Казань тысячелетняя / Взгляд в прошлое Казани
Национальная библиотека - дом для молодой жены

 

В Казани главная библиотека Татарстана расположилась в одном из самых заметных зданий города  – в особняке на Кремлёвской, построенном 100 лет назад. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!

Особняк, построенный  в 1908 году на месте строений купца Романова, связан с именем одного из сыновей владельца химических заводов Константина Ушкова -  Алексея. Во время учёбы на естественном факультете Казанского университета Алексей Ушков женился на Зинаиде Николаевне Высоцкой – дочери Николая Федоровича Высоцкого, профессора хирургической патологии. В качестве свадебного подарка для жены Алексей Константинович заказал архитектору Карлу Мюфке проект и строительство особняков в Казани (ныне Кремлёвская, 33, Национальная библиотека Татарстана) и в Москве на Пречистенке, 20. Зинаида Николаевна пользовалась мягкосердечием и деликатностью своего юного мужа, пока оба не пришли к единому решению предоставить друг другу полную свободу.

Внешность особняка интересна, но гораздо интереснее его интерьеры, на создание которых заказчик не поскупился. Затейливый стиль шинуаз парадной лестницы и вестибюля, мрачноватая готика бывшей столовой, романтика грота в зимнем саду, немного назойливый в своей избыточности ампир «Наполеоновского зала» (ныне читальный зал) – это далеко не полный перечень мотивов оформления интерьера.

Розовая гостиная (отдел абонементов) радует глаз весёлой росписью, в мир ислама погружают комната и соседнее с ней помещение в эркере, выполненные в мавританском стиле. Во времена Ушковых мавританский колорит этой комнаты подчеркивали развешанные по стенам ятаганы, сабли, кинжалы. Это бывшая курительная комната, а в настоящее время зал выставок. На великолепных  дверях многократно повторено изображение тугры турецкого султана и надпись «Нет Бога, кроме Аллаха…».

С особняком тесно связано имя Евгения Константиновича Завойского – он жил в одной из комнат двухэтажного, ныне снесённого флигеля во дворе. Именно на время жизни в этом флигеле падает открытие выдающимся физиком явления ЭПР – электронного парамагнитного резонанса.

Отдельного рассказа заслуживают витражи на лестнице работы мастерской Шарля Шампиньоля, знаменитого французского мастера. Но это тема для обстоятельного разговора, пока же отметим чрезвычайную редкость случая, когда в провинциальном русском городе имеются работы художника такого класса.

С 1919 года в бывшем особняке Ушковой разместилась главная библиотека республики, ныне называющаяся Национальной библиотекой Республики Татарстан.

В самом конце улицы ныне Кремлёвской, а тогда Чернышевского (а еще она была Воскресенской и Ленина) видно не существующее ныне здание по Университетской улице. Это дом знаменитого профессора В.Ф.Залеского. Знаменит профессор был и своими юридическими работами, а более всего отчаянным черносотенством и жидоедством.

 

