Александр Сергеевич Пушкин

 

Великий русский поэт и писатель, основатель современной русской литературы.

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в семье небогатого дворянина Сергея Львовича Пушкина (1770-1848), потомка старинного дворянского рода. По материнской линии он являлся правнуком африканца А. П. Ганнибала (1688 или 1696-1781), военного деятеля петровской эпохи.

Первые поэтические опыты А. С. Пушкина (не сохранились) относятся к раннему детству. В 1811 года он поступил в Императорский Царскосельский лицей. Лицейские годы стали периодом интенсивного творческого развития поэта. С большой непосредственностью и своеобразием используя каноны рационалистической поэтики XVIII - начала XIX веков, он создал ряд стихотворений высокого совершенства – «Воспоминания в Царском Селе» (1814) «Городок», «Лицинию», «Роза», (все 1815 года). Его талант не столько ученически следовал традициям и образцам (школа карамзинизма, французская «легкая поэзия», К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Вольтер), сколько стихийно испытывал их предельные возможности, нащупывая собственный стиль (приметы которого особенно ощутимы в таких стихах, как «Сон», «Желание», «Друзьям», (все 1816 года).

На творчество А. С. Пушкина обратили внимание Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский. Поэт-лицеист участвовал в литературном обществе карамзинистов «Арзамаc», сблизился с представителями свободомыслящего дворянства, в том числе с П. Я. Чаадаевым.

В 1817 году А. С. Пушкин окончил Царскосельский лицей и в чине коллежского секретаря получил назначение в Коллегию иностранных дел. В стихах 1817-1820-х годов нашла отражение бурная петербургская жизнь молодого поэта, участие в литературном кружке «Зеленая лампа», связанном с декабристским «Союзом благоденствия», накаляющаяся политическую атмосфера. Пафос революционного вольнолюбия и обличения переплетался в них с мотивами вакхического упоения жизнью, публицистичность - с лиризмом, традиционность - с новыми, романтическими веяниями. Не отказываясь от художественных завоеваний поэзии XVIII - начала XIX веков, А. С. Пушкин стремился преодолеть диктат ее нормативов, отойти от жанрово-стилевой регламентации, достигнуть свободы поэтического выражения («Кривцову», «Жуковскому», «К Чаадаеву», все – 1818 года, «Дорида», «Возрождение», 1819; «Мне бой знаком...», 1820, и др.). В таком же направлении он работал над поэмой «Руслан и Людмила» (1820). В ней волшебному сюжету сопутствовали лирические размышления автора, картины героической «старины» были пронизаны то юмором, то романтической патетикой, условность жанра поэмы-сказки сочеталась с жизненностью характеров, стилистическим богатством и языковой свободой. Поэма вызвала яростные споры и по существу знаменовала начало перелома в русской поэзии. Политическая лирика А. С. Пушкина 1817-1820 годов («Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня» и др.) и его эпиграммы расходились во множестве копий. Не будучи членом тайного общества декабристов, А. С. Пушкин стал выразителем устремлений целого поколения дворянской молодежи. В мае 1820 года под видом служебного перемещения поэт был сослан на юг России.

Побывав на Кавказе и в Крыму, А. С. Пушкин жил в Кишиневе и Одессе, встречался с декабристами В. Ф. Раевским, П. И. Пестелем, М. Ф. Орловым и др. Южная ссылка стала периодом расцвета романтизма А. С. Пушкина, сильнее всего проявившегося в созданных здесь поэмах, которые прочно утвердили за ним славу первого русского поэта благодаря яркости и новизне характеров и красок, виртуозному мастерству, созвучности умонастроениям передовых общественных и литературных кругов. В творчестве А. С. Пушкина «южные поэмы» сыграли большую роль: «Кавказский пленник» (1820-1821) во многом подготовил «Евгения Онегина». Важное место в последующих произведениях поэта заняла тема мятежной «воли» и нравственного закона, впервые обозначенная им в «Братьях-разбойниках» (1821-1822), сопоставление и противопоставление гармонии и стихии, кротости и страсти, «ангельского» и «демонического», начатое им в «Бахчисарайском фонтане» (1823).

