Транспорт Казани

 

Бурное развитие Казани в середине XIX века, появление множества ремесленных слобод в пригородах способствовало зарождению в Казани общественного транспорта. Одни из первых в России, в городе появились омнибусы — в 1854 году 12-местные дилижансы связали Толчок с Волжскими пристанями в Адмиралтейской слободе[1]. Также в Казани под надзором мэрии работало множество извозчиков, бравших стандартную плату. Бедняки-татары создали в Казани своеобразный зимний вид транспорта в виде многоместных телег, называемый барабусами (от татарского «барабыз» — поедем), возивший пассажиров за гроши.

2 октября 1875 года город сделал следующий шаг в развитии общественного транспорта — в Казани начали функционировать 2 линии конной железной дороги ("конки") (см. Казанская конка), одной из первых в России. К концу века маршрутов конки было уже 5, свою работу этот вид транспорта прекратил в 1900 году, так как в 1899 году в Казани появился электрический трамвай, также один из первых в России (раньше чем в столице империи). К новым электрическим вагонам прицепляли старые, от конки; таким образом, Казань оказалась единственным городом в Российской империи с двухэтажным электрическим трамваем. Революционное время на несколько лет прервало работу казанского трамвая, однако в 1921 году он продолжил своё развитие.

В 1926 году в городе открывается автобусное сообщение[2], а в 1948 году — троллейбусное.

Рождение в 1979 году миллионного жителя города позволило Казани претендовать на строительство метрополитена, однако указ о строительстве был подписан лишь в 1996 году. Седьмой в России, Казанский метрополитен был торжественно открыт 27 августа 2005 года во время празднования Тысячелетия города. Казанское метро, впервые в России и СНГ имеющее оплату проезда по электронным смарт-жетонам (помимо также смарт-карт) и поезда только с передовыми экономичными асинхронными двигателями на переменном токе, в 2006 году признано специалистами как самое современное на территории постсоветского пространства[3].

В 2007 году система автобусного сообщения в городе была радикально пересмотрена, что позже было удостоено национальной транспортной премии «Золотая колесница». Помимо уменьшения, изменения и перенумерации по № 99 маршрутов движения, транспортная реформа впервые в России предусматривала почти полное обновление автобусного парка с преимущественно малых и особо малых маршрутных такси на преимущественно большие и средние автобусы — низкопольные и полунизкопольные (более удобные для пожилых, инвалидов и других маломобильных групп населения), с экологичным стандартом двигателя Евро-3, с единообразной окраской красного цвета, что дало Казани новое определение — «город красных автобусов» (подобно Лондону и некоторым другим). Подобно этому, в партиях поставки с 2007 г. новые трамваи также имеют единообразную окраску красного цвета, троллейбусы — зелёного.

В настоящее время основными видами транспорта в Казани являются общественный транспорт и личные автомобили. Также в городе действуют несколько десятков служб такси. В тёплое время года небольшую популярность приобрели велосипеды и скутеры, однако развитие этих видов транспорта сдерживается отсутствием необходимой инфраструктуры и культуры вождения.

На начало 2011 года количество автомобилей в Казани составило 284 тыс. и продолжило расти[4]. Подобное количество автотранспорта вызывает традиционные заторы в «часы пик» на всех основных магистралях города.

Общественный транспорт в Казани перевозит до 1,5 миллионов пассажиров в день. Самым популярным видом общественного транспорта является автобус (в 2008 г. им перевозилось 79 % пассажиров), трамваями, троллейбусами и метро перевозится значительно меньше (соответственно 7 %, 14 %, 4 % в 2008 г.[5]). С пуском станций «Проспект Победы» и особенно «Козья Слобода» в Заречье пассажиропоток в метро резко увеличился — до 75 тысяч в день в среднем (2011) и 105 тысяч в снегопады.

На всех маршрутах всех видов наземного городского транспорта задействованы кондукторы и, помимо оплаты за наличный расчёт (с более высокой стоимостью проезда), действуют общегражданские (с разными тарифными планами пополнения, включая проездные по срокам и «электронный кошелёк»), а также льготные электронные транспортные смарт-карты по проекту автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП)[6]. Единым оператором городского электротранспорта (метро, трамваи, троллейбусы) является МУП «Метроэлектротранс». На городских автобусных маршрутах работают около десятка перевозчиков, в т.ч. 2 крупных (бывшие советские АТП).

