Суконная слобода

 

      Во времена Казанского ханства на северо-восточных берегах Ближнего Кабана простирались болотистые низменности и топи, поросшие густой уремой (зарослями тальника, камыша и осоки). В первой половине XVI века на более сухом и возвышенном месте, в районе пересечения нынешних улиц Айдинова, Спартаковской и Островского, поселились армянские купцы. Со временем здесь появились армянская церковь и кладбище (на подъеме улицы Ульянова-Ленина).    

     Своим возникновением Суконная слобода обязана Петру I. Заботясь о развитии промышленности в России, император повелел создать ряд казенных мануфактур для снабжения армии и флота сукном. В 1714 году Петр I основал на Шарной горе (ныне ул. Калинина) шерстяную мануфактуру (суконную фабрику). Там же были построены первые деревянные корпуса. Управляющим фабрикой назначили полковника Грузинского. Около фабрики группировалась вся слободка. Вскоре появились домики и под горой на лугу, ближе к озеру Кабан. Там возникло несколько улиц, которые сохранились до сих пор. Старейшая из них - Шарная гора гордится тем, что никогда не горела, несмотря на частые пожары, опустошавшие Казань.

      При суконной фабрике в 1719 году, опять же по указу Петра I, был основан пумповый завод (кожевенное предприятие), который выпускал пумповые кожи для корабельных помп (насосов).
      Первое десятилетие работы казенных заводов не увенчалось особыми успехами. Шерсть обходилась казне слишком дорого, а сукна выходили плохими. Приехав в 1722 году в Казань, император лично убедился в этом. Совсем иначе об­стояли дела на частной суконной фабрике Ивана Михляева, расположенной в каменном здании под Кремлем (ул. Батурина, 7, сейчас здесь онкологический диспансер).
Убедившись в преимуществах частной инициативы, император передал казенные суконные заводы Ивану Михляеву - сначала в управление, а затем, когда дела сразу пошли в гору, и в личную собственность (Указ от 15 июня 1724 года). В знаменитом письме Петра I Ивану Михляеву в частности говорится:
      "Господин Михляев! Мы, ведая доброе ваше состояние, отдаем вам казанский шерстяной завод с готовым домом и со всеми станами и прочими инструментами: только вы приложите свое старание об оном, размножить для
своего интереса".
      Михляев соединил свой завод с пожалованным и расширил здание суконной фабрики на Шарной горе новыми пристройками. В прежнем здании под Кремлем разместилась городская пересыльная тюрьма.
      После смерти И.Михляева в 1728 году суконная фабрика перешла по наследству к его родственнику, купцу Афанасию Аряблову. По документам 1729 года во владении вдовы Михляева Авдотьи Ивановны и Афанасия Дряблова значит­ся селение мастеровых и работ­ных людей площадью 1053 на 533 сажени на берегах Кабана. И тогда же императрица Анна Иоанновна объявила за фабрикой привилегию "поставлять на армию и гарнизон сукно, остальное продавать в империи свободно и невозбранно, так как с других таких же мануфактур продаваема".
      Казанская суконная мануфактура просуществовала с 1714 по 1881 год. И все эти годы не прекращалась борьба суконщиков за свои права. Как писал известный краевед Н.Загоскин: "…Для работы на суконных фабриках были приписаны крестьяне - большей частью из лиц, осужденных за разные проступки, которые и образовали первоначальный контингент населения Суконной слободы, всегда отличаясь замечательным свободолюбием, на почве которого неоднократно возникали разного рода движения и столкновения".
      Недовольные тяжелыми условиями труда и нищенской оплатой, суконщики неоднократно подавали жалобы на высочайшее имя. А в 1741 году выступили открыто: на три месяца прекратили работу и организовали массовые демонстрации, в которых участвовало более тысячи человек. К выступлению их подтолкнул императорский указ от 1736 года, по которому всем работающим не только на казенных, но и на частных предприятиях запрещалось уходить с фабрики. Таким образом, вольные работники фактически превращались в крепостных. Казанские суконщики заявили, что не желают становиться рабами. Но кнут и палка заставили их смириться - хотя бы на время.
      Указом от 1 декабря 1755 года императрица Елизавета Петровна закрепила этот статус, приписав к Казанской суконной мануфактуре 1369 душ некогда вольных суконщиков.
      Настроения казанских суконщиков были хорошо известны "мужицкому царю" Емельяну Пугачеву. Вовсе не случайно он решил штурмовать Казань со стороны Суконной слободы. И хотя владелец фабрики Дряблов всячески ублажал своих работников, выдавая им ежедневно вино и калачи, они дружно встали на сторону Пугачева. Восставшие рабочие убили пятерых и ранили 21 мастерового. Один из суконщиков - Андрей Яковлев - стал у Пугачева полковником, другой - писарем. Всего же после осады Казани с пугачевцами исчезли 27 рабочих - суконщиков. Видимо, ушли с бунтовщиками.
      После подавления крестьянского бунта Суконная слобода стала своего рода лобным местом. Даже лет десять спустя здесь еще можно было видеть виселицы, на которых казнили бунтовщиков .До нас дошли многочисленные жалобы и прошения казанских суконщиков, написанные много позднее - в 1820 - 1840-х годах. В 1837 году одних "строптивцев" прогнали сквозь строй, других отдали в солдаты, третьих сослали в Сибирь на вечное поселение. А тех, кто отказался дать подписку в том, что не будет выступать против хозяина, высекли во дворе фабрики. Некоторые из суконщиков, получив до тысячи ударов, скончались на месте.
      И только в 1849 году суконщики, наконец, получили волю. Их уравняли в правах с городскими обывателями
 
      Последним из Дрябловых "Суконкой" владел внук Афанасия Ивановича, "голштинский коммерции советник" Иван Дряблов (1728 -1774). Есть сведения, что в 1767 -1769 годах он избирался первым городским головой Казани. Но каких-либо видимых следов его деятельность на этом поприще не оставила.

Вплоть до середины XX века на здании сохранялась чугунная доска, на которой можно было разобрать следующее: "1752 году сентября 1 дня построил суконную фабрику содержатель господин Дряблов c детьми своими..." Ныне доска утеряна.

       И.Дряблов женился на сестре балахнинского купца и владельца медеплавильных заводов на Урале Петра Осокина. Жили супруги Дрябловы в собственном доме напротив суконной фабрики (ул. Свер­длова, 55). Иван Дряблов умер в возрасте 46 лет в один год со своей супругой Феодосией Гавриловной.

       После их кончины фабрику унаследовал племянник Феодосии Дрябловой Иван Осокин. Во время посещения Казани императрицей Екатериной II Иван Дряблов как член семьи, пострадавшей от пугачевского бунта, получил чин подполковника и потомственное дворянское звание.
      Продукция суконной фабрики продавалась на ярмарках в Нижнем Новгороде, Мензелинске, Бугульме и других городах. Сырье же для фабрики поставляли из Троицка, Оренбурга, Арского и Чистопольского уездов.
      Последний владелец фабрики П.Осокин несколько раз попадал под следствие. Но до суда дело так и не доходило. Но после закрытия фабрики в 1881 году он задолжал крупную сумму Самарскому земельному банку и после смерти в 1898 году был объявлен несостоятельным должником. Оставшиеся после него фабричные корпуса с двенадцатью десятинами земли оценивались в 225 тысяч рублей.
       Так закончилась предпринимательская деятельность Михляевых-Дрябловых-Осокиных, оставившая заметный след в истории Казани.
       Сейчас, когда Суконная слобода практически исчезает с карты города, когда идет планомерное выселение жильцов по антитрущобной программе и снос ветхого жилья (а жилье здесь почти все ветхое) особенно интересно прочесть свидетельство очевидца о том, как все это выглядело полтора-два века назад. В книге В.Невельского "Казанские захолустья и трущобы" (1867) сохранились красочные описания минувшего.

       Перед нами развернулась Суконная слобода со своими заборчатыми переулками... Снова захолустья со своими мизерными домиками, дровяными дворами и пустошью. Перед нами опять выдающиеся личности, просящиеся на бумагу: что ни шаг, то субъект, что ни перекресток, то поражающая глаз обстановка. Улицы здесь не кипят народом, - здесь пустошь в полном смысле слова. Домики здесь большей частью старинной постройки, с какими-то допотопными балконами и террасами. Улицы неправильные, немощные, заваленные каким-то мусором. Здесь даже забор как-то особенно отличается от заборов прочих улиц города... На вывесках изображен сахар, лимоны, виноград и даже ананасы, - в самой лавке, кроме рафинада и сушеной воблы, ничего не найдет покупатель из так называемых сластей. Там увидишь такие пряники, о которые если и не сломаешь зубов, то наверное испортишь на долгое время свой аппетит. Здесь у жителей главным развлечением служат сплетни и карты или щелканье семян подсолнечника... Здесь по первому колоколу, возвещающему начало заутрени, обедни или вечерни - старухи длинной вереницей тянутся со всех сторон к Сошественской церкви..."