В мае 1823 года поэт начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин», в котором исторически и социально конкретно воплотились противоположные типы сознания — скептический (Онегин) и мечтательно-романтический (Ленский), а идеал гармонического мироощущения предстал в Татьяне.

Личность и общество, границы между свободой личности и ее произволом стали центральной темой поэмы «Цыганы» (1824). Эта поэма, ставшая вершинным и последним явлением романтического творчества А. С. Пушкина, остро поставила вопрос о счастье как трагическую философскую проблему и открыла путь к дальнейшему исследованию главной темы поэта - человек и мир.

В июле 1824 года А. С. Пушкин из-за конфликтов с начальством был исключен из службы и выслан в родовое псковское имение сельцо Михайловское под надзор местных властей. Здесь им был создан ряд шедевров, в том числе цикл «Подражания Корану», где прозвучала тема пророческой миссии поэта. А. С. Пушкин создал центральные (3-6) главы «Евгения Онегина», сатирическую поэму «Граф Нулин», изучал историю России, летописи, записывал народные песни и сказки. В стихотворениях «Сожженное письмо», «Желание славы», «К ***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Роняет лес багряный свой убор» и др. прочно утверждаются новые принципы его лирики.

Решающим моментом творческой эволюции поэта стала трагедия «Борис Годунов» (1825), в которой заложены основы реализма, народности и историзма зрелого А. С. Пушкина. Тема трагедии — история и человек, в центре внимания — не столько отдельные персонажи, сколько сам исторический процесс, жизнь с ее объективными законами. Политическая по теме, эта трагедия в то же время есть трагедия историческая, философская и нравственная. Сам поэт расценивал свою трагедию как поворот к объективному, беспристрастному изучению законов бытия и человеческой жизни. Манифестом такого понимания поэтического творчества явилось его стихотворение «Пророк» (1826).

В начале сентября 1826 года, вскоре после восстания, казни и ссылки декабристов, А. С. Пушкин «по высочайшему повелению» был доставлен в Москву и принят императором Николаем I, который объявил ему прощение.

В последующие годы обострился интерес А. С. Пушкина к теме истории России как государства, к деятельности Петра I, к проблеме места и роли отдельного человека в истории страны. В романе о своем предке «Арап Петра Великого» (1827, не закончен), первом крупном опыте в прозе, историческое прошлое предстало в повседневном быте, в конкретных личностях и судьбах. В поэме «Полтава» (1828) личности и судьбы людей петровской эпохи во многом поглощены историческим процессом. Интересуясь внешней политикой Русского государства, А. С. Пушкин в 1829 году посетил Кавказ, где шла война с Турцией. Дневник поездки (переработанный позже в «Путешествие в Арзрум») сыграл важную роль в дальнейшем формировании принципов Пушкина-прозаика, утверждавшего «точность и краткость» как «первые достоинства прозы». Пристальное внимание поэта привлекали история и современное положение Европы, в частности последствия Великой французской революции, наступление буржуазного «железного века» - темы, косвенно затронутые еще в «Разговоре книгопродавца с поэтом» (1824), «Цыганах» и получившие яркое выражение в монументальном стихотворении «К вельможе» (1830). 1830-1831 годы стали периодом активной деятельности Пушкина-журналиста и критика (главным образом в «Литературной газете» А. А. Дельвига, закрытой в 1831 года), углубления интереса к теоретическим и современным литературным проблемам.

Слава А. С. Пушкина как поэта в это время достигла своего зенита. Однако постепенно раскрылась сложность его политического и общественного положения: он получил от властей выговор за чтение в кругу друзей неопубликованного «Бориса Годунова», испытывал трудности, связанные с «высочайшей цензурой», стеснения в свободе передвижения. В 1827 году началось следственное дело о стихотворении «Андрей Шенье», в котором был усматрен отклик на расправу с декабристами, хотя оно было написано до восстания. В 1828 году было возбуждено дело о принадлежности А. С. Пушкину поэмы «Гавриилиада», ходившей в анонимных списках. За поэтом был установлен негласный надзор.

