Димитрий (Самбикин) архиепископ Казанский и Свияжский

 
Димитрий (Самбикин), еп. Тверской и Кашинский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА)
Димитрий (Самбикин), епископ Тверской и Кашинский.

Димитрий (Самбикин) архиепископ Казанский и Свияжский, церковный историк, агиограф, агиолог, в миру Самбикин Дмитрий Иванович, родился 3 октября 1839 года в слободе Караяшнике Острогожского уезда Воронежской губернии, в семье священника Иоанна Самбикина, является внучатым племянником Киевского митр. Евгения (Болховитинова).

Учеба

В 1848-1853 годах обучался в Бирюченском духовном училище, в 1854 году окончил Воронежское духовное училище, в 1861 году - Воронежскую духовную семинарию, в 1865 году - Санкт-Петербургскую духовную академию.

Еще студентом обратил на себя внимание статьей "Об открытии в селах библиотек" и открытием народной библиотеки в слободе, где родился. С 1865 года работал библиотекарем в Воронежской публичной библиотеке, одновременно с января 1866 года - в Воронежской духовной семинарии, где преподавал библейскую, всеобщую и русскую церковную историю, литургику и каноническое право, в 1870-1871 годах - практическое руководство для пастырей. Кроме того, в 1866-1867 годах безвозмездно читал курс гражданской истории в Воронежском епархиальном женском училище.

В 1866 году в ступил в брак с Варварой Михайловной, дочерью священника Михаила Скрябина. В следующем году в их семье родился сын - Иван, будущий архимандрит Афанасий.

Служение в Воронеже

26 сентября 1866 года был рукоположен во диакона Воронежским епископом Серафимом (Аретинским), 1 октября - во иерея. Служил настоятелем храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы (Пятницкого) в Воронеже.

В 1867 году получил ученую степень магистра богословия за сочинение "Сравнительное обозрение учения о первородном грехе в христианских вероисповеданиях" (опубл.: Тамбов, 1878).

13 апреля 1870 года - овдовел.

В 1871-1872 годах - председатель Воронежского епархиального съезда духовенства.

Ректор Тамбовской семинарии

10 июля 1872 года был назначен ректором Тамбовской духовной семинарии с возведением в сан протоиерея. В Тамбов приехал 4 августа того года. 18 сентября того же года был назначен редактором "Тамбовских епархиальных ведомостей". При нем было осуществлено преобразование духовной семинарии (по уставу 1867 года), перестроены здания семинарии, устроен семинарский храм, отменены телесные наказания. В 1880 году он пожертвовал в семинарию 1800 р. для учреждения стипендии его имени.

Был избран членом, затем помощником председателя Тамбовского губернского статистического комитета, в 1875-1881 годах был председателем Тамбовского противораскольнического Казанско-Богородицкого братства, с 1877 года - Тамбовского церковно-исторического комитета; с 1876 года пожизненный член Общества вспомоществования бедным студентам СПбДА.

11 февраля 1877 года был пострижен в монашество Московским митрополитом святителем Иннокентием (Вениаминовым), с оставлением имени Димитрий, а 13 февраля - возведен в сан архимандрита.

31 декабря 1880 года был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. С 1881 года состоял членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви, в рамках его деятельности в июне 1881 года проводил беседы в соборе преподобного Сергия Радонежского в Санкт-Петербурге.

Ректор Воронежской семинарии

6 августа 1881 г. назначен ректором Воронежской духовной семинарии, с того же года также исполнял обязанности редактора «Воронежских епархиальных ведомостей»; с 1883 г. - товарищ председателя Воронежского комитета Православного миссионерского общества; с 1884 г. - член епархиального училищного совета; с 1885 г. - товарищ председателя братства святителей Митрофана и Тихона, с 1886 г. - председатель.

Укрепил дисциплину в семинарии, пополнил библиотеку новой литературой.

В 1889 г. учредил стипендию имени своего отца.

На собственные средства устроил церковь в Бирюченском духовном училище.

Епископ Балахнинский, викарий Нижегородский

В декабре 1886 г. был назначен епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии, хиротония состоялась 4 января 1887 г. в Успенском соборе Московского Кремля, ее возглавил Московский митр. Иоанникий (Руднев).

Одновременно еп. Димитрий стал настоятелем Нижегородского Печерского Вознесенского мужского монастыря, в котором его трудами была возведена церковь во имя вмч. Димитрия Солунского и отреставрированы другие строения.

В 1887 г. назначен председателем Нижегородской археологической епархиальной комиссии и Нижегородского противораскольнического братства Св. Креста.

Епископ Балтский, викарий Подольский

28 октября 1887 г. назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии и настоятелем Троицкого монастыря.

Епископ Подольский

С 13 декабря 1890 г. - епископ Подольский и Брацлавский.

Часто объезжал епархию, изучал местные церковные древности, занимался устроением часовен и храмов. Открыл развалины Бакотского наскального монастыря, восстановил его и освятил, установил ежегодное празднование в монастыре.

В 1888 г. назначен председателем Подольского миссионерского общества и Подольского епархиального строительного комитета; с 1891 г. - действительный член Подольского губернского статистического комитета. В 1895 г. при нем в Каменец-Подольске праздновали 100-летний юбилей епархии, в Подольской духовной семинарии была учреждена стипендия его имени. Организовал церковное древлехранилище, епархиальную библиотеку, епархиальный миссионерский комитет, проводил внебогослужебные чтения и собеседования.

