Район чудес
Как Засыпкинская слобода стала престижным местом
|
Район Засыпкинской слободы по карте
Перевощикова. 1913 г |
Мы продолжаем знакомить читателей с историей казанских слобод.
Вместе с нами краевед - Ренат Бикбулатов рассказывает об истории
Засыпкинской слободы.
Засыпкинской слободой именовался древнейший район
города, где уже во 2-й половине XII века, на нынешней территории
Богородицкого монастыря, расположился неукрепленный ремесленный
посад, известный по писцовым книгам как «старое городище».
Впоследствии, с созданием Казанского ханства (1445-1552 гг.), эта
часть города была укреплена мощной деревянной посадской стеной и
оборонительным рвом, заполненным водой. Посадская стена проходила от
Кремлевской стены до церкви Параскевы Пятницы, далее по территории
Богородицкого монастыря до угла улиц Япеева и Нагорной, затем
поворачивала на юго-восток, к зданию КАИ (улица К. Маркса, 31) -
туда, где в прошлом стояли Арские ворота. После взятия Казани Иваном
Грозным эта посадская стена была еще более укреплена.
Наиболее плотная застройка этих мест началась уже
после покорения Казани, в конце XVI — начале XVII вв. Только в 1729
г., в период правления казанского губернатора Артемия Волынцева, для
предотвращения пожаров были сломаны стены Казанского посада, а рвы
засыпаны. На месте засыпанных рвов возникла Засыпкина улица, а
возникшее здесь поселение стали называть Засыпкинской слободой (в
границах улиц Засыпкина (ныне Федосеевская) до Евдокиинской церкви,
Япеева, Большой Красной и Батурина.
Горели и тонули
Это был район старинных одно-, двухэтажных домов.
Здесь издавна, в страшной скученности, селилась городская голытьба.
О канализации или водопроводе до революции не Слышали. Помои и
нечистоты выплескивали прямо на улицу. Весной и осенью царили
непролазная грязь, летом — пыль столбом за каждой пролеткой. Не
случайно именно здесь начинались эпидемии чумы и холеры, которые в
XVIII-XIX вв. свирепствовали в Казани 11 раз! После эпидемии улицы
этой части города пустели, во многих домах не оставалось ни одного
жителя. Даже в конце XIX — начале XX века. Когда с эпидемиями был
покончено, этот район считался вымирающим — ежегодно здесь умирало
куда больше людей, чем рождалось.
Тесно расположенные деревянные дома, заборы,
сараи и дровяники служили прекрасной пищей для огня. Потому выгорала
слобода с завидной регулярностью:.
Не меньше проблем доставляли разливы. В годы
больших половодий Казанка постоянно затопляла Засыпкинскую и
Нижне-Федоровскую улицы. Даже в годы невысокого половодья в подвалах
стояла вода, а в годы высокой воды (последние катастрофические
наводнения произошли в 1926, 1929 и 1932 гг.) иные дома затопляло по
самые крыши, подмывало и уносило!
Во время наводнения особенно тяжело было со снабжением питьевой
водой. Ее выдавали «аптекарскими дозами». В эти дни убытки
исчислялись миллионами. Лишь после возведения защитных дамб в 1956
году «водная» угроза отступила.
Богородицкий женский монастырь в 1890 г. Сейчас
из былого комплекса зданий уцелел Крестовоздвиженский собор. В 2007
году монастырь получил статус мужского
|
Богородицкий женский монастырь в 1890 г. Сейчас из
былого комплекса зданий уцелел Крестовоздвиженский
собор. В 2007 году монастырь получил статус мужского |
«Цивилизация» пришла сюда в 1910 году. С 1910 по 1918 годы здесь
проходила «круговая линия» электрического трамвая, начинавшаяся от
железнодорожного вокзала. Проезд в вагонах 1 класса стоил 10 копеек,
2 класса — 6 копеек. После захвата в 1918 году Казани белочехами,
трамвайные рельсы были разобраны на хозяйственные нужды.
