Казанская ратуша

 

Казанская ратуша находится в центральной части города, на площади Свободы. Рядом находится здание Концертного зала им. С.Сайдашева и Театр Оперы и Балета им. М.Джалиля.

Ратуша располагается в здании бывшего Дворянского собрания, построенного в 1854 году.

До 1814 г. Дворянское собрание, являющееся высшим корпоративным органом сословия дворян, не имело собственного помещения и располагалось в различных казенных и частных домах.

В 1843 г. Казанское дворянство своим чрезвычайным собранием постановило построить Дворянский дом на Грузинской улице у Театральной площади. Для строительства был избран строительный комитет под предводительством Казанского губернского предводителя дворянства Н.Д.Булыгина. Сбор денег на возведение Дворянского собрания предполагался из доходов помещиков в течение четырех с половиной лет.

Строительству нового здания придавалось большое значение. В соответствии с новым генеральным планом города, составленным в 1838г., здесь должно было начаться новое архитектурное формирование уже сложившейся театральной площади. Дворянское собрание должно было стать первой постройкой на этой площади. Именно оно должно было определить ее будущий архитектурный облик.

Из представленных проектов Высочайшее утверждение комитета получил 27 апреля 1844г. Автором проекта был архитектор М.П. Коринфский.

Руководство строительством дома первоначально было поручено губернскому архитектору Ф.И.Петонди. Под его руководством были начаты еще до утверждения сметы подготовительные земляные работы. Но по причине большой занятости он вскоре отказался от руководства, и оно было возложено по решению Казанского губернского дворянства от 18 января 1845 г. на М.П.Коринфского с определенным ему жалованием 400 руб. серебром в год.

Только были начаты строительные работы, как дворянство пожелало внести изменения в Высочайше утвержденный проект, главным образом, желая увеличить размеры танцевального зала.

В 1853 г. были начаты работы по отделке фасадов и внутренних помещений, а также благоустройство территории. Архивные документы сохранили имена мастеров, привлеченных к работам. Лепные работы, например, сделаны крестьянином графа Салтыкова Акимом Николаевым. Контракт на штукатурные работы во время торгов был заключен с Козмодемьянским мещанином Иваном Симоновым, крестьянином ярославской губернии и уезда деревни Гузицино Ларионом Буровым. Паркет по рисункам Коринфского выполнил крестьянин деревни Улановой Казанского уезда Никита Цыганов. По специальному заказу была изготовлена мебель саратовским колонистом немцем Цейером.

Работы по внутреннему устройству продолжались и позднее. Так, в документах, датированных 1859 г., говорится о получении бронзовых дел мастером Денике денег за изготовление люстр, в других просят выделить этому же мастеру денег на устройство блока для спуска и подъема люстры над парадной лестницей. Эти люстры дворяне сохраняли в интерьере и в последующие годы, приспосабливая их под газовое освещение, а затем и электрическое.

Мебель и зеркала были приобретены в магазине братьев Еремееевых.

В главном зале находились портреты царствовавших особ со времен Екатерины II: Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, Николая II. В других помещениях висели гербы уездных городов Казанской губернии: Козмодемьянск, Лаишев, Мамадыш, Свияжск, Спасск, Тетюши, Царевококшайск, Цивильск, Чебоксары, Чистополь, Ядрин.

Все отделочные работы были завершены к январю 1854 года. 15 марта 1860 г. На чрезвычайном собрании комитета по постройке Дворянского собрания было отмечено, что Дворянский дом выстроен и сдан в заведование Губернского предводителя дворянства.

Трехэтажное здание, построенное в достаточно редком для Казани стиле неоренессанс, общей площадью более 5 тысяч квадратных метров, отличалось изяществом, утонченностью форм и художественной простотой, а также оригинальным оформлением интерьеров – великолепных залов, холлов и парадной лестницы.

