Знаменитому зданию железнодорожного вокзала в Казани почти 115 лет. 18 лет назад оно сгорело, но спустя пять лет было восстановлено. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!
Вот как казанская газета «Волжский вестник» в номере 22 за 24 января 1896 года описывала освящение вокзала.
«Вчера происходило освящение вокзала станции Казань Московско-Казанской железной дороги. Закладка здания состоялась в 1893 году, стоит вокзал 300 тысяч рублей. Длина здания 40 саженей, высота до крыши – 5 саженей, высота с крышей 6,5 саженей, высота центрального выступа без флагштока – 10 саженей, с флагштоком – 15. Высота боковых выступов без фронтонов – 6 саженей, с фронтоном – 8 саженей, ширина – 15 саженей.
На здании – гербы губерний, через которые проходит дорога. Фон стен – темно-красный, украшения, гербы и вазы цвета серого цемента. В центральном выступе в два света вестибюль, пассажирская и багажная касса. В первом выступе находится зал третьего класса с отдельным выходом прямо с площади. Часть между центральным и левым выступом отведена под пассажирские залы первого и второго класса, в левом выступе – ресторан, салон первого и второго классов и уборные. В остальных частях и на втором этаже почта, контора, телеграф, комендант и доктор, квартира начальника станции.
Внутри помещений первого и второго классов роскошная мебель, гардины, зал окрашен в нежно-лимонный цвет, помещение буфета – в серый. Над входом, отделанным под орех, устроены хоры, в балюстраду вделаны часы. Потолок зала третьего класса поддерживается группами колонн. Отопление во всём вокзале паровое, освещение керосиновое. Сегодня от вокзала отходит первый пассажирский поезд».
Проект здания местные знатоки приписывают казанскому архитектору Генриху Бернардовичу Рушу, однако не могут при этом представить ничего в подтверждение своего утверждения – ни архивного дела, ни газетной заметки той поры, ничего вообще, кроме строчек из книжек, ими же самими написанных. На мой взгляд, вероятность того, что вокзал построен по проекту Г.Б. Руша, исчезающе мала. Дело в том, что «Общество Московско-Казанской железной дороги», имевшее в своем штате отличных архитекторов, вряд ли заказало бы стороннему специалисту проект второго по значению (после Казанского вокзала в Москве) гражданского сооружения на дороге.
В архиве сохранился другой проект здания вокзала в Казани – на чертежах видно импозантное здание в ярко выраженном «восточном вкусе». Но, как сейчас принято говорить, не срослось.
17 марта 1992 года случился пожар, после которого от вокзала остались только стены. В 1993 году началось восстановление здания вокзала, а в 1997 году оно было принято в эксплуатацию. Казанцы получили новый, красивый и удобный вокзал. Правда, при этом многие службы пришлось рассредоточить по другим зданиям, расположенным на привокзальной площади – старое здание просто не могло их вместить.