Деринг Виктор Эдуардович

 

Виктор Эдуардович Деринг родился 14 августа 1921 года в китайском городе Харбин в семье служащих КВЖД (Китайской восточной железной дороги). В Харбине тогда была крупная российская колония, состоящая преимущественно из интеллигенции.

Там Виктор поступил в музыкальную школу, играл на скрипке, продолжая семейную традицию - его отец был музыкантом. А в шестнадцать лет благодаря одному житейскому казусу впервые взял в руки саксофон. У Виктора болела матушка, у нее что-то было с рукой. Она принимала электролечение. Как-то раз врач замешкался, и она получила сильный ожог. Чтобы не доводить дело до суда, врач уговорил ее взять деньги, по тем временам - большую сумму. И чтобы лучше распорядиться ими, юному Виктору купили хороший американский саксофон. Родители сказали: "Давай учись и иди работай".

После 1936 года, когда японцы напали на Маньчжурию, Деринг переехал в Шанхай, где стал профессиональным музыкантом. Виктор Эдуардович вспоминает это трудное время. Работали без выходных, больничных и отпусков, следуя жестокому и справедливому принципу: хорошо играешь - хорошо получаешь, плохо играешь - ходишь без работы. "Поиграю три дня - выгоняют, в другом месте еще неделю - опять выгоняют. Там не было никаких профсоюзов, хозяин просто говорил : ты мне не нравишься, завтра не приходи. Пришлось все это пережить. Но я чувствовал: если сегодня буду играть хорошо, то завтра смогу еще лучше. Занимался целыми днями. Выгоняли меня все реже, а потом я уже и сам выбирал места работы".

В 1939 году Деринг уехал работать во французский Индокитай, где его застала война, начавшаяся в Европе. Положение было безвыходным: Деринг должен был либо надеть французскую военную форму, либо в течение 48 часов покинуть страну. Виктор вернулся в Шанхай, где вскоре получил приглашение от Олега Лундстрема.

"Я всю жизнь благодарен, что попал в такой оркестр .Это был оркестр не только музыкантов, это был оркестр благородных, хороших ребят. Мы вместе занимались спортом, музыкой... Хорошее время. Вместе с оркестром Лундстрема выезжали работать в Циндао, это красивейшее курортное место, типа Сочи... Но когда Гитлер напал на СССР, джазмены были вынуждены снова вернуться в Шанхай".

Тамошнее русское общество разделилось тогда на два лагеря. Деринг с Лундстремом вошли в общество "советских граждан", имевшее даже свою нелегальную газету, которую печатали по ночам. 

История переезда лундстремовского оркестра в СССР хорошо известная Теплоход с восемнадцатью "шанхайцами" и их семьями прибыл в 1947 году в порт Находка. Была создана правительственная комиссия, которая занималась распределением. Музыкантам были предложены на выбор Свердловск, Челябинск, ряд уральских городов и Казань.

Лундстремовцы выбрали Казань как город, наиболее близкий к Европе, тем более что здесь незадолго до того открылась консерватория. Недавним эмигрантам, добровольно вернувшимся на Родину, советское правительство гарантировало жилье, работу, подъемные. Но ничего выполнено не было. Музыканты перебивались, кто как мог. Продавали вещи, жили по углам, снимали комнаты, некоторым удалось устроиться в оперный театр. Деринг и другие поступили в консерваторию - это было обязательное условие для советского музыканта. Джаз был под запретом, саксофоны прятали. Эмигрантов стали сажать, особенно тех, кто осел на Урале.

Но мир не без добрых людей. Шанхайцы учились в консерватории на "отлично". Это отметил А.С.Ключарев, тогдашний руководитель филармонии ТАССР, который очень помогал, организовывал гастроли, записи грампластинок, в том числе обработки пьес татарских композиторов ("Легенда о Сююмбеки"). 

В конце пятидесятых оркестр Лундстрема распался на казанскую и московскую группу. "Москвичи" во главе с Олегом Лундстремом уехали в столицу. Шанхайцы-казанцы вошли в состав оркестр Казанской городской киносети, который с тех пор бессменно возглавляет В.Э. Деринг.

