Казань тысячелетняя / Казань в достопримечательностях /
Засыпкинская слобода

 

Район чудес
Как Засыпкинская слобода стала престижным местом

Район Засыпкинской слободы по карте Перевощикова. 1913 г

      Мы продолжаем знакомить читателей с историей казанских слобод. Вместе с нами краевед - Ренат Бикбулатов рассказывает об истории Засыпкинской слободы.
      Засыпкинской слободой именовался древнейший район города, где уже во 2-й половине XII века, на нынешней территории Богородицкого монастыря, расположился неукрепленный ремесленный посад, известный по писцовым книгам как «старое городище». Впоследствии, с созданием Казанского ханства (1445-1552 гг.), эта часть города была укреплена мощной деревянной посадской стеной и оборонительным рвом, заполненным водой. Посадская стена проходила от Кремлевской стены до церкви Параскевы Пятницы, далее по территории Богородицкого монастыря до угла улиц Япеева и Нагорной, затем поворачивала на юго-восток, к зданию КАИ (улица К. Маркса, 31) - туда, где в прошлом стояли Арские ворота. После взятия Казани Иваном Грозным эта посадская стена была еще более укреплена.
      Наиболее плотная застройка этих мест началась уже после покорения Казани, в конце XVI — начале XVII вв. Только в 1729 г., в период правления казанского губернатора Артемия Волынцева, для предотвращения пожаров были сломаны стены Казанского посада, а рвы засыпаны. На месте засыпанных рвов возникла Засыпкина улица, а возникшее здесь поселение стали называть Засыпкинской слободой (в границах улиц Засыпкина (ныне Федосеевская) до Евдокиинской церкви, Япеева, Большой Красной и Батурина.

      Горели и тонули

      Это был район старинных одно-, двухэтажных домов. Здесь издавна, в страшной скученности, селилась городская голытьба. О канализации или водопроводе до революции не Слышали. Помои и нечистоты выплескивали прямо на улицу. Весной и осенью царили непролазная грязь, летом — пыль столбом за каждой пролеткой. Не случайно именно здесь начинались эпидемии чумы и холеры, которые в XVIII-XIX вв. свирепствовали в Казани 11 раз! После эпидемии улицы этой части города пустели, во многих домах не оставалось ни одного жителя. Даже в конце XIX — начале XX века. Когда с эпидемиями был покончено, этот район считался вымирающим — ежегодно здесь умирало куда больше людей, чем рождалось.
      Тесно расположенные деревянные дома, заборы, сараи и дровяники служили прекрасной пищей для огня. Потому выгорала слобода с завидной регулярностью:.
      Не меньше проблем доставляли разливы. В годы больших половодий Казанка постоянно затопляла Засыпкинскую и Нижне-Федоровскую улицы. Даже в годы невысокого половодья в подвалах стояла вода, а в годы высокой воды (последние катастрофические наводнения произошли в 1926, 1929 и 1932 гг.) иные дома затопляло по самые крыши, подмывало и уносило!
Во время наводнения особенно тяжело было со снабжением питьевой водой. Ее выдавали «аптекарскими дозами». В эти дни убытки исчислялись миллионами. Лишь после возведения защитных дамб в 1956 году «водная» угроза отступила.
      Богородицкий женский монастырь в 1890 г. Сейчас из былого комплекса зданий уцелел Крестовоздвиженский собор. В 2007 году монастырь получил статус мужского

Богородицкий женский монастырь в 1890 г. Сейчас из былого комплекса зданий уцелел Крестовоздвиженский собор. В 2007 году монастырь получил статус мужского

      «Цивилизация» пришла сюда в 1910 году. С 1910 по 1918 годы здесь проходила «круговая линия» электрического трамвая, начинавшаяся от железнодорожного вокзала. Проезд в вагонах 1 класса стоил 10 копеек, 2 класса — 6 копеек. После захвата в 1918 году Казани белочехами, трамвайные рельсы были разобраны на хозяйственные нужды.