Осенью 1830 года А. С. Пушкин приехал по имущественным делам в нижегородское имение Болдино, где задержался из-за угрозы эпидемии холеры. «Болдинская осень» ознаменовалась беспримерным размахом его творческого вдохновения: за 3 месяца (с 3 сентября до 30 ноября) поэт создал около 50 произведений разных жанров и огромного значения. Цикл «Повестей Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»), явился по существу первым произведением классической русской прозы. Он вместил, при небольшом объеме, панораму жизни всех социальных слоев России, впервые представив современную бытовую жизнь «рядовых» людей достоянием национальной истории, имеющим общезначимый смысл. В т. н. «маленьких трагедиях» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы») на материале разных стран и исторических эпох в предельно лаконичной форме поэт исследовал философские и нравственные проблемы всечеловеческого масштаба (свобода, страсть и мораль; личность, общество и история; жизнь, смерть и бессмертие). «Сказкой о попе и о работнике его Балде» А. С.Пушкин начал цикл сказок (1830-1834), в котором впервые использовал опыт фольклора в интересах нового, реалистического метода, воплотил в ярко национальной форме, в «наивно» укрупненном виде ряд проблем всеобщего значения. В Болдине также был создан ряд критических и публицистических статей и заметок и около 30 стихотворений, в том числе «Бесы», «Элегия», «Румяный критик мой...», «Заклинание», «Для берегов отчизны дальней», «Стихи, сочинённые ночью...» и др. «Болдинская осень» 1830 года знаменовала собой эпоху полного расцвета творчества А. С. Пушкина как явления всемирного масштаба.

30 ноября 1830 года А. С. Пушкин покинул Болдино. 18 февраля 1831 года в Москве он венчался с Гончаровой. 15 мая поэт переехал в Санкт-Петербург, затем, намереваясь издавать журнал и заниматься историей, вновь поступил на государственную службу, добился доступа к историческим архивным документам.

В 1832 году А. С. Пушкин начал работу над романом «Дубровский», однако замысел романа, в центре которого - мятежный дворянин-одиночка, скоро перестал его удовлетворять. Оставив в начале 1833 года работу над «Дубровским», поэт обратился к эпохе крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, вплотную приступив к историческому роману «Капитанская дочка». Параллельно А. С. Пушкин работал над историческим трудом о пугачевщине, собирал документы, изучал архивные материалы, в августе и сентябре 1833 года посещал Оренбург, Казань и др. «пугачевские» места, беседовал с очевидцами исторических событий.

В Казани

В столицу Казанской губернии поэт приезжал один раз – в сентябре 1833 года - и пробыл чуть более двух суток. Точнее 55 часов. Историки чуть ли не поминутно восстановили его передвижения по городу. Расскажем о 10 местах, которые сегодня напоминают нам об Александре Сергеевиче.

Свияжск может быть прототипом пушкинского острова Буяна.

Свияжск

Пушкин приехал в Казань, чтобы вникнуть в историю Пугачевского бунта. Спустя 60 лет после крестьянского восстания ему удалось изучить места сражений, пообщаться со свидетелями и узнать неофициальные подробности о том, как Емельян Пугачев брал Казань.

Как предполагают историки, на территории Казанской губернии поэт оказался утром 4 сентября. 5 сентября он уже был в окрестностях Казани – уездном городе-крепости Свияжске. «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана» - эти пушкинские строчки знает каждый школьник. По легенде, проезжая мимо Свияжска, поэт воскликнул: «Именно так я и представлял себе остров Буян!»

В Казань Пушкин въехал со стороны Ягодной слободы, на коляске, стучавшей колёсами по мостовой Адмиралтейской дамбы (ныне Кировская).

Гостиница дворянского собрания

Гостиница дворянского собрания, где предположительно останавливался поэт.

Где остановился путешественник, историки гадают. По одной из версий, это была гостиница дворянского собрания, одна из лучших в городе. Она располагалась в Петропавловском переулке (ныне улица Рахматуллина). Здание сейчас заброшено. Именно здесь Пушкин случайно встретился с поэтом Евгением Боратынским.

Грузинская улица

Утром 6 сентября перебрался к тестю Боратынского, дом которого находился на Грузинской улице (теперь ул. К.Маркса), неда­леко от Грузинской церкви.