В ноябре 1966 года Виктор Деринг возглавил оркестр Казанской городской киносети, который впоследствии получил статус Государственного оркестра кинематографии Республики Татарстан. Сам же Деринг стал народным артистом Республики Татарстан, заслуженным артистом Российской Федерации, почетным кинематографистом России.

Кто и когда мог предположить, что художественным руководителем и главным дирижером Государственного оркестра кинематографии Республики Татарстан станет сын немца и украинки из Китая? Об этом не могло быть и речи 14 августа 1921 года, когда Виктор Деринг появился на свет Харбине, в семье служащих Китайской восточной железной дороги. После 1936 года, когда японцы напали на Маньчжурию, Деринги переехали в Шанхай, где Виктор стал профессиональным музыкантом. В 1939 году будущий мэтр джаза отправился работать во французский Индокитай, где его застала война, начавшаяся в Европе. Положение у Деринга было безвыходным: либо надеть французскую военную форму, либо в течение 48 часов покинуть страну. Виктор вернулся в Шанхай, где стал музыкантом знаменитого оркестра Олега Лундстрема.

Оказавшись в 1947 году в Казани со знаменитым джазовым оркестром, Деринг никак не мог понять, по какой причине его любимое музыкальное направление попало в немилость советского руководства, но вместе с другими лундстремовцами пошел работать в оркестр кинотеатра «Электра» («Татарстан»). Играл на скрипке, кларнете, фаготе. В 1956 году Деринг уехал в Москву, играл в эстрадном оркестре под управлением Олега Лундстрема. Однако через три года вернулся в Казань, работал артистом кинотеатра «Победа», а с 1966 года - руководителем оркестра «Экран» кинотеатра «Татарстан» Казгоркиносети.

В 1975 году маэстро окончил Казанскую государственную консерваторию по классу саксофона. После присвоения оркестру «Экран» в августе 1991 года нового статуса Государственного оркестра кинематографии РТ Виктор Деринг - его главный дирижер и художественный руководитель. Творческий коллектив Виктора Эдуардовича с успехом выступал в Польше - на фестивале джазовой музыки, в Москве на Днях культуры Татарстана, юбилейных мероприятиях, посвященных 100-летию мирового кино, XX юбилейном Московском международном кинофестивале, на фестивале тюркских народов в Стамбуле, многочисленных концертных площадках городов страны и республики. Наряду с произведениями зарубежной и отечественной джазовой классики Деринг обогатил репертуар оркестра сочинениями композиторов Татарстана - Александра Ключарева, Алмаза Монасыпова, Салиха Сайдашева, Рустема Яхина…

Государственный оркестр кинематографии РТ под управлением Виктора Деринга является старейшим оркестром Татарстана.

Таких оркестров-долгожителей в России почти нет, разве что оркестр Лундстрема. Деринговский оркестр по-своему уникален: на его концертах мы слышим и эллингтоновское "рычание джунглей", и изящную пульсацию Каунта Бейси, завораживающий гудменовский свинг и наконец, удивительную плотность оркестрового звучания, к которому годами стремился Деринг, помня своего кумира Глена Миллера. Исполнительское кредо Деринга - играть джаз как бы "по-архивному", то есть так, как его играли мастера свинга, но в то же время давать возможность молодым музыкантам исполнять джазовые стандарты в более современной аранжировке.

На последнем фестивале "Джазовый перекресток", прошедшем в Казани весной 2001 года, оркестры Деринга и Лундстрема снова играли вместе на главной площадки Татарстана - сцене Большого Концертного зала им. С.Сайдашева. 23 ноября в театре оперы и балета им. Мусы Джалиля состоялся торжественный вечер, посвященный восьмидесятилетию ветерана отечественного и казанского джаза, бессменного руководителя и дирижера оркестра кинематографии РТ, заслуженного артиста Татарстана Виктора Эдуардовича Деринга.

