От статиста до звезды. Жизнь Федора Шаляпина в вещах и фотографиях

 

13 февраля 2017 года исполнилось 144 года со дня рождения Федора Шаляпина, называвшего «прекраснейшим из городов мира» свою родную Казань. Что помнит город о последнем приезде великого артиста, состоявшемся 105 лет назад, выяснил «АиФ-Казань».

Шаляпин у отчего дома в Казани, 1905 год.

Шаляпин у отчего дома в Казани, 1905 год. © / Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

105 лет назад певец приехал на родину, в Казань, для подготовки автобиографии. Максим Горький, с которым Шаляпин дружил почти треть века, несколько лет уговаривал певца написать ее. И вот Шаляпин откликнулся на эту идею (автобиографическую повесть «Страницы из моей жизни» Шаляпин и Горький писали вместе с 1916 года в Форосе. Она была издана в 1917 году в журнале «Летопись». - Прим. авт.). От этой поездки осталось множество фотографий. В день рождения Фёдора Шаляпина «АиФ-Казань» рассказывает о вехах жизни великого певца на основании сохранившихся в Казани его вещей и снимков.

Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Места, где впервые видел хороводы

По данным Сергея Гольцмана, автора исследования «Шаляпин и Казань», в коллекции фотографий 1912 года, которые певец предполагал использовать в своих воспоминаниях, свыше 50 фотографий.

На них флигель дома купца Павла Лисицына на ул. Рыбнорядской (ныне ул. Пушкина, 10), где родился певец, виды посёлка Ометьево, Суконной и Татарской слобод, с которыми связаны яркие воспоминания детства. «Мать и её подруги долгими зимними вечерами собирались, пели песни, - вспоминал Шаляпин. - «Под тихие слова песни душа грезила о чём-то…»

Впоследствии любимая песня матери, «Эх ты, Ванька!», вошла в постоянный репертуар певца. В Ометьеве снялся со своей няней Дарьей Александровной Букиной. На фото была запечатлена панорама деревни, тех мест, где Федя впервые увидел хороводы.

Суконная слобода в Казани. Конец ХIХ века. Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

«Я бывал и на прекрасном Средиземном море, и в Атлантическом океане, - писал певец в своих воспоминаниях. - А все-таки и до сего дня с любовью помню тихое, тёмное озеро Кабан.

Тишина и спокойствие его приводили мысли мои в порядок, отвлекали меня от скверны, в которой медленно и лениво тянулась жизнь Суконной слободы».

«Уникальные фото, которые Шаляпин сделал в 1912 году, растиражированы, хранятся в нескольких музеях, - говорит директор Литературно-мемориального музея А. М. Горького Марианна Гаврилова. В музее хранится более 4 тыс. экспонатов, посвященных Шаляпину. - Точно неизвестно, где же подлинная серия снимков, которую держал в руках певец. Негативы не сохранились. С большой долей вероятности мы предполагаем, что подлинники хранятся у нас. Жена Горького Екатерина Пешкова в своей переписке с казанским краеведом Николаем Калининым упомянула, что передавала эти снимки одному из первых директоров нашего музея Марии Елизаровой. А до этого Екатерина Павловна получила снимки от самого Шаляпина».

Отец Федора Шаляпина Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Шаляпинские «университеты»

Шаляпинская коллекция в музее формировалась благодаря дочери певца Ирине Федоровне и при участии жены Горького, передававшей в казанский музей еще и личные вещи Горького, его семьи. Ирина Федоровна и Екатерина Павловна, начиная с 1949 года, неоднократно приезжали в Казань, дружили с Марией Елизаровой.

«Екатерина Павловна была настоящим музейщиком, хотя никогда не работала ни в одном музее, - говорит Марианна Гаврилова. – Благодаря ей пополнялся экспонатами музей Горького в Казани и музей Горького в Нижнем Новгороде, в Москве. Ирина Федоровна вместе с ней передавала вещи своего отца и его ближнего окружения и в горьковские, и в шаляпинские музеи и экспозиции, понимая, что биография великого писателя неотделима от судьбы великого артиста.