     Сегодня от былой Суконки осталось немногое. Сохранилось каменное главное здание суконной мануфактуры, построенное еще в 1752 году. Это сильно вытянутое прямоугольное в плане здание является у нас практически единственным памятником промышленной архитекту­ры середины XVIII века. Вначале здание было одноэтажным, но в 1968 году надстроили второй этаж, заложили часть оконных проемов, внесли существенные изменения в интерьер.
 

     Немногие знают, что магазин "Цветы" в центре города, у Черно-озерского сада (ул. Лобачевского, 5) сто с лишним лет назад тоже торговал цветами и принадлежал известному цветоводу и озеленителю Михаилу Николаевичу Квасникову, потомку известной в городе купеческой фамилии. Дом М.Квасникова находился в Суконной слободе на углу улиц Эсперанто и Павлюхина, там, где сейчас расположен концертный зал филармонии. Здесь же были и прекрасная оранжерея, питомники и теплицы, откуда зеленый товар оптом и в розницу отпускался всему городу. Можно без преувеличения сказать, что все общественные сады и скверы и многие частные сады берут свое начало именно отсюда.

Татарская государственная филармония имени Габдуллы Тукая

     Татарская государственная филармония имени Габдуллы Тукая создана двадцать первого августа 1937-го года. С самого становления перед Татарской филармонией были поставлены благородные цели по культивации в обществе произведений лучших представителей классической и народной музыки.

     За более чем полувековую историю филармонии на ее сцене стояли самые выдающиеся музыкальные деятели России и Татарстана, неся свою энергетику миллионам благодарных слушателей.
     Из истории филармонии никоим образом нельзя вычеркнуть таких заслуженных художественных руководителей, как Дж. Г. Садрижиганов (1948-1949 гг.), А.С. Ключарев (1950-1952 гг.), Дж. Файзи (1953-1959 гг., Р.К. Волкова (1959-1964 гг.), А.З. Монасыпов (1966 гг.), М.Н. Нигметзянов (1967- 1973 гг.), И.Г. Мазитов (1975-1992 гг.), ведь они внесли поистине огромные вклад в восстановление национального татарского музыкального искусства.

     В настоящее время в филармонии одновременно работают четыре коллектива:

  •     Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, главный дирижер и художественный руководитель народный артист Татарстана, России, Казахстана, профессор Мансуров Фуат Шакирович.
  •      Отдел оперной и камерной музыки Татарской Государственной филармонии им. Г. Тукая, художественный руководитель народный артист Республики Татарстан Варшавский Владимир Валентинович.
  •      Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, главный дирижер и художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России и Татарстана, Шутиков Анатолий Иванович.
  •      Государственный ансамбль фольклорной музыки Республики Татарстан, художественный руководитель народный артист Республики Татарстан Файзрахманов Айдар Фаттрахманович, директор ансамбля и балетмейстер Нигматуллина Халиса Хаметовна.
Здание бывшего Петровского женского училища

     12 ноября 1872 года по решению Казанской городской думы торжественное открыто Петровское женское училище.
     В 1912 г.  построено специальное здание для женского училища, в этом здании сейчас расположен лицей №5.

     К концу XIX века Суконная слобода была обширным районом города, насчитывающим более 12 тысяч жителей и не уступающим по размерам какому-либо заштатному уездному городу. В этом районе было несколько крупных церковных приходов.
     Сохранились и две уникальные старообрядческие церкви, принадлежавшие общине Белокриницкого согласия.
Первая - Покровская (ул.Старая, 17) построена в 1909 году на средства А.И.Володина и Е.И.Новиковой. Здесь предстоит еще большой ремонт.
     И вторая - церковь Казанской Божьей Матери (ул.Островского, 81). Построена в 1906 году на средства Гребенщикова. В ноябре 1989 года эта небольшая церковь была возращена верующим. На торжества по этому случаю прибыл глава русской православной старообрядческой церкви митрополит Олимпий. Помогали освящать церковь дьякон из США Павел, священники из Ржева, Нижнего Новгорода, Ижевска. Казанцы впервые за многие десятилетия увидели крестный ход с хоругвями, иконами и колокольным перезвоном.

     К сожалению, не сохранилась самая старая церковь Суконной слободы - Георгиевская, возведенная еще в 1717 году. Это была большая и своеобразная церковь с престолами Святого Георгия Победоносца, Святого Зосимы и Савватия и Дмитрия Салунского. Перед церковью имелась обширная Георгиевская площадь.
     Впоследствии здесь был разбит сквер и установлен бюст Карла Маркса.
 

          На освящение этого храма приезжал сам Петр Великий.

     Георгиевская церковь, стоявшая на улице Георгиевской (ныне Свердлова) была одной из самых красивых в городе. К огромному сожалению, во время войны с "опиумом для народа" (как в советские годы называли религию) храм был варварски уничтожен. На его месте был разбит небольшой сквер, в центре которого установили памятник с бюстом К.Маркса.

     По древнему преданию, на месте Георгиевской церкви во времена Казанского ханства стояла армянская церковь. Сегодня это может показаться удивительным, но в мусульманской столице строились и христианские храмы. И именно в Казани уже в начале ХVI века была изготовлена одна из редких армянских рукописей - Евангелие, как указывают документы, "списанное плененным от татар армянином Василием во время нашествия их на армян в 1501 году". В свою очередь, русское книгопечатание в Поволжье, зародившееся в Свияжске и Казани в конце 1550-х годов, началось именно с переиздания армянского Евангелия.

     Армянская слобода располагалась позднее и вокруг Георгиевской церкви. А собственно память об армянской колонии ханских времен долгое время сохранялась в названии одной из улиц Суконной слободы (Армянская, ныне Спартаковская).

     А вот улица, на которой стоял Георгиевский храм, первоначально называлась Проломной. Позднее, в конце XVII века, она была разбита на две части. Одна из них - та, что ближе к Кремлю, стала называться Большой Проломной (ныне ул.Баумана), а другая - Кирпичной, поскольку пролегала по Кирпичной слободе (а позднее здесь выросла и Суконная) с ее многочисленными заводскими цехами и мануфактурами. Георгиевской (в просторечье Егорьевской) - по названию построенного на ней храма - улица стала называться с 1722 года, когда эту индустриализованную часть города посетил Петр I. Храм должен был прославлять победы русского оружия над Швецией в годы Северной войны, посильный вклад в достижение которой внесли и казанцы.

     С 1930 года улица Георгиевская получила имя Свердлова - известного революционера и политического деятеля. Яков Михайлович начинал свою активную революционную деятельность именно в Казани. Одно время он жил на Георгиевской улице в доме Т.Михеева (ныне №29, разрушен) у своего товарища М.Михельсона. В 1905 году по его инициативе была основана нелегальная газета казанских большевиков "Рабочий" (предшественник одноименного издания 1917 года, с которого, кстати, ведет отсчет "РТ"). он же под партийной кличкой Андрей являлся и ее идейным руководителем. Газета печаталась неподалеку - на улице 1-я Гора (ныне ул.Ульяновых) в доме Беловой (ныне №49).

     Самый богатый... По сведениям церковного историко-археологического общества Казанской епархии, деревянная Георгиевская церковь была построена в 1717 году. Белокаменной она стала в промежутке между 1767 и 1788 годами. Церковь неоднократно перестраивалась, чему причиной служили многочисленные казанские пожары, а также желание прихожан расширить, благоустроить и украсить храм.
 

     В 1825 году было перестроено крыльцо, далеко выдававшееся на улицу, сделаны два каменных входа, а под колокольней устроена часовня. Иконостасные работы выполнил прославленный иконописец Петр Гаврилов, а окраску стен и сводов - мастер Никифор Андреев. В 1863 году к приделу соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия добавился придел святого Дмитрия Солунского.

     Накануне Октябрьской революции Георгиевская церковь накопила немало древнего церковного имущества, представлявшего несомненную ценность в плане изучения местного казанского искусства. Назовем лишь некоторые святыни и произведения искусства: икона святого Николая, перенесенная по преданию из армянского храма, икона казанских чудотворцев Гурия, Германа и Варсонофия, афонская икона святого Пантелеймона, напрестольный крест 1722 года, старопечатные Требник 1671 года, Евангелие 1758 года, Толковая Псалтирь 1791 года, рукопись службы святым Гурию и Герману ХVIII века. Среди колоколов Георгиевской церкви один в 1809 году был отлит казанским мастером Иваном Астраханцевым. А вот крест главного купола Георгиевской церкви - это видно и на снимке - был увенчан гербовой короной.

     ...и популярный храм Поскольку эта церковь была центром густонаселенной Суконной слободы, то по количеству прихожан она занимала одно из ведущих мест в городе. Да и их состав был предельно пестрым. С одной стороны, это социальные низы, включая падших женщин, алкоголиков и других маргиналов, обитавших в основном на улицах Дегтярной и Мясницкой. С другой - богатые купцы, в том числе тайные старообрядцы. Георгиевский храм в свое время посещали многие знаменитости - будущий певец Ф.Шаляпин, будущий фаворит семьи Романовых Г.Распутин, будущий председатель СНК СССР - министр иностранных дел СССР В.Скрябин. Георгиевской церкви жертвовали купцы Дрябловы, Михляевы, Осокины, Тихомирновы. Естественно, что среди жертвователей была и армянская диаспора.

