Асфальт проложен до
поселка Озерный, далее до с.Мендель полевая дорога через овраги и
небольшие речки. Шоссе у пс.Озерный поворачивает направо и ведет к
с.Семиозерка, где расположен Семиозерский монастырь и находится
источник.
Наша маленькая группа с первой попытки добралась до монастыря
В семнадцати
километрах от Казани, вдалеке от шумных дорог и большого города,
стоит монастырь. Пустынь появилась еще в начале семнадцатого веки,
на месте жилья монаха-отшельника вскоре вырос монастырь, прославился
чудесами, пережил упадок и разрушение и сейчас возрождается вновь. И
год за годом продолжает притягивать к себе паломников, оставаясь
вдали от суеты большого мира...
Рождение пустыни
История возникновения Седмиозерной пустыни напоминает появление
другой пустыни - Раифской. В 1613 году иеромонах Филарет в
заповедных лесах основал пустынь, названную в честь убиенных
раифских монахов, а через два года - в 1615-м - иеромонах Евфимий
поселился на речке Солонке в районе Семи озер.
И о том и другом подвижнике известно не так много. Отшельник Евфимий
родом из Великого Устюга, оказался в Казани случайно - его родной
брат приехал сюда на новое жительство «устраивать свои домашние
дела».
И Филарету, и Евфимию место будущей обители подсказала молва.
Говорят, что когда Евфимий оказался здесь, то в одну из ночей он
увидел столп света от земли и до неба, который указал ему на место
будущей обители.
Уже в 1640-46 годах был построен каменный Вознесенский храм: редкий
пример каменного строительства не через полвека или даже век после
образования монашеской общины, а всего через 25-30 лет. В 1668
году возводится крупный соборный храм во имя Смоленской иконы Божией
Матери. Его кувшинообразный купол, в стиле украинского барокко,
удачно сочетался с малым куполом стоящей южнее Вознесенской церкви,
что была примерно вдвое ниже. И собор, и церковь внешне почти не
менялись с XVII века.
В отличие от других обителей епархии она за 300 лет от основания и
до революции почти не знала периодов серьезного упадка. Долгое время
это был самый большой по числу братьев мужской монастырь епархии. К
рубежу XIX-XX вв. архитектурный ансамбль Седмиозер-ной пустыни по
великолепию не уступал Раифскому. Еще более высокая колокольня
вознеслась здесь над вратами: ее нижние ярусы по форме и размерам
практически совпадали с раифскими, но на один ярус у нее было
больше. И седмиозерная колокольня была чуть постарше -1879 года.
Но в отличие от Раифы Седмиозерная пустынь после закрытия в 1926
году была разрушена. Ко времени передачи монастыря в ведение церкви
(в 1997 году) сохранились только братский корпус, построенный в 1893
году, часть стен со странноприимным домом и двухэтажный храм во имя
преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона Задонского
(архитектор Ф.Н.Малиновский). В настоящее время в монастыре
продолжаются восстановительные работы, отреставрированы церковь и
братский корпус, идет подготовка к восстановлению других
монастырских построек, строительству монастырской ограды.В
семнадцати километрах от Казани, вдалеке от шумных дорог и большого
города, стоит монастырь. Пустынь появилась ещг в начале семнадцатого
веки, на месте жилья монаха-отшельника вскоре вырос монастырь,
прославился чудесами, пережил упадок и разрушение и сейчас
возрождается вновь. И год за годом продолжает притягивать к себе
паломников, оставаясь вдали от суеты большого мира...
|
|
|
|
История
Седмиозерной пустыни начиналась так же, как и
история большинства монастырей России. В 1615
году в пустынном месте, куда захаживали только
язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий,
выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о
подвижнической жизни блаженного старца Евфимия,
рядом с ним стали селиться монахи и послушники,
а в 1627 году был официально открыт монастырь.
Первоначально он назывался Вознесенским. Сам
схимонах Евфимий вскоре был вызван Казанским
архиепископом в Казанский Спасо-Преображенский
монастырь Казанского кремля, где и скончался.
Долгое время монастырь был невелик и небогат.
Так в 1646 здесь жили 27 человек братии, которые
кормились огородничеством.
Общежительным
монастырем пустынь стала в 1816 году, а в 1884
году была предоставлена в личное управление
казанским правящим архиереям, которые отныне
становились настоятелями Седмиозерной пустыни.