На Тверской кафедре

2 ноября 1896 г. был назначен епископом Тверским и Кашинским, 6 мая 1898 г. возведен в сан архиепископа.

В Твери владыка установил ежегодный крестный ход вокруг города с мощами благоверного князя Михаила Тверского, возродил обычай торжественного поминовения родителей преподобного Макария Калязинского, собирал материалы для восстановления почитания благоверной княгини Анны Кашинской.

По его инициативе была построена часовня у истока р. Волги, в июне 1902 г. учрежден Тверской епархиальный историко-археологический комитет, создан музей церковных древностей, открыты временные археологические курсы. В 1903 г. он участвовал в Областном археологическом съезде в Твери, где был почетным председателем отдела памятников церковной старины.

18 марта 1904 г. совет СПбДА удостоил архиеп. Димитрия ученой степени доктора церковной истории.

Архиепископ Казанский

Димитрий (Самбикин), архиепископ  Казанский и Свияжский

Димитрий (Самбикин), архиепископ Казанский и Свияжский

С 26 марта 1905 г. - архиепископ Казанский и Свияжский.

Прибыл в Казань 13 апреля во время массовых революционных волнений. Со 2 по 10 июня 1905 г., несмотря на революционные события, совершил поездку по епархии, причем посещал именно русские села, где люди были наиболее подвержены революционной пропаганде.

С начала сентября 1905 г. волнения студентов охватили Казанскую духовную академию и семинарию, с 7 октября студенты академии принимали участие во Всероссийской стачке. Архиепископ Димитрий не выполнил распоряжения обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева об отчислении всех студентов, участвовавших в забастовке. Вместо этого он с 15 октября отменил занятия в академии и семинарии до 8 января 1906 г. В результате студенты духовных учебных заведений разъехались и не участвовали в революционных событиях в Казани.

Архиепископ Димитрий благословил духовенство и мирян присутствовать на патриотическом митинге 21 октября 1905 г., который перерос в массовые столкновения с революционерами, изгнание их из захваченного здания городской думы и разгром революционного движения в Казани.

22 октября архиепископ Димитрий вместе с мусульманским деятелем Галимджаном Баруди (Галеевым) возглавил официальную демонстрацию в поддержку Манифеста 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка».

В 1906-1907 гг. владыка не высказывался по политическим вопросам, не поддерживал крайне правые силы и был обвинен их представителями в либерализме. Считал, что в предстоящем Поместном Соборе Российской Православной Церкви должны участвовать только архиереи, выступал против выборов епископов клириками и мирянами епархий, поддерживал предложение о разделении России на митрополичьи округа. Считал, что во главе Церкви должно стоять духовное лицо, но не заявлял прямо о необходимости восстановления Патриаршества.

Архиепископ Димитрий отменил запрет на богослужения и обучение в церковноприходских школах на «инородческих» языках, введенный его предшественником архиеп. Димитрием (Ковальницким), и поддержал систему Н.И. Ильминского.

Облачение и богослужебная утварь, принадлежавшие архиепископу Димитрию (Самбикину). Правая часть стенда Церковно-археологического музея «Истории Нижегородской епархии»,  в стенах Нижегородского  Вознесенского Печерского монастыря

Облачение и богослужебная утварь, принадлежавшие архиепископу Димитрию (Самбикину). Правая часть стенда Церковно-археологического музея «Истории Нижегородской епархии», в стенах Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря

В сентябре 1906 г. учредил Казанское историко-археологическое общество, заседания которого при нем проходили раз в 2 недели в архиерейском доме, а их протоколы фактически стали церковно-историческим журналом. По его благословению было создано церковное древлехранилище, в которое передавались предметы старины из приходских храмов, планировалось открытие церковно-археологического музея.

В 1907 г. способствовал учреждению в Казани 3-го викариатства и назначению Мамадышским епископом Андрея (Ухтомского), в ведение которого передавалось руководство «инородческими» приходами и миссионерской деятельностью.

В феврале 1907 г. было создано братство во имя Пресвятой Богородицы при кафедральном Благовещенском соборе.

В 1907 г. был инициатором проведения в Казани торжеств, включавших праздничные богослужения и заседания с чтением научных докладов, в память 300-летия вступления на Патриарший престол патриарха Московского и всея Руси сщмч. Ермогена, 1500-летия со дня кончины свт. Иоанна Златоуста и 50-летия со дня кончины Киевского митр. Филарета (Амфитеатрова). Ермогеновский и Златоустовский сборники были опубликованы за счет личных средств архиеп. Димитрия.

Был членом Московского противораскольнического братства святителя Петра Московского (1873), Киевского церковно-археологического общества (1873), почетным членом Палестинского православного общества (1892), МДА (1893), КДА (1899) и др.

Скончался 17 марта 1908 года в Казани. Погребен 22 марта, согласно завещанию, под алтарем кафедрального Благовещенского собора в Казани в усыпальнице Казанских архиереев. Отпевание совершал Симбирский архиеп. Иаков (Пятницкий) в сослужении 4 епископов, а также родственников почившего (сына-архимандрита и 2 племянников-священников - Александра и Николая Сердобольских) и др. Могила не сохранилась.

   

Источник - https://drevo-info.ru/articles/21531.html