     Об интересной личности, связанной с Георгиевской церковью, рассказывает семья Григорьевых. В 1810 году, сообщают они, известный казанский историк-краевед Дмитрий Зиновьев учредил при Георгиевской церкви, возле которой жил, похоронно-врачебную кассу, которая оказывала помощь малоимущим прихожанам в лечении и похоронах близких. Сам Дмитрий Николаевич обладал многочисленными талантами, главным из которых был талант писателя. В 1789 году в Москве в типографии Н.Новикова он опубликовал подробное "Топографическое описание г.Казани и его уезда". В 1807 году в Москве вышла его книга "Михельсон и бывшее в Казани возмущение", ставшая одним из первых неофициальных печатных источников по истории пугачевского восстания.

     В дальнейшем Д.Зиновьев содержал губернскую типографию - первое русское издательство, печатавшее книги гражданским шрифтом. Здесь же в 1807 году он напечатал памфлет "Набат по случаю войны с французами" - это была одна из первых книг, изданных в Казани гражданской азбукой. А годом раньше по случаю войны с Францией Зиновьев организовал в Казанской губернии полувоенное формирование.

     Дмитрий Николаевич имел непосредственное отношение и к появлению в нашем крае журналистики. В 1811 году он стал выпускать первую в России провинциальную газету "Казанские известия", в которой опубликовал множество заметок на разные темы.

    «...Мешает уличному движению» В документах комиссии по сохранению древних памятников дореволюционного Московского археологического общества Георгиевская церковь числилась одним из наиболее ценных и интересных памятников казанской истории. Наверное, потому отдельные попытки местных "реформаторов" на рубеже XIX-ХX веков кардинально перестроить церковь не находили поддержки общественности. И это несмотря на то, что колокольня Георгиевской церкви заметно выступала на проезжую часть и "мешала уличной перспективе". Однако это неудобство полностью компенсировалось великолепным видом казанского памятника архитектуры. При прокладке линии конки городская дума сочла возможным сделать изгиб трамвайных путей, оставив историческую панораму в неприкосновенности.

     Несмотря на многочисленные природные, стихийные и социальные потрясения (наводнения, пожары, взятие города Пугачевым, революции 1905 и 1917 гг.), Георгиевская церковь простояла до начала 1930-х годов. Не вдаваясь в подробности тех событий, приведем лишь небольшой, но о многом говорящий отрывок-донос, который наши читатели отыскали в старых казанских газетах.

     "В целях планировки города надо закрыть и сломать Георгиевскую церковь. На этом месте рабочие требуют устроить сквер... Противником закрытия ряда церквей, как это ни странно, является Наркомпрос Тат республики в лице его музейной комиссии. В ведении последней находится 38 церквей (всего в городе 47 церквей, следовательно, только 9 действующих), в большинстве случаев не имеющих никакой музейной и исторической ценности. Эту косность музейной комиссии Наркомпрос должен во что бы то ни стало преодолеть... Попутно не мешает с глаз долой убрать и Георгиевскую церковь. Уж очень она глаза намозолила, стоя перед фабрикой. Особенно мешает она уличному движению. Хорошо бы на ее месте разбить сад, в котором так нуждается Суконка"...

     Между прочим, сквер, разбитый на месте церкви, никогда не был популярен - ни раньше, ни тем более сейчас, когда продолжается кардинальная перестройка этого микрорайона современной Казани

Суконная слобода помнит всех.

А.С. Пушкин

     6 сентября 1833 года в Суконной слободе побывал А.С.Пушкин, приезжавший в Казань собирать материалы по истории Пугачевского восстания. Поэт посетил так называемый Горлов кабак (от слова "драть горло", орать пьяные песни), расположенный там, где стоял кинотеатр "Победа", а ныне - Дом офицеров Казанского гарнизона.

     А.С.Пушкин осмотрел Шарную гору (ныне ул. Калинина), откуда Пугачев начал наступление на Ка­зань, беседовал со старым суконщиком В.П.Бабиным. Рассказы Бабина использованы им в седьмой главе "Истории Пугачевского бунта".
     Уезжая из города, поэт еще раз проезжал через Суконную слободу, в конце которой (нынешняя улица Эсперанто) находилась Оренбургская застава. (Въезжал он в город через Московскую заставу в другом конце города.) 

                                                                    Ф.И. Шаляпин

     С Казанской Суконкой тесно связана и биография великого русского певца Федора Шаляпина. Здесь прошли его детские и отроческие годы. В Духосошествинской церкви юный Федя пел в церковном хоре. В доме номер 58 по улице Георгиевской (ныне Свердлова) находилось 6-е городское начальное училище, которое он с отличием закончил.

     Во время своего приезда в Казань в 1912 году Федор Иванович вновь посетил Суконную слободу. Побывал в родном училище, встретился со своим учителем Н.В.Башмаковым. В фондах музея А.М.Горького хранятся многочисленные фотоснимки, сделанные во время посещения Шаляпиным Суконной слободы. Есть среди снимков и фото небольшого дома, где в двух тесных комнатках полуподвального этажа ютилась семья Шаляпиных. Именно здесь будущий великий певец услышал над головой церков­ное пение и понял, что над ними, в мансардной комнате живет ре­гент. Он давал Феде первые уроки пения и обучал нотной грамоте. Сюда же будущий певец возвращался "невменяемым" после посещения спектаклей Панаевского и Казенного театров.
     Немало времени будущий певец проводил на тогда еще чистом, прекрасном озере Кабан - рыбачил, варил с ребятами уху, ночевал в шалашах. Много лет спустя, в эмиграции Шаляпин вспоми­нал об этом: "Бывал я и на прекрасном Средиземном море, и в Адриатическом, а все-таки и до сего дня с любовью помню тихое темное озеро. Посреди ночи я шел на берег... о чем-то думал, глядя в даль озера. Тишина и спокойствие его приводили мысли мои в порядок, отвлекали меня от скверны, в которой медленно и лениво тянулась жизнь Суконной слободы".
     В августе 1999 года при ог­ромном стечении народа у Богояв­ленской церкви (ул.Баумана, 78) -той самой, где крестили будущего великого сына России, открылся памятник Ф.И.Шаляпину (автор -скульптор А.Балашов, Москва). На торжествах присутствовала внучка Федора Ивановича, приехавшая из США.
 
     Из других выдающихся личностей, жизнь которых связана с Суконкой, следует назвать видного революционера, члена Казанского комитета РСДРП Вячеслава Скрябина (Молотова). Он был учеником Казанского реального училища и жил на улице Георгиевской. На доме номер 11 по улице Свердлова долго висела мемориальная доска, извещавшая, что во дворе этого дома в двухэтажном флигеле с 1902 по 1909 год жил видный революционер-большевик В.М.Молотов (Скрябин).
 
СОРОЧИЙ БАЗАР

     Суконная слобода издавна была центром оживленной торговли. Здесь, под Третьей горой (ныне ул. Калинина), находился один из самых больших и оживленных рынков города - Суконный базар.  Его начало относят к 1714 году, то есть к появлению Суконной мануфактуры. Здесь торговали сеном, дровами, продуктами сельского хозяйства. По периметру базара лепились бесчисленные лавки торговцев, отчего и сам базар у местных жителей вначале назывался "Лавочки". Позднее его стали называть Суконным, а чаше - Сорочьим базаром.

      Сейчас на месте рынка стоит здание Дома офицеров, раньше бывшее кинотеатром "Победа". Слева видно здание Шамовской больницы, названная в честь Я.Шамова.

 
В этом здании ранее находился кинотеатр "Победа", а сейчас размещается гарнизонный Дом офицеров Шамовская больница

     Откуда такое название? Предполагают, что это название базар получил потому, что над торгом стоял шум, напоминающий сорочий гомон. Или, может быть, потому, что у жителей Суконной слободы существовал древний обычай: приход весны встречали праздничным шествием, во время которого по улицам носили украшенный лентами шест с насаженным наверху чучелом птицы, обычно - сороки. Поскольку основные торжества проходили на базарной площади, то, вероятно, за ним и закрепилось это название.

     Позднее базар несколько раз переносили, но повсюду за ним сохранялось то же название - Сорочка.

     Невдалеке от Сорочки находилась улица Дегтярная, которая была своеобразной площадью Пигаль. Здесь располагалось большинство из официально разрешенных публичных домов. Они выделялись красными фонарями особой шестиугольной формы и красными занавесками на окнах. Сегодня от "улицы красных фонарей" не осталось и следа - все дома снесены до основания.

 
Я.Шамов

     Больница Шамовская (ныне городская клиника № 1), начало XX в., ул. Калинина, 5 (архит.).