Ее главной
святыней являлась Смоленско-Седмиозерная икона
Божией Матери. Основатель
|
Интерьер храма |
монастыря схимонах
Евфимий принес эту икону, издавна хранившуюся в
семье его родителей, из Великого Устюга. Этот
чудотворный образ, по благословению правящего
архиерея, схимонах Евфимий пожертвовал
монастырю. В 1654 году, когда в Казани
свирепствовала чума, от которой погибло до трети
жителей, благочестивой монахине Марфе во сне
явилась Богородица и повелела, чтобы ее
чудотворный Седмиозерный образ был принесен из
монастыря в Казань, а воеводы и духовенство
торжественно встретили его крестным ходом. Все
это было исполнено и чума в городе прекратилась.
С этого времени по указанию митрополита
Казанского Лаврентия, ежегодно 26 июня из
монастыря совершался крестный ход с чудотворной
иконой, причем Седмиозерный образ торжественно
встречали на том самом месте, где позже был
построен Кизический монастырь. В течение месяца
икона переносилась из одного казанского храма в
другой. Кроме того, еще один крестный ход в
Казань с иконой ежегодно проходил с 9 сентября
по 1 октября. Чудотворения от
Сможко-Седмиозерной иконы Божьей Матери
прославило монастырь, куда ежегодно приходили
тысячи мников. В настоящее время эта чудотворная
икона находится в Петропавловском соборе Казани.
Еще одна славная страница в истории монастыря
связана с пребыванием в нем преподобного старца
Гавриила (Зырянова) (1844-1915).
|
Рака с мощами преподобного
схиархимандрита Гавриила |
Преподобный
Гавриил происходил из крестьян Пермской
губернии. В течение 10 лет он являлся
послушником в знаменитой Оптиной пустыни,
являлся духовным чадом преп.Амвросия Оптинского.
В Москве он принял постриг с именем Тихон, затем
по указанию оптинских старцев, покинул Москву и
направился в Раифу, а затем - в Седмиозерную
пустынь, в которой жил в 1883 по 1908 гг. В 1894
году принял схиму, в 1900 году по настоянию
правящего архиерея был назначен наместником
пустыни. Усердием старца Гавриила был отстроен в
1898-1899 гг. новый двухэтажный храм во имя
преподобного Евфимия Великого и святителя Тихона
Задонского для неусыпного чтения Псалтири по
усопшим. В конце XIX - начале XX вв. преподобный
Гавриил был одним из авторитетнейших русских
старцев. В 1908-1915 гг. он проживал на покое в
Спасо-Елеазаровом монастыре под Псковом, в 1915
году вернулся в Казань, но до Седмиозерной
пустыни не доехал, скончавшись на квартире
своего духовного сына в Казанской духовной
академии. Тогда же старец был погребен в
Седмиозерной пустыни в отстроенном им храме
Препоподобного Евфимия Великого. В 1997 году
схиархимандрит Гавриил был канонизирован. К
началу XX века Седмиозерная пустынь была большим
и красивым монастырем. Здесь находились
Вознесенский собор и церковь Смоленской Божьей
Матери - оба храма второй половины XVII века,
монастырь окружали стены того же времени. Внутри
располагалились пять каменных корпусов
построенных в основном в XIX веке. В 1881 году
была построена высокая колокольня. Историей
основания и внешним обликом Седмиозерная пустынь
была похожа на Раифский монастырь. Но, в отличии
от Раифы Седмиозерная пустынь
|
Придел храма. |
после закрытия в
1926 году была, в основном, разрушена. Ко
времени передачи монастыря в ведение Русской
Православной Церкви (в 1997 году) сохранились
только: братский корпус, построенный в 1893
году, часть стен со странноприимным домом и
двухэтажный храм во имя преподобного Евфимия
Великого и святителя Тихона Задонского. Именно в
этом храме был похоронен старец Гавриил (его
мощи были частично спасены от осквернения в
советское время и сейчас часть их почивает
в Седмиозерной пустыни, а остальная часть в
церкви св.праведного Иоанна Кронштадтского г.
Казани). Кроме этого в монастыре имеется
чудотворный список Седмиозерной иконы Божьей
Матери, который пользуется особым почитанием.
Недалеко то монастыря находятся два святых
источника.
В настоящее время
в монастыре идут восстановительные работы, уже
отреставрирована церковь и братский корпус,
налаживается монастырское хозяйство, идет
подготовка к восстановлению других монастырских
построек, строительству монастырской ограды.
Братия монастыря :
Игумен - архимандрит Герман (Кузьмин). Казначей
- Иеродиакон Агапит (Борцов). Иеромонах Авраамий
(Бобров), священноинок Варлаам (Стрельников),
иеромонах Онуфрий (Артюшкин), иеродиакон Нил
(Комлев), иеродиакон Спиридон (Белослудцев). |
|
Архиерейское
богослужение в день празднования Седмиезерной
иконы Божией Матери.
|
|
|
|
В краю семи
озер
Перелистывая недавно паломнический альбом,
открыл случайно страницу с фотографиями поездки
в Казань на поклонение мощам преподобномучениц
Елисаветы и Варвары. Доподлинно известно, что
Великая княгиня Елисавета была духовной дочерью
старца Гавриила (Зырянова), который ныне
прославлен в лике местночтимых святых Казанской
епархии и известен как преподобный Гавриил
Седмиезерный, по названию пустыни, в которой он
подвизался.