В новом доме Дворянского собрания постарались предусмотреть все до мелочей. Кроме большого танцевального зала, вмещавшего до 800 человек и еще до 400 на балконах, в здании имелись большая и малая столовые, буфетная, пикетная, гостиные и клубные комнаты, библиотека, канцелярия, кабинет предводителя, шинельные и туалетные комнаты, номера для приезжих, винные погреба, а также различные хозяйственные службы, таким образом, одновременно здесь могли находиться до 2,5 тысячи человек.

В последующие годы здание практически не меняло своего архитектурного облика. Только в 1875-1879 гг. центральный вход был оформлен портиком с балконом. В эти годы подобные портики появляются и на многих общественных зданиях (например, городском театре, городской думе, духовной академии). Большие ремонтные работы производились в здании с 1902-1903 года. Ремонт касался внутренних помещений. В этот период здание получило новые интерьеры, электрическое освещение.

В дореволюционной России главный бал года проходил именно в Дворянском собрании. «Казанские известия» 1815 года сообщали, например, что 1 января в доме Казанского благородного Дворянского собрания был маскарад, на котором собралось около тысячи человек.

Известная поэтесса "серебряного века" О.А.Ильина в своем романе "Канун Восьмого дня" дает следующее описание балам в Дворянском собрании: "Первая волна гостей уже поднималась по малиновом ковру главной лестницы Дворянского собрания. На первой площадке огромное стенное зеркало отражало приближение декольтированных дам с наброшенными на плечи мехами, сопровождавших их мужчин во фраках, офицеров в парадных формах. В этом первом этапе шествия их внимание явно было приковано к собственному отражению в зеркале, к которому они продвигались. На изгибе лестницы выражение их менялось, привлеченное балом... В зале было уже много танцующих пар. Под светом люстр паркет был как золотистое зеркало и, пока еще не было толпы, танцующие пары почти отражались в нем"

Также в здании собрания проводились губернские дворянские выборы, парадные приемы и обеды, благотворительные вечера, концерты.

Здесь проходили главные балы Казани. Казань не отставала от столичных городов. Задолго до зимнего сезона шились по последней моде бальные платья и прочие аксессуары, так как существовали особые нормы в одежде. В фондах Национального музея РТ есть немало примет богатого дворянского и купеческого быта: перчатки, многочисленные флакончики и безделушки, щипцы для завивки волос, бальные туфельки и прочее. Время от времени музейщики их показывают на выставках.

Нам повезло, поскольку один из казанских балов подробнейшим образом описан, а значит – оставлен навечно в истории. Это бал в последний день Масленицы у Казанского губернского предводителя дворянства. Сделал это описание великий русский писатель Лев Толстой в знаменитом рассказе, который так и называется – «После бала»: «Бал был чудесный: зала прекрасная, с хорами, музыканты – знаменитые в то время крепостные помещика-любителя, буфет великолепный и разливанное море шампанского…».

Знатоки утверждают, что списан бал с настоящего, ведь студент Казанского университета, родственник одного из казанских губернаторов, когда жил в нашем городе, частенько хаживал по балам и на одном из них влюбился в Зинаиду Молоствову, воспитанницу Родионовского института благородных девиц.

Очень часто составной частью общественного бала были благотворительные мероприятия, например, лотереи. Проводились балы по случаю больших праздников, например, на Пасху или на Новый год. Но какой бы ни была дата на календаре, всегда бал в первую очередь был демонстрацией невест. Родители привозили сюда своих дочерей, надеясь обратить на них внимание потенциальных женихов. Вот почему столь важны были на балах наряды и манеры.

В последние предреволюционные годы здание в основном сдавалось в наем. Здесь устраивали вечера, концерты, спектакли и т.д. В нем собиралась элита городского общества. В здании проходили приемы в честь высоких гостей, а также концерты, где выступали Шаляпин и Рахманинов.