Здание расположено в нагорной части города, стоит на холме, главным фасадом 'обращено на юг; окружено живописными оврагами, заросшими кустарником и деревьями. Въезд на тер­риторию больницы с ул. Айвазовского (Поперечная 2-й и 3-й горы) — дорога проходит по парку и спускается с горы на ул. Калинина (б. Третья гора). На въезде (с восточной) и выезде (с южной) сохранились кирпичные ворота, сооруженные в едином стиле одновременно со строительством здания. Построено на средства купца Шамова в 1908 г. по. проекту архитектора К. С. Олешкевича. Интерес представляет как здание специального назначения (лечебное), выполненное в стиле «модерн».

     Здание Ш-образной формы в плане (по первому этажу имеет одноэтажные пристройки с плоской кровлей, используемые как веранды), трехэтажное (с цокольным этажом), кирпичное, сложено под расшивку, частично оштукатуренное. Планировка дома на всех этажах решена очень четко: коридорная с односторон­ним расположением комнат по главному (протяженному) фасаду и двухсторонним в крыльях по боковым фасадам.

     Парадный вход в здание размещен в центре главного фасада и акцентирован пилястрами на высоту цокольного и первого этажа. Здесь же (с северной стороны) в центральном ризалите размещена главная лестница.

     Симметричная по отношению к центральной оси архитектур­ная композиция здания свидетельствует о классической схеме построения. Вертикальное членение главного фасада подчеркнуто центральным ризалитом (с тремя сдвоенными окнами) и. боковыми (с двумя окнами), которые образуют выступ и на бо­ковых фасадах (на одно строенное окно). Простенки ризалитов; обработаны стилизованными пилястрами, несущими модернизированный антаблемент, завершающийся высоким глухим рельефным парапетом. Окна первого этажа прямоугольные; второго — с лучковой перемычкой и стилизованными сандриками. На третьем этаже окна прямоугольного очертания с сандриками простой формы, в виде полок. Все выступающие детали стен; пояски, фриз, сандрики, карнизы, парапет, а также цокольный1 этаж оштукатурены. Первый этаж обработан глубоким горизонтальным рустом. Конструктивная схема здания с продольными несущими стенами; перекрытия выполнены по металлическим? балкам с заполнением кирпичными сводами. Крыша по деревянным стропилам, кровля из листовой стали. Интерьеры вестибюля, коридоров и палат обработаны скромными профилированными тягами, в некоторых комнатах имеются лепные потолочные розетки. Внешний облик здания и внутренняя планировка сохранены в первоначальном виде.

     В XV-XVI веках улица Свердлова носила название Ногайский юл. Гораздо позже она станет называться Георгиевской.

Место, изображенное на фотографии, было заселено с давних пор. Еще во времена ханской Казани в городе проживала большая армянская колония - как утверждают городские хроники, со времен изгнания турками с Кавказа христиан в середине XV века. Здесь же, на возвышении размещалось кладбище, которое до революции именовали "немецким". Улицу, которая спускалась сверху, называли 3-й Горой - из-за того, что она была третьей по счету от города. В просторечье ее именовали просто Шарной, поскольку возле нее добывали крупный чистый песок - "шару", который слобожане использовали при строительстве.
 

     Во второй половине XVI века, когда началось каменное строительство в городе и возникла потребность в кирпиче, на этом месте стали строить небольшие предприятия по изготовлению кирпича и территория, прилегающая к началу нынешней улицы Свердлова, получила название Кирпичной слободы.

 

     В 1714г. на спуске 3-ей горы (сейчас ул. Калинина) была построена суконная мануфактура. Она и положила начало образованию большого района, названного Суконной слободой. В 1722 году, после посещения Петром I казенной суконной фабрики, дабы поднять ее производительность, император передал ее в частные руки - в собственность купцу Ивану Михляеву. Четыре десятка лет спустя второй владелец фабрики Федор Дряблов построил для нее первое в слободе гражданское здание из камня (ныне сборный пункт Татвоенкомата), расположенное наискосок через улицу Георгиевскую напротив Сорочьего базара.Фото А.И.Бренинга.

 

     Собственно появление Сорочьего базара связано со стремительным развитием Суконной слободы. К XIX веку по числу жителей - 12 тысяч человек - она не уступала любому уездному городу. Местное население активно скупало продукты и товары первой необходимости, особенно в ходу были дрова. Ежегодно именно на этом рынке продавали больше, чем где-либо, домашнего скота - около 3,5 тысячи голов. Кульминация торгов приходилась на 18 (31 - по новому стилю) августа - день памяти мучеников Флора и Лавра, которые считались покровителями домашней скотины. В остальное время рынок функционировал два раза в неделю - в понедельник и четверг.

     Армянской слободой до революции называли район нынешней улицы Спартаковской - там, где сейчас расположены новые корпуса обувной фабрики "Спартак" на берегу озера Кабан. По всей видимости, ее жителями были как вольные купцы, так и казанские пленники.

     Фабрика«Спартак» (бывшая обувная фабрика «Поляр»), ул. Спартаковская. Находится в нижней части города на восточном берегу оз. Кабан. Двухэтажное каменное здание обувной фабрики «Поляр» было расположено в Суконной слободе на берегу озера Кабан, на Армянской улице (Спартаковской). Здание сохрани­лось двухэтажным, но в измененном виде. Оно вытянуто вдоль улицы Спартаковская и в настоящее время имеет большие прямоугольные окна вместо первоначальных арочных. Сохранились некоторые архитектурные элементы оформления фасадов: лопатки, карнизы, розетки и др. Первоначальное здание объединено поздними производственными корпусами.

 

     Основали производство казанские фабриканты и купцы Шабанов, Зобнин и Жулин. Через некоторое время фабрика была объединена с кожевенными заводами Алафузова. В дни Великого Октября на фабрике был создан вооруженный отряд из 80 рабочих, который принимал участие в штурме кремля и ус­тановлении Советской власти в Казани.

 

     В 1922 г. фабрика «Поляр» была переименована в фабрику «Спартак». Ныне Татарское обувное производственное объединение «Спартак», головным в котором является комбинат «Спартак», стало крупнейшим современным механизированным предприятием, выпускающим в год более 10 млн. пар разнообразной обуви.

     3 мая 1749 года в Казани произошел пожар. На этот раз он начался в Старой Татарской слободе и за несколько часов почти полностью уничтожил ее (погода стояла сухая и ветреная). Пострадали и многие дома в верхней части города, и православные храмы. Лука Конашевич воспользовался этим, чтобы начать очередное наступление против «неверных».
 

     Татар обвинили в поджоге (хотя, по мнению мусульман, по­жар был делом рук самих религиоз­ных фанатиков). Лука Конашевич громогласно объявил пожар «божьим предзнаменованием» для перехода к полному уничтожению Татарской слободы. По его мнению, после пожара, слобода «свободна», и не надо разрешать татарам восста­навливать сгоревшие дома. Он обратился с прошением в Сенат, требуя, «чтобы оных татар, яко христоненавистных, ...удалить и на том месте, где оные прежде жили, строиться им не допускать».

     Большой пожар в Суконной слободе

    Вчера около 11 часов дня вспыхнул пожар в самом центре громадной Суконной слободы. Почти сплошь застроенной деревянными домами без интервалов между домами и брандмауэров, поэтому в продолжение полутора-двух часов пожравший более 10 домой до основания со всеми надворными постройками, чему немало способствовало и отсутствие близости воду, которую в начале пожара возил версты за полторы, из газового завода. Пожар, как говорят, прежде всего начался во дворе домовладельца одного, где будто бы от неизвестной причины загорелись сложенные щепы, возов до 8, другие утверждают, что загорелся сначала сеновал на дворе Аникина, а затем загорелись все три 2-х этажных дома этого домовладельца, выходящие на две улицы — Ново-Песчаную и Малое Польцо. Аникинские дома с холодными постройками сгорели, причем погибло все имущество квартирантов, между прочим у легковых извозчиков Филиппова и Кармылова сгорели санки, вся сбруя, 3 дорогих полости и обгорела одна лошадь. Пламя с домов Аникина перебросило на два дома Панкратьева, на Молом Польце, у которого главный 2-х этажный дом только что отстроен и стоил ему до 3000 рублей, еще не был застрахован, а вместе с ним сгоревший флигель застрахован в 840 рублей.

     В разбушевавшейся огненной стихии далее по Малому Польцу погибли в пламени дома еще следующих домовладельцев со всеми надворными постройками: мещанина Федора Иванова, у которого сгоревший 2-х этажный деревянный дом был застрахован во Взаимном страховании в 2000 рублей. По погибшее движимое имущество не было застраховано; торговца Осипа Машковцева, от каменного 2-х этажного дома которого остался один остов, да торчащие трубы; дом был застрахован в Петербургском страховом обществе в 7000 рублей, сгоревшее движимое имущество застраховано не было. Одноэтажный с чердаком деревянный дом со всем домашним скарбом вдовы Анны Морозовой сгорел до основания; ни дом, ни имущество не застрахованы. Долее пожран пламенем большой деревянный дом крестьянина села Кадышева, Казанского уезда, Ивана Прокопьева Чикунова, застрахованный в обществе «Волга» в 2700 рублей; сгоревшее имущество не было застраховано.

     Во время бушевавшего пламени на улице Малое Польцо стало загораться 4-х классное городское училище, выходящее фасадом на Ново-Песчаную улицу, но к спасению его были приняты энергичные меры, тем не менее оно сильно пострадало: железная крыша со всего здания была сдернута, много поломано стекол и рам в окнах, ученические парты и мебель хотя были вытасканы, но не мало поломано. Училище застраховано в губернском земстве в 25500 рублей, убытку оно потерпело свыше 2000 рублей.

     На Ново-Песчаной же улице в доме терпимости Цветковой в доме Абакумова, загорелись тюфяки, мебель и занавески, но здесь огонь скоро был прекращен.

     На пострадавших улицах — Малое Польцо и Ново-Песчаной много сгорело вытащенного из домов имущества, некоторые вещи похищены явившимися хулиганами; так из одного дома были вынесены две дорогих швейных машины, которых владельцы потом не нашли.

Между улицами Малое Польцо и Ново-Песчаной находился большой огород Сламчеева, который оказался весь вытоптанным, а дыни, тыквы и другие овощи расхищены мальчишками.

     Не обошлось и без увечий: брандмейстеру 1-й части Козлову сильно ушибло багром бок; пожарный 4-й части Якимов упал из окна и сильно расшибся, пожарный той же части Габитов ушиблен упавшим бревном, оба отправлены в Александровскую больницу; пожарному 2-й части Антонову раздробило колено.

     Жителей Татарской слободы решено было переселить еще дальше от городской черты, в район малярийных болот и свалок. Прежде здесь было татарское селение Плетени, а позднее возникла русская деревня Поповка. Русских из Поповки (всего 10 дворов) перемес­тили в другие места, а их земли отдали татарам. Решение Сената о переселении Старой Татарской слободы было принято 22 августа 1761 года. Переселению подлежали более 130 дворов и 1780 мусульман (речь, очевидно, идет о взрослых мужчинах).

     Помимо суконного, в этом районе города еще в дореволюционные годы существовали и другие производства: солодовенный и газовый заводы. На последнем производился газ для освещения улиц. До сих пор одна из улиц в этом районе называется Газовой.

     В 1924 году в Суконной слободе открылась кондитерская фабрика "Заря", которая числилась в десятке этого предприятия расходилась практически по всей России. крупнейших российских кондитерских фабрик.

     В последние годы Суконная слобода стала основной базой строительства Казанского метрополитена - самого экологически чистого, безопасного и удобного вида транспорта. Первая очередь метро должна была вступить в строй к тысячелетию города - в 2005 году.

     Метро расположено в Суконной слободе вдоль улицы Петербургская (бывш.Свердлова) у её пересечения с улицей Эсперанто. Первоначальное расположение у пересечения улиц Свердлова, Калинина и Луковского изменено в 1998 году в связи с переносом данной станции к транспортно-пассажирскому узлу и упразднением станции "Агрономическая"

 

      В XV-XVI веках улица Свердлова носила название "Ногайская дорога". А еще раньше звалась она Ногайским юлом, вдоль которого стояло грузино-армянское поселение, возникшее в булгарский период. Где-то в XIII веке поселились здесь торговцы-ремесленники с Кавказа.

      Во второй половине XVI века, когда широко развернулось каменное строительство и возникла большая потребность в кирпиче, на этом месте начали строить небольшие предприятия по формовке и обжигу кирпича. Первыми заводчиками на них стали жители Армянской слободы, которая протянулась от спуска Первой Горы, (улица Ульяновых) до Нижнего Кабана. С появлением кирпичных заводов территория, прилегающая к началу нынешней улицы Свердлова, получила название Кирпичной слободы, а заводская часть улицы - Кирпичной.

      Преобразования Петра Великого не обошли Казань стороной. Наряду с появлением "цифирных" и "навигацких" школ, адмиралтейства и прочих нововведений усиленными темпами стало развиваться промышленное производство. В 1714 году, согласно указу о создании шерстяных мануфактур в России, на спуске так называемой Третьей Горы (недалеко от кинотеатра "Победа") возникла суконная мануфактура. Она положила начало образованию в Казани большого рабочего района, названного Суконной слободой.

      Полковник Грузинцев, которого Петр I назначил руководить казанским "шерстяным заводом", рьяно взявшись за дело, к 20-м годам XVIII столетия умер. К приезду Петра I в Казань в мае 1722 года мануфактура уже стала убыточной. Царь, побывав на ней и на частной фабрике купца Ивана Михляева, пришел к заключению, что у Михляева дела обстоят намного лучше. "Шерстяной завод" перешел в управление "кумпании купцов", где Михляев вскоре стал единоличным хозяином. Он создал единое предприятие - Казанскую суконную мануфактуру. Рабочие стали селиться около фабрики, и таким образом за еще существовавшей Кирпичной слободой возникла Суконная слобода, зовущаяся в народе Суконкой.

      С самого начала это место считалось весьма неблагополучным и далеко не безопасным. "В то время в Казани убийства были настолько часты, а грабежи так обычны и наглы, что после заката солнца обыватели боялись выходить из домов, - писал историк Казани конца прошлого века М.Пинегин. - Любители чужой собственности скрывались в пригородных слободах, где образовались тайные притоны бродяг и беглых". Одной из таких слобод и была Суконка. Именно у суконщиков чаще всего находили приют беглые и бродяги, и есть сведения, что некоторое время здесь скрывался сам Емельян Пугачев.

      Даже через сто с лишним лет Федор Шаляпин, живший какое-то время в Суконной слободе, писал: "С одной стороны Кабана - тихая Татарская слобода... с другой стороны - всю ночь напролет пьют, дерутся...".

      После смерти Михляева фабрика перешла в собственность брата его жены, чебоксарского купца Дряблова. Тот, после пожаров 1746-го и особенно 1749 года, когда выгорел весь город со слободами от кремля до Булака с одной стороны и до Казанки - с другой, заново выстроил фабрику уже в кирпиче. То, что мы видим сегодня на левой стороне улицы Свердлова, и здание под № 52 на правой стороне - примерно соответствуют тому, что было при Дряблове.

      Суконка и частично Татарская слобода стали единственными местами в Казани, которые не спалила вольница Пугачева в 1774 году, "обидевшись" на Казань за то, что ей с ходу не удалось взять кремль. Жители обеих слобод почти не сопротивлялись пугачевцам.

      В 1774 году фабрика перешла в руки купцов и промышленников Осокиных и принадлежала им вплоть до закрытия ее в 1881 году.

      Во второй четверти XIX века в Суконной слободе начинают появляться купеческие и даже дворянские усадьбы, строятся гостиницы и постоялые дворы с трактирами. Здесь в разное время жили Максим Горький, Вячеслав Молотов, Coco Джугашвили, Федор Шаляпин и многие другие известные люди. И хотя давно уже нет суконной мануфактуры, а бывшая Суконная слобода является сегодня центром города, нет - нет да и услышишь в разговорах об улице Свердлова емкое словечко "Суконка".

 

Это был дикий островок, называемый в народе Суконкой. Так окрестили Суконную слободу в Казани ее обитатели. Островок этот был густо населен ворами, алкашами и проститутками. Каким образом моя бабушка - товаровед затесалась среди них, было непонятно. Как же я был приятно удивлен, когда прочел в одной краеведческой книжке, что в соседнем доме, в узких сумеречных коридорах которого мы играли в прятки, жил сам Федор Шаляпин!

...Одно из моих детских воспоминаний выглядит так.

Ясный морозный вечер, дым из труб, как чулок, бесшумно поднимается к крупным звездам. Мы - я, бабушка и мой дядя - поднимаемся на Шамовскую гору, посыпанную золой, и оттого, к сожалению для меня, нескользкую. Идем мимо клиники, построенной на деньги купца-старовера Якова Шамова. Клиника похожа на мрачный замок.

Так выглядел к концу девятнадцатого века современный театр кукол, а тогда первый храм Суконной слободы в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов.

Вдруг из-за деревьев отделились две черные фигуры, третья маячила поодаль. Угрюмый мужик выставил вперед руку, и в рукаве что-то щелкнуло. Взрослые быстро взяли меня в теплое и темное кольцо, и само "представление" закрылось фалдами шуб, как занавесом. Единственное, что я успел разглядеть, так это то, как одновременно сверкнули при луне золотая фикса зека и лезвие его финки. Дядя, всю жизнь проживший на Суконке, что-то грамотно ответил вору, и тщедушные фигурки, "погасив" фиксы и финку, мгновенно исчезли, как мне показалось, в дуплах черных деревьев, днем похожих на толстые ноги озябших слонов.

Наш дом стоял от клиники неподалеку, и поэтому мне часто приходилось слышать ныне сильно устаревшее слово "караул!". В моем представлении это были глупые солдаты с секирами из только что показанного по телевизору мультфильма "Бременские музыканты".

Суконка улочками сползала с горы, они здесь так и назывались - Первая Гора, Вторая, Третья... Но наша улица под самой горой именовалась тихо и мирно - Тихомирнова. Когда здесь местная шпана затевала драку, то обычно говорили: "Тихо-мирно разберемся!".

