Улица Тукая

 

         Казань, как большая книга тайн, хранит тысячелетние истории, замысловатые загадки и скрытые от посторонних глаз секреты. Это переплетение золотых звеньев улиц и переулков, которые составляют единую цепь нашего славного города.

Улицы Казани не похожи друг на друга, каждая пропитана своей ни с чем не сравнимой атмосферой. Можно почувствовать дух прошлого, а можно - ритм большого динамичного города…

        Одной из самых интересных и загадочных улиц города можно назвать улицу Габдуллы Тукая. С ней связана многогранная деятельность великого татарского поэта. Здесь жили многие его друзья-единомышленники, с которыми он был связан тесными творческими узами. В Казани поэт прожил недолго, но посвятил ей немало прекрасных строк.

За Кабаном и Булаком люди начали селиться еще в XV—XVI веках. К XVIII веку здесь разрастается целая слобода, называемая Старо-Татарской. Центром ее стала улица, которая ныне носит имя Габдуллы Тукая.

Длинна эта улица, не скоро пройдешь ее из конца в конец. Раньше она делилась на две части: Екатерининская шла вдоль Кабана (название получила от стоявшей здесь приходской церкви великомученицы Екатерины), а ее продолжением после пересечения с Евангелистовской (ныне ул. Татарстан) была Тихвинская (в честь приходской церкви Тихвинской божьей матери).

Тихвинская вливалась в Большую Варлаамовскую. Здесь возвышалась та самая церковь св. Варлаама, про которую казанские студенты распевали озорную песню. Теперь тут шумит-бурлит колхозный рынок.

Даже беглое знакомство с дореволюционной топонимикой убеждает, что улицы чаще всего нарекали в честь культовых сооружений.

 

Естественно, были на них и мечети. Наиболее интересны две: Галеевская (д. 40/22) и Красная (д. 14) — ныне архитектурные памятники. Наша улица была застроена домами крупной и средней торговой буржуазии, фабрикантов и духовенства. Несмотря на то, что при строительстве использовался опыт европейской, русской и восточной архитектуры, здесь преобладали черты татарского зодчества как во внешнем оформлении, так и во внутренней, планировке.

Было тут немало медресе, а также начальное русско-татарское училище для татарских девочек, фабрично-заводское начальное училище... Особо, нужно отметить два учебных заведения. Первое — «Мухаммадия» — одно из крупнейших мусульманских медресе России (д. 34, построен в 70—80 гг. XVIII века) — оставило заметный след в истории татарского просвещения в дореволюционный период. Здесь на уроках звучали стихи Тукая, преподавались светские науки, педагоги пользовались учебниками К. Насыри. Во время революции 1905—1907 гг. учащиеся-шакирды активно участвовали в демократическом движении, помогали X. Ямашеву, тоже учившемуся в «Мухаммадии», в издании и распространении листовок Казанского комитета РСДРП. Сейчас в здании бывшего медресе находится техническое училище № 36.

Другое учебное заведение — татарская учительская школа (д. 75). Здание построено в конце XVIII века; открылось в сентябре 1876 года. Это первое светское учебное заведение для татар с преподаванием на русском языке. При школе было базовое начальное училище, где проходили педагогическую практику учащиеся старших классов. Примечательно, что среди преподавателей было много известных ученых, прогрессивных людей своего времени: это В. В. Радлов — основатель отечественной тюркологии (он руководил школой с 1876 по 1884 гг., пока в качестве академика не был отозван в Петербург); видный представитель татарского просветительства М. Махмудов; известный языковед, впоследствии член-корреспондент АН СССР В. А. Богородицкий; татарский просветитель Каюм Насыри.

Благодаря тесным контактам с Казанским университетом, особенно в 1905—1907 гг., школа отличалась демократическими настроениями. Здесь в 1904 году X. Ямашев с друзьями организовали марксистский кружок. Уже в советское время в школе была организована первая татарская комсомольская ячейка.

Позднее в здании располагалась средняя школа, а сейчас здесь занимаются юные шахматисты.   Дом примечателен еще и тем, что во дворе его в 1920—30 гг. жил один из первых татарских композиторов — С. Габаши.

В доме 37/20 находилось крупнейшее частное издательство братьев Каримовых (трехэтажное здание построено в 1910 году). По мнению архитекторов, оно может служить образцом производственного здания периода эклектики.

Типография Каримовых была одним из крупных мусульманских полиграфических предприятий России начала XX века. Здесь печатались книги не только для татар, но и для казахов, азербайджанцев и даже для населения Индии и Египта. В 1917-18 годах в этой типографии издавалась русская газета «Рабочий» — орган Казанского комитета РСДРП, татарская газета «Кызыл байрак», первая советская газета на татарском языке «Эш» (от нее ведет историю нынешняя газета «Социалистик Татарстан»). В 1919 году типография была национализирована. Ныне в ее зданиях — швейная фабрика.

