Чернояровский пассаж

 
Чернояровский пассаж построен в Казани (по адресу: ул. Воскресенская (современная Кремлевская), д.21) в начале 20 века ( в 1901 г.), в стиле модерн с элементами эклектики. Главный вход выделен широкой каменной лестницей и обширным металлическим балконом, ныне утраченным. Пассаж оставался центром торговли недолго, уже после Октябрьской революции на 2 и 3 этажах помещения переделали под жилые. На первом этаже располагался гастроном и, на тот момент, единственный в Казани книжный универмаг «Букинист». Казань была единственным городом Российской империи, после Москвы и Петербурга, конечно, в котором существовало 2 пассажа. (см. также Александровский Пассаж (Казань)).

       Чернояровский пассаж стал в Казани вторым зданием такого типа. Заказчиком и владельцем был купец Чернояров. Архитектором – Г.Руш.

       Новое здание строилось из уже стоящих на этом месте двух зданий. Перед главным входом была широкая лестница, а над входом - просторный металлический балкон. Лестница и балкон до наших дней не сохранились.

       Фасад здания асимметричный. Первый этаж занимала торговая зона. Второй и третий этажи были с коридорной системой планировки, центральной лестничной клеткой, которая хорошо освещалась фонарем. Во дворе у здания были дополнительные помещения, которые были жилыми и соединялись переходами с основным зданием. Флигель во дворе построен в едином стиле со зданием и служил жильем для хозяев доходного дома вплоть до революции. Из семейства Чернояровых вышло немало предприимчивых коммерсантов, известных инженеров и врачей.

       Снаружи здание пассажа украшено причудливым декором. Историк Дмитрий Туманов пишет, что в декоре, украшающем фасад, использована масонская символика: два пеликана – закон высокой гармонии, гербовый щит в форме лилии – чистая будущность, изображение змей на щите – мудрость. Декор привлекает внимание пышностью. Арочные окна украшают лепные гирлянды. Большую роль во внешнем декоре здания имеют оригинальные маковки, которые обшиты листовым железом и украшены кованым шпилем.

       Материалы, использованные при строительстве здания пассажа, были самыми современными.

       В период с 1923 по 1940 годы в здании Чернояровского пассажа жил татарский драматург, публицист и поэт – Фатхи Бурнаш.

            Чернояровский пассаж - пассаж с привидениями

      Когда-то Казань была единственным в России городом (после Петербурга и Москвы, естественно), в котором было построено два пассажа – Чернояровский и Александровский. Заказчиком и владельцем Чернояровского пассажа был казанский купец Чернояров, архитектором – Г.Руш. Зодчему явно хотелось построить здание в модном в начале XX века стиле модерн, но удержаться в рамках проекта все же не удалось – фасад с кованым металлическим балконом (сейчас балкона, к сожалению, нет) был дополнен причудливыми завитушками в стиле барокко. Получилась замечательная эклектика, ассиметричная, красивая и загадочная.
В настоящее время Пассаж обрел окончательный (будем надеяться) адрес - это улица Кремлевская, 21. В старые времена улица называлась Воскресенской, затем получила имя Чернышевского, еще позднее была переименована в улицу Ленина. Однако вполне материалистические переименования улицы не изгнали из дома потусторонних обитателей Пассажа, то ли как-то все оно мирно уживалось меж собой, то ли интригующие слухи о "нехорошем" доме явно преувеличены. Считается, что в доме живут привидения, но пахнет здесь не столько неопознанными сущностями, сколько запустением и обветшалостью – лет-то сколько прошло! Однако история Пассажа действительно необычна.
      На месте владений Черноярова когда-то стояли два отдельных здания, между которыми притулился домик семьи Вениаминовых, явно не вписывающийся в планы застройки. Глава семьи в принципе был готов уступить и переехать в другое место, но молодая супруга ответила решительным отказом. В результате домик сгорел вместе с его обитателями. Доказать причастность Черноярова к поджогу так и не удалось, и в скором времени на пепелище начались фундаментные работы. Недели не прошло, как загорелись «бытовки» каменщиков. Строители отказались отвечать на расспросы, бормотали что-то про «даму в красном» и сбежали, отказавшись от расчета.
Переход между двумя зданиями так и не достроили, Чернояров вообще отказался от этой затеи и поселился на третьем этаже готового дома. Именно там в тот же год отравился угарным газом старший сын купца. Неугомонный Чернояров был убит горем, но тем не менее распорядился о строительстве отдельного флигеля, куда вскоре и перебрался окончательно. Семья купца дожила в Пассаже вплоть до революции. В доме эмигрировавшего хозяина большевики недолго думая устроили общежитие, но «дама в красном» неоднократно навещала и новых собственников. Пассаж полыхал трижды: в 1919 году (погибло 7 человек), во второй раз - в 1935-м (в пассаже тогда располагалась квартира татарского поэта Ф.Карима, который, кстати, упоминал загадочную женщину в стихах, и в третий раз – в 1970 году. Примечательно, что огонь разгорелся в спальне самого Черноярова (в 1970-м в этой комнате снова погиб человек).
Возможно, все это совпадения. Но дом по-прежнему окутан легендами. Говорят, что даже эхо внутри «какое-то не такое»...

