречистая Владычица приводит сюда доброхотных деятелей, щедро жертвующих во славу Божию. В Раифе бывает немало известных людей. В разное время сюда приезжали Алла Пугачева, Евгений Леонов, Виктор Цой, Валерий Леонтьев, Георгий Жженов, Ольга Остроумова, Сергей Юрский, Ирина Архипова и многие другие артисты. Удостоил своим посещением Раифу и первый президент России Б. Н. Ельцин, который даже купался в озере, а также побывал Патриарх Алексий II. Часто бывают иностранные делегации. Как правило, посетители жертвуют в фонд монастыря немалые суммы. Все таки есть справедливость на свете, раз она торжествует. С 20 февраля 1991 года немногочисленная братия начала творить службы, осваивать порушенное хозяйство, началась реставрация храмов.

Немало замечательного и чудесного в Раифском монастыре: атмосфера, которая изумительным образом исцеляет некоторые болезни; родниковая вода, снимающая сглаз (ее еще называют источником святой воды). Проведя ее химический анализ, установили, что она содержит много минеральных веществ, полезных для человека. Стоит только раз посетить это живописное место, почувствовать особенную благодатную атмосферу Раифы, чтобы память об этом осталась в сердце навсегда.

Слева от дороги открывается сказочный вид на Раифское озеро.

Где-то там, на дне покоятся – по преданию – колокола Раифской обители, снятые иноками монастыря и таким образом укрытые от посягательств чекистов. С озером этим связано немало преданий и историй. Когда-то на Раифском озере было множество лягушек, непрерывным кваканием своим отвлекающих монахов от молитвы, они даже заглушали иногда колокольный звон. «Господи, - попросили монахи, - пусть живут они в озере, ведь всякое дыхание хвалит Господа Бога. Но пусть не мешают они звону колоколов». И вот чудо – живность на озере осталась, но с тех пор живет молча.

На каждого паломника обитель производит неизгладимое впечатление. Ведь и раньше никакое запустение не могло скрыть былого величия и красоты монастырского Кремля. Даже разрушенный, он был прекрасен в окружении заповедного леса и чистой глади озера. А сейчас восстановленный, - он прекрасен тем более. Многие изъявляют желание поселиться здесь навсегда, посвятив свою дальнейшую жизнь служению Богу. Пока условия не позволяют остаться здесь всем желающим, так что остаются только избранные, те, чье желание самое искреннее, а вера самая горячая. Однако всякий приходящий, желающий очиститься от мирской суеты через пребывание в монастыре, имеет такую возможность. Небольшая гостиница для паломников на живописном берегу озера приютит всякого на 1-3 ночи, и каждый побывавший в этой обители оставляет ее образ в своем сердце.

Над святыми вратами высится 70-метровая надвратная колокольня, выстроенная в конце XIX века на средства купца Атлашкина (Отлажкина), прах которого покоится на монастырском кладбище. Раньше на этом месте была Никольская надвратная церковь и находилась она посреди монастырского двора. Сейчас в нижнем ярусе находится храм Архангела Михаила.

Двухсоткилограммовый крест на колокольню устанавливали вручную, по-дедовски, с помощью только лебедок целых 12 часов, чтобы не повредить позолоты. Снизу-то не определишь истинных размеров креста, оказывается, в нем семь полных метров, купол же в диаметре – все 14 метров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На северо-восточной стороне монастырской ограды (справа от входа), где сейчас расположены покои и приемная наместника обители, находится одна из самых маленьких в мире церквей, вмещающая всего 7 человек. Летописи сообщают, что поначалу престол был священ во имя Алексея Божьего человека, однако, после пожара, случившегося от ударившей в купол молнии, вновь отстроенную церковь освятили во имя Страшного суда (название в церковной практике крайне редкое). Но вскоре церковь вновь была поражена молнией и тогда, отстроенная на средства одной благочестивой женщины – Надежды, церковь была освящена в третий раз и теперь уже окончательно в честь святых мучениц Софии и трех ее дочерей.

Церковь во имя Преподобных Отец в Синае и Раифе избиенных, теплая, одна из старейших в монастыре. Деревянная церковь была построена в 1662-1670-х годах, сгорела в пожар 1689 года. В 1708 году была построена каменная и освящена. Через год над ней была устроена маленькая церковка пятимучеников. По проекту 1892 года храм Отцов-мучеников реставрирован архитектором Ф.Н.Малиновским. Были добавлены трапезная и кухня с подвалом. Когда несколько лет назад сюда вошли первые монахи обители, они увидели, что здесь ничего не осталось, кроме старых полов – чугунных литых плит. В бытность здесь тюрьмы в алтаре сделали хлеборезку и темницу с голодными крысами, куда помещали наиболее строптивых заключенных. Немало священников и православных мирян погибли в этих застенках, в которые превратили храм. Среди замученных были и мусульмане. Покоятся они в одних могилах – смерть уравняла конфессии. При возрождении монастыря эта церковь была освящена в 1992 году, в ней наверху устроен небольшой придел с престолом, освященным в честь Новомучеников и проповедников Российских.