«…Великие князья [Михаил Николаевич и Сергей Михайлович] проследовали в дом Дворянского собрания, где происходило общее представление служащих и представителей сословий; здесь Их Высочествам был предложен чай. Первоначально предполагался обед в честь высоких посетителей, но Великий Князь Михаил Николаевич не счел возможным принять его ввиду того, что не совершилось еще предание земле тела скончавшегося за несколько дней перед тем генерала П.Н.Шатилова, сослуживца его Высочества по Кавказу. Из здания Дворянского собрания Их Величества проследовали в квартиру покойного генерала Шатилова, где присутствовали на панихиде». Николай Загоскин, «Спутник по Казани», 1895, о событиях июня 1887г.

«Заготовлено было кресел 360, входных в зал 800, на хоры – 600 (все проданы). Выдано бесплатных контромарок по желанию концертанта учащимся музыкальной школы – 20 и разным лицам – 20. Итого – 1800! Кроме того, были приведены учащиеся из института слепых… Это, так сказать, «законные посетители». Да обнаружено, что вследствие плохого контроля распорядителей, привезенных г.Шаляпиным, без билетов прошло в залы и на хоры, вероятно, около 500 человек». «Вечерняя почта» о концерте Федора Шаляпина в здании Дворянского собрания, сентябрь 1909г.

«Зал Дворянского собрания наполовину был пуст. Публика довольно холодно принимала композитора-пианиста [Скрябина]. Впрочем, иного и нельзя было ожидать. Воспитание Казанцев идет очень медленно». «Русская музыкальная газета», март 1912г.

18 февраля 1914 года в Дворянском собрании состоялся вечер поэтов-футуристов с участием В.В.Маяковского, В.В. Каменского, Д.Д. Бурлюка. Казанская полиция с большой неохотой дала разрешение на концерт. Студенты так горячо приветствовали поэтов-футуристов, что полицмейстер шесть раз прерывал их выступления.

Тяжелые военные годы, которые переживала наша страна, не обошли стороной и этот дом. На протяжении Первой мировой войны здесь находился госпиталь. А в 1919 году, когда из Австро-Венгрии на родину через Казань возвращались военнопленные, примерно 20 000 человек в разное время было размещено в здании бывшего Дворянского собрания.

Дворянское собрание находилось в здании ратуши до революции 1917 года.

После революции здание побывало Крестьянским собранием, Дворцом Красноармейцев и домом Красной Армии. Долгое время в советский период истории, здание было Домом офицеров.

В советское время здание использовалось как кинозал и танцплощадка. До 1956 года здесь проходили заседания Верховного Совета республики, партийные конференции.

Очередной этап в истории здания отмечен 1996 годом, когда оно было передано администрации города Казани. С 1997 года начались реставрационные работы. Для возрождения первоначального облика особняка были проведены серьезные историко-архивные исследования: по материалам, хранившимся в Российском государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге и Национальном архиве РТ восстановили внешний фасад. Внутреннее убранство сделали наверняка роскошнее, чем было - кругом позолота, красивые росписи, современная итальянская мебель под старину.

Последняя реставрация здания ратуши проведена к тысячелетнему юбилею Казани. Современная ратуша – это четырехэтажный дом-особняк. В ходе реставрации заново сделана роскошная лепнина, украшающая потолки и стены здания. Заново изготовлен и уложен узорный наборный паркет и мраморные детали убранства интерьеров здания.

Дворянское собрание в 2005 году предстало перед казанцами и гостями юбилейного города в обновленном виде. Речь не о том, что памятник архитектуры претерпел серьезные изменения и внутри, и снаружи. Реставрация вернула особняку прежние яркие краски. Теперь это одно из самых красивых зданий исторического центра Казани.

На первом этаже ратуши располагается большой зал для проведения различных мероприятий официального характера и зал, в котором выставлены подарки, сделанные городу. На втором этаже находится Колонный зал. В ходе реставрационных работ удалось полностью восстановить его уникальную акустику. На третьем этаже здания есть два зала для проведения различных мероприятий и офисы. В надстройке купольного этажа находится зал, где проходят официальные мероприятия. Купольную надстройку увенчал шпиль.

В здании ратуши находится филиал музея 1000-летия Казани.

Источник 1      Источник 2