За свидетельствами очевидцев он отправился в Суконную слободу, где сделал немало записей. Поэт опрашивал старожилов города, побывал в Горловом кабаке, который упоминается в «Истории Пугачева».

В Суконной слободе осмотрел старое одноэтажное каменное здание сукон­ной фабрики, а также Шарную, или Третью Гору (теперь ул.Калинина), откуда Пугачев в июле 1774 года начал наступление на город.

 

Казанский кремль

Поэт побывал на местах сражений пугачевцев у села Царицына и объехал Арское поле (сейчас улица Николая Ершова). А после направился в Казанский кремль, где провел полтора часа.

Казанский кремль. Фото из архива Абдуллы Дубина
 

 

Ресторан Перцова

Боратынский познакомил Пушкина с четой Фуксов. Вместе они отправились в ресторан Перцовых. Любопытно, что сейчас в Казани существует заведение с похожим названием – Перцоv - и располагается оно примерно в том же месте - на улице Профсоюзной (бывшая Малая Проломная).

Считается, что в здании, в котором сегодня размещается ресторан-бар «Перцов» на улице Профсоюзной, гостил Пушкин во время своего приезда в Казань — как раз у Перцова, имя которого носит популярный ресторан. Однако некоторые краеведы, несмотря на мемориальную доску, украшающую это здание, в один голос утверждают, что Пушкин был не в этом, а в соседнем доме. Но это даже не столь важно, потому что и соседний дом, в котором сегодня находятся магазины, так же принадлежал дворянину Эрасту Перцову. Кстати, Эрастом его назвали в честь героя «Бедной Лизы» Карамзина. Родился он в многодетной семье, и было у него 12 братьев и сестер.

Здесь Пушкина встретил поэт, переводчик и драматург Эраст Перцов. Он и его браться Владимир и Константин были корреспондентами «Колокола» - журнала Герцена. В июне 2014 года в ресторане "Перцоv" побывал  потомок Эраста Петровича - Владимир Перцов.

 

Улица Малая Проломная, сейчас Профсоюзная. Фото из архива Абдуллы Дубина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом Фукса

От Перцова Пушкин отправился в гости к Фуксам. Немец Карл Фукс преподавал в Казанском университете и увлекался краеведением. Их дом на ул. Владимирской (сейчас Московская), по сути, единственное сохранившееся здание, где достоверно был поэт.

Улица Малая Проломная, сейчас Профсоюзная. Фото из архива Абдуллы Дубина
Дом Фукса - место, где достоверно был Александр Пушкин. Недавно инвестор привел дом в порядок.

 

 

 

Улица Воскресенская

По просьбе Пушкина Фукс рассказал ему все, что знал о взятии пугачевцами Казани и познакомил его с казанским купцом 1 гильдии Леонтием Крупениковым. Тот жил напротив Казанского университета, в двухэтажном каменном особняке, что на Воскресенской улице. Пушкин живо заинтересовался лич­ностью этого старожила, ведь юношей Крупеников попал в плен к Пугачеву, правда, всего на сутки.

Картина «Пушкин и Крупеников»

 

.

Перед самым отъездом из Казани, поэт написал два небольших письма – жене Фукса Александре Андреевне, где благодарил за гостеприимство, и жене Наталье Гончаровой:  «Здесь я возился со стариками-современниками моего героя, объезжал окрестности города, осматривал места сра­жений, расспрашивал, записывал – и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону».

Посещение Казани помогло Пушкину при написании истории Пугачевского бунта. Записи пригодились ему и в «Капитанской дочке». Последнюю он с дарственной надписью выслал казанским друзьям - супругам Фуксам и Боратынскому. Но в Казани, к сожалению, этих экземпляров не осталось. 

 

 

 

 

 

Улица Пушкина

Улица Пушкина – одна из старейших в городе. Начиналась она на высоком берегу Казанки от Федоровского монастыря и называлась в этой части Верхней Федоровской. Продолжением ее была 1-я Театральная, эта часть улицы проходила через Театральную площадь и заканчивалась у нынешнего Ленинского сада.

