Седмиозерский мужской монастырь

 

Асфальт проложен до поселка Озерный, далее до с.Мендель полевая дорога через овраги и небольшие речки. Шоссе у пс.Озерный поворачивает направо и ведет к с.Семиозерка, где расположен Семиозерский монастырь и находится источник.
Наша маленькая группа с первой попытки добралась до монастыря

В семнадцати километрах от Казани, вдалеке от шумных дорог и большого города, стоит монастырь. Пустынь появилась еще в начале семнадцатого веки, на месте жилья монаха-отшельника вскоре вырос монастырь, прославился чудесами, пережил упадок и разрушение и сейчас возрождается вновь. И год за годом продолжает притягивать к себе паломников, оставаясь вдали от суеты большого мира...


Рождение пустыни
История возникновения Седмиозерной пустыни напоминает появление другой пустыни - Раифской. В 1613 году иеромонах Филарет в заповедных лесах основал пустынь, названную в честь убиенных раифских монахов, а через два года - в 1615-м - иеромонах Евфимий поселился на речке Солонке в районе Семи озер.
И о том и другом подвижнике известно не так много. Отшельник Евфимий родом из Великого Устюга, оказался в Казани случайно - его родной брат приехал сюда на новое жительство «устраивать свои домашние дела».
И Филарету, и Евфимию место будущей обители подсказала молва. Говорят, что когда Евфимий оказался здесь, то в одну из ночей он увидел столп света от земли и до неба, который указал ему на место будущей обители.
Уже в 1640-46 годах был построен каменный Вознесенский храм: редкий пример каменного строительства не через полвека или даже век после образования монашеской общины, а всего через 25-30 лет. В 1668 году возводится крупный соборный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Его кувшинообразный купол, в стиле украинского барокко, удачно сочетался с малым куполом стоящей южнее Вознесенской церкви, что была примерно вдвое ниже. И собор, и церковь внешне почти не менялись с XVII века.
В отличие от других обителей епархии она за 300 лет от основания и до революции почти не знала периодов серьезного упадка. Долгое время это был самый большой по числу братьев мужской монастырь епархии. К рубежу XIX-XX вв. архитектурный ансамбль Седмиозер-ной пустыни по великолепию не уступал Раифскому. Еще более высокая колокольня вознеслась здесь над вратами: ее нижние ярусы по форме и размерам практически совпадали с раифскими, но на один ярус у нее было больше. И седмиозерная колокольня была чуть постарше -1879 года.
Но в отличие от Раифы Седмиозерная пустынь после закрытия в 1926 году была разрушена. Ко времени передачи монастыря в ведение церкви (в 1997 году) сохранились только братский корпус, построенный в 1893 году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского (архитектор Ф.Н.Малиновский). В настоящее время в монастыре продолжаются восстановительные работы, отреставрированы церковь и братский корпус, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.В семнадцати километрах от Казани, вдалеке от шумных дорог и большого города, стоит монастырь. Пустынь появилась ещг в начале семнадцатого веки, на месте жилья монаха-отшельника вскоре вырос монастырь, прославился чудесами, пережил упадок и разрушение и сейчас возрождается вновь. И год за годом продолжает притягивать к себе паломников, оставаясь вдали от суеты большого мира...

   

История Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и история большинства монастырей России. В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни блаженного старца Евфимия, рядом с ним стали селиться монахи и послушники, а в 1627 году был официально открыт монастырь. Первоначально он назывался Вознесенским. Сам схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский монастырь Казанского кремля, где и скончался. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так в 1646 здесь жили 27 человек братии, которые кормились огородничеством.

Общежительным монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884 году была предоставлена в личное управление казанским правящим архиереям, которые отныне становились настоятелями Седмиозерной пустыни.