Открыла вечер бессмертная "Серенада солнечной долины" в исполнении родного оркестра, а ученики специальной музыкальной школы №16 имени О.Лундстрема (имя было присвоено школе после фестиваля "Джазовый перекресток" весной этого года - ред.) исполнили степ. Народный артист Татарстана Асаф Валиев исполнил джазовую интерпретацию "Казаным, Казаным" (Моя Казань), а заслуженная артистка РТ Лидия Ахметова - "Мне не забыть тебя" Э.Куртиза и "Джаз моннары". Второе отделение было построено на классическом репертуаре "деринговцев". Это и "Насторение Индиго", "Я начинаю видеть" (солистка - заслуженная артистка РТ Л.Чугунова), "Старый цирковой поезд" Д.Эллингтона, "Джаз после полуночи" К.Бейси, "Большая Медведица" Т.Джонса, "Ноктюрн Гарлема" Джо Гарланда, "В настроении" Джо Гарланда и многие другие произведения.

А поздравить мэтра пришли все поклонники творчества Деринга, которые помнят, что казанский джаз имеет шанхайские корни. 

- Сколько знал Виктора Эдуардовича, он гармонично совмещал в себе большого профессионала и просто хорошего человека, - утверждает профессор кафедры эстрадно-джазовой музыки Казанского государственного университета культуры и искусств Анатолий Василевский. Коллеги всегда любили его за добрый нрав.

- Мой отец был верующим, интеллигентным человеком, при виде женщины всегда вставал, - вспоминает Дмитрий Деринг.

В день 85-летия  Виктора Эдуардовича корреспондент газеты "Вечерняя Казань" задал ему несколько вопросов:

- Виктор Эдуардович, как известно, саксофон вам родители в детстве купили по случаю. И тем не менее вы считаете, что ваша встреча с джазом была неминуема?

- Да. Все равно бы пришел к этому. Уже тогда огромная тяга была к джазу. Если и не на саксофоне, так на каком-либо другом инструменте все равно играл бы.

- А в другой профессии можете себя представить?

- Мое хобби - столярное дело. Половина мебели у себя в квартире я сделал сам. Люблю этим заниматься. Особенно в отпуске. Еду на дачу, а там у меня есть верстак, инструменты... Получаю колоссальное удовольствие от работы с деревом.

- Вы не раз говорили, что не жалеете о приезде в Россию. Но на Западе вы могли бы работать с великими джазовыми музыкантами...

- Вы правильно сказали, что мы приехали. А не вернулись, как часто пишут. Потому что тяга была колоссальная. Каждая березка напоминала о России. Даже несмотря на то что нас по приезде сюда ждала совсем другая участь, нежели та, о которой мечтали, я не жалею о своем выборе. А что касается джаза... Ну что же делать. Ради того чтобы жить на родине, пришлось чем-то пожертвовать. Я там всегда чувствовал себя чужаком.

- Человек, встреча с которым стала определяющей...

- Лундстрем. Когда он пригласил меня в оркестр, я был молодой и неопытный. Оркестр стал для меня второй семьей, с которой я приехал в Советский Союз. Лундстрем сильно повлиял на мое отношение к джазу. С ним я проработал почти 10 лет. Отчасти, конечно, жалею, что в свое время пришлось расстаться. Но семья для меня была дороже, а в оркестре Лундстрема приходилось много ездить по стране. Но мы с ним всегда оставались друзьями.

- Что для вас джаз?

- Армстронгу задавали этот вопрос. Он не ответил. Это то же самое, что дать определение, что такое классика. Свобода? Когда свободы становится чересчур много, это тоже опасно. Когда ради нее начинают творить что угодно, начинается халтура.

Виктора Эдуардовича не стало 18 мая 2009 года, он скончался на 88-м году жизни.

 

Посмотреть вилео:

Оркестр Виктора Деринга - Caravan (Duke Ellington)

Оркестр Виктора Деринга Donald Sun - Making movie (поет Лилия Чугунова)

Оркестр Виктора Деринга - Ted Jons "Bolshaya medvedica"

Оркестр Виктора Деринга - Mood Indigo (Duke Ellington)