Давно нам хотелось побывать в Седмиезерке, но
все как-то не доводилось. Неожиданно быстро
набралась группа паломников по святым местам - и
вот уже ранним солнечным утром мы мчимся на
«пазике» в заветную пустынь.
Одолев половину пути и съехав с казанской
трассы, замечаем, как постепенно начинает
меняться окружающая нас природа. По обоим краям
дороги стеной встали гигантские сосны,
закрывающие собою солнце. И действительно
начинаешь ощущать, что приближаешься к чему-то
таинственному и необычному. Оставив позади
казанские городские сады, выезжаем на разбитую
ухабами «щебенку» и видим, как на дороге
торопливо голосует женщина. По внешнему виду их
понимаем, что – наша, Православная, и,
затормозив, сажаем ее.
- Ой, ребятки, спаси вас Господи, что подобрали
меня!
- А что случилось?
- А вы гляньте-ка, кто у нас по лесу-то шастает?
Мы поворачиваем головы и видим, как из леса - в
черной коже, сплошь усеянной заклепками и
цепями, - выезжают на «джипах» и «харлеях» не то
байкеры, не то металлисты, не то (гонишь от себя
эту мысль, но именно она приходит на ум в первую
очередь) земные слуги врага рода человеческого.
«Свят! Свят! Свят!» - испуганно крестятся наши
бабушки, но шумная компания лихо выруливает на
дорогу и мчится в противоположную от нас
сторону.
Из-за деревьев показывается голубой купол
церкви. Паломники, взяв записочки и
пожертвования на канунник, идут в храм. До
службы есть время, и я выхожу из храма
оглядеться в монастыре. Здесь уместно
остановиться и рассказать историю возникновения
этой пустыни…
В конце XVI
века из Великого Устюга в Казань прибыл искавший
уединенного жития инок Евфимий. Узнав, что в
казанских пределах есть пустынное место,
окруженное семью озерами, он отправился в путь.
Когда, достигши цели, он прилег отдохнуть, то
увидел в тонком сне, как недалеко от того места,
где он спит, от земли до самого неба исходит
огонь. На этом месте, помолившись, он и воздвиг
свою келию. Через некоторое время пришла к нему
инокиня Анисия и поведала, что за много лет до
его прихода на этом месте было слышно прекрасное
пение и колокольный звон.
Ничто не омрачало иноческого жития Евфимия,
кроме появления язычников-черемисов, которые
приходили сюда совершать свои обряды. Скорбело
сердце Евфимия, но он твердо верил, что «Бог
поругаем не бывает» (Гал., 6:7). И вот однажды,
когда все было готово для очередного
жертвоприношения, налетела страшная буря, ударил
гром, и невиданной силы молния испепелила до
самых корней могучее дерево, на котором язычники
вешали шкуры закланных ими животных. С тех пор
они навсегда оставили это место.
Шли годы, слава о подвижнической жизни
отшельника достигла Казани, и к нему стали
приходить монахи, искавшие уединения и духовного
наставничества. Так с умножением братии рос и
укреплялся монастырь, возникший после
двенадцатилетнего пребывания Евфимия в пустыни.
Самому же Евфимию не суждено было довести до
конца устроение обители, так как по
благословению Митрополита Матфея он был взят в
Казань в храм Благовещения Пресвятой Богородицы.
И в Казани Евфимий не переставал заботиться о
своем любимом детище и пожертвовал в обитель
горячо любимый им образ Смоленской Богоматери,
полученный им в отеческом доме как благословение
родителей на иноческий путь. С тех пор икона
стала главной святыней обители и явила здесь
немало милости и чудес.
В 1654 году в России свирепствовала чума,
которая докатилась и до Казани. Пришедшие в ужас
люди обратились за помощью к Заступнице рода
христианского. Из Седмиезерной пустыни вынесли
Смоленскую икону и понесли в Казань, а из Казани
вынесли Казанскую икону и понесли навстречу
Смоленской. На месте их встречи стал служиться
молебен - и чудесным образом на Смоленской иконе
десница Богородицы благословила всех молящихся,
да так и осталась благословляющей. А чума после
этого стала отступать и вскоре совсем исчезла. С
тех пор на всех списках этой иконы, получившей
название Седмиезерной, Богородица изображается с
благословляющей десницей.