Ее главной святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона Божией Матери. Основатель

Интерьер храма

монастыря схимонах Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в семье его родителей, из Великого Устюга. Этот чудотворный образ, по благословению правящего архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал монастырю. В 1654 году, когда в Казани свирепствовала чума, от которой погибло до трети жителей, благочестивой монахине Марфе во сне явилась Богородица и повелела, чтобы ее чудотворный Седмиозерный образ был принесен из монастыря в Казань, а воеводы и духовенство торжественно встретили его крестным ходом. Все это было исполнено и чума в городе прекратилась. С этого времени по указанию митрополита Казанского Лаврентия, ежегодно 26 июня из монастыря совершался крестный ход с чудотворной иконой, причем Седмиозерный образ торжественно встречали на том самом месте, где позже был построен Кизический монастырь. В течение месяца икона переносилась из одного казанского храма в другой. Кроме того, еще один крестный ход в Казань с иконой ежегодно проходил с 9 сентября по 1 октября. Чудотворения от Сможко-Седмиозерной иконы Божьей Матери прославило монастырь, куда ежегодно приходили тысячи мников. В настоящее время эта чудотворная икона находится в Петропавловском соборе Казани. Еще одна славная страница в истории монастыря связана с пребыванием в нем преподобного старца Гавриила (Зырянова) (1844-1915).

Рака с мощами преподобного схиархимандрита Гавриила

 

Преподобный Гавриил происходил из крестьян Пермской губернии. В течение 10 лет он являлся послушником в знаменитой Оптиной пустыни, являлся духовным чадом преп.Амвросия Оптинского. В Москве он принял постриг с именем Тихон, затем по указанию оптинских старцев, покинул Москву и направился в Раифу, а затем - в Седмиозерную пустынь, в которой жил в 1883 по 1908 гг. В 1894 году принял схиму, в 1900 году по настоянию правящего архиерея был назначен наместником пустыни. Усердием старца Гавриила был отстроен в 1898-1899 гг. новый двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского для неусыпного чтения Псалтири по усопшим. В конце XIX - начале XX вв. преподобный Гавриил был одним из авторитетнейших русских старцев. В 1908-1915 гг. он проживал на покое в Спасо-Елеазаровом монастыре под Псковом, в 1915 году вернулся в Казань, но до Седмиозерной пустыни не доехал, скончавшись на квартире своего духовного сына в Казанской духовной академии. Тогда же старец был погребен в Седмиозерной пустыни в отстроенном им храме Препоподобного Евфимия Великого. В 1997 году схиархимандрит Гавриил был канонизирован. К началу XX века Седмиозерная пустынь была большим и красивым монастырем. Здесь находились Вознесенский собор и церковь Смоленской Божьей Матери - оба храма второй половины XVII века, монастырь окружали стены того же времени. Внутри располагалились пять каменных корпусов построенных в основном в XIX веке. В 1881 году была построена высокая колокольня. Историей основания и внешним обликом Седмиозерная пустынь была похожа на Раифский монастырь. Но, в отличии от Раифы Седмиозерная пустынь

Придел храма.

 

после закрытия в 1926 году была, в основном, разрушена. Ко времени передачи монастыря в ведение Русской Православной Церкви (в 1997 году) сохранились только: братский корпус, построенный в 1893 году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского. Именно в этом храме был похоронен старец Гавриил (его мощи были частично спасены от осквернения в советское время и сейчас часть их почивает в Седмиозерной пустыни, а остальная часть в церкви св.праведного Иоанна Кронштадтского г. Казани). Кроме этого в монастыре имеется чудотворный список Седмиозерной иконы Божьей Матери, который пользуется особым почитанием. Недалеко то монастыря находятся два святых источника.

В настоящее время в монастыре идут восстановительные работы, уже отреставрирована церковь и братский корпус, налаживается монастырское хозяйство, идет подготовка к восстановлению других монастырских построек, строительству монастырской ограды.

 

Братия монастыря :

Игумен - архимандрит Герман (Кузьмин). Казначей - Иеродиакон Агапит (Борцов). Иеромонах Авраамий (Бобров), священноинок Варлаам (Стрельников), иеромонах Онуфрий (Артюшкин), иеродиакон Нил (Комлев), иеродиакон Спиридон (Белослудцев).

Архиерейское богослужение в день празднования Седмиезерной иконы Божией Матери.

 

В краю семи озер

Перелистывая недавно паломнический альбом, открыл случайно страницу с фотографиями поездки в Казань на поклонение мощам преподобномучениц Елисаветы и Варвары. Доподлинно известно, что Великая княгиня Елисавета была духовной дочерью старца Гавриила (Зырянова), который ныне прославлен в лике местночтимых святых Казанской епархии и известен как преподобный Гавриил Седмиезерный, по названию пустыни, в которой он подвизался.