      Церковный дух

      В дореволюционной Казани было 40 с лишним церквей и 7 крупных монастырей. Но Богородицкий монастырь, основанный в конце XVII века, и две церкви — Пятницкая и Евдокиинская, расположенные в Засыпкинской слободе, занимали совершенно особое место.
      Первоначально постройки Богородицкого монастыря были деревянными. За долгие годы своего существования монастырь неоднократно перестраивался, расширялся и обрастал новыми постройками. Центральное место среди них занимал ныне уже не существующий собор Казанской Богоматери — великолепное здание с пятью величавыми главами и пятью коническими портиками. В его главном иконостасе в специальном киоте находились две казанские иконы: чудотворный образ Божией Матери и образ Спасителя.
      Подробно останавливаться на истории иконы Казанской Божией Матери не будем — она широко известна. Напомним, что в 1904 году образ был похищен. На месте утраченной иконы в соборе была установлена подаренная Константинопольским патриархом Иоакимом III икона Божьей Матери «Всецарица».
      К 1917 году в Казанском Богородицком монастыре обитали 66 монахинь и 241 послушница. Монастырь принадлежал к первому классу и считался одним из крупнейших в губернии.
      В 1920 году принадлежащие монастырю 270 десятин пахотной земли были конфискованы, а все монастырские строения перешли в собственность государства.

Собор Казанской Богородицы (был взорван в 1932 году). Фото В. П. Бебина. 1895 г.

      В 1932 году уникальный памятник русского классицизма — Собор Казанской Богоматери был взорван вместе со стоявшей рядом величественной колокольней.
В последние годы на территории монастыря начаты восстановительные работы. Уже возвращена к жизни надвратная церковь Святой Софии, освященная вновь в 1994 году. В 2005 году в Крестовоздвиженском корпусе были проведены восстановительные работы, после которых в надвратном храме возобновились богослужения. В том же году Патриарх Алексий II во время визита в Казань в июле пере¬дал монастырю чудотворный список Казанской иконы, возвращенный из Ватикана. Новая святыня хранится в Крестовоздвиженском соборе.
      В начале улицы Большая Красная расположилась одна из красивейших церквей Казани — Пятницкая, которая была построена на средства купца Ивана Михляева и предназначалась для рабочих Суконной фабрики. Сама же Суконная фабрика (ныне улица Батурина, 7) помещалась рядом с Пятницкой церковью.
      В середине XIX века церковь была трехпрестольной: главный престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, правый — трех казанских святителей — Гурия, Германа и Варсонофия, -левый — святой Параскевы Пятницы. Однако в обиходе за церковью и приходом закрепилось название Пятницкой. В ходе революционных потрясений храм был разграблен, икона святой мученицы Параскевы Пятницы была утрачена.
      В 1937 году храм был окончательно закрыт и превращен в тюрьму НКВД. До сих пор здесь находят останки расстрелянных. В 1950-е годы колокольня была снесена, а храм пришел в запустение, и лишь в 1997 году церковь вернули верующим. Сегодня в ней действует православная чувашская община.
      С восточной стороны Засыпкинской слободы расположилась церковь Евдокии (ныне улица Федосеевская, 46), построенная в 1734 году на средства вдовы И. Михляева Евдокии. Главный престол был освящен в честь нерукотворного образа Христа-Спасителя, а придел — во имя преподобной мученицы Евдокии, по которому храм и получил название. В 1932 году церковь закрыли, разместив в ней тюрьму НКВД. В 1999 году она была возвращена верующим.
      Сегодня этот район Казани становится райским уголком. Именно здесь живут состоятельные горожане. В квартирах - террасы, зимние сады в мансардном этаже. В этом году в районе слободы было построено новое здание министерства сельского хозяйства.
Так место, которое в прошлые века было самым неблагоустроенным районом, сегодня — одно из самых престижных в городе.