Е. Прозорова, мать Шаляпина (предположительно) (сидит) Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Кроме Казани, музеи певца есть в Москве (в доме на Новинском бульваре, где жила его первая семья – жена Иола Торнаги и пятеро детей) и в Петербурге на ул. Графтио, где жила вторая жена артиста - Мария Петцольд, двое её детей от первого брака и три дочери Шаляпина.

К слову, Мария Петцольд, как и Фёдор Иванович, была уроженкой Казани, вдовой известного пивного коммерсанта. «Он скоропостижно скончался, оставив двух младенцев. Отца этим детям заменил Шаляпин, уже имевший пятерых детей от первого брака, - пишет Сергей Гольцман. – В новой семье родились еще три дочери. Был у Шаляпина и приемный сын Владимир, потерявший своих родителей. «Я люблю этих чертенят всех – и своих и чужих», - писал певец Горькому».

Дом Лисицина на Рыбнорядской улице, во флигеле которого родился в 1973 г. Ф.И Шаляпин. 1912 г. Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Ещё один музей – «Дача Шаляпина» открыт в Кисловодске. Однако именно в Казани хранятся раритетные экспонаты, рассказывающие о роли города в судьбе будущего артиста. Необычность музея в соединении двух великих имён – Горького и Шаляпина. Каждый из них прошёл в Казани свои «университеты». Горький называл Казань «любимейшим из моих университетов», а Шаляпин, узнав, что в августе 1928 года его друг «Максимыч» посетил Казань, написал ему из Будапешта: «Взгрустнул маленько, как получил твоё письмо о пребывании в Казани. Как перед глазами вырос в памяти моей прекраснейший (для меня, конечно) из всех городов мира - город».

Шаляпин с женой Иолой Торнаги Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Дочь Шаляпина и Иолы Торнаги Ирина Фёдоровна внешне очень напоминала своего отца, была актрисой, снималась в фильмах. Но далеко не всегда её имя указывали в титрах. Имя Шаляпина долгое время фактически было под запретом (артист эмигрировал из Советской России). Получив первым в стране в 1922 году звание народного артиста РСФСР, он вскоре остался на Западе во время очередных гастролей. В 1927 году певца лишают этого звания. Его восстановили только в 90-е годы прошлого века.

Помощник писаря

В каждый свой приезд в Казань Шаляпин обязательно встречался со своими бывшими коллегами - сотрудниками Казанской уездной земской управы, где он в 1886-87 годы служил помощником писаря. Этой традиции певец не изменил и в свой последний приезд в 1912 году, снявшись на фото за письменным столом в управе. Помощником писаря он проработал недолго. Увлечённый театром юноша вызвался заменить заболевшего артиста в театре, находившемся в Панаевском саду (ныне место стадиона «Динамо»). Это была маленькая эпизодическая роль в пьесе «Бродяги», но Федор, выйдя на сцену, не смог сказать ни слова. Зрители смеялись, свистели. Спектакль сорвался. Артист в слезах бежал из театра, три дня не появлялся на работе в управе, после чего его уволили.

Казанский городской театр во времена Шаляпина Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

«Попав однажды 17 мая 1883 года в Казанский городской театр на драматический спектакль Петра Сухонина «Русская свадьба на исходе XVI века» юный Федор «заболевает» театром и стремится в него попасть, затем систематически выходит на сцену театра в качестве статиста, - рассказывает Марианна Гаврилова. – Его первой оперной партией стала маленькая роль Зарецкого в опере Чайковского «Евгений Онегин» в любительской постановке на сцене Казанского городского театра в1889 году.