Давно нам хотелось побывать в Седмиезерке, но все как-то не доводилось. Неожиданно быстро набралась группа паломников по святым местам - и вот уже ранним солнечным утром мы мчимся на «пазике» в заветную пустынь.
Одолев половину пути и съехав с казанской трассы, замечаем, как постепенно начинает меняться окружающая нас природа. По обоим краям дороги стеной встали гигантские сосны, закрывающие собою солнце. И действительно начинаешь ощущать, что приближаешься к чему-то таинственному и необычному. Оставив позади казанские городские сады, выезжаем на разбитую ухабами «щебенку» и видим, как на дороге торопливо голосует женщина. По внешнему виду их понимаем, что  – наша, Православная, и, затормозив, сажаем ее.
- Ой, ребятки, спаси вас Господи, что подобрали меня!
- А что случилось?
- А вы гляньте-ка, кто у нас по лесу-то шастает?
Мы поворачиваем головы и видим, как из леса - в черной коже, сплошь усеянной заклепками и цепями, - выезжают на «джипах» и «харлеях» не то байкеры, не то металлисты, не то (гонишь от себя эту мысль, но именно она приходит на ум в первую очередь) земные слуги врага рода человеческого. «Свят! Свят! Свят!» - испуганно крестятся наши бабушки, но шумная компания лихо выруливает на дорогу и мчится в противоположную от нас сторону.
Из-за деревьев показывается голубой купол церкви. Паломники, взяв записочки и пожертвования на канунник, идут в храм. До службы есть время, и я выхожу из храма оглядеться в монастыре. Здесь уместно остановиться и рассказать историю возникновения этой пустыни…
 

В конце XVI века из Великого Устюга в Казань прибыл искавший уединенного жития инок Евфимий. Узнав, что в казанских пределах есть пустынное место, окруженное семью озерами, он отправился в путь. Когда, достигши цели, он прилег отдохнуть, то увидел в тонком сне, как недалеко от того места, где он спит, от земли до самого неба исходит огонь. На этом месте, помолившись, он и воздвиг свою келию. Через некоторое время пришла к нему инокиня Анисия и поведала, что за много лет до его прихода на этом месте было слышно прекрасное пение и колокольный звон.
Ничто не омрачало иноческого жития Евфимия, кроме появления язычников-черемисов, которые приходили сюда совершать свои обряды. Скорбело сердце Евфимия, но он твердо верил, что «Бог поругаем не бывает» (Гал., 6:7). И вот однажды, когда все было готово для очередного жертвоприношения, налетела страшная буря, ударил гром, и невиданной силы молния испепелила до самых корней могучее дерево, на котором язычники вешали шкуры закланных ими животных. С тех пор они навсегда оставили это место.
Шли годы, слава о подвижнической жизни отшельника достигла Казани, и к нему стали приходить монахи, искавшие уединения и духовного наставничества. Так с умножением братии рос и укреплялся монастырь, возникший после двенадцатилетнего пребывания Евфимия в пустыни. Самому же Евфимию не суждено было довести до конца устроение обители, так как по благословению Митрополита Матфея он был взят в Казань в храм Благовещения Пресвятой Богородицы.
И в Казани Евфимий не переставал заботиться о своем любимом детище и пожертвовал в обитель горячо любимый им образ Смоленской Богоматери, полученный им в отеческом доме как благословение родителей на иноческий путь. С тех пор икона стала главной святыней обители и явила здесь немало милости и чудес.
В 1654 году в России свирепствовала чума, которая докатилась и до Казани. Пришедшие в ужас люди обратились за помощью к Заступнице рода христианского. Из Седмиезерной пустыни вынесли Смоленскую икону и понесли в Казань, а из Казани вынесли Казанскую икону и понесли навстречу Смоленской. На месте их встречи стал служиться молебен - и чудесным образом на Смоленской иконе десница Богородицы благословила всех молящихся, да так и осталась благословляющей. А чума после этого стала отступать и вскоре совсем исчезла. С тех пор на всех списках этой иконы, получившей название Седмиезерной, Богородица изображается с благословляющей десницей.
В течение последующих веков пустынь росла и к концу XIX века уже не уступала другим монастырям по количеству храмов и населяющей его братии. Конец XIX -начало XX века в жизни монастыря связаны с именем старца Гавриила (Зырянова). К старцу Гавриилу приходили страждущие и жаждущие духовного утешения люди (по словам самого старца, приходилось принимать иногда до 150 человек в день). Такова история Седмиезерной пустыни.
После октябрьского переворота Седмиезерная пустынь разделила участь всех 26 монастырей Казанской епархии. В 1926 году пустынь закрыли, а ее постройки были переданы под размещение колонии для преступников. Затем монастырский комплекс передали совхозу, который и довел его до полной разрухи, разместив в нем ангары МТС и склады химических удобрений. В 1997 году, ко времени передачи монастыря Казанской епархии, в нем осталось лишь несколько зданий и обезглавленный двухпридельный храм в честь преподобного Евфимия Великого и Святителя Тихона Задонского. Нижний придел этого храма использовался для хранения аммиачных удобрений, и в нем до сих пор стоит ничем не выветриваемый устойчивый запах «нашатырки». Вот оно, наследие строителей коммунизма!
Удрученный увиденным, я возвращаюсь в храм, но, как только стали читаться часы, монотонное чтение псаломщика настроило меня на иной лад, и скорбь незаметно отлетела. Собственно храм находится на втором этаже храмового здания. В храме хранятся список Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери и мощи преподобного Гавриила Седмиезерного, чудом спасенные в советское время. После службы мы получаем приглашение на трапезу, и, отобедав, берем у настоятеля пустыни игумена Германа благословение на купание в источниках. Источников два: ближний и дальний. Искупавшись в ближнем источнике, мы отправляемся на дальний. Все паломники обязательно стремятся на него попасть, потому что именно там жила собеседница инока Евфимия - матушка Анисия.