Театральная площадь. Фото из архива Абдуллы Дубина

 

 

 

В 1899 году, в честь 100-летия поэта, улица была названа его именем. С тех пор название не менялось. В 1996 году постановлением главы администрации улицу продлили до площади Тукая, а часть улицы Куйбышева вошла в состав улицы Пушкина.

 

 

 

 

 

 

Памятник поэту

Памятник Пушкину у театра оперы и балета на ул. Пушкина, 2 был открыт в 1956 году. Со своего гранитного постамента поэт серьезно и немного печально взирает на современную Казань. Ежегодно 6 июня казанцы собираются здесь.

Памятник Пушкину в Казани.

1 октября 1833 года, на обратном пути с Урала, А. С. Пушкин вновь приезжал в Болдино. Полтора месяца второй «болдинской осени» стали периодом нового творческого подъема. Поэт закончил здесь «Историю Пугачева», создал поэму «Анджело», ряд «Песен западных славян», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мертвой царевне...» и такие вершинные произведения, как поэму «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», стихотворение «Осень».

1833-1834 годы начали последний, исключительно тяжелый период жизни А. С. Пушкина. Авторитет первого русского поэта сохранялась за ним, но в основном как эхо славы Пушкина-романтика 1820-х годов. Глубочайшие открытия зрелого Пушкина расценивались публикой, критикой и даже некоторыми друзьями как признаки «упадка». Несмотря на обещание Николая I быть единственным цензором поэта, цензура постепенно становилась многослойной. Рождение детей, светские обязанности требовали больших расходов, займы из государственной казны поставили поэта в унизительную зависимость от властей. В конце 1833 года А. С. Пушкину был присвоен чин камер-юнкера, закрепивший за ним статус мелкого придворного. Репутация вольнодумца и презрение к «новому дворянству» вызвали враждебное отношение к нему высшего света и бюрократической знати, а независимость воззрений, неприятие дешевого фрондерства навлекли на него нападки либералов. С начала 1830-х годов поэта травила реакционная пресса во главе с Ф. В. Булгариным.

В этот период в центре внимания А. С. Пушкина по-прежнему оставались исторические судьбы и современные проблемы страны, народа и общества, пути национальной культуры, философское осмысление жизни и истории. Он готовил материалы для «Истории Петра», размышлял над историей русской литературы, изучал шедевр древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В 1836 году А. С. Пушкин начал издавать журнал «Современник», продолживший на новом этапе традиции прогрессивной русской журналистики. Художественное творчество поэта в последние годы пошло в известной мере на убыль, уступив место критической, публицистической, теоретической, исторической работе. А. С. Пушкин написал философскую повесть «Египетские ночи» (1835), разрабатывал ряд замыслов и планов прозаических произведений, а также набросков, многие из которых (например, «Мы проводили вечер на даче», «Цезарь путешествовал...») замечательны своей внутренней завершенностью, предвосхищением будущего русской прозы. А. С. Пушкин закончил «Капитанскую дочку» (1836), где постановка вопросов русской народной, исторической и государственной жизни сочеталась с исследованием нравственной проблемы человеческого поведения в сложных исторических обстоятельствах. Связь судьбы с жизненным поведением стала темой философского гротеска «Сказки о золотом петушке», последней сказки поэта: единственного поэтического плода третьей «болдинской осени» (1834).

Стихи последних лет А. С. Пушкина - преимущественно медитативная лирика: «Пора, мой друг, пора!...» (1834), «Полководец», «Странник» (1835), «Из Пиндемонти», «Когда за городом...», (1836). Философский цикл лирики 1836 года был завершен пророческим стихотворением «Я памятник себе воздвиг...», ставшим поэтическим завещанием А. С. Пушкина.

В результате коварной светской интриги между А. С. Пушкиным и поклонником его жены, французским эмигрантом Ж. Дантесом, 27 января (8 февраля) 1837 года в предместье Санкт-Петербурга, на Черной речке, произошла дуэль. Поэт получил ранение в живот и, стоически перенеся в течение двух суток тяжелейшие мучения, скончался 29 января (10 февраля) 1837 года. Его тело было погребено в Святогорском монастыре (ныне поселок Пушкинские Горы в Псковской области).