Старожилы Cуконки являли собой своего рода элиту воровского мира. Они сторонились молодой дикой поросли, плюющей на воровские законы, и были по-своему мудры и справедливы. По отношению к ним можно было бы даже употребить такое затасканное слово, как "патриоты" своей суконской родины. По утрам они употребляли исключительно "Боржоми", отвергая пиво или брагу, а потом играли до обеда под сенью старого клена в шахматы, в которых некоторые утраченные фигуры были заменены винными пробками. Но вот солнце грузно переваливало за полдень, и тогда тени всех фигурок, как стрелки солнечных часов, начинали точно указывать на замызганную рюмочную. Воры чесали загривки, откашливались и снаряжали гонца с алюминиевым бидоном. После первых двух стаканов ядреного пива шахматы заменялись картами. Пиво же сменяли темно-зеленые кегли дешевого яблочного вина. Языки у воров развязывались, и можно было услышать много интересного из жизни Суконки. Так, впервые я узнал, что на месте кинотеатра "Победа" с псевдоримскими портиками и гипсовой лирой на крыше в царские времена стоял Горлов кабак, прозванный так за то, что здешний народ, промочив горло, любил погорланить похабные песни. Именно сюда зашел Пушкин, чтобы записать рассказ одного из местных старожилов о Пугачеве...

Шамовский овраг притягивал меня к себе как магнит. Когда я был маленьким, дедушка выгуливал меня на краю этого оврага. Он садился на пенек, а меня привязывал, как козлика, за бечевку к ноге. На склонах оврага американские клены разрослись так, что образовали, как в тропиках, одну сплошную разветвленную крону, не хватало только диких обезьян. Зато крыс здесь обитали целые полчища. Летом 1970 года они загрызли местного вора Лябика, который выиграл в карты бешеные деньги и посреди ночи решил срезать путь по дну оврага. Рассказывали, что его одежда аккуратно лежала на траве, будто бы ее расстелили для просушки. В карманах нашли всю ночную "выручку", ключи и крапленые карты. Но вот бутылка денатурата была пуста! Видимо, вор, предчувствуя жуткую смерть, быстренько высосал всю жидкость до капли. Вместо Лябика, за неимением тела, похоронили его свитер и спортивные брюки.

Бабушка всячески оберегала меня, как комнатную фиалку, от дикой поросли суконских "сорняков". Не пускала одного на улицу, увозила на лето подальше от этого гиблого места, знакомила с какими-то тихими "рафинадными" мальчиками из благополучных семей. Но все же полностью оградить меня было невозможно. Свинцовый отполированный ударами кастет в виде спаянных друг с другом массивных перстней, который я нашел в подворотне, пятна крови на льду, пустая "бомба" из-под яблочного вина и дежурный граненый стакан, "растущий" на ветвях американского клена, - все эти немые свидетели, которые я обнаруживал поутру у себя во дворе, нашептывали мне о тайной ночной жизни слободы.Сорочий рынок в Суконной слободе. Начало ХХ века

Персонажи, за которыми я наблюдал, слонялись как актеры, не задействованные в спектакле, но такова была их эпизодическая роль в многоактной трагикомедии под названием "Суконка". Как ни крути, а главного героя в этом спектакле играл все же я!

На горе, за нашим домом в мае месяце "взрывался" сиреневый сад. Я недавно узнал, что арбуз в науке относится к ягодам. Сирень, по моим соображениям, тоже ягода. Мы объедались ее крупными пятизвездочными цветками, похожими на тяжелую лиловую гроздь винограда. Раз в году благоухание сирени изгоняло с Суконки запахи сивухи и одеколона. Самые опустившиеся алкаши в эти дни трезвели и шли "по сирень", забывая о пустых бутылках. С хрустом ломали кусты и потом выстраивались рядком на Суконном рынке с огромными букетищами по 15 копеек. После обеда там же, в сиреневом саду, устраивали пир и здесь же по вечерам играли "сиреневые свадьбы": фраера букетом и вином заманивали женщину и до утра "ухаживали" за ней всей улицей.

Когда в тридцать лет я впервые прочел воспоминания Шаляпина, то был поражен тому, что вот здесь, в соседнем дворе, но лет за семьдесят до меня, будущий певец думал о том же и мучался тем же: "Я не понимал, почему в театре о любви говорят так красиво, возвышенно и чисто, а в Суконной слободе любовь - грязное, похабное дело, возбуждающее злые насмешки? На сцене любовь вызывает подвиги, а на нашей улице - мордобой. Что же - есть две любви? Одна считается высшим счастьем жизни, а другая - распутством и грехом? Я видел, что все ищут любви, и знал, что все страдают от нее - женатые и холостые, чиновники и модистки, огородницы и рабочие. В этой области вообще было очень много страшного, недоступного разуму моему: девицы и молодые женщины пели о любви грустно, трогательно. Почему? А парни и многие мужчины рассказывали друг другу про любовь грубо, насмешливо и посещали публичные дома на Песках. Почему? Я знал, что такое публичный дом, и никак не мог связать это учреждение с любовью, о которой говорилось в "Даме с камелиями".

В классе пятом я попал под тихое влияние своего соседа - Паши Шляпова. Парень он был простой и грубоватый, но по-своему интересный. Как-то позвал он меня в компанию. Заходим в старый, скособоченный и скрипучий деревянный дом, похожий одновременно и на "Санта Марию" Колумба, и на собачью конуру. Проходим долгие холодные сени, идем сквозь запахи щей, рыбных консервов, бражки и помойных ведер. Идем на муть слепой лампочки и входим в теплую желтую полоску приоткрывшейся перед нами двери. На меня даже не посмотрели, своих здесь чуяли не глядя. Тогда я даже возгордился, что тоже из "суконских". В центре заплеванной комнаты с лохмотьями желтых обоев и картинками из "Огонька" стояла "кукла", которая представляла собой обыкновенное садовое чучело, правда, более тщательно приодетое и воткнутое шестом в елочную крестовину. "Кукла" и наряжена была словно елочка. Рыболовные колокольчики, склянки и пузырьки были навешаны на нее так часто, что звенели даже от скрипа половиц. Поэтому, когда "игра" начиналась, присутствующие замирали. Сама игра заключалась в том, что надо было быстро и бесшумно вынуть из потайного кармана "куклы" трешку. Эти деньги и были призом за успех. Трешка иногда "жила" дня два, охраняемая колокольчиками, но ей неизменно наступал "капут", когда в игру вступал Арсен Вордане - местный кумир.

Когда он появлялся, было такое впечатление, что из-за кулис выходил знаменитый иллюзионист. Работал он очень красиво! Иногда Арсен, шутки ради, "раздевал" и заправских суконских щипачей, легко выуживая из карманов своих "жертв" все, что ему приглянется. Возвращал он все, кроме денег. Это принципиально. У него были какие-то несоразмерные туловищу руки, он постоянно щелкал в воздухе белыми длинными пальцами, будто подзывал гарсона, или барабанил ими по столу, по коленкам. Такие руки и пальцы я видел только на картинке с изображением Паганини. Казалось, что пальцы гениального вора жили какой-то своей жизнью и обслуживали Арсена по обоюдной договоренности. Пацаны с восторгом смотрели на его руки и ужасно завидовали. Помню, как стеснялся своих рабочих лап мой сосед Шакир, он их постоянно тер мелом, отчего казалось, что на его руках перчатки, да что толку...

Практику местная шпана проходила сначала в кинотеатре "Победа", а потом на самом маленьком в городе Суконном рынке.

Во время сеанса, когда тушили свет, шпанята сдергивали проволокой крюк на выходе, при этом ловкость заключалась в том, чтобы быстро распахнуть тяжеленную дверь и успеть подхватить крюк, пока тот не грохнется о бетонный пол и на шум не прибежит билетерша. Далее, улучив момент, группа перебегала к первым рядам, где и рассаживалась. Затем роли распределялись так: один, его называли "бинокль", высматривал в задних рядах потенциальную жертву, обычно им становился пьяный мужик или влюбленная парочка; другой пацан, самый юркий и маленький росточком, его называли "танкист" или "партизан", нырял под сиденьями в заданном направлении и выжидал, когда зал станет хохотать, чтобы использовать всю силу искусства в своих корыстных целях. Если же фильм оказывался скучным, то прибегали к помощи какой-нибудь молоденькой девушки с Суконки, которая начинала пробираться сквозь ряды и приставать к жертве с пустяками: "Извините, какой это ряд? Какое место?.."

Конечно, случались и курьезы. Так, во время первой демонстрации французского "Фантомаса" с Луи де Фюнесом шпана на протяжении всего сеанса сидела как прикованная и пришла в себя, когда уже включили свет. То же самое случалось при первых просмотрах "12 стульев", "Короны Российской Империи", "Бриллиантовой руки", но потом, выучив фильм назубок, группа работала как швейцарские часы, точно зная, когда зритель начнет хохотать и полностью расслабится.