Здесь уместно вспомнить и о газете «Эль-Ислах» («Реформа»). Редакция ее находилась в доме 63. Это было революционно - демократическое издание. Во главе газеты стоял Фатих Амирхан, одним из главных авторов был Г. Тукай. В ней активно сотрудничали Г. Кулахметов, С. Рамиев, Г. Камал, Г. Ибрагимов. Одним из ее организаторов был революционер - большевик М. Дулат-Али.

С этой улицей связаны, биографии целого ряда революционеров - деятелей татарской культуры. Например, дома 3, 5, 26, 34, 63, 73 заставляют вспомнить драматурга Г. Камала. X. Ямашев родился в доме 79/16. Во время подготовки вооруженного восстания осенью 1905 года здесь проходили заседания Казанского комитета РСДРП.

В доме 108 в 1914—17 годах жил Г. Кулахметов, в доме 87 он заведовал русским классом при Апанаевском медресе, в доме 92 в 1902—1905 гг. печатал с друзьями большевистские листовки. Квартира его сестры в доме 75 служил явкой для иногородних большевиков.

В доме 1/15 в 1917 году размещался Мусульманский социалистический комитет — массовая организация татарской революционной демократии, созданная М. Вахитовым. В этом же здании находился и Рабочий клуб комитета. При нем была создана библиотека. Несколько лекций прочел здесь Я.С. Шейнкман. Лектором был и сам М. Вахитов.

Площадь на пересечении улиц Тукаевской и Ф. Карима одно время носила его имя. Еще раньше она называлась Юнусовской или просто Майдан — площадь. Здесь в апреле 1913 года состоялся многотысячный траурный митинг по поводу кончины Г. Тукая. На этой площади в 1917 году выступал М. Вахитов. 27 июня 1918 года рабочие-мусульмане и красноармейцы   приняли здесь телеграмму на имя Ленина: «Мусульманский пролетариат заверяет, что в его лице СНК всегда найдет непоколебимых бойцов за священные лозунги социализма, он ни перед чем не остановится, чтобы сломить упорство врагов социальной революции». Эта площадь в августе 1918 года была опорным пунктом красногвардейцев. Когда же город был занят врагом, она стала для них местом казни. Каким же многолюдным и радостным был митинг, который состоялся здесь после победы над белогвардейцами!

Первого мая 1922 года на площади, названной именем М. Вахитова, был поставлен памятник (он не сохранился) этому замечательному революционеру.

А ныне создана новая площадь в честь революционера — перед зданием химкомбината, носящего его имя. Это предприятие, ведущее свою историю от свечно-мыловаренного завода братьев Крестовниковых (основан в 1855 году), сразу стало крупнейшим в Казани. Завод давал миллионные прибыли за счет зверской эксплуатации рабочих. Как писал родным Сережа Костриков (С.М. Киров), который в годы учебы в Казанском промышленном училище проходил здесь практику, «рабочие работают день и ночь круглый год без праздников».

На всех этапах истории роль завода в развитии экономики Казани была исключительно велика. Здесь сложился большой отряд рабочего класса, активно участвовавший в революционных событиях, особенно в дни Октябрьского вооруженного восстания в 1917 году. А потом рабочие стали хозяевами завода.

Кроме химкомбината, на Тукаевской улице расположен целый ряд предприятий организаций: объединение «Татмебель», одно из производств объединения «Красный восток», трест «Казгордорстрой» и другие. Учебные заведения, находящиеся на улице, — три училища и механико-технологический техникум готовят рабочую смену.

Вспоминая историю улицы Тукаевской, нельзя не отметить, что на пересечении её с нынешней улицей 3. Султана в прошлом веке стоял дом Хальфиных, известных татарских просветителей. Несколько поколении этой семьи были преподавателями гимназии и казанского университета, собирали старинные татарские рукописи, сами писали книги. Труды Ибрагима Хальфина знали за рубежом, ими пользовался Карл Маркс.

Есть на улице Тукаевской и кинотеатр имени Тукая, когда-то он назывался «Чаткы» («Искра»). Он был открыт 16 октября 1925 года (здание тогда было деревянным). В первый день здесь демонстрировался фильм «Мусульманка» с титрами на татарском языке.

На улице, названной его именем, Г. Тукай не жил, но она носит его имя по праву. Здесь поэт работал в газете «Эль-Ислах», здесь бывал у своих друзей, здесь жили те, для кого слово Тукая было откровением, с этой улицы поэт ушел в свой последний путь. Осуществилась мечта Тукая, горячо любившего свой народ и много сделавшего для развития его культуры, мечтавшего о счастливой и свободной жизни для своих соотечественников. И не забыт поэт. Потомки читают его стихи, поют песни на его слова. Ходят по улице, носящей его имя

Рядом на соседней улице Татарстана находится здание Восточного клуба – место встреч татарской интеллигенции, где часто бывал поэт, и знаменитый Сенной базар (улица Московская), описанный Тукаем в сатирических произведениях. Сенной базар вошел в историю как татарский общественно-торговый центр, являвшийся самым крупным восточным базаром европейской части России. Сюда приезжали за уникальными изделиями казанских ремесленников и промышленников. 

