Камзол, фартук и лыковые галоши. Как одевались татары XIX века?

 

Мужчины всегда носили на голове тюбетейку, женщины - калфак.

Мужчины всегда носили на голове тюбетейку, женщины - калфак.

Традиционный татарский костюм более 100 лет назад состоял из широких штанов и рубахи, которые носили и мужчины, и женщины. Поверх они надевали камзол, на ноги ичиги. Завершали образ головные уборы. О том, как одевались татары в XIX веке, «АиФ-Казань» рассказала этнограф, научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории имени Ш. Марджани Академии наук РТ Дина Гатина-Шафикова.

Что носили горожане

Под влиянием моды и развития промышленности национальная одежда татар со временем менялась. В XIX в. основой мужского и женского гардероба была длинная рубаха, похожая на тунику, шитая из холста или тонкой полотняной материи. Разрез на горловине был посередине, а не сбоку, как на русских косоворотках. Мужская рубаха шилась с воротом-стойкой, а по праздникам надевали с отложным воротником, украшенным вышивкой.

«До конца XIX в. мужчины подпоясывали рубахи, – рассказывает Дина Гатина-Шафикова. – Пояс служил оберегом. Неслучайно у волго-уральских татар есть обряд, когда девушка подпоясывает своего будущего мужа. Из гардероба пояс исчез в конце XIX в., однако в свадебном обряде его использовали ещё долго».

В обычае у мужчин было носить двое штанов: нижние из светлой ткани и верхние – чалбар – более тёмных тонов, чаще в полоску. Сверху надевали камзол – это приталенная жилетка поверх рубахи. Но так ходили только во дворе. Для улицы надевали приталенный казакин (длиннополая или короткая с рукавами одежда) или прямоспинный джилян (длинный весенне-летний халат) и чекмень (верхняя длинная одежда с рукавами). Камзолы, казакины и джиляны в это время шили из ярких разноцветных шёлковых, атласных, парчовых восточных тканей. Чекмени – из тёмных, однотонных, шерстяных. На голове мужчины носили тюбетейку в форме полусферы или невысокого конуса. Шили её из ярких тканей с рисунком, а однотонные покрывали вышивкой.

Мужчины носили двое штанов, рубаку, камзол и иичиги

Зимой мужчины надевали приталенный утеплённый бишмет (похож на казакин) и шубы – приталенные и прямоспинные. На тюбетейку надевали меховую шапку в форме невысокого цилиндра.

Женский гардероб был похож на мужской. Правда, со временем рубаха трансформировалась в платье, но сохранила туникообразный покрой. Её женщины никогда не подпоясывали. Разрез ворота рубахи на груди женщины украшали с помощью нагрудников. Их было два: внутренний простой – кукрэкчэ, и внешний нарядный – изю. Изю декорировали вышивкой, бляхами или позументными лентами – золотой, серебряной тесьмой.

«В конце XIX в. горожанки перестают носить рубахи, заменив их приталенным платьем, которое дополняли турнюром – подушечкой, прикреплённой сзади под юбкой, чтобы придать фигуре аппетитные формы. Сельские же татарки носили туникообразные рубахи до начала XX в.», – продолжает этнограф.

Под рубахой у женщин были штаны, а поверх – камзол, бишмет и джилян того же покроя, что и мужской.

Главным украшением образа был калфак – головной убор татарочек. Его делали достаточно объёмным, чтобы закрыть голову, волосы и шею сзади. Калфаки шили из ярких тканей, украшали аппликациями, бусинками, жемчугом. Выходя на улицу, женщины надевали поверх калфака платок.

 

калфак, шапка, татарский национальный головной убор, манекен,

Женщины носили калфак с платком

Как одевались крестьяне

Одежда зажиточных крестьян была схожа с гардеробом горожан. Больше отличительных деталей имел будничный рабочий костюм. И у мужчин, и у женщин обязательным атрибутом был фартук из неотбелённого холста или бязи. Под фартуком у мужчин в зависимости от погоды были рубаха, камзол, казакин, ватный бешмет.

«Бешмет был самой распространённой одеждой среди крестьян. У мужчин несколько короче, чем у стариков», – говорит Дина Гатина-Шафикова

В качестве рабочей одежды крестьяне также использовали чекмени. Шили их из домашнего сукна или толстой хлопчатобумажной ткани. В костюме крестьян отсутствовали прямоспинные джиляны и чапаны, которые носили только торговцы и духовенство. Одежду подпоясывали только зимой – для тепла.

С рабочей одеждой крестьяне носили лапти, надетые на суконные или холщовые пор­тянки – аякчу, или суконные чулки – тула оек, смотря по погоде. Для работы во дворе на усадьбе использовали легко­снимаемую обувь: лыковые галоши (позднее – резиновые), обрезки валенок, которые обычно оставляли на крыльце. Дома татары ходили в одних чулках или специальной кожаной лёгкой обуви. Выходя из дома, крестьяне надевали кожаные ичиги на мягкой подошве с кожаными галошами или сапоги, появившиеся позднее. Под сапоги мужчины надевали белые портянки, женщины – чулки.

На селе женщины носили фартук, украшенный рисункам

«На свадьбу невеста дарила мужу искусно вышитые портянки. Их мужчины надевали так, чтобы они выглядывали из-под сапог. После свадьбы портянки хранились в сундуках, как семейные реликвии», – говорит этнограф.

Поверх тюбетейки мужчины на селе надевали белую войлочную шляпу с округлым туловом и опущенными полями, которая была очень удобна при работе в поле.

Женский фартук шился с высокой грудкой, позволявшей не носить нагрудников. Верхушку фартука девушки украшали разноцветными узорами по красному или жёлтому холсту. Будничная рубаха-платье шилась из дешёвых широких фабричных тканей. Она доходила до колен, имела длинные широкие рукава. 

 

 

Камзол женщины-крестьянки начинали носить после свадьбы. Шили его из бархата, пёстрого узбекского атласа или шёлка. В деревне камзол был и одеждой для улицы.

Основным головным убором женщин-крестьянок был ситцевый платок, который надевали в роспуск и завязывали под подбородком, а во время полевых работ – на затылке. Праздничным убором считалась красивая шёлковая шаль, которую женщины набрасывали на платок, а девушки – на белый калфак.

 

 

Источник - https://kazan.aif.ru/society/kamzol_fartuk_i_lykovye_galoshi_kak_odevalis_tatary_xix_veka