Мечети Старо - Татарской слободы

 

Те, кто приезжает в Казань из других регионов России, ищут местного колорита, и это понятно. Если домами с вековой историей, старинными церквями и часовнями некоторых гостей города не удивишь, то мечети, по большей части иногородним, в диковинку. Так что если гости ищут старинных артефактов с «национальным привкусом», то им прямая дорога в Старотатарскую слободу.

Говоря о Казани, нередко отмечают, что город этот – один из самых показательных в плане единения культур, религий и наций. А еще то, что в свете последних событий, таких как принятие Универсиады в 2013 году и ожидание чемпионата мира в 2018-м, город активно «разворачивается» лицом к Западу. Архитектура последних лет говорит, порой даже восклицая, об этом еще громче.

Тем радостнее, что до сегодняшнего дня еще сохранился уголок, где это «западничество» развито не так сильно. Здесь нет ослепительных высоток и монументальных гостиниц, сверкающих гипермаркетов и пафосных ресторанов. Но и не надо! Их чудесно заменяют тихая прелесть национального колорита, робкое очарование местной архитектуры и пряное дыхание Востока. Это та самая старая Казань, которая еще жива, которая, как добрая бабушка, готова делиться с внуками своими сказками – только сиди и слушай. А в случае Старотатарской слободы – ходи и смотри…

Если оставить в стороне вышеизложенные сентиментальные соображения и вооружиться здравым смыслом, то верность выбора Старотатарской слободы как места для экскурсионной прогулки становится еще очевидней: аргументом в пользу этого можно назвать наличие архитектурных памятников, их здесь более семидесяти. Мы предлагаем вашему вниманию обзорную прогулку по исламским храмам, а иначе – мечетям, находящимся здесь, интересным в архитектурном плане и увлекательным в плане историческом.

Старотатарская слобода начала формироваться после взятия Казани Иваном Грозным в 1552 году. Город разделили на две зоны, татарскую и русскую, а территория, куда поселили татар, и была впоследствии названа Старотатарской слободой. Мечети разрешили строить не сразу. Некоторое время подобные «вольности» не допускались. А когда все же начали строить, слобода украсилась первыми минаретами.

 

 

 

 

 

 
   

Мечеть Аль-Марджани улица Каюма Насыри, 17

Начать экскурсию стоит с мечети под названием Аль-Марджани. Почему именно с нее? Потому что она является старшей в коллекции мечетей Старотатарской слободы, да и самой знаменитой тоже. А расположена она на улице Каюма Насыри, недалеко от западного берега озера Кабан.

Рядом с мечетью находятся медресе, которое сейчас стало Казанским исламским колледжем, и дом выдающегося татарского ученого, историка и энциклопедиста Шигабутдина Марджани, в честь которого и названа мечеть. Кстати,  все они отлично сочетаются в архитектурном ансамбле с исламским храмом.

После взятия Иваном Грозным Казанского ханства ситуация по отношению к исламской культуре, и мечетям в частности была сложной: мечети сносили, они сгорали в пожарах, потом их и вовсе запретили строить.

Однако во времена правления Екатерины II в отношении к татарам (а заодно и к исламу) началась «оттепель». А первой ласточкой стало разрешение самой Екатерины Второй на возведение Первой соборной мечети в камне. Она стала предвестницей своеобразного ренессанса в татарской архитектуре. Годы спустя, когда отношение к исламу, как и к религии вообще, снова поменялось – на сей раз благодаря «линии партии», мечеть Марджани долгое время оставалась единственной действующей мечетью на территории Казани.

Мечеть за время своего существования сменила несколько имен: Эфенди, Юнусовская (по имени купца, на чьи средства была построена), Первая Приходская.

Здание построено в 1766–1770 годах, любой мало-мальски разбирающийся в архитектуре сразу признает барокко. В декоре выдержаны национальные орнаменты. Выглядит действительно очень нарядно: белый цвет стен в сочетании с традиционным для мусульман зеленым делает мечеть яркой и даже какой-то лучезарной. А крупные и даже монументальные формы мечети придают масштабность и размах этому исламскому храму.

 

 
   

Апанаевская (Галеевская) мечеть улица Каюма Насыри, 27

Это вторая по старшинству мечеть (построена в 1768–1771 годах) – «соседка» Аль-Марджани: чтобы ее увидеть, нужно пройти чуть дальше, почти до конца улицы Насыри. Мечеть, так же как и Марджани, не раз меняла названия: Байская, Галеевская, Вторая Приходская.

Апанаевская мечеть выполнена в стиле «восточное барокко» с сочетанием русских, восточных и европейских элементов. Минарет храма и своды молельных залов были разрушены в советское время, но сейчас полных ходом идет реставрация. Впрочем, даже по тем сохранившимся до наших дней элементам декора (в настоящее время на фасадах сохранились угловые и большая часть простеночных пилястр, венчающих карниз) становится понятно, что мечеть была хороша и после реконструкции займет свое место в ряде красивейших мечетей города.