Казанские предприятия по обработке кожи, производству мыла, обуви и сукна, мастерские знаменитых ювелиров, медночеканщиков, местные художники-каллиграфы славились не только в России, но и в Европе и на Ближнем Востоке.

 

Отсюда по узким поперечным улочкам можно спуститься к озеру Кабан, любимому месту прогулок поэта, воспетому им во многих произведениях. На улице, носящей его имя, поэт бывал довольно часто, работал в газете "ЭЛЬ-ИСЛАХ" ("Реформа"), редакция которой находится в доме №63. По этой улице поэт и ушел в свой последний путь… На Юнусовской площади (пересечение улиц Тукая и Ф.Карима) состоялся многотысячный траурный митинг…

Удивительно, идешь по современному городу, где много торговых центров, высотных домов, зданий, построенных в стиле нового модерна, и вдруг в самом центре открывается вид на прошлое. И пусть здесь ездят современные автомобили, всё равно складывается ощущение, что прикасаешься к чему-то старинному. Вокруг ветхие здания, уносящие наши мысли вдаль, и волей-неволей хочется угадать, что было здесь раньше, кто жил, работал, творил...

На многих домах улицы Тукая можно увидеть мемориальные доски – эти дома имеют историческую ценность и является культурным наследием нашего города. В одном из домов, в котором некогда располагалась татарская учительская школа, обучался в 1907- 1911 годах Мирсаид Хайдар Галиевич Султан-Галиев, известный татарский революционный писатель. Сейчас в этом доме находится лицей №30, с обучением на татарском языке.

Вот знаменитый дом №74, где расположен музей Г. Тукая. Старинный особняк, в котором расположен музей, ранее принадлежал купцу Ибрагиму Исхаковичу Апакову. Купец имел единственную наследницу - дочь Бибимарьямбану, которую в 1884 году выдал замуж за отставного генерал-майора Мухаметшафи Шамиля, сына известного борца за национальное освобождение народов Кавказа шейха Шамиля аль-Гали.
 

На этой улице еще остались уютные дворики, окутанные вуалью прошлого. Входишь в них через старинные арки, и возникает ощущение чего-то безвозвратно утерянного, того, что уже не вернешь… Это памятник старому городу и одному из старейших слобод Казани – Старо-Татарской слободе, в которой и располагается улица Тукая. 

История слободы описана в одноименной книге, авторами которой являются историки и археологи Института истории АН РТ, казанские архитекторы и культурологи, а также сотрудники историко-культурной заповедной территории "Иске Татар бистэсе" ("Старо-Татарская слобода"). Составители сборника - кандидаты исторических наук Рамиль Хайрутдинов и Радик Салихов.

Историки рассказывают, что в 1552 году в завоёванной Иваном Грозным Казани территория Казанского Кремля стала для татар запретной зоной. Правда, из писцовых книг известно, что в Кремле и его посаде всё же было несколько татарских домов, где жили толмачи и другие люди, которые пошли служить новой власти.

Другие служивые татары, пришедшие из Нижегородчины, Касимова, стали первыми поселенцами татарской слободы. Затем здесь стали селиться казанцы, которые поступали на русскую службу. Домовладельцами в казанских слободах были люди состоятельные, способные платить налоги за недвижимость в городе.

Они в основном занимались предпринимательством либо находились на хорошо оплачиваемой службе. Но при больших домах проживало много различного рода торговых служащих, приказчиков, просто прислуги, наёмных рабочих. В конце ХIХ-начале ХХ веков с развитием промышленности и торговли в Казани широкое развитие получило строительство доходных домов, в том числе и в Старо-Татарской слободе.

Центром слободы становятся две улицы, фактически составляющие одно целое,  - Екатерининская (название получила от стоявшей здесь приходской церкви великомученицы Екатерины), а ее продолжением после пересечения с Евангельской (ныне улица Татарстан) была Тихвинская улица (названа в честь приходской церкви Тихвинской божьей матери).

Тихвинская вливалась в большую Варлаамовскую (по имени церкви святого Варлама) - сейчас на этом месте развернулся Колхозный рынок. Здесь селилось купечество, промышленники, духовенство.

Во многом не похожа эта улица на другие: здесь старинные постройки соседствуют с современными зданиями, здесь татарский колорит деревянных домушек преплетается с обездушенным фасадом современных домов. Уютный парк, со множеством аллей, где слышится аромат свежескошенной травы.… И легко можно закрыть глаза, присесть, передохнуть и дальше двинуться в путь изучать потаенные уголки этой величественной улицы…