Фотоэкскурсия по зданию

Одно из красивейших зданий нашего города - бывший особняк Ушковых. Под таким названием он входит в «Свод памятников России» и вызывает неизменный интерес и восхищение жителей и гостей Казани.
Здание построено в стиле «модерн», отличающемся особым изяществом и декоративностью, в котором путем стилизации органически усиливались черты различных эпох и стилей. «Архитектурная композиция, декоративное убранство фасада и интерьера, несмотря на разнохарактерность стилей, отличаются высоким мастерством», - так оценил здание один из казанских архитекторов. Построил это чудо в 1908 г. архитектор К.Л. Мюфке (1868-1933), умело объединив три отдельно стоящих дома в единый ансамбль.
Стиль «модерн» позволяет наполнить искусством всю окружающую человека среду, формирует интерьер как единое целое вплоть до мельчайших деталей. Именно таким, органично соединяющим архитектуру, скульптуру, живопись и декоративно-прикладное искусство, Карл Мюфке создал это удивительное здание, сохранившее до настоящего времени атмосферу таинственно-романтической экзотики и роскоши.
Дом отличается великолепным фасадом, с большим количеством декоративных лепных элементов (орлы, ангелочки, растительный орнамент), его угол украшен круглым эркером, увенчанным куполом. Эркер - выступающая из плоскости наружной стены, остекленная часть помещения - улучшает освещенность и увеличивает площадь дома, его зрительную связь с окружающей средой. Он обогащает пластику здания и художественную выразительность пространства интерьера.
Для того чтобы гармонично вписать свое детище в уже существующий архитектурный ансамбль, Карл Мюфке повторил форму куполов стоявшего в то время напротив Воскресенского собора, а ныне, к сожалению, не сохранившегося.
По архивным документам владелицей здания была Зинаида Ушкова, о чем напоминает красивый вензель «ЗУ» над входной дверью.
С 1919 года в этом уникальном архитектурном сооружении располагается Национальная библиотека Республики Татарстан. Ее читатели имеют возможность ежедневно любоваться красотой сохранившейся великолепной отделки залов.
Сохранилась первоначальная внутренняя планировка дома. Парадные комнаты и бывшие торговые залы нижнего этажа построены по анфиладной системе и отделены коридорами от подсобных помещений. Верхний этаж занимали владельцы дома, а в помещениях нижнего этажа располагались магазин музыкальных инструментов и книжная лавка с мини-типографией.
Интересно внутреннее убранство дома, для которого характерна эклектика - сочетание различных архитектурных стилей.
Высокое мастерство роскошной отделки здания поражает воображение. Здесь использованы мрамор и бронза, черное дерево и цветное стекло, позолота и зеркала, кованые металлические украшения в художественном единстве с украшением стен.
Представляет большой интерес интерьер парадной лестницы в духе "Шинуази", оформленный как вход в дворцовые покои восточного властелина: позолоченные, резные драконы на стенах, дверях, потолке, в деревянном, ограждении лестницы, бронзовые и лепные украшения, изображения японских божков и т.п. Красочные росписи вестибюля напоминают Китай, Японию. Здесь заметна имитация древнекитайской и японской живописи, роспись панно и стен под драгоценную шелковую ткань. Легкие живописные панели с изображением бытовых сценок из восточной жизни обрамлены имитацией бамбука, на стенах и полу запечатлены иероглифы.
Дверные ручки разнообразной формы - настоящие произведения искусства. Все двери, выходящие на парадную лестницу, оформлены ручками в виде бронзовых дракончиков.
На окнах великолепно выполнены витражи из французского цветного стекла с экзотическими пейзажами, редкостными птицами и растениями, где по сей день сохранилась авторская роспись на французском языке «Ш. Шампиньоль, Париж».
На мраморном полу перед главной лестницей инкрустация мрамором и позолотой. Это веточки цветущей вишни (любимый японский мотив) и ирисы.
Уникальна дверь, ведущая в подсобные помещения особняка. Она покрыта лаковой росписью с металлическим напылением.
Потолок гардеробной комнаты украшен инкрустацией по дереву.
Парадный зал (в настоящее время читальный зал) выполнен в стиле ампир, с его торжественностью и военной атрибутикой, потолки покрыты богатым орнаментом с изображением щитов, мечей, флагов, орлов, крылатых львов и коней и т.п. Интерес владельцев дома к Наполеону выразился в латинском вензеле N на потолке. Высокие лакированные двери украшены горельефами орлов и изображением медузы Горгоны. Изображения в горельефе выступают над плоскостью фона более чем на половину своего объема.
Настоящей жемчужиной особняка является зимний сад - павильон, оформленный под сталактитовый грот, где все напоминает естественную пещеру: в расщелинах между неровными, крупными блоками облицовки стен из естественного ракушечника пробивается зелень, вьющиеся растения. С потолка свисают сталактиты, в огромном аквариуме сохранились раковины, камни, фонтанчик в виде диковинной рыбы. Наружную стену почти целиком занимают окна, и освещенный в вечернее время грот особенно красиво смотрится с улицы - как окно в сказочный мир.
Одна из комнат, включающая в себя эркер, отделана в мавританском стиле. В эркере есть круглое помещение, имитирующее минарет мечети. Мавританский стиль- это условное название средневекового искусства, развивавшегося в XI-XV вв. в Северной Африке и Южной Испании. Оно складывалось на основе слияния художественных традиций Арабского халифата и других народностей. В постройках этого стиля применялись стрельчато-подковообразные и фестончатые арки, резьба по дереву, повышенно-декоративный орнамент, насыщенный растительными, геометрическими и эпиграфическими мотивами. Своеобразием мавританского зала являются двери, украшенные арабской вязью, где стилизован и зашифрован главный постулат ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха...". Во времена Ушковых мавританский колорит этого зала подчеркивали развешанные по стенам ятаганы, сабли, кинжалы. Это бывшая курительная комната, а в настоящее время зал выставок.
Стены бывшей столовой оформленной в несколько сумрачном готическом стиле средневековых немецких замков, обшиты панелями из черного мореного дуба. Раньше на них располагалась коллекция фарфора, потолок разделен на кессоны, большие арочные окна, наверху небольшие хоры для оркестра. Сейчас здесь располагается сектор технической и сельскохозяйственной литературы.
Празднично- легкое воздушное рококо использовано в оформлении гостиных.
Маленькая розовая гостиная (отдел абонементов) - это нарядная комната со светлыми расписными дверями и потолком с виньетками, амурчиками, медальонами с цветами и т.п.
В помещении большей по площади бывшей зеленой гостиной (ныне сектор литературы по гуманитарным наукам) сохранились камины ампирной формы из зеленого итальянского мрамора с бронзовыми украшениями и венецианскими зеркалами.
Другая вариация такого же камина (без верхней части) находится в кабинете хозяина (сектор юридической литературы), на нем можно увидеть старинные бронзовые канделябры и художественную отливку «Зубр», оставшиеся от бывших владельцев, они до сих пор стоят на том же месте. В оформлении потолка кабинета также использован латинский вензель N. Удивляет богатство фантазии архитектора: сколько комнат в доме, а рисунки, цвет, украшения потолка ни разу не повторяются.
Полы в парадных комнатах - из наборного паркета, а на первом этаже - пол из керамических плиток (плитки производства собственного завода владельцев дома). Об этом свидетельствует оборотная сторона каждой плитки. В фондах национального музея РТ сохранилась коллекция мебели из особняка З.Ушковой.
 
Проекты нового здания Национальной библиотеки РТ
 

На этой странице мною использованы фотографии и материалы сайта Национальной библиотеки Республики Татарстан http://kitaphane.tatarstan.ru/rus/photo.htm.  Выражаю работникам библиотеки большую благодарность за создание замечательного сайта. На этом сайте вы можете узнать много интересного по истории национальной библиотеки и Казани, ознакомиться с фотографиями.

 

Смотрите также: