Купцы и промышленники Апанаевы

 
"Купцы казанские производят торг
отпусками на судах хлеба и прочих продуктов.
И бывают от них в зимнее время
отпуски товаров подводами,
яко то выделываемых о здешних заводах кож:
и вывариваемых разных качеств
мыл, сала, воску и протчева".
"Топографическое описание... 1785 г."

Думается мне, что род Апанаевых суть выходцы из центральных земель булгарских, что пришли во второй трети XIII века вместе с легендарным беком Кабаном на земли казанские. Пришли из разоренных монгольскими тумэнами городов и аулов под защиту Казань-города, избежавшего участи столицы Булгарии и еще, по сведениям профессора А.Х. Халикова, сотни городов, прекративших свое существование в первой половине XIII века. Бек Кабан пришел с семьей и дружиной, а вместе с ними пришел люд и поплоше: скотоводы, торговцы, ремесленники, среди коих были настоящие мастера по выделке знаменитых далеко за пределами Волжской Булгарии кож и пошиву из них очень высоко ценимых на Руси, например, сапог и почитаемых всем мусульманским миром ичигов. Надо полагать, что одним из мастеров-кожевенников и был прародитель мощного и многочисленного рода Апанаевых, имени коего не донесла до нас история...

В 959 году хиджры пришла на земли казанские беда, - алаи московского государя Ивана Васильевича осадили Казань. И на второй день месяца Скорпиона пал город, и пошел среди татар разлад: иные предпочли служить русскому государю, дабы сохранить отчины, имения и титулы, иные - остаться и выждать, но многие ушли на юг и юго-восток: за Мешу, Каму и Вятку.

У бабушки Суфии рода Апанаевых и Марджани, внучки известного в Казани просветителя, общественного деятеля и одного из лидеров движения национального возрождения татар Габдуллы Апанаева ветви Юсуфа Ибрагимовича, есть шаджара рода в виде огромной родословной таблицы, которую она собирала много лет. Из нее видно, что подобный разлад случился и в роду будущих Апанаевых, в семье уже вернувшегося ко Всевышнему кожевенника Амата: два сына его и внук предпочли служить русскому царю, - след этой ветви прослеживается до царствования на Руси первого из Романовых - Михаила Федоровича, - то есть до середины XVII века. Другой сын Амата Хан-булат и внук Айтулла ушли за Мёшь-реку и поселились в ауле Янбулат волости Лаишевской. Там они выделывали кожи, торговали помалу и даже крестьянствовали. Развернулся в делах торговых Утяк, сын Айтуллы, а сын Утяка Яр-мэк уже писался купцом. Не единожды ездил Ярмэк в Казань с товарами, обзавелся знакомствами и связями, в делах купецких необходимыми, а вскоре, продав двор с лучшим в ауле домом, перебрался в Казань и поселился в Татарской слободе меж улочек Сафьян и Кунче, аккурат в ремесленной части слободы, о чем говорят сами названия улиц.

Вскоре Ярмэк женился и народил сына, которого назвал Апанаем и от которого, собственно, и пошли Апанаевы. По весьма скудным сведениям, ибо все древние архивы и документы сгорели в страшном пожаре 1815 года, Апанай к 15 годам уже закончил медресе, а годам к двадцати считался одним из самых образованных людей во всей мусульманской Казани.

В 1715 году у Апаная родился сын Исмагил. Уже в раннем детстве он отличался от своих сверстников тем, что был пытлив, самостоятелен и предприимчив. Когда в 1763 году вышел указ Ея Императорского Величества Екатерины II о разрешении торговать татарам по всей империи, Исмагил одним из первых татарских купцов в Казани установил связи с Нижним Новгородом, Самарой, Вяткой, Астраханью, Ростовом, Москвой и Санкт-Петербургом. Торговал он кожами, пушниной, шерстью и иным товаром, имеющим спрос, а посему приносящим прибыль.

Дела шли ходко, Исмагил богател, заимел собственную лавку в китайском ряду Гостиного двора, где приказчики его торговали шелками и материей из самого Китая и Персии. И если бы в те времена существовали купеческие разряды, Исмагил Апанаев, несомненно, числился бы в купцах первой гильдии.

После рождения сыновей, Мусы и Юсуфа, Исмагил выстроил на Захарьевской - ныне она именуется улицей Каюма Насыри - один из первых (если не самый первый) в Старо-Татарской слободе каменный дом о двух этажах (третий этаж надстроен уже в советские времена), который цел и поныне, - стоит он на улице Насыри под номером 37. А когда в 1782 году в Казани была учреждена Татарская ратуша, стал Исмагил Апанаев городским головой всех казанских татар - должность выборная, почетная и равная должности городского головы русской части города, то есть нынешней должности мэра.

Умер Исмагил Апанаевич Апанаев в 1794 году в возрасте 79 лет, умер тихо и спокойно, оставив дела торговые двум своим сыновьям, Мусе и Юсуфу.

Сыновья Исмагила явились родоначальниками двух больших ветвей дома Апанаевых. От Юсуфа, младшего сына Исмагила - а сам он был купцом второй гильдии, - пошла купеческо-промышленная ветвь Апанаевых. Сын Юсуфа Исхак завел большой по тем временам мыловаренный завод в Плетенях и купил у одного из русских богатеев большой каменный дом, в коем и поселился вместе с семьей. Исхак был весьма богат и часто жертвовал бедным, - об этом упоминает Карл Фукс в своей книге "Казанские татары...".

От Мусы же пошли купцы и потомственные почетные граждане, поскольку ему за дела торговые да добрые - иначе говоря, благотворительные - первому из Апанаевых бьшо присвоено звание почетного гражданина. Сам Муса владел двумя "юфтяными" заводами, один из которых производил до 13 тысяч кож в год и был самым крупным в Казани, и арендовал мыловаренный завод в тех же Плетенях, - село сие уже и в те времена бьшо местом средоточения промышленности. Ему же, как старшему сыну, досталась отцова лавка на Гостином дворе и перешел по наследству дом за номером 37 по нынешней улице К. Насыри.

Самая древняя, богатая и разветвленная татарская фамилия Казани. Муса Апанаев (1766-1826) в 1908 году построил кирпичную мечеть в Новотатарской слободе в память о своей дочери Зубайды. Его сын Хасан Апанаев (1801-1863) активно участвовал в общественной и благотворительной деятельности. Исмагил Апанаев неоднократно избирался попечителем мечети «Марджани». Абдулла Апанаев (1873-1937), будучи удачливым предпринимателем, являлся членом Губернского Попечительства детских приютов. В 1913 году он выступил с инициативой о создании Национального музея, фонды которого составили бы древние книги, рукописи и другие реликвии, сохранившиеся у старинных татарских семей Казани. В 1916 году купец пожертвовал на нужды второй соборной мечети Казани принадлежавший ему земельный участок в 40 десятин у деревни Зюзино Спасского уезда. Абдулкарим Апанаев (1813-1873) известен как щедрый благотворитель, построивший в 1863 году каменную мечеть в д.Курса. его сын Мухаметвали (1825-1885) завещал доходы со своего вклада в банке на содержание имамов, мечети и медресе второго прихода. Мухаметбадретдин Апанаев (1867-1930) был членом попечительных советов Александровского ремесленного и Казанского коммерческого училищ, Председателем Правления общества пособия бедным мусульманам.

Муса Апанаев - это была фигура масштаба не только Старо-Татарской слободы, но и Казани и, пожалуй, всей Казанской губернии. Богатейший купец-промышленник, он был ещё и крупнейшим в городе благотворителем, что, похоже, вообще было в крови всей фамилии Апанаевых. На средства Мусы содержалась Вторая приходская мечеть в городе, которая считалась самой лучшей и благополучной на Казани и которая совсем не случайно запечатлена на одной из древних литографий с видами Казани. Посему звалась сия мечеть, да и доныне зовется Апанаевской, а адрес теперь она имеет следующий: улица К. Насыри, 27. Но это было еще не все. В первое десятилетие XIX века выстроил Муса Исмагилов, сын Апанаев, в Ново-Татарской слободе - от коей ныне осталось всего-то несколько "родных" деревянных домишек-усадеб с огородиками, что, похоже, доживают свои последние денечки, не далеко от мусульманского кладбища, мечеть на собственные средства в память своей безвременно ушедшей к Создателю дочери Зубайды. Мечеть, хотя и в весьма измененном с тех времен виде, стоит до сих пор. Адрес сей мечети, окрашенной в зеленый цвет, однако носящей наименование "Розовая", - улица М. Гафури, 67.

А ещё помогал Муса Апанаев бедным мусульманам деньгами и продуктами, особенно в дни празднования народных национальных праздников Рамазан и Курбан-байрам.

Вследствие всего этого, видимо, Муса был избран вначале - в 1788 году - судьей, а затем - в 1809 году - и заседателем уголовной палаты.

Был Муса Исмагилович и крупным домовладельцем. Купив в конце XVIII века большой земельный участок по улице Сафьян, Муса поставил на нем большой двухэтажный кирпичный дом и одноэтажный флигель - дома эти целы и имеют ныне порядковые номера 5 и 3, образовав тем самым большую городскую родовую усадьбу, переходившую по наследству, а его потомки уже в начале XX века поставили в самом начале усадьбы, прямо на бережку озера Кабан, еще один дом о двух этажах. Ныне, отреставрированный и свежеокрашенный, он, как угловой дом, является украшением целых двух улиц: Сафьян и Марджани.

Умер Муса Апанаев в 1862 году на шестьдесят пятом году жизни. На могильном камне Мусы была слегка неверно переведенная Фуксом с арабского следующая надпись: "Бог вечен и безсмертен! В тысяча двести сорок втором году в девятнадцатой месяца Раджаба (день), Муса сын Исмагила, Апанаев на шестьдесятом году от рождения отправился от мира Тленнаго в вечный мир! Мы принадлежим Богу и к нему возвратимся".

Жертвовал бедным и младший брат Мусы, Юсуф. Фукс в своей замечательной книге "Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях", вышедшей в Казани в 1844 году, описывает, как он однажды побывал в гостях у Юсуфа Исмагиловича. Случилось это аккурат на празднование Курбан-байрама, и Юсуф принёс в жертву, что является обязательным для мусульман в этот праздник, "множество овец, несколько коров и одного верблюда", мясо коих было разослано наибеднейшим татарским семьям.

В XIX веке Апанаевы развернулись вовсю: кожевенные и мыловаренные заводы, лавки на Гостином дворе и Сенном базаре, гостиницы и доходные дома. По словам Карла Фукса, в Казани в первые десятелетия XIX века было только 5 татарских семейств купцов первой гильдии и 3 - второй. Апанаевы входили и в ту, и в другую категории. Богатейшим на Казани купцом и промышленником был Хасан Мусич Апанаев, владевший личным капиталом более полумиллиона рублей - деньги по тем временам очень значительные.

Следует сказать, что Апанаевы были весьма грамотными людьми. Оно и понятно: без ума и природной сметки дела купецкие не вытянешь. Не сторонились Апанаевы - в отличие от многих других татарских семейств - избираться на городские должности. Исмагил, сын Апаная, как уже было писано, был татарским мэром; внук Мусы Мухаметюсуп был гласным городской Думы - по-нынешнему, депутатом горсовета - и попечителем Апанаевской, естественно, мечети, а его сын Абдулла - тоже гласный Думы - был ещё сотрудником городской управы и работал аж в четырех ее комиссиях.

По линии Юсуфа самым деятельным был его правнук Мухаммадбадретдин, также гласный городской Думы и сотрудник трех её комиссий, а также член попечительского совета Казанских училищ, председатель благотворительной организации "Общество пособия бедным мусульманам" и лидер национального движения в Казани в первые годы XX столетия, даже побывавший в эти годы за свои либеральные убеждения тюремным арестантом.

Деньгами семья Апанаевых владела немалыми. С ними могли тягаться разве что купцы и промышленники Юнусовы, да и те к концу XIX века понемногу стали сдавать свои позиции. А вот домовладельцев крупнее Апанаевых не было, похоже, во всей Казанской губернии, не говоря уж о самой Казани. И как бы ни пыжились нынешние власть и деньги имущие, какие бы дачи и хоромы о сорока комнатах ни возводили бы себе, кичась персоною своею, - а все далеко им будет до купцов-то Апанаевых.

Только в Старо-Татарской слободе Апанаевым принадлежало 14 домов. Помимо упомянутых зданий под номерами 1, 3 и 5 по улице Сафьян и дома № 37 по К. Насыри, кои переходили по наследству только "мусичам", владели Апанаевы на бывшей Захарьевской домами, что носят ныне номера 26,40 и 42. Был ещё один дом, принадлежавший семье Апанаевых, - № 36 по той же К. Насыри, но совсем недавно его снесли.

На нынешней Марджани им принадлежали дома, которые ныне имеют №№ 10,20 и 44; на Тукая - дома № 37 и № 67, последний из которых, более похожий на дворец, был куплен у купцов Юнусовых Мухаммадбадретди-ном Абдулкаримовичем, тем самым гласным Думы и председателем "Общества пособия бедным мусульманам", который умудрился посидеть в тюрьме.

Апанаевым также принадлежал модерновый дом, что стоит ныне по улице Татарстан и носит порядковый номер 8; дома и постоялый двор на улице Сенной, что есть ныне улица Парижской Коммуны, - на их месте находится теперь автостоянка и а в тоже мастерская; лавка на Кирова и рядом с ней дома № 57 и № 59, последний -знаменитые номера "Булгар",являющиеся в начале XX века настоящим центром татарской культуры (очерк "История одного доходного дома").

На самом Сенном базаре, основная часть которого находилась меж нынешних улиц Парижской Коммуны и Г. Камала, одному из "мусичей" - Мухаметюсупу - принадлежала весьма доходная гостиница, зовущаяся в просторечии "Апанаевским подворьем", а в начале бывшей Владимирской улицы, что есть ныне срединная часть улицы Кирова, внук Юсуфа Абдулкарим владел доходным домом и лавкой, купленными в 80-е годы XIX столетия у дочери купца Усма-нова. Дом сей за номером 19 ныне заброшен, а вот лавка - теперь здесь салон-магазин, что, собственно, есть тоже лавка, - цела и невредима.

Владели Апанаевы и большим домом в Плетенях рядом с мыловаренным заводом Исхака Юсуфовича, который существует и доныне (Сайдашева, 23). Дом и завод переходили по наследству "юсуфовичам", и последним его владельцем был Ибрагим Апанаев, внук Юсуфа.

Советская власть в сентябре 1918 года наложила свою лапу на имущество Апанаевых: дома, фабрики, заводы, а затем медленно, но верно стала выбивать представителей его рода.

Первым подвергся репрессиям Габдулла Апанаев, правнук Юсуфа, общественный и религиозный деятель, брат гласного городской думы Мухаммад-бадретдина, о коем было писано выше. Вначале Габдулла был вторым муллой мечети на Сенном базаре. В 1890 году он стал помощником имам-хатиба. Надо сказать, что за свои взгляды Габдулла, как и его брат Мухаммадбадретдин, преследовался еще царской администрацией и считался весьма неблагонадежным. В 1908 году он был отлучен от служения в Сеннобазарной мечети и сослан на два года в Вологодскую губернию. После 1917 года он продолжал отстаивать свои идеи национального прогресса, был обвинен в контрреволюционной деятельности ив 1919 году расстрелян.

В 1922 году умер от чахотки Мухаметвали Мухаметзакирович, правнук Мусы. Он руководил оркестром народной музыки в "Восточном клубе", располагавшемся в доме его родственника Карима Апанаева по нынешней улице Татарстан, 8, и посему - до чего же был изощрен ум у ребят из конторы Лациса - также был обвинен в контрреволюционной деятельности. Однако добраться до него чекисты не успели.

А затем пошло-поехало. ЧК, а потом и НКВД заводят на Апанаевых одно дело за другим. Вот результаты: Абдулхамид Абдрахманович Апанаев, "мусич", потомственный почетный гражданин - расстрелян в 1937 году; Гарун Абдрахманович Апанаев, "мусич", потомственный почетный гражданин, бывший член городской управы - расстрелян в 1937 году; Якуб Измаилович Апанаев, "мусич", потомственный почетный гражданин - расстрелян в 1938 году; Ибрагим Измаилович Апанаев, брат Якуба, потомственный почетный гражданин - расстрелян в 1938 году; Ахмет Мухаммадбадретдинович Апанаев, "юсуфович", сын того самого председателя "Общества пособия бедным мусульманам" репрессирован за то, что отец эмигрировал в Турцию, - умер в лагере в 1942 году; Ибрагим Исхакович Апанаев, "юсуфович", последний держатель мыловаренного завода в Плетенях - умер в лагере в 1941 году...

Жив сын Ибрагима Исхаковича, Мухамед абы. Ему около 90 лет, он пенсионер и живет в крохотном домишке в поселке Васильеве Мухамед Ибрагимович болеет, да и такой возраст - не шутка. Когда он рассказывает про те времена, голос его дрожит и на глаза наворачиваются слезы. "Отца брали несколько раз, - вспоминает Мухамед абы. - Увозили на Черное озеро, держали там то неделю, то месяц, а то и полгода, допытываясь: кто-де, хает Советскую власть, - скажи. Он молчал. Или говорил, что не знает, и его, помурыжив в местном зиндане, все же отпускали. А потом взяли и не выпустили. А через время пришло письмо, в котором отец просил приехать повидаться. И я поехал". Мухамеду Ибрагимовичу было 25 лет, когда пришло письмо отца. Как он добирался до злого города Медвежьегорска - настоящий медвежий угол недалеко от которого находился лагерь, - стоит отдельного разговора. Наконец - зона, разговор с начальством, отказ в свидании, дорога назад.

"Затем пришло еще одно письмо от отца, в котором он писал, что свидание ему разрешили. И я поехал снова..." Им дали на все про все час. Один час после дороги длиной в неделю, даже больше.

"И вот я увидел отца, - вспоминает Мухамед абы. - Это был согбенный исхудалый старик с потухшими глазами". Через час охранники увели отца, и больше Мухамед Ибрагимович его уже никогда не видел. А в 1941 году Ибрагим Исхакович вместе с такими же, как он, лег в холодную землю близ злого города, и на его могиле, коей ныне, возможно, нет и следа, поставили кол с прибитой к нему фанеркой, где был написан зоновский номер Ибрагима Апанаева...

Не удалось злыдням извести всех Апанаевых. Лично я знаю восьмерых потомков сего рода, носящих фамилию Апанаевых. Причем прямых потомков обеих ветвей - "мусичей" и "юсуфовичей". Среди них пенсионеры, студент, сотрудница одной телекомпании и дети. А сколько их, потомков по линии женской, а посему утративших родовую фамилию живет в Казани? Я уверен - много. А что касается самого молодого из Апанаевых, который, кажется, только-только пошел в школу, то в здании своего прапрадеда Исхака Юсуфовича на бывшей Плетеневской, что ныне носит адрес Сайдашева, 23 и смотрит на улицу разбитыми глазницами окон, юный "юсуфович" чувствует себя как дома...  

Казанские  купцы и предприниматели, землевладельцы, общественные  и религиозные деятели. Родоначальником династии Апанаевых  считается Апанай Хафиз (17 в.), выходец из д. Янбулатово Лаишевского уезда Казанской губернии, занимался мелкой торговлей. В 18 в. Апанаевы были включены в купеческое сословие.

    Исмагил Даудович Апанаев (1715–94) крупный  домовладелец, занимался выделкой кожи. Имел трёх сыновей, двое из которых стали основателями различных родов династии. Наиболее известны потомки Мусы Исмагиловича (1766–1827) и Юсупа Исмагиловича (1770 – после 1825):
1) Муса Исмагилович, купец 1-й гильдии, потомственный почёт. гражданин. Владелец кожевенного завода (в 1818 оценивался в 5 тыс. руб.), 2-х жилых домов и торговой лавки. Торговал с Китаем. Занимался общественной  деятельностью и благотворительностью, неоднократно избирался судьёй Совестного суда, заседателем уголовной палаты и членом Казанского городского магистрата.

    Его дело продолжили сыновья:

    Муртаза Мусинович (?–?), владелец кожевенного завода и д. Епанчино Спасского уезда (общая земельная пл. 2148 дес);

     Хасан Мусинович (1801–63), купец 1-й гильдии. Был награждён двумя зол. медалями за благотворительность: внёс большую сумму на строительство в Казани больницы для холерных больных;    

     Мухаммад Мусинович (1804–77), купец 2-й гильдии, потомственный почётный  гражданин, совместно с младшими братьями владел кожевенным  заводом. В 1839–41гг. возглавлял Татарскую ратушу.

    Его сын, Мухаммадъюсуп Мухаммадович (1833–1903), купец 1-й гильдии, владелец крупнейшей гостиницы в татарской  части Казани «Апанаевского подворья». Торговал шерстью и кожами. Избирался гласным Казанской  городской думы, являлся попечителем 2-й соборной мечети.

     Его сын, Абдулла Мухаммадъюсупович (1873–28.9.1937), купец 1-й гильдии, владелец конезавода, 3-х жилых домов и поместья (300 дес). Он был одним из учредителей «Торгово-промышленного товарищества Апанаевы и Казаковы». За благотворительную  деятельность был избран почётным членом Казанской  губернии, попечительства о дет. приютах. В 1937 был репрессирован и расстрелян.

     Абдулкарим Мусинович (1813–74), купец 2-й гильдии. Совместно  с братьями владел кожевенным  заводом. Финансировал строительство кам. мечети в д. Корса Казанского у., Его сыновья: Мухаммадвали (1825–85), Мухаммадзакир (1846–1912), Абдурахман (1852–1910) были купцами 2-й гильдии. Торговали в Ташкенте, Бухаре, Хиве. Сын Мухаммадзакира – Мухаммадвали (см. В.З. Апанаев); Губайдулла Мусинович (?–1870), купец 2-й гильдии. Совместно с братьями владел кожевенным заводом. Финансировал строительство кам. мечети в д. Корса Казанского уезда.
    2) Юсуп Исмагилович, купец 2-й гильдии, один из крупнейших заводчиков Казани. Владел мыловаренным заводом (в 1818 произвёл 3 тыс. пудов мыла) и тремя кожевенными заводами. В 1806–09 содержал типографию. В 1794–1800 гласный Казанской  гор думы; заседатель в гражд. и уголовных судах.

     Из трёх его сыновей – Хусаина, Салиха (1806–87) и Исхака (1815–1908) наиболее известен последний.  

     Исхак Юсупович был купцом 1-й гильдии, владельцем мыловаренного завода в Казани. Его сын, Абдулкарим Исхакович (5.4.1840–93), купец 2-й гильдии. Торговал шерстью, кожами, мылом и бумажной мануфактурой. Ему принадлежало несколько доходных домов в забулачной части Казани. Его дети: Габдулла Абдулкаримович (1861–1919), мулла мечети на Сенном базаре; Мухаммадбадретдин Абдулкаримович (3.10.1867–после 1937), купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин. Владелец мыловаренного з-да, магазина 1-го разряда в Казани, комиссионной конторы в Москве. В 1898–1917 гласный Казанской  городской думы, председатель правления «Общества пособия бедным мусульманам г. Казани», член попечительских советов Александровского ремесленного и Казан. коммерческого училищ. Участник татарского национально-демократического движения, финансировал деятельность «Иттифак аль-муслимин». Выступал за открытие высшего светского учебного заведения для татар. В октябре 1905 участвовал в разоружении полиции, был выбран приставом Старотатарской и Новотатарской слобод Казани. Октябрьскую  революцию не принял. В 1923 эмигрировал в Турцию.