Троицкий холодный собор был построен еще при митрополите Маркеле в 1690-х годах, это было двухпрестольное квадратное здание, верх был сведен без купола, глава одна, крест шестиконечный. Весь храм обновлялся в 1830-х годах. Тогда его расписал дворовый человек господ Депрейс – Андрей Тимофеев. Новый Троицкий собор, на месте старого (который разобрали за ветхостью), построил архитектор Ф.Н.Малиновский в начале ХХ века (1904-1910-е годы). Монастырь получил прекраснейший образец нового осмысления древнерусского зодчества. Храм напоминает лучшие образцы московских церквей 17 века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм этот славился замечательной акустикой, – пение трех иноков на хорах слышалось окрест на две версты. Отец Всеволод надеется, что скоро концерты духовного песнопения станут реальностью. Создан и мужской хор монастыря. А когда при восстановлении пустыни заглянули в Троицкий собор, – ахнули, камня на камне не осталось от некогда богатейшего храма, в нем был устроен механический цех для колонистов с вибрационными машинами. Сейчас храм освящен и в нем проводятся службы.

 

 

 

 

 

В соборе в честь грузинской Божией Матери не осталось даже намека на прежнюю роспись. Храм этот один из последних, возведенных в монастыре. Существует он полтора века, теплый, с двумя приделами – во имя святителя Ливерия, папы Римского и Иоанна Златоуста. Храм построен при архимандрите Раифской пустыни Амвросии в 1835-1842 годах. Поскольку в 1835 г. в монастыре объявился неожиданный благотворитель – казанский мещанин – Дмитрий Орлов. Уже никогда не узнать, что подвигло его пожертвовать монашеской обители весьма внушительную по тем временам сумму – почти 15 тысяч рублей, за что благодетелю была объявлена архипастырская благодарность. Деньги были потрачены на сооружение в пустыни теплого храма в честь главной святыни. Строили собор по проекту архитектора М.П.Коринфского почти семь лет. Иконостасы изготовили казанские мастера в 1841 году, иконы писал учитель Казанской первой Императорской гимназии Александр Терновский за тысячу рублей серебром. А весь собор стоил около 50 тысяч рублей. После того, как монастырь был закрыт, храм подвергался осквернению, пропали иконы из иконостасов, роспись была уничтожена, само здание храма частично перепланировали. В последние годы в храме был клуб для колонистов. Ныне собор восстановлен и является местом пребывания чудотворной иконы Грузинской Божией Матери. Здесь же находятся монастырские художественно-реставрационные мастерские, келья эконома монастыря и общие кельи новоначальных послушников монастыря. Уже 12 мая 1991 года был водружен первый крест обители со времени варварского ее разрушения и разорения. Традиционно восьмиконечный, ярко сияющий позолотой, он радовал взгляд и душу. Через некоторое время присутствующие стали свидетелями явления славы Божией,– светящийся шар сошел с неба на крест, осветив его ярчайшим сиянием, которое время спустя, исчезло. Так Господь благословил и освятил обитель, послав чудесное знамение.

Слева от входа, на земле монастырского кладбища осталось всего 3-4 могильных камня, время беспощадно, но веру оно победить не может. Ныне монастырское кладбище очищено от грязи и мусора, а на месте братских могил установили крест с негасимой лампадой. Могила купца Атлашкина счастливо сохранилась вместе с могильным камнем.

Камни собирают после того, как они разбросаны. В Раифском монастыре их собирали дважды: Филаретом и Всеволодом. Будем надеяться, что в будущем не придется повторять печальную историю в третий раз.

Итак, за последние годы (с 1991 года) проведена колоссальнейшая работа по восстановлению монастырского комплекса. Впереди также немало забот у монахов, ведь на столь славное дело государство не выдает денег. Будем надеяться, что былые слава и величие Раифской обители возвратятся во всей ее духовной силе. Об этом молят Всевышнего священнослужители, иноки и паломники. Возрождение продолжается и, наверное, стоило бы оставить в не отреставрированном виде кусок крепостной стены, будто обугленной, чтобы видно было, из каких руин возродилась Раифа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наше путешествие закончилось, но думается, что вы еще не раз посетите этот сказочный уголок.

В тексте использованы материалы из альбома «Казань и казанцы: из истории города» (по материалам прессы) и «Путеводителя Георгия Фролова».