Казань тысячелетняя / Казань в достопримечательностях /
Великий Булгар

 
Был в выходные в Булгаре, работа кипит примерно также, как в Свияжске

Строящийся Музей хлеба























 

Плохая сохранность домонгольских памятников связана не с разрушениями, а в первую очередь с тогдашними стройматериалами. Строились тогда из сырцового кирпича. Строить из него хорошо, но сохраняется он скверно. Это не только у нас так, даже в Хорасане и Мавераннахре нет сохранившихся зданий раньше начала 10 в.

Но. Сохранились фундаменты. В Биляре, понятно, все (?) распахано, но в Булгаре этих фундаментов множество. Мы вполне прилично знаем как именно строили и по фундаменту можно пару-тройку домов или усадеб восстановить. И потом, вероятно можно восстановить уличную сеть, это же был регулярный город со всеми причндалами - цитаделью, шахристаном, рабатом. Все не восстановишь, все-таки 380 гектар, но ставить этот новодельный музей хлеба на недообследованных участках мне кажется излишним.

Эти чудесные острова, которые тут изображены на снимках - это как раз и есть Булгар. Булгар ведь до строительства Куйбышевкой ГЭС стоял в фарсахе от Волги, т.е. в 6 км, а речка там называлась Меленка и там вовсю жил народец. Все булгарские города так построены. И, наконец, там есть Ага-Базар - длинный мыс чуть вниз по течению, где местные люди промышляют поиском монет и другого барахла.

А кроме того, за пределами внешнего вала есть селища и крупные усадьбы. Я бы ожидал еще и небольшие крепостцы для булгарского периода. Просто потому что так устроены города того времени во всем Туркестане.

Все эти объекты были сложным образом соединены дорогами, там должны быть зернохранилища, колодцы, гостиницы для тех, кого в город не пускали и т.п. Это сложное хозяйство имеет, возможно, даже и большую ценность, чем чудом сохранившиеся монгольские постройки, которых вообще-то осталось сотни, а возможно тысячи на торговых путях.

У нас отношение варварское ко всему, о каком музее хлеба речь, если внутри городища все застроено частными постройками. Черные копатели все перекопали уже, что можно было.
В первую очередь могли бы попробовать воссоздать те здания, которые остались на гравюрах 18-19 веков, а сейчас разрушены, но даже этого не делают.

Это же гигантское городище: если забраться на минарет, то валы городской стены видны только на горизонте. И то не полностью. Так что затруднительно застроить. Но это город ордынского периода. Булгарский город действительно застроен полностью и затоплен водохранилищем. Перекопать там тоже все невозможно даже и наичернейшим копателям. Даже в Селитренном городище, где постройки уничтожались промышленным способом (собственно, пережигались на селитру или увозились для Астраханского кремля) осталось совершенно дикое количество материала. Сто с лишним лет копают, а вскрыто вряд ли два процента площадей.

Да я знаю, все эти валы облазил. Город действительно был большой. Есть ведь ещё и малый город со своими защитными рвами. Просто застроили именно там, где был самый центр города Ордынского периода, причем застраивали материалом, полученным при разборе древних строений.

Сам город доордынского периода, как я понимаю располагался на утесе между Иерусалимским оврагом и нынешними сохранившимися постройками. В книгах именно так указывается. Сейчас на том месте дома и помойка приличных размеров, спасибо местным жителям. А посад располагался к западу от этого городища на террасе и в нижней части, где сейчас водохранилище.

Недавно с копателем одним познакомился, копают варварским способом, выезжают по два-три раза в неделю. Весь дом в ценностях тех времен. Металлоискатели очень дорогие берут, реагируют только на старый металл, как он мне объяснил. Вытаскивают все под чистую, искать археологам из металлов там больше нечего.

Музей хлеба пусть и будет. Просто это инородное совсем сооружение. Да еще и аляповатое, на манер несчастного Туган Авылым. Булгар все-таки передовое во многих смыслах поселение. Например, система укреплений клетями применена впервые там и в булгарское время. И распространилось потом на гигантские территории. Или внешняя облицовка поливными изразцами - на век раньше чем других местах. Это серьезное дело, техника распространилась на весь исламский мир. Очень возможно они ее там и изобрели. Или стекольное производство, которое, конечно, и в других местах было, но по тем временам абсолютный хайтек.

Пусть будет музей хлеба, отчего нет? Может и нужно кому-то... Только обсуждать надо сначала - даже не как делать, а что делать. Вот, на мой взгляд, надо было первым делом вскрыть древнюю планировочную сетку. Собственно, и сейчас не поздно. Там было бы ясно, где копать. Где можно музеи хлеба возводить, а где, может, и не стоит.

В Болгаре открыт памятный знак на месте захоронения сахабов пророка Мухаммеда

В мероприятии приняли участие представители руководства республики.
(Болгар, 18 июня, " Татар-информ", Алия Сабирова). Мемориальный памятный знак на месте захоронения сахабов (сподвижников) пророка Мухаммеда открыли в Болгаре, где сегодня проходит «Изге Болгар Жыены».

В торжественной церемонии открытия приняли участие Президент Татарстана Рустам Минниханов, Государственный Советник РТ Минтимер Шаймиев, Премьер-министр РТ Ильдар Халиков, Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин, а также постоянный представитель Российской Федерации при Организации Исламская конференция в г.Джидда (Королевство Саудовская Аравия) Камиль Исхаков.

Исполнительный директор Государственного жилищного фонда при Президенте РТ Талгат Абдуллин (инвестор проекта) в своем выступлении отметил важность возрождения культовых сооружений, передачи традиций и нравственно-духовных ценностей из поколения в поколение.

Муфтий Татарстана Илдус хазрат Файзов прочитал молитву и Коран на церемонии открытия памятного знака. Он подчеркнул, что памятный знак, посвященный сахабам, возведен возле малого минарета Болгарского городища, где находится условное место захоронения одного сахаба.

По легенде, пророк Мухаммед отправил своих троих сподвижников в Булгарию. Они прибыли в Болгар под видом врачей и исцелили многих больных. Опершись на посох пророка, они впервые на этой земле произнесли проповедь. Через 12 лет двое сподвижников вернулись в Медину, третий остался, жил и был похоронен в Болгаре.

Министерство культуры РТ провело конкурс на эскиз проекта памятного знака, лучшим был признан проект Рустама Габбасова. Памятник установлен в соответствии с утвержденным Государственным Советником РТ эскизным проектом.

Памятник представляет собой восьмиугольную плиту, на которой воздвигнута арка. На устоях арки-плиты на татарском, русском, английском и арабском языках указаны имена 3-х сахабов пророка. Памятный знак увенчан рельефным изображением чалмы, посоха и пера. Эти три предмета - подарок пророка Мухаммеда - принесли сахабы с собой в Волжскую Булгарию.

Отметим, в ходе пребывания в Болгаре высокие гости посетили также места раскопок Ханского дворца, строительный комплекс мечети и медресе, Музей хлеба.




Памятный знак в честь принятия Булгарами ислама