Казань тысячелетняя / Взгляд в прошлое Казани /  
Старый новый железнодорожный вокзал

 

Знаменитому зданию железнодорожного вокзала  в Казани почти 115 лет. 18 лет назад оно сгорело, но спустя пять лет было восстановлено. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!

Вот как казанская газета «Волжский вестник» в номере 22 за 24 января 1896 года описывала освящение вокзала.

«Вчера происходило освящение вокзала станции Казань Московско-Казанской железной дороги. Закладка здания состоялась в 1893 году, стоит вокзал 300 тысяч рублей. Длина здания 40 саженей, высота до крыши – 5 саженей, высота с крышей 6,5 саженей, высота центрального выступа без флагштока – 10 саженей, с флагштоком – 15. Высота боковых выступов без фронтонов – 6 саженей, с фронтоном – 8 саженей, ширина – 15 саженей.

На здании – гербы губерний, через которые проходит дорога. Фон стен – темно-красный, украшения, гербы и вазы цвета серого цемента. В центральном выступе в два света вестибюль, пассажирская и багажная касса. В первом выступе находится зал третьего класса с отдельным выходом прямо с площади. Часть между центральным и левым выступом отведена под пассажирские залы первого и второго класса, в левом выступе – ресторан, салон первого и второго классов и уборные. В остальных частях и на втором этаже почта, контора, телеграф, комендант и доктор, квартира начальника станции.

Внутри помещений первого и второго классов роскошная мебель, гардины, зал окрашен в нежно-лимонный цвет, помещение буфета – в серый. Над входом, отделанным под орех, устроены хоры, в балюстраду вделаны часы. Потолок зала третьего класса поддерживается группами колонн. Отопление во всём вокзале паровое, освещение керосиновое. Сегодня от вокзала отходит первый пассажирский поезд».

Проект здания местные знатоки приписывают казанскому архитектору Генриху Бернардовичу Рушу, однако не могут при этом представить ничего в подтверждение своего утверждения – ни архивного дела, ни газетной заметки той поры, ничего вообще, кроме строчек из книжек, ими же самими написанных. На мой взгляд, вероятность того, что вокзал построен по проекту Г.Б. Руша, исчезающе мала. Дело в том, что «Общество Московско-Казанской железной дороги», имевшее в своем штате отличных архитекторов, вряд ли заказало бы стороннему специалисту проект второго по значению (после Казанского вокзала в Москве) гражданского сооружения на дороге.

В архиве сохранился другой проект здания вокзала в Казани – на чертежах видно импозантное здание в ярко выраженном «восточном вкусе». Но, как сейчас принято говорить, не срослось.

17 марта 1992 года случился пожар, после которого от вокзала остались только стены. В 1993 году началось восстановление здания вокзала, а в 1997 году оно было принято в эксплуатацию. Казанцы получили новый, красивый и удобный вокзал. Правда, при этом многие службы пришлось рассредоточить по другим зданиям, расположенным на привокзальной площади – старое здание просто не могло их вместить.

 

Вопрос к архитектурно-строительной общественности
В силу врожденной глупости дедушку занимал вопрос авторства проекта здания вокзала станции Казань МКЖД. Его как-то не устраивала никакими документами не подтверждаемая версия, что автором проекта был архитектор-художник Якоб-Генрих Бернардович Руш. Общество МКЖД было весьма богатой конторой, в его возможностях было заказать проект второго по значению здания на всей дороге (после Рязанского, потом Казанского, вокзала в Москве) гораздо более именитому архитектору.
В ходе разысканий, попался дедушке проект здания вокзала в Казани, который я и воспроизвожу на нижней картинке. Проект сопровождается пояснительной запиской, включающей о планы здания и расчеты. К сожалению, проект не подписан автором и дело, в котором он хранится, также не упоминает автора.

А вопрос к общественности такой. Обоснованы или нет подозрения дедушки о сходстве, если не идентичности, так сказать, архитектоники проекта и построенного сооружения. Не в деталях, а именно в композиции и в том, чего дедушка в силу малограмотности не может выразить словесно. Или это явная фантазия?

  • Не архитектор, но скажу, как немножко художник: в жизнь воплощен проект, в основе которого со 100% уверенностью, можно сказать, лежит тот, что на нижнем снимке. Рази не видно?
    Сознаюсь, стырил все три фотки

 
 
  • Вот и я что-то заподозрил.

