Александр Сергеевич Ключарёв — советский композитор, дирижёр и пианист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), народный артист Татарской АССР. Русский. Родился 19 февраля 1906 года в Казани, в семье Сергея Даниловича и Надежды Семёновны Ключарёвых. Александр появился на свет в семье, где музыка звучала всегда. Отец был бухгалтером в торговом предприятии казанского купца-миллионера, известного в мусульманских кругах благотворителя и мецената Ахмеда Хусаинова (1837–1906), и имел достаточно неплохой доход, который позволял матери — Надежде Семеновне — активно заниматься воспитанием сына. Ключаревы проживали в доме Хусаинова, что окнами своими выходил на озеро Кабан. Вероятно, вид, открывающийся из окна, располагал к музицированию , но как бы то ни было, мама будущего композитора владела игрой на гармонике, и Александр уже в 5 лет играл на гармошке, скрипке и гитаре. Пройдут годы, и Александр Ключарев войдет в историю теперь уже несуществующей страны СССР, как известный советский композитор, дирижер и пианист. На некоторое время семья Ключаревых покинула Казань, переехав в Оренбург (этот переезд был связан с работой главы семьи), но потом вновь вернулась в столицу будущей Советской Татарии. Но именно в Оренбурге Александр Ключарев начал заниматься музыкой в городской музыкальной школе. На мальчика обратили внимание супруги Козолуповы: педагог по фортепиано Надежда Николаевна (1886–1957) и известный виолончелист профессор Семен Матвеевич (1884–1961). Семен Козолупов — один из основателей российской виолончельной школы — с 1918 по 1920 гг. жил с семьей в Оренбурге, где заведовал музыкальной секцией подотдела искусств. Здесь Козолупов создал симфонический оркестр и академический хор (особо отмечу, что в 1922 г. он уже профессор Московской консерватории). Чтобы читатель смог оценить уровень мастерства Козолупова, назову одного из, пожалуй, самых маститых его учеников — Мстислав Ростропович (1927–2007). Вот у этой удивительно талантливой музыкальной четы начал профессионально заниматься музыкой Александр Ключарев. Здесь же, в Оренбурге он знакомится с музыкантом-этнографом и композитором Александром Затаевичем (1869–1936). Затаевич с 1920 г. проживал в Оренбурге, где занимался сбором и записью казахской народной музыки (записал более 2000 произведений музыкального фольклора). Общение с Затаевичем привело к тому, что Ключарев заинтересовался музыкальным фольклором. В Оренбурге 16-летний Ключарев поступил в городской кинотеатр в качестве пианиста-иллюстратора (по-иному — тапера). Так, в оренбургском кинотеатре впервые проявились творческие возможности молодого музыканта, сопровождавшего немые кинокартины музыкальными импровизациями. По возвращении в Казань произошло знакомство с человеком, далеким от мира науки, но близким к народу — кучером Галяем, который изумительно напевал татарские народные мелодии. Интерес к музыкальному фольклору позже определил творческий почерк Александра Ключарева. В 1923 А. Ключарев поступает в Казанский музыкальный техникум в класс фортепиано О. Родзевича, выпускника Санкт- петербургской консерватории. Во время учебы Ключарев продолжает работать как музыкант-профессионал. В 1926–1928 гг. он заведует музыкальной частью Казанского театрального техникума. Первые самостоятельные шаги Ключарева композитора связаны с музыкальным оформлением пьесы одного из основоположников татарской драматургии Карима Тинчурина — «Потухшие звезды» После завершения учёбы (1926), работал музыкальным руководителем Марийского драматического театра (Йошкар-Ола). В 1928 г. Ключарев уезжает в Москву, где также продолжает работать музыкальным руководителем Московского рабочего театра. После учёбы в Московской консерватории им. П. Чайковского (1932—1934) в классе композиции у Р. Глиэра, судьба забрасывает молодого композитора в г. Уфа, где он работал заведующим музыкальным сектором Башкирского научно-исследовательского института языка и литературы. В 1937 году Ключарев переезжает в Казань. Он работал главным редактором музыкального вещания Татарского радиокомитета (1937—1938), заведующим кабинетом музыкального фольклора Управления по делам искусств при Совете Министров ТАССР (1938—1951). Одновременно осуществлял художественное руководство Ансамблем песни и танца ТАССР (1939—1940 и 1968—1970) и Татарской государственной филармонии (1940—1942; 1951—1953) В этот период Ключарёв писал музыку, основой которой было его увлечение фольклором. Он общался с фольклористами-этнографами, выезжал в фольклорные экспедиции. Причем, живя в Йошкар-Оле и Уфе, он также интересовался марийским и башкирским фольклором. Но неизменной любовью Ключарева был татарский фольклор. Вместе с композитором В.Виноградовым и поэтом М. Садри Ключарев собирал татарский музыкальный фольклор, записывал его и расшифровывал. Результатом этой кропотливой работы стали два фундаментальных сборника татарских народных песен. 30 марта 1972 г. сердце Александра Ключарева — одного из любимых татарских композиторов — остановилось в том же городе, где и начало биться… Похоронен на Арском кладбище города Казани. ТворчествоТворчество А. Ключарева охватывает широкий круг жанров — от обработок народных песен до балетов и симфоний. Особо популярной была песня Ключарева «Родной край мой — Татарстан», одна из её музыкальных фраз даже стала позывным татарского радио. Не менее известна и его песня «Новая Казань», которая была музыкальной эмблемой столицы Татарстана. Им записано свыше 200 башкирских песен. Среди них такие известные, как «Бииш», «Кахым-туря», «Салимакай», «Шафик» и другие. Театральная музыка композитора привлекает слушателя образностью музыкального мышления, доходчивостью, ярко выраженным национальным колоритом (музыка к спектаклям «Галиябану» по пьесе М. Файзи, «Голубая шаль», «Родина» по пьесам К. Тинчурина и др.). Ряд песен и инструментальных номеров из спектаклей с музыкальным оформлением А. Ключарева обрели самостоятельную жизнь, как, например, отличающаяся мелодичностью и проникновенным лиризмом симфоническая сюита «Галиябану» (1933). Композитор создал свой самобытный стиль обработки народных песен, основным принципом которого является бережное отношение к подлиннику («Аллюки», «Пар ат», «Кара урман», «Агыйдель» и др.). Убедительные по творческому воплощению фортепианные произведения А. Ключарева прочно вошли в учебный и концертный репертуар («Шурале», «Этюд», «Токката», цикл «Родные картины» и др.). Наиболее значимо композитор проявил себя в симфонической музыке жанрово-характерного плана. «Башкирские танцы», симфоническая поэма «Салават», музыкальная картина «Урал», «Татарская сюита» основаны на народнопесенном материале и отличаются красочностью, тембровым разнообразием, яркостью национального колорита. Особое место в творчестве А. Ключарева заняла тема Волги как символ дружбы населяющих её берега народов. В лирико-эпической «Волжской» симфонии (1955), ставшей этапным произведением татарского симфонизма, философское осмысление многообразных явлений окружающего мира воплощено в образах скорби, лирического раздумья, энергии, драматизма и пафоса, объединённых единством симфонического развития. В балете «Горная быль» (либретто А. Ключарева и Р. Хисамова) на основе башкирских легенд и сказок с привнесением социальных мотивов (борьба народа против царского самодержавия) реалистические картины народной жизни сочетаются со сказочно-фантастическими образами. На основе интонаций и ритмов башкирских песен, танцев и инструментальных наигрышей композитор создал колоритные массовые сцены, яркие музыкальные характеристики персонажей — представителей народа. Особой красочностью отличаются фантастические сцены балета. А. Ключарев в этом произведении успешно претворил традиции классического балета, а также принципы балетного творчества С. Прокофьева. «Горная быль» характеризуется тенденцией к симфонизации музыкального действия, сквозному развитию основных тем. Постановки балета были осуществлены Башкирским (1951) и Татарским (1959) театрами оперы и балета и пользовались успехом. А. Ключарев является мастером песенного жанра. Его песни, основанные на широко бытующих интонациях, отличаются мелодизмом, выразительностью, свежестью гармонического сопровождения, светлым лиризмом, тонким ощущением образов природы: «Идел дулкыннары» («Волжские волны»), «Наши друзья» на стихи М. Хусаина, «Весенняя песня») на стихи М.Садри, «О тебе», и др. Творческий почерк композитора характеризуют светлый колорит, тонкость мелодического рисунка, свежесть и своеобразие гармонических оборотов, богатство тембров, прозрачность фактуры, ясность голосоведения. Именно за свои песни, объединённые в сборник «Канатлы яшьлек» («Крылатая молодость»), изданный в 1968 году, композитор был удостоен Государственной премии Татарской АССР им. Г. Тукая (1970). Скончался в Казани 30 марта 1972 года. Звания и награды
Память
Посмотреть видео: |