Шаляпин и Горький в 1901 году. Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Но многие биографы считают началом оперной карьеры Шаляпина 1890 год, когда он поступил хористом в профессиональную опереточную труппу и уехал из Казани в Уфу. А в хор казанской оперной труппы в 1888 году будущего великого баса не взяли. Зато приняли Алексея Пешкова (Горького), голос которого к тому времени уже сформировался. Будущий «буревестник революции» был на пять лет старше Шаляпина, у которого в этот период как раз была мутация голоса».

«Не жалей себя!»

Чернильный прибор, заколка для галстука, бювар, концертная атласная рубашка, в которой Шаляпин выходил на сцену, костюм хана Кончака из «Князя Игоря», туфли Мефистофеля из «Фауста», барельеф любимого певцом композитора Николая Римского-Корсакова, который сделал сам Фёдор Иванович, трость артиста, в набалдашнике которой «угадывается» знакомый профиль его друга Горького - в Литературно-мемориальном музее Горького в Казани много личных вещей Шаляпина.

Портрет дочери певца Ирины Федоровны, сделанный в Казани Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Документально подтверждено, что именно в этом музее хранится знаменитый рояль фирмы Detlaff&Co из московской квартиры певца, переданный музею через первую жену артиста Иолу Игнатьевну Торнаги и дочь Ирину Федоровну Шаляпину.

В просторной витрине с мемориальными вещами - модный в начале XX века музыкальный аппарат витрола (аналог граммофона). Для современников певца она была чем-то вроде суперсовременного домашнего кинотеатра, стоила больших денег. В отличие от Горького, который был не притязателен в быту, равнодушен к роскоши (хотя и жил на прекрасной вилле в Италии, а затем, в советские времена – в великолепном просторном доме Рябушинского в Москве, занимался коллекционированием и передавал свои коллекции в музеи страны), Шаляпин любил дорогие, изысканные и элегантные вещи. А завоевав мировую славу, мог многое себе позволить.

Витрола Шаляпина (аналог граммофона) Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

За известную фразу «Даром пусть птички поют!» Шаляпина называют меркантильным. «Его казанское детство и юность не были простыми, - рассуждает Марианна Гаврилова. – В Казани семья жила очень бедно, трудно, средств постоянно не хватало. Наверное, у Шаляпина были причины быть «расчетливым». Уже став всемирно известным, он трудился до последних лет своей жизни. Надо было содержать две семьи, десять детей».

Китайский сервиз и кофеварка Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Чтобы оставаться на вершине славы, нужно было постоянно работать, не жалея сил. Известно, что певец в свой последний приезд в Казань побывал в гостях у любимого им с детства оперного артиста Юрия Закржевского. К тому времени этот певец потерял голос, вынужден был бросить сцену, жил в нищете, пишет Сергей Гольцман.

«Я имел грустную честь помочь ему немножко, - вспоминал Шаляпин. – И видел на его глазах слезы обиды и благодарности, слезы гнева и бессилия. Это была тяжелая встреча… Пропал голос, и нет человека, он всеми забыт, заброшен, как надоевший ребенку деревянный солдатик, когда-то любимый им. И если не хочешь испытать незаслуженных унижений – куй железо, пока горячо, работай, пока в силах, не жалей себя!».

Туфли, перчатки, грим И. Торнаги Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

Работая на износ, певец умел быть необыкновенно щедрым. Вместе с Горьким организовывал горьковские ёлки для бедных детей в Нижнем Новгороде, построил там Дом культуры. Во время Первой мировой войны на свои средства построил лазарет для русских раненых солдат.

Шаляпин в в земской управе. 1912 г. Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

К слову, в свой последний приезд в Казань певец внес в распоряжение 3-й мужской гимназии 2 тысячи рублей (большие деньги по тем временам, в столичных трактирах можно было прекрасно отобедать за 30-50 копеек – прим. авт.). Проценты от этих средств поступали на оплату за обучение в гимназии одного из воспитанников Шестого городского начального училища.

Избрание достойного ученика на стипендию имени Шаляпина предоставлялось педагогическому совету гимназии совместно с заведующим начальным училищем. Вот как описывает Сергей Гольцман встречу Шаляпина с воспитанниками училища, в котором будущий певец учился в 1882-1885 годы и окончил с отличием: «В три часа дня состоялась встреча с учениками училища. Они были в восторге. Один из них сказал приветственное слово. Шаляпин был растроган искренней детской речью, взял ученика на руки и высоко поднял его. Другой ученик Кульков очень хорошо прочитал басню «Волк на псарне». Фёдор Иванович посадил мальчика к себе на колени и поцеловал. Сам артист прочитал ученикам «Бурлака» Никитина и одно шуточное стихотворение.

«Чтение было выше всяких похвал», - вспоминали очевидцы.

Первым стипендиатом стал Кульков, который привел в восторг Шаляпина своим чтением стихов».

Прижизненное издание автобиографии «Маска и душа». Фото: Литературно-мемориальный музей А.М. Горького

В конце 90-х годов прошлого века музей Горького возобновил традицию Шаляпинских премий. Такая награда ежегодно вручается 13 февраля начинающему, подающему надежды певцу. Лауреатами этой премии в начале своего пути были самый молодой Борис Годунов после Шаляпина в истории мировой оперы Михаил Казаков (ныне солист Большого театра и Татарского театра оперы и балета), солист московского театра «Геликон-Опера», ученик Галины Вишневской Алексей Тихомиров, заслуженная артистка Татарстана Аида Гарифуллина. «У самой первой премии не было денежного эквивалента,  - говорит Марианна Гаврилова. - Михаилу Казакову вручили сувенир из антикварного магазина, который находился на территории музея. Но и тогда эта награда считалась очень почётной, ведь она носила имя Федора Ивановича Шаляпина».

Кстати

Есть в музее и экспонаты с загадками, которые ещё исследователям ещё предстоит разгадать. Один из них - кофеварка на спиртовке, переданная в Казань из московской квартиры певца вместе с китайским кофейным сервизом. Во время создания последней экспозиции после реконструкции 2012-2015 годов обратили внимание на гравировку, сделанную на кофеварке: «МФ. 10 лет.1911 г.». В 1911 году исполнилось 10 лет с момента знакомства Горького и Шаляпина в Нижнем Новгороде. «МФ» – возможно, это инициалы Марии Фёдоровны Андреевой, близкой подруги Горького? Это еще одна «загадка» Ф.И.Шаляпина, которую предстоит разгадать.

 

Кому мешал Шаляпин?

К дню рождения знаменитого баса - 1 февраля исполнится 137 лет - «АиФ - Казань» опубликовал расследование обстоятельств смерти Федора...

Смерть нашего земляка, уроженца Казани, Федора Ивановича Шаляпина в 66 летнем возрасте обескуражила специалистов. Однако была ли она случайна или неизбежна? Проследим последние годы жизни великого певца и манипуляции, которые проводили против него закулисных дел мастера в послереволюционные годы.

«Нельзя ли обыскивать меня в более удобное время?»


Ф. И. Шаляпин о себе говорил: « К жизни я относился горячо. В течение почти двух десятков лет я сочувствовал социалистическому движению в России…»

Революцию 1917 года великий певец встретил достаточно благосклонно. Но первые дни новой власти начинают раскрывать Шаляпину глаза на большевиков. Он вспоминал: «Первым Божьим наказанием мне была реквизиция какими-то молодыми людьми моего автомобиля. Зачем, в самом деле, нужна российскому гражданину машина…?»

Таким образом, Шаляпин для новой власти стал буржуем. Его дом часто подвергался ночным обыскам. Искали бриллианты и золото. Конфисковали серебряные ложки и вилки, забрали 200 бутылок французского вина. Шаляпин жаловался председателю Петроградского Совета Г. Зиновьеву: «Я понимаю - революция... И, в сущности, я не против обысков, но нельзя ли обыскивать меня в удобное для меня время, с восьми до девятнадцати, например?»

Новая власть понимала, какой всенародной любовью пользовался великий певец. Шаляпин рассказывал художнику Коровину: «Меня обязали выступить сегодня перед «конными матросами» . Скажи мне, ради Бога, что такое «конными матросами»? «Не знаю, что такое «конными матросами» - сумрачно отвечал Коровин, - но уезжать надо...»

Вернись! Мы все простим...

Шаляпину Решением Совета Народных Комиссаров присваивается звание Первого Народного Артиста Советской Республики (певец уже имел звание Солиста Его Величества, которое ему пожаловал Николай II в 1909 году).
С разрешения советского правительства в 1920 году Шаляпин возобновил зарубежные гастроли. В апреле 1922 г. он приехал в Петроград и выступил в «Борисе Годунове». Через несколько дней он отправился на гастроли в Европу, с которых уже никогда не вернулся.


Советские руководители приглашали певца вернуться на Родину, однако тот продолжал жить за границей.

Максим Горький писал Шаляпину: «Очень хотят послушать тебя… Сталин, Ворошилов и др. Даже «скалу» в Крыму и еще какие-то сокровища возвратили бы тебе».

В письме, адресованном Горькому, певец ответил: «Я у вас там слыву отчаянным преступником, а в таких случаях с вами трудно. Пошлют в Соловки, как ни оправдывайся - нет уж. Я стар для таких прогулок».

Большевики понимали, что нахождение Шаляпина за рубежом, его выступления, в том числе, и перед русскими эмигрантами это удар по престижу страны Советов. И опасались, что Шаляпин может быть использован в антисоветских целях. Хотя певец никогда не оценивал свою артистическую деятельность как элемент политики.
Свое пребывание за границей он рассматривал, как возможность свободно заниматься творчеством и материально обеспечивать свою большую семью.

Белые ли, красные - все одно

Шаляпин не делил русский народ на белых и красных и выступал перед теми и другими со всей силой своего таланта. А как же они относились к нему?

Советский посол во Франции Х. Раковский запросил Шаляпина – собирается ли он возвращаться на родину. Однако Федор Иванович не дал прямого ответа, ссылаясь на длительные контракты. Луначарский писал: «Шаляпин не хотел понять, что обязательство его, как народного артиста РСФСР, перед народом должно стоять гораздо выше, чем обязательства перед антрепренерами». Федор Иванович снова отмолчался. Так произошел разрыв с родиной.

После того, как он не выразил намерения возвратиться в СССР, в советской печати стали появляться различные инсинуации в отношении певца. Его выступления среди эмигрантов стали преподноситься как поддержка белого движения. Был поднят эпизод с его выступлением перед Николаем Вторым, когда он якобы после окончания спектакля повалился на колени перед Царем с челобитной. Что было совсем не так, Об этом эпизоде он плача от обиды впоследствии рассказывал Горькому на Капри. Проживая за границей, Шаляпин как гражданин СССР имел контакты с официальными советскими представителями, что вызывало в свою очередь раздражение у белоэмигрантской печати, называвшей Шаляпина агентом красных и т.д. Эти обстоятельства причиняли немалые душевные страдания.

Перебежчик!


24 августа 1927 года Совет Народных Комиссаров принимает постановление о том, что Шаляпин «как белогвардеец и контрреволюционер лишается звания Первого Народного Артиста Республики» 21 ноября 1929 г в уголовное законодательство, устанавливающее ответственность за изменнические преступления, были внесены дополнения постановлением Президиума ЦИК СССР «Об объявлении вне закона должностных, лиц - граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР».
Это постановление предусматривало, что отказ гражданина СССР - должностного лица государственного учреждения или предприятия, действовавшего за границей, на предложение органов государственной власти вернуться в пределы Союза ССР рассматривается как перебежка в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и квалифицируется как измена. Лицо, отказавшееся вернуться, объявлялось вне закона.
Признание лица вне закона согласно ст. 4 этого постановления производилось Верховным Судом СССР и влекло за собой конфискацию всего имущества осужденного и расстрел через 24 часа.

Отсудил у Советов гононар за книгу

В мае 1930 года во французском издательстве появилась книга Шаляпина «Страницы моей жизни», причем права на ее издание французы приобрели у советской госкомпании «Международная книга». Даже лишение советского гражданства и звания Народного артиста не возмутило Шаляпина так, как наглое распоряжение его собственностью. Певец заявил, что не давал разрешения на публикацию книги, рукопись которой оставалась в Советском Союзе после его иммиграции. Он обратился в парижский Коммерческий трибунал с иском против правительства СССР. Через год Коммерческий суд признал советское правительство в лице главы парижского торгпредства виновным и присудил к уплате Шаляпину убытков в размере 10 тыс. франков и судебных издержек по ведению дела». Компенсацию Шаляпин получил немедленно.

В советской прессе этот поступок расценили как помощь белоэмиграции, а власти расценили это как месть Шаляпина своей бывшей родине. Попытки заманить Ф.И. Шаляпина в СССР не прекращались.

Один из импресарио певца вспоминал, как Немирович-Данченко послание Сталина специально для Шаляпина: «Пусть приезжает. Дом дадим, дачу дадим, в десять раз лучше, чем у него были!» Шаляпин мрачно выслушал и пробормотал: «Мертвых с погоста не носят - и добавил - Дом отдадите? Дачу отдадите?.. А душу? Душу можете отдать?»

«За что мне дают звание - за талант или карачки?»

В 1934 году в Ницце отдыхал К. Станиславский, который при встрече с Шаляпиным, по свидетельству его дочери, сказал ему: «Возвращайтесь к нам, в Советский Союз, Федор Иванович, я вам гарантирую триумфальную встречу».

4 октября 1936 года народный комиссар внутренних дел СССР Ежов писал секретарям ЦК ВКП (б) Сталину и Кагановичу, Председателю СНК СССР Молотову: «Направляю Вам копию письма Шаляпина к своей дочери Бакшеевой (Ирине Федоровне — Р.К.), проживающей в Москве».


«Теперь вот еще о чем - в каждом письме твоем ты обязательно спрашиваешь: когда же я приеду в советы. Посмотри в книгу «Переписка Чехова и Книппер», вот какие выноски ты найдешь там: «Шаляпин Федор Иванович (родился в 1873 году). Знаменитый певец, имел звание народного артиста, но был лишен его за то, что, находясь за границей, солидаризировался с белоэмигрантами. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». А ты говоришь — приезжай. Зачем. Ведь я весьма «солидаризировался» в свое время с Горьким и Лениным, но царь не лишал меня звания солиста. За что мне дают звание — за талант или карачки? Целую. До свидания» (машинописную копию этого письма в 1995 году представители Центрального Архива ФСБ передали Шаляпинскому Центру в Москве).


В 1936 г. американский импресарио Юрок, который работал с Шаляпиным в 1921-27гг., передал ему приглашение Сталина о возвращении в СССР, однако певец на него не ответил.
В создавшейся обстановке советские правители и в первую очередь Сталин рассматривали Шаляпина как политическую фигуру. В эту ситуацию все активно включались спецслужбы и их агентура. Велась перлюстрация корреспонденции. Значит, Шаляпин стал для Сталина «врагом» советской власти? А как он расправлялся с ними?

История болезни


В начале 1936 года Федор Иванович Шаляпин выехал на гастроли в Китай и Японию. И в это же время в Китай командируется Яков Исаакович Серебрянский руководитель Спецгруппы особого назначения (СГОН) «Яша» при НКВД СССР которая занималась проведением диверсионно-террористических актов за границей и физического устранения, неугодных сталинскому режиму лиц.Известно, что он причастен к похищение генерала Кутепова к убийствам генерала Миллера и перебежчиков из числа сотрудников ОГПУ и НКВД.


Аккомпаниатором Ф.И. Шаляпина во время гастролей был молодой финский пианист Жорж де Годзинский. Впоследствии он вспоминал, что в Шанхае Шаляпин простудился. Когда они приехали в Харбин у Шаляпина температура была 38,4. Здоровьем певца занимались два доктора. Пианист отметил, что один из врачей И.Н. Витензон, проявил к певцу повышенный интерес. Перед концертом 16 марта в Харбине около19 –00 Витензон осмотрел горло Шаляпина и нашел его хорошим, но побрызгал ментолом.

Пианист проживший долгую жизнь, почему то вспомнил на склоне лет во всех подробностях этот эпизод. Витензон сопровождал по собственной инициативе Шаляпина из Харбина в Дайрен, Тянзин и, наконец, в Шанхай. Возможно, это было простое внимание врача к пациенту. возможно. Вместе с тем газета русской фашистской партии «Наш путь», выходившая в Харбине, в частности писала, что в Тяньцзинь из Дайрена Шаляпин прибыл на пароходе «Чохей мару». Вместе с ним прибыла и его свита: известный импресарио Строк, пианист Годзинский, секретарь Кашук, камердинер Коваль-Шестокрыл и харбинский доктор Витензон, в свое время разоблаченный как комиссар в Благовещенске, советский сексот и агент ГПУ.

Не об этом ли враче пишет в своей книге Ю. Власов: « В начале 1934 года в Китай по просьбе Мао Цзе дуна выехал разведчик ГРУ, врач-хирург Андрей Орлов. Вместе с Орловым вылетел еще один врач, из ведомства Берия. Доктор он был так себе, да и разведчик не очень – зато хороший стукач».

Некоронованный король


Дальнейшие гастроли Шаляпина прошли на фоне общего недомогания, несмотря на которое певец стремился выступать так, чтобы оправдать ожидания зрителей. Вот как писала о реакции русской эмиграции на приезд великого соотечественника харбинская газета «Гунн - Бао» от 15 марта 1936 года
«Человек, идущий спешно по Китайской улице, в затрепанном пальтишке, с небритой физиономией, прежний русский интеллигент, задавленный материальщиной, долгами, службой, безгоризонтальностью своей эмигрантской жизни, останавливает меня и говорит:
-Уже неделю живу с женой на одной картошке.
-Что так?
-Накопил деньги, купил два билета на Шаляпина. Помилуйте, ведь это единственный гений девятнадцатого столетия.
Так и сказал про «гения девятнадцатого столетия» прежний русский интеллигент, - оставшийся до конца своей жизни верным подданным своего некоронованного короля – короля своего русского искусства.
Так ни на йоту не изменилось прежнее отношение абсолютного признания Шаляпина со стороны русских людей, русской интеллигенции»


В мае 1937 года после гастролей всегда энергичный и неутомимый Шаляпин вернулся в Париж. Он был слаб бледен и со странным «украшением» на лбу - шишкой зеленоватого цвета, по поводу которой он невесело шутил: «Еще вторая, и я буду настоящим рогоносцем!»

Домашний врач месье Жандрон объяснил его состояние обычной усталостью и посоветовал певцу отдохнуть на курорте в Райхенхалле, под Веной. Однако полноценного отдыха не получилось. Превозмогая нарастающую слабость, осенью Шаляпин все же дал несколько концертов в Лондоне, а когда приехал домой, доктор Жандрон встревожился не на шутку и пригласил на консилиум лучших французских врачей.

Над болезнью Шаляпин шутил до последнего


У пациента взяли кровь на исследование. На другой день ответ был готов. Жене певца Марии Викентьевне сообщили: у мужа белокровие - лейкемия (так называют лейкоз зарубежные гематологи) - и жить ему осталось месяца четыре, от силы пять. Пересадку костного мозга тогда еще не делали, лекарств, подавляющих выработку «злокачественных» лейкоцитов, тоже не существовало. Чтобы хоть как-то притормозить развитие болезни, медики рекомендовали единственно возможное средство - переливание крови.

Донором оказался француз по фамилии Шьен, а по-русски - Шариков. Шаляпина, который не зал диагноз, это обстоятельство крайне забавляло. Со смехом он утверждал, что после таких переливаний при первом же выступлении залает на сцене, как собака. Но о возвращении в театр не могло быть и речи. Пациенту становилось все хуже.

Вспоминаю свою встречу с Шаляпиным в феврале 1938 года в Париже, художник Коровин писал: «Он шел усталой походкой. Я что-то захворал, сказал он, - Как-то здесь тяжело, - показал он на грудь, вроде как камень лежит. Это началось там, в Китае. Я ведь в Китай ездил. В сущности, зачем я ездил – не знаю. Вид у Шаляпина был очень больной. И он все вздыхал». В марте он уже не поднимался с постели.

«Надо петь!.. Ведь меня ждут!..»


К болезни Шаляпина было приковано внимание общественности и почитателей в разных странах. У дверей его дома дежурили журналисты, по всем каналам французского и английского радио звучала в его исполнении финальная ария умирающего Бориса Годунова.

12 апреля 1938 года перед уходом из жизни Шаляпин впал в забытье и настойчиво требовал: «Давайте мне воды! Горло совсем сухое. Надо выпить воды. Ведь публика ждет. Надо петь. Публику нельзя обманывать! Они же заплатили...» Много лет спустя доктор Жандрон признался: «Никогда за мою долгую жизнь врача я не видел более прекрасной смерти».

Певец хотел быть похороненым на Волге

История болезни Шаляпина вошла в зарубежные учебники гематологии как весьма редкий случай. «Этого просто не может быть! - разводили руками доктора. - Богатырское телосложение и - лейкемия, да еще в таком возрасте!» Ведь острый миелобластный лейкоз, практически не встречается на седьмом десятке.


В медицинской литературе ОМЛ развивается тогда, когда возникает дефект ДНК в незрелых клетках костного мозга. Точная причина ОМЛ неизвестна, но есть основания связывать с заболеванием некоторые факторы, относящиеся к загрязнению окружающей среды: воздействие радиации, отравление бензолом.


Необычная шишка на лбу тоже получила объяснение. За зеленоватый цвет, вызванный повышенной активностью лейкоцитарного фермента - миелопероксидазы, специалисты назвали эту опухоль хлоромой (от греческого chloros - «зеленый»). Она образуется при скоплении под кожей патологически измененных клеток крови (гранулоцитов). Хлорома - служит первым признаком заболевания лейкозом.


При современной интенсивной терапии шанс излечиться от ОМЛ имеют лишь 15-30% больных!

Находясь в эмиграции, Шаляпин очень сильно скучал по России и по своей малой родине – Казани, где он родился и прожил первые 17 лет. Он написал в своем завещании: «Где бы я ни умер, даже за границей, пусть меня похоронят на Волге...».

Через 46 лет после кончины Ф. И. Шаляпина, в октябре 1984 г., прах великого певца был перевезен из Парижа в Москву

Р.S. Вскоре после возвращения из Китая Серебрянский был награжден орденом Ленина и как указывалось в Указе «за беспощадную борьбу с контрреволюцией». О многих «подвигах» Серебрянского известно, а вот что он делал в Китае и Японии в 1935-1936 годах?..

   

Источник - http://www.kazan.aif.ru/culture/person/istoki_slavy_kakoy_sled_ostavil_fyodor_shalyapin_v_kazani

Источник - http://www.kazan.aif.ru/culture/person/81815?utm_source=aifrelated&utm_medium=click&utm_campaign=aifrelated

 

Все материалы сюжета Мой Татарстан