  • Это Вы по поводу кражи? (Шютка).
    По поводу нашего славного вокзала: может статься, что высочайшему начальству не понравилась излишняя восточность(азиатскость) первого варианта и самому автору пришлось утяжелить проект. А первый-то, ох, хорош!

  • ага, таджмахалообразный был чересчур :)

  • Судя по предоставленной информации можно сказать следующее: безусловно, некоторая общность имеется, по крайней мере, симметричная схема с двумя трехпролетными объемами по бокам точно та же самая, возможно, и планировка совпадает. Но первоначальный проект был сильно переработан. Бывает так, что эскизный проект заказывается одному архитектору, а на его основе рабочие чертежи делает уже другой. Возможно, так было и здесь.

  • Нет. Масса центральной части несопоставима.

  • Несомненно, на мой взгляд. Более того, возможно, что изменения в решение фасада вносились уже после закладки фундаментов, поскольку единственное значительное отличие состоит, как указывалось выше, в разработке центральной части - которая лишь декоративно развита в стороны. По чертежу не совсем ясно, выступала ли центральная часть по проекту, но даже и в таком случае, такие изменения вполне возможны. Общая структура объема неизменна.

  • Это совершенно точно не тот проект, по которому вокзал строился, но, возможно, один из авторских вариантов. Композиция очень близка (по крайней мере решение боковых объёмов). С большой вероятностью можно говорить о том, что проект относится к тому же зданию, что изображено на фотографиях. Однакоотличия в стилистике и в решении центральногго объёма настолько велики, что можно говорить либо о неосуществлённом предвариательном авторском варианте, либо о прототипе, который был использован другим архитектором, выполнившем рабочий проект.

  • Кстати, а открытки как-то можно датировать точнее, чем «1890-е - 1910-е»? Хочу их на Commons залить, если дедушка не возражает;)

  • Примерно район 1905 года. А кто такой Commons, почему я не знаю этого советского человека? Заливайте, конечно, хоть сто порций.

  • Викисклад тож ;) http://commons.wikimedia.org. Вы же оттуда однажды даже махаевщину брали...

  • Вопрос а всё таки если не руш, то кто по мнению дедушки был архитектором этого здания.

 

Железнодорожный вокзал Казань – это основной транспортный узел, через который ежедневно проезжают тысячи людей и тонны грузов практически во всех направлениях по территории Российской Федерации. Центральный регион, Юг, Поволжье, Сибирь, Дальний Восток – огромная сеть железнодорожных веток тянется во все стороны и соединяет города страны.

Так сложилось, что жд вокзал находится в историческом центре города. Минут за 10 можно пешком дойти до комплекса Казанского Кремля. К началу Универсиады у администрации Казани были задумки перенести железнодорожный вокзал в другой район города – на улицу Воровского, чтобы разгрузить центр. Однако, пока это так и остается в планах.

Железнодорожный вокзал Казани был построен одновременно с прокладкой железной дороги в 1893 году. Говорят, что красное здание вокзала проектировал казанский архитектор Генрих Бернардович Руше. Однако, доказать его причастность к строительству невозможно, так как никаких письменных или вещественных подтверждений этого не сохранилось. Это здание существует и функционирует и сейчас. После пожара в 1992 году, когда от здания остались только стены и фундамент, вокзал отреставрировали и теперь Казань встречает гостей обновленным железнодорожным вокзалом. Два белоснежных мраморных барса, охраняющих вход, стали достопримечательностью. Заметьте, они не похожи на тех непропорциональных животных с берегов Невы. Это грациозные и красивые кошки.

Рядом с красным вокзалом – здание пригородного вокзала. Тоже новое, отремонтированное к празднованию Тысячелетия города в 2005 году. После реконструкции от старого здания сохранилось только мозаичное панно на одной из стен с изображением девушки в татарском национальном одеянии. Внутри вокзала установлены турникеты и так просто на платформу уже не пройти, на электричку теперь не сможет сесть ни один заяц. На пригородных электропоездах можно уехать в восточном и западном направлениях и доехать до соседних республик и областей (Кировской области, Чувашской республики, Марий Эл и др.).

Купить билет на поезда дальнего следования можно на самом вокзале (в здании справа от пригородного вокзала). Кассы здесь работают круглосуточно, на первом этаже – продажа билетов на ближайшие сутки, камера хранения, справочная; на втором – продажа билетов более чем за сутки до отправления. Также можно приобрести билет и в коммерческих кассах, которые есть на территории города в каждом районе.

 

Смотрите также: