Олег Леонидович Лундстрем родился 2 апреля 1916 года, в Чите. Прадед Франц Лундстрем приехал из Швеции, дед заведовал лесным хозяйством в в Казанской губернии, а затем в Забайкалье. Отец — Леонид Францевич Лундстрем, преподаватель гимназии, возглавлял отдел культуры в ГД Дальневосточной республики. = Брат — Игорь Леонидович Лундстрем, музыкант (тенор-саксофон), солист оркестра. В 1921 году семья по документам марионеточной Дальневосточной Республики переезжает в г.Харбин, Маньчжурия (Китай), куда отца пригласили на работу на КВЖД (Китайско-Восточную железную дорогу, находившуюся в концессии у России), сначала преподавателем физики в средней школе, а позже лектором Харбинского Политехнического института. В детстве Олег обучался игре на скрипке. После окончания коммерческого училища поступил в Харбинский политехнический институт. Параллельно он поступил в музыкальный техникум, который окончил по классу скрипки в 1935 году. Позднее он создал свой оркестр, который работал в Шанхае.Среди студентов института было много любителей джазовой музыки. Увлечение джазом началось с 1932, когда ему в руки случайно попала пластинка с записью оркестра Дюка Эллингтона. В 1934 Олег Лундстрем организует джазовый оркестр, где сам играл на фоно, а его брат Игорь на саксофоне. В том же году состоялся дебют оркестра в составе девяти музыкантов. В основном они выступали на танцевальных вечерах, праздничных балах, играя популярный джазовый репертуар, а также аранжировки советских песен, прежде всего — И. О. Дунаевского. Год спустя оркестр Лундстрема уже был достопримечательностью Харбина.
Профессиональная деятельность Олега Лундстрема началась в 1936, когда он вместе с оркестром переехал в Шанхай. Оркестр в конце 1930-х годов насчитывает девятнадцать человек и становится очень популярным. «Песенка про капитана» в свинговой обработке в начале 1940-х годов была в Шанхае самым главным шлягером. В 1945-1946 годах О. Лундстрем создает свой репертуар: пьесы «Интерлюдия», «Мираж», аранжирует песни советских композиторов, выступает с филармоническими концертами инструментального джаза. 1941 — Лундстрем поступает во французский Высший технический центр и оканчивает его в 1944 году как инженер-архитектор. Политическая ситуация в Китае обостряется, возможности творческого роста в Шанхае исчерпаны. Иностранцам становится трудно жить в Китае, так как в стране идет борьба за самоопределение, отторжение всего иностранного. Встает вопрос о переезде. Рассматривается несколько вариантов, но музыканты на волне патриотизма решают вернуться в СССР - ведь все участники оркестра советские граждане. Добросердечные работники консульства в Шанхае мягко намекают, что джазменов в стране победившего социализма могут ждать неприятности. Но молодые романтики не верят в мрачные прогнозы и едут восстанавливать послевоенную Родину. В 1947 оркестр в полном составе с семьями приезжает в СССР. Судьба благосклонна к музыкантам, они приезжают в Россию и остаются, живы, так как именно в это время прекращается массовый террор по отношению к "возвращенцам", многие из тех, кто уехал ранее, погибли. Музыкантам предложено на выбор несколько городов для проживания. Так как все хотели получить высшее музыкальное образование, и выбор пал на Казань так как, там была консерватория. Первоначально приехавший оркестр решают сделать государственным джазовым коллективом Татарской АССР. Но постановление ЦК КПСС "Об опере Вано Мурадели "Великая Дружба" в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр и оркестры кинотеатров. Олег поступает в театр Оперы и Балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года, вместе с большой группой приехавших музыкантов, поступает учиться в консерваторию. Но мир не без добрых людей! В ту пору худруком Татарской государственной филармонии был композитор А.С.Ключарев. Он сразу же оценил возможности прибывшего в Казань оркестра и сделал все, чтобы он не распался, давая в Казани и окрестностях разовые концерты. Олег начал делать обработки татарских и наиболее популярных советских песен, как в вокальных, так и в инструментальных вариантах, и из них составлять программы концертов. В 1953 г. Лундстрем окончил Казанскую государственную консерваторию по классу композиции,преподаватель А.С.Леман и факультативно — по симфоническому дирижированию, оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр. Олег Лундстрем, как сам позже признавался, никогда не пытался прошибить лбом стену: поскольку джаз не приветствовался властями, творческая энергия музыканта нашла выход в другом. Он поступил скрипачом в Казанский театр оперы и балета. Судьба свела его с известным в те годы композитором Ключаревым - худруком Татарской государственной филармонии. Маэстро по достоинству оценил возможности приехавших в Казань музыкантов, которые с его помощью стали давать разовые концерты, сразу завоевавшие популярность у горожан. Программы концертов составлялись из татарских и советских песен в вокальной и инструментальной обработке Лундстрема. Не был забыт и джаз. Строгого запрета на него никогда не существовало, а во времена "оттепели" появилось больше возможности для творческого самовыражения. В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки, целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема. С помощью директора Татарской Государственной филармонии М.Ф.Боголюбова, худрука А.С.Ключарева и режиссера И.С.Петровского дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом. Старожилы-казанцы вспоминают о них с большой теплотой. На модных музыкантов обратили внимание и в Москве, откуда поступили приглашения выступить с концертами. Начались переговоры о постоянной концертной деятельности. Активную роль в развитии успеха сыграл первый директор коллектива М.И.Цын... В 1956 году Олег Лундстрем получил приглашение работать в Москве. 1 октября 1956 года приказом Министра Культуры РСФСР на базе приехавшего из Китая коллектива был создан концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО (позже «Росконцерта») под управлением Олега Лундстрема. Участие в фестивале Дружбы народов в 1957 году проходит с большим успехом. Началась успешная гастрольно-концертная жизнь оркестра. В 1973 Олегу Лундстрему присвоено звание Заслуженнго артиста РСФСР, а в 1984 году звание Народного артиста РСФСР. В 1998 году Лундстрем стал лауреатом Государственной премии РФ. В 1981 году Лундстрем полностью отказался от эстрадно-песенных номеров. Оркестр Лундстрема — неизменный участник крупных международных джазовых фестивалей: «Таллин-67», «Джаз Джембори 72» в Варшаве, «Прага-78» и «Прага-86», «София-86», «Джаз в Дюктауне-88» в Голландии, фестиваль искусств СССР в Индии (1988), «Гренобль-90» во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне, США (1991), фестиваль биг-бэндов «Иматра-92» в Финляндии, международный джазовый фестиваль в Санта-Барбаре (США, 1998), ряд международных фестивалей на территории бывшего СССР. Лундстрем - автор джазовых композиций "Интерлюдия", "Мираж", "Юмореска", "Пролог", "Бухарский орнамент", "В горах Грузии", симфоний-сюит, театральной музыки. Оркестр Лундстрема стал самым «долгоиграющим» в мире, что зафиксировано в российской Книге рекордов Гиннеса. Олег Лундстрем скончался 14 октября 2005 года на своей даче в пос.Валентиновка под Москвой. Похоронен на кладбище церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Соколово Щёлковского района Московской области, рядом со своими друзьями и родственниками. Солисты оркестра (вокал)
Другие музыканты оркестра Олега Лундстрема
Посмотреть видео: |