Церковный дух
В дореволюционной Казани было 40 с лишним церквей
и 7 крупных монастырей. Но Богородицкий монастырь, основанный в
конце XVII века, и две церкви — Пятницкая и Евдокиинская,
расположенные в Засыпкинской слободе, занимали совершенно особое
место.
Первоначально постройки Богородицкого монастыря
были деревянными. За долгие годы своего существования монастырь
неоднократно перестраивался, расширялся и обрастал новыми
постройками. Центральное место среди них занимал ныне уже не
существующий собор Казанской Богоматери — великолепное здание с
пятью величавыми главами и пятью коническими портиками. В его
главном иконостасе в специальном киоте находились две казанские
иконы: чудотворный образ Божией Матери и образ Спасителя.
Подробно останавливаться на истории иконы
Казанской Божией Матери не будем — она широко известна. Напомним,
что в 1904 году образ был похищен. На месте утраченной иконы в
соборе была установлена подаренная Константинопольским патриархом
Иоакимом III икона Божьей Матери «Всецарица».
К 1917 году в Казанском Богородицком монастыре
обитали 66 монахинь и 241 послушница. Монастырь принадлежал к
первому классу и считался одним из крупнейших в губернии.
В 1920 году принадлежащие монастырю 270 десятин
пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения
перешли в собственность государства.
|
Собор Казанской Богородицы (был взорван в 1932 году).
Фото В. П. Бебина. 1895 г. |
В 1932 году уникальный памятник русского классицизма — Собор
Казанской Богоматери был взорван вместе со стоявшей рядом
величественной колокольней.
В последние годы на территории монастыря начаты восстановительные
работы. Уже возвращена к жизни надвратная церковь Святой Софии,
освященная вновь в 1994 году. В 2005 году в Крестовоздвиженском
корпусе были проведены восстановительные работы, после которых в
надвратном храме возобновились богослужения. В том же году Патриарх
Алексий II во время визита в Казань в июле пере¬дал монастырю
чудотворный список Казанской иконы, возвращенный из Ватикана. Новая
святыня хранится в Крестовоздвиженском соборе.
В начале улицы Большая Красная расположилась одна
из красивейших церквей Казани — Пятницкая, которая была построена на
средства купца Ивана Михляева и предназначалась для рабочих Суконной
фабрики. Сама же Суконная фабрика (ныне улица Батурина, 7)
помещалась рядом с Пятницкой церковью.
В середине XIX века церковь была трехпрестольной:
главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, правый — трех
казанских святителей — Гурия, Германа и Варсонофия, -левый — святой
Параскевы Пятницы. Однако в обиходе за церковью и приходом
закрепилось название Пятницкой. В ходе революционных потрясений храм
был разграблен, икона святой мученицы Параскевы Пятницы была
утрачена.
В 1937 году храм был окончательно закрыт и
превращен в тюрьму НКВД. До сих пор здесь находят останки
расстрелянных. В 1950-е годы колокольня была снесена, а храм пришел
в запустение, и лишь в 1997 году церковь вернули верующим. Сегодня в
ней действует православная чувашская община.
С восточной стороны Засыпкинской слободы
расположилась церковь Евдокии (ныне улица Федосеевская, 46),
построенная в 1734 году на средства вдовы И. Михляева Евдокии.
Главный престол был освящен в честь нерукотворного образа
Христа-Спасителя, а придел — во имя преподобной мученицы Евдокии, по
которому храм и получил название. В 1932 году церковь закрыли,
разместив в ней тюрьму НКВД. В 1999 году она была возвращена
верующим.
Сегодня этот район Казани становится райским
уголком. Именно здесь живут состоятельные горожане. В квартирах -
террасы, зимние сады в мансардном этаже. В этом году в районе
слободы было построено новое здание министерства сельского
хозяйства.
Так место, которое в прошлые века было самым неблагоустроенным
районом, сегодня — одно из самых престижных в городе.
|
|