      В Казани, как и любом другом уважающем себя городе, есть свои дома с привидениями! Да и немало их. Мы, слава труду, своими глазами не видели, но разговоры ходят. Разговоры о Казани. Одно из таких загадочных строений – Чернояровский пассаж - настоящий памятник истории и архитектуры, располагается на одной из центральных улиц. В старые времена, а именно до революции 1917 года, называлась она Воскресенской. После - нарекли ее в честь писателя Чернышевского. С 1960 года ее переименовали в улицу Ленина. Ну а сейчас – это одна из красивейших улиц Казани – Кремлевская.
Чернояровский пассаж расположен по адресу Кремлевская, 21. Здание было построено в начале XX века, как доходный дом купца Черноярова по проекту архитектора Г.Б.Руша. Называют это здание памятником казанского модерна. Устроители пассажей Чернояровского и Александровского хотели объединить свои строения, но владельцы маленького дома между ними отказались продать свой участок.

       Вот тут-то и начинается история с привидением! Вот, что рассказывают казанские «охотники за привидениями» из группы Космопоиск на своем сайте. Если Александровский пассаж, ул. Кремлёвская, 17, обзавёлся призраком лишь в 2004 году, то его сосед – пассаж Чернояровский прослыл «нечистым» с самого своего открытия. Итак, семейство Вениаминовых, владельцы маленького домика между пассажами, наотрез отказались продать свой участок. Говорят, что сам Вениаминов был не особо против, но его молодая красавица-жена настояла на отказе. Как-то ночью в домике случился пожар. Деревянная постройка сгорела дотла. А заодно с ней – и всё семейство Вениаминовых. Следствие не смогло доказать причастность к пожару купца Черноярова и факт поджога. Строители быстро расчистили пепелище и стали закладывать фундамент соединительного перехода. Но фундамент так и не был закончен.
Не прошло и недели, как в бытовках строителей начался пожар. Двое погибли в огне. На все расспросы о причинах пожара, оставшиеся в живых рабочие бормотали что-то про женщину в красном. Они отказались продолжать строительство, и ушли, даже не попросив расчёта. Строительство перехода возобновлялось ещё дважды, но было прервано по неизвестным нам причинам. Фундамент соединительного перехода так и стоял недостроенным. Но на этом история не заканчивается. Купец Чернояров, отказавшись от идеи перехода, вместе с семьёй поселился на третьем этаже пассажа. Через полгода в своей комнате угорел его старший сын. Прислуга божилась, что растопила печь правильно и проверила печные дверцы и задвижки.

      А один из посетителей заявил, что в тот день он столкнулся в пассаже со странной женщиной, одетой в длинное красное платье. Она, подобно сомнамбуле, ходила по коридорам здания. Лицо её скрывала вуаль, а руки – длинные перчатки. На вопрос, не нужна ли ей помощь, женщина рассмеялась странным, нечеловеческим голосом, и мужчина поспешил удалиться. Убитый горем Чернояров принял решение о строительстве отдельного флигеля во дворе пассажа, где и жил с семьёй до революции, во время которой эмигрировал. Но история на этом не заканчивается. Известны ещё три случая пожара в Чернояровском пассаже. Один – в 1919 году. Тогда в пассаже размещалось общежитие, погибло семь человек. Второй – в 1935. Пожар произошел в квартире татарского поэта Фатиха Карима. Огонь был быстро потушен. Казалось бы, и что с того, но в одном из его стихотворений фигурирует женщина в красном платье?! Третий пожар случился в 1970 году. В квартире на третьем этаже. Погиб пенсионер. Примечательно, что в выгоревшей комнате раньше располагалась спальная самого Черноярова. Продавцы и парикмахеры с удовольствием делятся сплетнями. О тёмной истории здания они ничего не знают, но иногда замечают, что вечером возле их окон частенько останавливается какая-то женщина в красном платье и долго смотрит на что-то через стекло. Но из-за освещения, лица её так никто и не разглядел.


      Вот такие разговоры. А вообще при строительстве пассажа были использованы новейшие материалы того времени. Фасад здания асимметричен, поскольку пассаж "слеплен" архитектором из находившихся на том месте старых построек. Главное здание представляет собой яркий образец доходного дома с торговой зоной на первом этаже. Второй и третий этажы имеют коридорную планировку с центральной лестничной клеткой, освещаемой фонарем. Здание имеет дополнительные жилые корпуса во дворе, соединенные с основным зданием крытыми переходами. Своеобразные маковки, обшитые листовым железом и украшенные коваными шпилями, играют ведущую роль в декоре здания. Да и само семейство Чернояровых, несмотря на историю с призраками, весьма примечательно с хорошей стороны. Из этой фамилии вышли не только предприимчивые коммерсанты, но и известные инженеры и врачи.

      А вензель "ДИЧ" и по сей день виден на фасаде. Преподаватель Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, ученый, Дмитрий Туманов пишет, что декор фасада отмечен масонской символикой. «Лепнина - два пеликана (закон высочайшей гармонии) обрамляющих гербовый щит в форме стилизованной лилии (чистая будущность), на котором изображены змеи (мудрость), - до сих пор привлекает внимание прохожих своей пышностью. Чуть менее заметно то, что Чернояровский пассаж имеет как бы три узких, шириною в три окна, дома, соединенных крыльями-переходами. Возможно, это символизирует три степени иоановского масонства: ученика, товарища мастера и мастера. Два крыла-перехода имеют разную длину: посчитайте хотя бы количество окон - одно из них в пять окон, а другое в семь. В масонской символике число "пять" - равновесие, а "семь" - святость. Может быть, скажете вы, это всего лишь совпадение. Но не слишком ли много совпадений на один дом? Ведь и лепные арочные гирлянды, изображения пеликанов, змеи, вплетенные в анаграмму хозяина дома, лучковидные фронтоны, стилизованные столбы и многое, многое другое может служить иллюстрацией к энциклопедии масонских символов».
      В 1923-1940 гг. в доме жил известный татарский драматург, поэт, публицист и переводчик Фатхи Бурнаш. В двухэтажном доме во дворе пассажа в 1931-1941 гг. жил Фатих Карим - татарский поэт, погибший в Великой Отечественной войне. О чем по сей день свидетельствует мемориальная доска. Сейчас на первом этаже пассажа находится парикмахерская, книжный магазин и офисы.