       Династия Апанаевых – самая древняя и богатая татарская торговая фамилия в Казани. Широкую известность у современников приобрел Муса Исмагилович Апанаев(1766-1826), казанский купец первой гильдии, потомственный почетный гражданин. В Казани ему принадлежала лавка в Гостином дворе, кожевенный завод. В 1808 году он построил кирпичную мечеть в Новотатарской слободе в память о своей покойной дочери Зубайде. Брат Мусы – Юсуф Апанаев (1770-?) в начале ХIХ века считался одним из крупных предпринимателей города. Он, как и его брат Муса, проявил себя на общественном поприще, являясь гласным Государственной думы, заседателем гражданского и уголовного суда.

     Активно участвовали в благотворительности и сыновья Мусы Апанаева. Абдулкарим Апанаев (1813-1873) торговал хлопком и продуктами в Средней Азии и на крупнейших российских ярмарках. Предприниматель получил славу известного благотворителя, выстроив в 1863 году каменную мечеть в деревне Курса. Его сыновья Мухаметвали, Мухаметзакир, Абдрахман и дочь Бибизухра Апанаевы также были известны своими успехами в коммерции и благотворительной деятельностью.

Купец первой гильдии М. А. Апанаев с женой и дочерью. Конец XIX — начало XX в. Из личного архива автора

      Один из потомков Апанаевых – Мухаммадбадретдин Абдулкаримович (1867-1930гг.) оставил заметный след в истории Казани. Вместе с купцом Бурнаевым он построил крупный мыловареный завод в Казани, сколотив гигантское состояние. Однако не столько богатством, сколько своей общественной деятельностью был знаменит этот купец. Он был членом попечительских советов Александровского ремесленного и Казанского коммерческого училищ, председателем Правления Общества пособия бедным мусульманам, убежденным сторонником новометодного обучения в медресе и не раз собирал в своем доме на Юнусовской площади представительные совещания татарского духовенства, купечества, интеллигенции. Это заставило полицию взять Мухаммадбадретдина Апанаева под негласный надзор. Будучи одним из авторитетных лидеров татарского народа, до октября 1917 года он неоднократно подвергался судебным преследованиям. В 1923 году Бадретдин эмигрировал в Турцию, где в 1930-х годах скончался. Его дети, не успевшие эмигрировать, подверглись репрессиям в период культа личности Сталина.

     Не избежал репрессий и Габдулла Абдулкаримович Апанаев (1861-1919), известный религиозный и общественный деятель, педагог, журналист, имам Сенной мечети, отец восьмерых детей. За свои убеждения он подвергался гонениям в царской России, а впоследствии стал жертвой “красного террора” – был расстрелян по подозрению в организации мятежа против советской власти. Был репрессирован и бывший купец 1-ой гильдии Абдулла Мухаметюсупович Апанаев (1873-1937). Удачливый предприниматель проявлял огромную общественную активность. Он являлся членом Губернского Попечительства детских приютов, а в 1913 году выступил с интересной инициативой – предложил создать Национальный музей, фонды которого составили бы древние книги, рукописи и другие реликвии. Занимался он и благотворительностью: в 1916 г. купец пожертвовал на нужды второй соборной мечети г.Казани принадлежавший ему земельный участок в 40 десятин в Спасском уезде. В 1931 году Абдулла Апанаев угодил в лагеря за неудавшуюся попытку покинуть пределы СССР, а в 1937 году, едва освободившись из мест заключения, был арестован и получил свой последний приговор – высшую меру. Так, в советское время были ликвидированы последние члены семьи Апанаевых. Но память об этих великих предпринимателях и благотворителях навсегда осталась в сердцах благодарных потомков Казани.