Две соизмеримые части города южнее и севернее реки Казанка связаны пятью дамбами и мостами (включая сооружённый к Тысячелетию Казани мост «Миллениум»), а также линией метрополитена. У крайней западной границы территории города на трассе федеральной автодороги М7 имеется один мост через реку Волга.

К проведению в городе Универсиады-2013 производится масштабная модернизация транспортной инфраструктуры, включая продление первой линии метро, сооружение более десяти развязок и нескольких десятков пешеходных переходов, запуск аэроэкспресса, радикальное обновление международного аэропорта «Казань», строительство транзитного железнодорожно-автобусного вокзала, дальнейшее обновление подвижного состава наземного общественного транспорта.

Помимо метро и предусмотренных городских поездов, останавливающихся в городских посёлках на трассе аэроэкспресса, в качестве скоростного внеуличного городского транспорта планируется запуск городских поездов также по большому кольцу с использованием западного, южного и северного внутригородских железнодорожных ходов. Кроме того, есть планы по возрождению сообщения по реке Казанка и озеру Кабан городских теплоходов.

Транспорт Казани
  Мосты Казани        

Дорога длиною в сто лет    

Романовский железнодорожный мост через Волгу

 

"Лебединая песнь" Николая Белелюбского       Вдоль по старой Волге ***
Казанский метрополитен Казанский метрополитен   Казанский троллейбус   Казанский трамвай
  Казанский автобус****   Казанская конка   Казанская почта
  Городские теплоходы        

Примечания

  1.  КАЗАНСКИЙ ТРАМВАЙ

  2.  Казань: первые автобусы и такси

  3.  Перейти к:1 2 Асфан Галявов: «Думаете, не будь метро, в Казани появились бы супердороги?»

  4.  На улицах Казани за год стало больше на 11 тысяч машин

  5.  В Казани за год перевезено почти 300 миллионов пассажиров

  6.  Электронная Транспортная карта

  7.  ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЗАНСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

  8.  Пассажиропоток в казанском метро увеличился на 67 %

  9.  Отчеты о деятельности Мэра Казани и Исполкома Казани за 2010 год

  10.  Казанские автобусы ездят на «космическом поводке»

  11.  Трансконтинентальный коридор «Северная Европа — Западный Китай» — новый путь в Европу

  12.  Геральдика Казани: Железнодорожный вокзал

  13.  В Казань придут летние поезда

  14.  ГЖД в 2006 году больше всего пассажиров отправила со станции Горький-Московский

  15.  Вокзал на станции «Восстание» в Казани снесут до конца года

  16.  РЖД наладит оперативное сообщение между вокзалами и аэропортами в Нижнем Новгороде и Казани до 2013 года

  17.  В 2010 году пассажиропоток в аэропорту «Казань» вырос на 42 %

  18.  Лауреаты Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая Колесница» — по итогам 2007 года

  19.  Победители конкурса//Сайт ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации

  20.  Казанский аэропорт к Универсиаде-2013 сделают пятимиллионником

  21.  Казанский речной вокзал перешёл на осеннее расписание

  22.  Валентина Пахомова. Навигацию на Волге открыла амфибия(недоступная ссылка — история). Вечерняя Казань (28 декабря 2007 года). Проверено 1 мая 2009 года.Архивировано из первоисточника 2 марта 2010.

  23.  Ренат Садыков. По Казанке «марсоход» промчался. Комсомольская правда (24 февраля 2009 года). Проверено 1 мая 2009 года. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012.

  24.  Казанский автовокзал-2010, расписание движения.Проверено 10 июня 2010. Архивировано из первоисточника 9 июля 2012.

  25.  СВИЯЖСКИЙ МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

  26.  Индустриально-логистический парк «Биек Тау» открывается в Татарстане

  27.  В Татарстане открыта первая очередь логистического комплекса «Q-Park Казань»

  28.  В Татарстане открыт новый логистический центр

  29.  На реализацию проекта Свияжского мультимодального логистического центра в РТ предусмотрено 11,6 млрд рублей

  30.  Проектно-изыскательные работы по строительству логистического центра в Свияжске выполнит ЗАО «Казанский Гипронииавиапром»

Смотри также