А чтобы воровать на рынке, необходимо было овладеть мастерством иного порядка. Торговки у прилавков народ ушлый, но тем интереснее было их провести. Изобретали самые разные способы. Так, например, совершая покупку (для этого просили кого-нибудь из старших), насыпали в бумажную рублевку или трешку молотого черного перца. Через несколько минут торговка начинала исходить чихом, в это время ее и обворовывали. Практиковался и такой ход: отлавливали на помойке двух-трех крупных крыс, обливали керосином и, подпалив, пускали под торговыми рядами. Визг и паника были обеспечены. Женщины вскакивали, как ужаленные, на свои лотки. На заранее разложенных арбузных корках скользили покупатели. Монеты скакали, как крыжовник. Тут только успевай собирать!

Ели, как и жили, на Суконке все по-разному. Кто-то, конечно, бедствовал, перебиваясь хлебом и консервами "Завтрак туриста", кто-то пировал, проедая ворованное. Бывало, заглянешь к школьному товарищу, родители которого нигде не работали, а только пьянствовали, застанешь трапезу, а у них стол прямо-таки ломится, как у какого-нибудь директора мясокомбината: бананы, мандарины Новым годом пахнут, буженина сочными ломтями с палец толщиной на салатном листе навалена... А папаша его, как говорится, с испитым лицом, плескает себе в граненый стакан через край трехзвездочный коньяк и говорит: "Мы хоть и не инженера, но тоже кушать хотим!". В то время слово "инженер" было еще в почете.

Все, что проникало к нам из-за "бугра", тогда воспринималось как благовонное дуновение манящего западного ветерка. Мы выглядели настоящими дикарями, падкими на все яркое и кичевое. Помню, как долго еще пустую бутылочку из-под пепси нюхали не только мои одноклассники, но и взрослые тети, которые приходили к маме. Мой друг Марат из параллельного класса знал назубок расписание, когда большие пароходы заходили в казанский порт, караулил туристов у трапа и выменивал советские значки с Лениным на копеечную импортную жвачку. И потом этот жеваный-пережеваный "бубли-гум" он "дарил" пацанам, и те были счастливы! Еще лет десять тому назад можно было наблюдать, как страна, столько лет носившая свою серую телогрейку, вдруг испытала сладкие муки искушения достатком! Ее задница, исцарапанная газетными передовицами, наконец-то познакомилась с мягкой туалетной бумагой, ее раздробленные коловоротом советских стоматологов зубы вдруг познали, что такое нежность... Слава тебе, Господи, пришло это время!

Много всякого живописного сброда обитало на Суконке, но более всего меня удивило, что в начале XIX века здесь проживал обрусевший француз, поэт-убийца Ласенер. Именно как поэт-убийца он и упоминается в книге Александра Гурова "Профессиональная преступность". Как известно, в 1812 году французы толпами повалили в Россию, некоторые из них добрели и до Казани. В то время корнет армии Наполеона Пьер-Франсуа Ласенер (Lacenaire) был пленен, а когда был отпущен восвояси, изъявил желание остаться в России и подал императору прошение. Местом на поселение французу определили Казань, видимо, для того, чтобы разбавить густую татарскую кровь...

Полуподвальная, сырая келья, в которой он обитал и в которой повесился, сохранялась вплоть до 70-х годов прошлого века. В мое время она уже стояла необитаемой и заваленной кучей мусора. Но старожилы рассказывали, что после смерти француза сюда время от времени вселялись радостные новоселы, да через недельку-другую смурнели и давали деру. Говорили, что призрак висельника бродит по подвалу, сияя лунным саваном, и шарит руками в поисках горла. Когда из-за исходившего из-под пола зловония вскрыли доски, то наткнулись на три женских скелета, закопанных неглубоко. По обрывкам одежды опознали трех сестер - местных проституток, пропавших почти одновременно. Тут же, в поношенном валенке хранился весь архив поэта. Кроме стихов, были здесь и разрозненные записные книжки.

Гибельное это было место - Суконка. Еще Шаляпин отметил: "В это время мне было лет одиннадцать, и я уже имел несколько человек добрых товарищей. Странно, но все они до одного погибли в ранней юности. Главарь кружка, Женя Бирилов, умер от сифилиса будучи офицером, Иван Михайлов, сын сторожа в городской управе, сделался отчаянным и безнадежным алкоголиком. Степан Орининский был кем-то убит на реке Казанке. Иван Добров, будучи сельским дьячком, вывалился пьяный из саней и замерз. Странно".

О том, как жила Суконка до революции, я вычитал в одном местном журнале и понял, что место это действительно меченое, крапленое, как "рубашка" воровской колоды. Вырасти здесь и не обкуриться этим "фимиамом" было невозможно!

"Суконка в Казани была заселена ремесленниками, мастеровыми, извозчиками, прачками и ворами. Кража была в рабочих слободках обычным делом. Крали самовары, непросохшее белье, снимали с окон стекла, "рыбаки" выуживали из форточек удочками все вплоть до сумочек, баранок, колбас и сапог... Ребятишки на спор угоняли лошадей у самих конокрадов, а у городового - "селедку" (форменную шашку)! Здесь в многочисленных ночлежных домах (государства в государстве) бесследно исчезали не только краденые вещи, но и сами ограбленные. Как-то из-за ветхости стали ломать один из флигелей вблизи Шамовской клиники и нашли в подвале... девять скелетов!"

Мы жили на втором этаже деревянного дома, заселенного с разных сторон пятью семьями. Единственным украшением дома был балкон с чугунными загогулинами, выкрашенный голубой краской. Его я про себя называл "балконом Джульетты", хотя жила там раздобревшая проститутка, настолько дебелая, что, когда она выходила с папироской на балкон, я с замиранием сердца ждал, когда же он с треском рухнет в палисадник! "Джульетта" грелась на солнышке и слушала "битлов", голоса их взмывали к ней снизу из подвала, где жил первый казанский хиппи Алешка. Кстати, неподалеку в то же время, что и я, проживал еще ныне известный певец Альберт Асадуллин. Может быть, "битлы" долетали и до него тоже?

Суконки давно уже нет на карте города. На ее месте огромный газон и станция метро "Суконная слобода". Чудом уцелело лишь несколько "скворечников", прилепившихся к горе. Одиноко, как брошенная декорация какого-нибудь заезжего балагана, стоит свежеокрашенная "Победа", переименованная в Дом офицеров. На крыше так же, как и в былые времена, все еще плывет среди облаков гипсовая лира. Над Шамовским оврагом ссутулилась и стала как-то незаметнее на фоне выстроенной рядом высотки клиника купца 1-й гильдии Якова Шамова.

Оказавшись здесь ядрено-солнечным январским утром, я стал случайным свидетелем конца Суконной слободы. Пригнали технику, развели большие костры. Бревна, как косточки, жалобно трещали, легко рассыпаясь, сверху летели песок и стекла. Крепкие молодые работяги штурмом брали дом за домом, с недовольством обходя лишь маленький краснокирпичный домик, некогда светившийся аквариумами, с надписью "Здесь живут!".

Свой рассказ о Суконке я хочу завершить словами Шаляпина, который после скандала в Парижской опере записал: "После спектакля мне сказали, что человек, которого я ударил, лежал несколько минут без памяти. Я поехал к нему и застал у него на квартире еще несколько человек хористов. Высказав ему свое искреннее сожаление о происшедшем, я просил простить меня; он тоже искренне раскаялся в своей запальчивости. Плакали, обнимались, наконец, пошли все вместе ужинать в ресторан и предали сей печальный инцидент забвению, как это всегда бывает в Суконной слободе. Суконку мы всюду возим с собою!".

Вот так и я теперь повсюду вожу свою Суконку с собою...

Адель ХАИРОВ.

Дата: 03.11.2005

Газета "Республика Татарстан"

Выпуск: № 220-221 (25556)

Об авторе

Адель Хаиров родился в Казани в 1963 году. Журналист, прозаик. Публиковался в журналах "День и ночь", "Идель", "Казань". В настоящее время работает редактором и режиссером ТО "Панорама", автор телефильмов о поэтах Гаврииле Державине, Дэрдменде, Мусе Джалиле, художниках Баки Урманче, Иване Шишкине и певце Федоре Шаляпине, а также цикла передач о старых домах Казани. Две книги А.Хаирова сейчас готовятся к печати в московских издательствах "НЛО" и "АСТ-ПРЕСС".

 

А теперь прогуляемся по бывшей Суконной слободе. Это рабочий район, возникший вокруг суконной мануфактуры, которую построили в Казани в начале 18 в. К концу 19 века Суконная слобода была обширным районом города, насчитывающим более 12 тысяч жителей, не только с простой застройкой околозаводской, но и купеческими усадьбами. Сейчас это Вахитовский район, центр Казани, и его сильно перестроили перед празднованием тысячелетия города.