В течение последующих веков пустынь росла и к
концу XIX века уже не уступала другим монастырям
по количеству храмов и населяющей его братии.
Конец XIX -начало XX века в жизни монастыря
связаны с именем старца Гавриила (Зырянова). К
старцу Гавриилу приходили страждущие и жаждущие
духовного утешения люди (по словам самого
старца, приходилось принимать иногда до 150
человек в день). Такова история Седмиезерной
пустыни.
После октябрьского переворота Седмиезерная
пустынь разделила участь всех 26 монастырей
Казанской епархии. В 1926 году пустынь закрыли,
а ее постройки были переданы под размещение
колонии для преступников. Затем монастырский
комплекс передали совхозу, который и довел его
до полной разрухи, разместив в нем ангары МТС и
склады химических удобрений. В 1997 году, ко
времени передачи монастыря Казанской епархии, в
нем осталось лишь несколько зданий и
обезглавленный двухпридельный храм в честь
преподобного Евфимия Великого и Святителя Тихона
Задонского. Нижний придел этого храма
использовался для хранения аммиачных удобрений,
и в нем до сих пор стоит ничем не выветриваемый
устойчивый запах «нашатырки». Вот оно, наследие
строителей коммунизма!
Удрученный увиденным, я возвращаюсь в храм, но,
как только стали читаться часы, монотонное
чтение псаломщика настроило меня на иной лад, и
скорбь незаметно отлетела. Собственно храм
находится на втором этаже храмового здания. В
храме хранятся список Смоленской Седмиезерной
иконы Божией Матери и мощи преподобного Гавриила
Седмиезерного, чудом спасенные в советское
время. После службы мы получаем приглашение на
трапезу, и, отобедав, берем у настоятеля пустыни
игумена Германа благословение на купание в
источниках. Источников два: ближний и дальний.
Искупавшись в ближнем источнике, мы отправляемся
на дальний. Все паломники обязательно стремятся
на него попасть, потому что именно там жила
собеседница инока Евфимия - матушка Анисия.
Путь на дальний
источник идет по дну глубокого оврага. Тропинка
к нему то поднимается вверх, заставляя наших
бабушек цепляться за растущий рядом кустарник,
то спускается на дно самого оврага, обжигая
ледяной росой, которая до самого обеда не сходит
с высокой травы, то переносится через ручей по
утлому бревнышку, с которого, того и гляди,
можно упасть в воду.
Вот и долгожданный источник. Паломники, забыв
про усталость, выстроились в очередь, кто
купаться, а кто набирать целебную водичку. На
источнике мы встречаем одинокую старушку,
передвигающуюся на костылях. Разговорившись с
ней, узнаем, что живет она в Санкт-Петербурге,
давно болеет ногами и ездит по святым источникам
в надежде на исцеление. В Дивеево ей
посоветовали приехать сюда. И вот, как написано
в Евангелии, «не имею человека, который опустил
бы меня в купальню» (Ин., 5:7).
Наши паломницы помогают бабушке искупаться, а
потом ведут ее на грядки матушки Анисиии, на
которых она выращивала овощи. Вот уже несколько
сот лет их не размывают дожди и талые вешние
воды. Земля на источнике всегда теплая и имеет
целебные свойства. Каждый паломник после купания
в источнике обязательно ложится на грядки и с
молитвой просит исцеления от недугов. В
советское время «борцы с мракобесием» несколько
лет подряд срывали бульдозерами эти грядки, но
каждое лето они вновь поднимались из земли, и, в
конце концов, безбожники отступились.
Вызвало у нас удивление и то, что на дальнем
источнике строится часовня (ведь экономичнее
было бы построить ее сначала на ближнем).
Послушник Алексей, рассказал нам, что часовня
эта строится по обету. В Казани живет татарская
семья, которая традиционно исповедовала ислам.
Все было хорошо в этой семье, но одна беда – не
было детей. Кто-то из знакомых Православных,
знавших об их скорби, посоветовал им съездить и
искупаться в источнике матушки Анисии. И вот
глава семьи дал обет: если родится ребенок -
окрестит его в Православии; а если это будет еще
и мальчик, то назовет его Серафимом и построит
на источнике часовню. Через год после купания в
семье родился мальчик, и сейчас папа Серафимушки
уже достраивает заветную часовню.
Вот и закончилось наше паломничество в край семи
озер. Ручейки Семиозерья наполнили чашу
воспоминаний, и в полноте чувств мы тихо
закрываем паломнический альбом, не переставая
удивляться величию и силе Господа Вышняго,
Который в каждом народе и в каждой земле находит
Себе «истинный поклонников, которые поклоняются
Ему в духе и истине» (Ин.,4;23).
|
|
|
|
|