Алло, на связи Казань! 125 лет назад в городе появилась телефонная линия

 

Телефонисты что сейчас, что век назад - настоящие трудоголики.

Телефонисты что сейчас, что век назад - настоящие трудоголики..

В наше время высоких скоростей невозможно представить жизнь без телефонов и интернета. Быть постоянно «на связи» сегодня жизненно необходимо. 

А ведь всего 30 лет назад стационарный домашний телефон был не у всех, и 137 лет назад, когда американский учёный А. Белл представил своё изобретение, люди восприняли его как настоящее чудо.

Первые частные телефоны появились у купцов Бочарова и Соломина. Линия соединяла их дома с предприятиями. Также линия была установлена между двумя конторами и аукционным залом товарищества «Печёнкин и Ко».

Датой официального «рождения» казанского телефона принято считать 1888 год, когда заработала городская правительственная связь, предназначенная и для абонентов, и для учреждений. Хотя первые чудо-аппараты появились ещё раньше.

Телефонный аппарат «Эриксон», 1896 г.

В 1881 году вслед за первой в России линией в Нижнем Новгороде решено было «устроить» телефоны ещё в 19 городах. В список вошла и Казань. Первая линия в городе предназначалась для военных, тянулась она от Юнкерского училища в Кремле до офицерского собрания на ул. Вознесенской (ныне Кремлёвская). Но очень скоро новшество заинтересовало и купцов, быстро просчитавших выгоду для бизнеса от оперативной связи. Тогда абоненты сами составляли проект линии и отсылали в Петербург в Главное управление почт и теле­графов. Получив одобрение из столицы, давали полицейским подписку о соблюдении правил пользования телефоном.

С появлением городской связи установка линий легла на плечи государства. За считанные десятилетия была проделана огромная работа, причём выполнять её приходилось вручную. Шаг за шагом телефонные провода тянули через сотни километров: леса, горы, овраги и даже речное дно (1400 метров через Каму под водой). А когда что-то ломалось, монтёры в поисках повреждений залезали на каждый столб.

Кропотливый труд приносил плоды. В 1897 году казанская сеть насчитывала 337 абонентов, а в 1913 году их было уже 1334. Телефонами стали пользоваться не только казанцы, но и жители губернии, действовали 45 земских станций. Кстати, именно в Казани впервые появились «пригородные» телефонные линии и только потом - в Москве.

 Под огнём

Серьёзные коррективы в развитие телефонной связи по всей стране внесли первая мировая война и Октябрьская революция. В Казани количество абонентов в то время сократилось в два раза. Процесс восстановления начался только в середине 20-х годов. Город стал расти стремительно, год от года увеличивалась и мощность телефонной сети. В 1936 г. в Казани работало уже более 4 тысяч номеров.

Телефонный аппарат К-10.

Особую роль сыграла телефонная связь во время Великой Отечественной войны. Многие работники казанской ГТС ушли на фронт, чтобы на самых передовых участках  прокладывать связь под шквалом огня. Звания Героя Советского союза был удостоен казанец Борис Кузнецов. Во время освобождения Киева был получен приказ поддерживать связь между берегами Днепра. Один за другим гибли бойцы, устраняя неполадки. Кузнецову удалось невозможное. Он переплыл реку с проводом в зубах. Героя нашли лишь через двое суток под завалами - раненного, полуживого.

Отдавали жизнь за родину и молоденькие девочки-телефонистки. А другие - совсем дети - трудились в тылу, только за час обслуживая до 800 вызовов. Пятиклассница Аня Грачёва пришла на казанскую ГТС в 43-м. Ей достались очень ответственные участки: милиция и управление связи. Ноги, как и у других юных телефонисток, не доставали до пола, подставляла ящики. А руки не дотягивались до гнёзд, приходилось то и дело вскакивать. Самым главным воспоминанием для Анны Емельяновны, награждённой впоследствии орденом Трудового Красного Знамени, стал день Победы. На коммутаторе «было море огня, горело множество лампочек». Аня отвечала: «Я город. Победа!»