 

 

 

 
   

Бурнаевская мечеть улица Ахтямова, 7

Следующим пунктом нашей «религиозной» прогулки значится Бурнаевская мечеть, от Апанаевской недалеко: прогулочным шагом – три минуты.

Она названа в честь купца Бурнаева, который отстроил мечеть в камне в 1872 г.

Одноэтажная, из красного камня, с затейливым минаретом, находящимся прямо над входом, что несколько непривычно, мечеть выглядит очень интересно. Кстати, о минарете. Он оформлен очень своеобразно: прямоугольная нижняя часть постепенно переходит в восьмигранные верхние ярусы. В эклектичном оформлении минарета использованы резные кронштейны, филенки, полочки, пояса поребрика, профилированные карнизы – получается весьма привлекательный и затейливый вид.

Спроектировал ее русский архитектор, и Бурнаевская мечеть является примером архитектурного сочетания двух культур. Выполненная в стиле эклектики, она соединяет в себе – и довольно удачно – элементы как татарской, так и русской средневековой архитектуры.

 

 
   

Мечеть Нурулла (Сенная) улица Московская, 74/15

Пройдя до перекрестка улиц Московской и Парижской Коммуны, можно увидеть мечеть Нурулла. Впрочем, ее сложно не увидеть, она довольно приметная, к тому же, в отличие от Аль-Марджани или Апанаевской, не прячется на тихих улочках, а гордо украшает собой оживленный перекресток.

Кстати, имя «Нурулла» мечеть получила совсем недавно. Ранее она называлась Юнусовской, согласно доброй традиции величаться в честь купца, на чьи средства была построена.

Причем воздвигнута она была практичным купцом ради совершенно конкретных целей. Дело было в том, что на Сенной базар, который был здесь в XVII–XIX веках, приезжали торговать предприниматели из дальних краев, часто мусульмане. Не имея рядом мечети, многие из приезжающих (да и местные торговцы) пропускали намаз. По этой причине в те времена Сенную площадь называли «углом неверных». Этот факт и вызвал горячее желание купца построить здесь мечеть.

Архитектурное решение мечети представляет собой стилизацию под золотоордынские молитвенные дома. Минарет построен по образцу Большого минарета в Болгаре и в целом является традиционным образцом татарского минарета. В целом здание выдержано в стиле эклектики национально-романтического направления.

 

 
   

Султановская мечеть улица Тукая, 14

Султановская мечеть, находящаяся на улице Тукая, является одной из самых больших в Казани.

Возведенная в 1867-м году на средства казанского купца Усманова Султановская мечеть построена в традициях татарско-булгарской средневековой архитектуры, с элементами национального варианта романского стиля. Мечеть имеет довольно стандартную и вроде бы ничем не примечательную планировку, но окупает это своим минаретом. Он является одним из пяти существующих в мире ордынских минаретов (из этих пяти два – подлинные, находятся в Болгаре и Касимове, два были построены в XIX веке и расположены в Казани, и еще один, современный, находится в Болгаре).

Продолжая традицию практически всех мечетей Старотатарской слободы, эта также меняла имена, как перчатки: она звалась и Усмановской (в благодарность купцу Усманову), и Красной, и лишь впоследствии стала Султановской.

 

 
   

Азимовская мечеть улица Фаткуллина, 15

Азимовская мечеть расположена в самой дальней части Старотатарской слободы, в промзоне. Такое странное для мечети место объясняется тем, что в советское время ее не использовали по назначению, вследствие чего она и оказалась окружена промышленными предприятиями. Однако пусть это вас не смущает: выполненную в стиле эклектики национально-романтического направления, традиционного для исламских храмов, ее по праву называют одной из самых красивых мечетей Казани.

Самым главным украшением Азимовской мечети считается минарет, тонкий и высокий, очень похожий на старинные минареты Константинополя. Но не только минарет – по этой мечети можно сдавать экзамен будущим архитекторам: тут и пышные карнизы, и круглый балкон вокруг светового фонаря, кессоны, филенки в форме «сельджукской цепи» – все это составляет великолепное декоративное убранство фасадов мечети. В общем, внешней красотой, да и внутренней тоже (ныне мечеть отреставрирована и вполне успешно функционирует), можно любоваться очень долго.

Впрочем, по Старотатарской слободе, особенно в хорошую погоду, можно гулять и гулять… Неспешно бродить, разыскивая в тихих улицах и переулках не только стрелы минаретов, но и множество других памятных зданий, из камня и дерева, напоминающих о старой Казани, кусочек которой еще сохранился…