О том, что тут была Суконная слобода, напоминает одноименная станция метро (проектное название станции было "Вахитовская"):



Станция мелкого заложения, красивая, облицованная гранитом в бело-бежево-коричневых тонах



с колоннами и фонарями (никакого ISO не хватает в полутемном казанском метро :((((



выходим на улицу. Недалеко от выхода из метро - целый юбилейный комплекс, построенный в 2010 г. "Метроэлектротрансом": доска почета



стела с именами работников горэлектротранспорта, которые ушли на войну и не вернулись.





Дерево влюбленных - интересно, есть город, где нет дерева влюбленных? :)) Может, начать их коллекционировать? Правда, в городах, где такое дерево еще не выросло, влюбленные вешают замки на решетки мостов



и аллея с ретро-трамваями, в которых даже можно "покататься"! :)



трамвай мемориальный



на нем с 1932 по 1937 год работал Герой Советского Союза Иван Кабушкин



конка.



надпись крупнее - Казанская конно-железная дорога



а вот смотрите, какой у этой самой конно-железной дороги был красивый вокзал! И кстати и саму конку на фотографии видно! (фото из книги "100 лет казанскому трамваю")



С того же сайта, что и фотография:

"Основателем казанских конно-железных дорог стал отставной инженер-штабс-капитан П.П.Панаев. 1 января 1870 года Министерство путей сообщения одобрило проект конно-железной дороги в Казани.

Пять лет спустя, в 2 часа дня 2 октября 1875 года, была открыта казанская конка. Первые ее вагоны неторопливо покатились из Адмиралтейской слободы в город. Вагоны были привезены из Москвы, "отличались, чистотой и прочностью работы", но были "не совсем просторные", в двух классах вагона могло поместиться не более 40 человек. "Погода благоприятствовала событию, стоял погожий осенний день. Вся дамба была украшена флагами и бумажными фонарями, за час до молебствования на середину дамбы прибыло 12 вагонов. Все украшены: флагами и зеленью; с кучерами и кондукторами, одетыми в парадную форму... После молебствования было предложено собравшимся прокатиться на трамваях (иногда конки назывались и так - Л.Ж.) в город. В два часа дня конно-железный поезд тронулся", - писала газета той давней поры.
Сначала были открыты две линии: "Волжская" - от Толчка до Дальнего устья и "Проломная" - от Толчка по Проломной улице через Рыбную площадь до церкви Сошествия св.Духа в Суконной слободе. С организацией движения конки не сразу все шло гладко. Начало прямого "правильного" (т.е. по расписанию) движения пяти вагонов конно-железной дороги на линии "город - пристани на Волге" стало возможным лишь 11 сентября 1876 года - через год после открытия конки.

На Волжской линии в Адмиралтейской слободе был участок, где лошадям приходилось преодолевать подъем, осложненный поворотом небольшого радиуса. Особенно тяжело было в период навигации - слишком много пассажиров набивалось в вагоны. Поэтому здесь всегда держали пристяжную лошадь, которую впрягали под горой и выпрягали наверху. Лошадь эту называли "Петрушкой" и название "Петрушкин разъезд" памятно многим совсем не старым казанцам - сейчас эта остановка называется "10 лет Октября".

и третий трамвай



сейчас закрытый выход из метро "Суконная слобода"



и дома вокруг "под старину"





даже купеческое собрание есть.



с другой стороны огромное здание театра кукол "Экият".

        Более 70 с лишним лет театр кукол находился в здании бывшей церкви Сошествия cв. Духа. Это неподалеку, на ул. Луковского. И вот в 2008 году началось строительство нового здания театра - семиэтажного, в виде сказочного замка.



 


1 марта 2012 года состоялось торжественное открытие нового здания театра кукол "Экият"

Театр находится напротив развлекательного комплекса "Туган авылым" ("Родная деревенька"). Там всякие досуговые учреждения типа боулинга и бильярда, общепит, скамейки, фонтанчики. В разное время проходят всякие концерты. На такой концерт мы как раз и попали:





все красиво и очень нарядно, и вроде ансамбль татарский, и песни поют татарские, а костюмы вроде как не очень татарские. Но все равно пели и плясали они замечательно!









играл народ с удовольствием. Одна из игр традиционная: передают платок по кругу под музыку. Музыка останавливается, и тот, у кого платок в руках, должен сказать какое-нибудь слово по-татарски. А мне почему-то вспомнился наш первый приезд в Казань в 2009 году и игры в речном порту, которые устроили наши теплоходные аниматоры. Одним из заданий было запомнить, как будет по-татарски "Добро пожаловать", "Здравствуйте", и "большое спасибо". И если "Рахим итегез!" (добро пожаловать) там крупно написано на здании речного вокзала, всегда подсмотреть было можно, со спасибом мы как-то разобрались, то страшное слово "исенмесез" просто никак не хотело запоминаться.



мы тут было подумали - хоть приподнимут чуть платок - ан нет, все взаправду, пролезали все в три погибели согнувшись.



ну и по комплексу пройдемся





мы заглянули в симпатичную блинную поглядеть, что там есть внутри



там оказалась настоящая печь, в которых пекут оладьи






огонь очень весело в печи горел




детское кафе - целый деревянный замок с игровой площадкой







башенка замка



затейливый фонарь такой



В следующем посте пойдем от "Туган авылым" к пл. Тукая.

 

Суконная слобода - окраина старой Казани. На имеющейся у меня довольно свежей (уже есть метро) карте район утыкан квадратиками, обозначающими маленькие частные дома. Теперь на их месте - бетонные бизнес-центры, на большинстве которых висят растяжки "продается". А в основном там пустыри.

Казань, часть 2, Суконная Слобода
Петербургская улица

Казань, часть 2, Суконная Слобода

Казань, часть 2, Суконная Слобода
Этот домик был сохранен из-за того, что в нем жил какой-то татарский революционный деятель.

Казань, часть 2, Суконная Слобода
Так, вероятно, Суконная Слобода выглядела еще недавно.

Казань, часть 2, Суконная Слобода

Казань, часть 2, Суконная Слобода

        Это Дом офицеров, хотя раньше это был кинотеатр "Победа"

        Сначала идем по ул. Луковского мимо Духосошественской церкви.

      Ранее, более 70 лет, здесь находился Татарский государственный театр кукол "Экият". Выше на этой странице мы видели стройку - новое здание театра кукол красоты невиданной.



Вот очень интересная фотографию этой церкви во времена оны, просто фантастика такая смотреть на эти снимки рядом...



 

 

 

 

 

 


но это было давно.

Следом за Духосошественской церковью по Луковского был очень милый домик - он мне просто понравился ничего достопримечательного про него не знаю



В этом доме квартируют госслужбы - но делают это инкогнито, без вывесок

Казань, часть 2, Суконная Слобода

Казань, часть 2, Суконная Слобода
Интересное дореволюционное здание учебного заведения.

Казань, часть 2, Суконная Слобода


Еще одно сохранившееся старое здание в том районе

Казань, часть 2, Суконная Слобода
Отличный образец модерна!

Казань, часть 2, Суконная Слобода
Закабанная мечеть (1914-23 гг., открыта при советской власти).
Тут уже начинается Татарская слобода, о которой - на другой странице.

Покровский кафедральный собор (старообрядческий, конец XIX - начало XX вв.). Освящен в 1909 году, в 1922 году было конфисковано церковное имущество и через несколько лет церковь была закрыта. Реставрируется с конца 90-х и по сей день, судя по заколоченной колокольне



а вот эта церковь на ул. Островского действующая, и тоже старообрядческая. Церковь Казанской иконы Богоматери (начало ХХ в.). Построена она в 1912 г., с 1931 г. в ней была авторемонтная мастерская.

Казань, часть 2, Суконная Слобода



там же неподалеку (на пересечении ул. Островского и Айдинова) - католический храм, открытый в 2008 году. Вообще-то казанскому католическому приходу куда как больше лет, и церковь была, которую в 1927 году закрыли, а в здании ее поместилась лаборатория КАИ с аэродинамической трубой в центральном нефе. Когда решили восстановить приход и вернуть храм верующим, то выяснилось, что построить новое здание на новом месте проще, чем перенести эту самую трубу.



рядом - вход в Парк Тысячелетия.



недосмотренной в этом районе осталась Закабанная мечеть - прямо заколдованная мечеть, я до нее хотела дойти три раза, и все три раза что-то мешало :) Ну ничего, где были три попытки, там будет и четвертая, упорства не занимать.

а теперь пойдем по "петербургской" части улицы Петербургской. Слева- Покровский кафедральный собор (для ориентира)



и первое что бросается в глаза - домик с причудливой вывеской Питер: КультАлкПищТоргДосугПроект. Это уже даже не Абырвалг :))



фонари "под_питер" :)







и даже мостики



и скамейка с грифончиками! Сядешь на нее - и прямо будто у Академии художеств сидишь :))



тем временем мы почти подошли к самому началу ул. Петербургской, к площади Тукая. На площади - торговый центр "Кольцо"



перед ним - памятник Льву Гумилеву, установленный перед празднованиями 1000-летия Казани



На постаменте: "Я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы..." Л. Гумилев



Если перейти площадь по подземному переходу, можно идти прямо - на улицу Баумана.