 В новую эру

После войны начался новый виток развития. Стали появляться телефонные станции более совершенных конструкций. Были сданы в эксплуатацию АТС в районах города. Кабели потянулись из центра на окраины и опоясали всю республику. Особое внимание уделяли связи Казани с нефтяными районами. В 70-х годах ширилась и развивалась сельская телефонная связь, хотя и продолжала отставать от городской.

В 80-е Казань перешла на шестизначную нумерацию. Желающих установить телефон было так много, что людям приходилось годами ждать своей очереди. Поэтому расширяли сеть автоматов. За две копейки в пределах населённого пункта можно было разговаривать сколько угодно. К середине 80-х в Казани насчитывалось 1853 автомата, в круглосуточном режиме работали 900.

Сегодня и эти будки, и домашние аппараты с дисковым набором - уже история, а ведь  большинство из нас ими пользовалось! Ещё недавно сам телефон был роскошью, а уже наступила новейшая история связи. На рубеже тысячелетий город и республика перешли на цифровые автоматические станции, и абоненты стали получить целый ряд доселе не ведомых услуг: конференц-связь, определение номера, переадресация звонков. Прошло ещё немного времени, и нам предложили выход в Интернет и IP-телефонию.

 Разрешите представиться

В 1998 году на базе под­разделения министерства связи РТ было создано ГУП «Управление электрической связи «Таттелеком».  Первые годы работы стали самыми тяжёлыми. Протяжённость междугородних линий связи составляла 2875 км. То или иное направление повреждалось практически через день. Особенно трудно приходилось в паводок: разрывы устраняли сутками.

Плату за пользование городским телефоном в 1888 году установили в размере 350 руб. в год. Но удалось добиться, чтобы её снизили до 150 руб. До того частники платили 60-70 руб.

Пережить кризис удалось только благодаря сплочённости коллектива. Как и их предшественники десятилетия назад, энтузиасты своего дела и настоящие трудоголики работали не покладая рук. Выходили в смены на 10-12 часов, включая субботы. Делали всё, чтобы привести сооружения междугородней сети в норму.

Параллельно велось строительство волоконно-оптической сети. С 2000 года предприятие перестало вкладывать деньги в модернизацию старого оборудования, отдавая все силы и средства оптоволокну. В результате титанической работы в Татарстане появилась основа для глобальной информатизации.

Первые переговорные станции появились в начале XX века. В 1907 году начался приём телефонограмм. За слово брали две копейки.

В 2003 году ГУП УЭС «Таттелеком» преобразовалось в акционерное общество, а в 2006 году слилась с  ОАО «Казанская городская телефонная сеть», это было объединение двух крупнейших операторов электросвязи.

Лутфулла Шафигуллин

В 2012 году с запуском мобильной связи был сформирован полный комплект телекоммуникационных услуг. Сегодня клиенты компании получают доступ в интернет (в том числе по технологии WiFi и WiMAX), проводную и мобильную телефонию, кабельное и IP-телевидение.

- За небольшой отрезок времени в сфере связи произошли огромные перемены, - говорит Лутфулла ШАФИГУЛЛИН, генеральный директор компании. - Декадно-шаговые и координатные станции заменены цифровыми, на смену воздушным линиям пришли подземные коммуникации, повсеместно применяется волоконно-оптический кабель, способный пропускать огромные потоки информации. Наши абоненты получают через один провод и телефонный разговор, и широкополосный доступ в интернет, и многоканальное ТВ. Разве ещё недавно это не казалось мечтой? Сегодня трудно предположить, какой будет электросвязь через 20 лет. Но, уверен, мы сможем освоить всё, что сейчас кажется фантастикой.

Юлия НАЗАРОВА

 

 Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48 26/11/2013