Путь на дальний источник идет по дну глубокого оврага. Тропинка к нему то поднимается вверх, заставляя наших бабушек цепляться за растущий рядом кустарник, то спускается на дно самого оврага, обжигая ледяной росой, которая до самого обеда не сходит с высокой травы, то переносится через ручей по утлому бревнышку, с которого, того и гляди, можно упасть в воду.
Вот и долгожданный источник. Паломники, забыв про усталость, выстроились в очередь, кто купаться, а кто набирать целебную водичку. На источнике мы встречаем одинокую старушку, передвигающуюся на костылях. Разговорившись с ней, узнаем, что живет она в Санкт-Петербурге, давно болеет ногами и ездит по святым источникам в надежде на исцеление. В Дивеево ей посоветовали приехать сюда. И вот, как написано в Евангелии, «не имею человека, который опустил бы меня в купальню» (Ин., 5:7).
Наши паломницы помогают бабушке искупаться, а потом ведут ее на грядки матушки Анисиии, на которых она выращивала овощи. Вот уже несколько сот лет их не размывают дожди и талые вешние воды. Земля на источнике всегда теплая и имеет целебные свойства. Каждый паломник после купания в источнике обязательно ложится на грядки и с молитвой просит исцеления от недугов. В советское время «борцы с мракобесием» несколько лет подряд срывали бульдозерами эти грядки, но каждое лето они вновь поднимались из земли, и, в конце концов, безбожники отступились.
Вызвало у нас удивление и то, что на дальнем источнике строится часовня (ведь экономичнее было бы построить ее сначала на ближнем). Послушник Алексей, рассказал нам, что часовня эта строится по обету. В Казани живет татарская семья, которая традиционно исповедовала ислам. Все было хорошо в этой семье, но одна беда – не было детей. Кто-то из знакомых Православных, знавших об их скорби, посоветовал им съездить и искупаться в источнике матушки Анисии. И вот глава семьи дал обет: если родится ребенок - окрестит его в Православии; а если это будет еще и мальчик, то назовет его Серафимом и построит на источнике часовню. Через год после купания в семье родился мальчик, и сейчас папа Серафимушки уже достраивает заветную часовню.
Вот и закончилось наше паломничество в край семи озер. Ручейки Семиозерья наполнили чашу воспоминаний, и в полноте чувств мы тихо закрываем паломнический альбом, не переставая удивляться величию и силе Господа Вышняго, Который в каждом народе и в каждой земле находит Себе «истинный поклонников, которые поклоняются Ему в духе и истине» (Ин.,4;23).