Казань тысячелетняя / Взгляд в прошлое Казани /
«Интернационал» на месте базара

 

В Казани эту групповую скульптурную композицию, стоящую на месте Сенного базара, в народе прозвали тремя богатырями. Они прославляют труд, держа над головами земной шар, прочерченный меридианами и параллелями. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!

Перед нами сквер на Московской улице на месте бывшего Сенного базара, того самого, который упоминается в поэме Г.Тукая «Сенной базар, или Новый Кисекбаш». Взглянув на скульптурную группу в сквере, вспомните о Садри Ахуне, известном скульпторе – именно он является автором этой композиции. Называлась она по-разному: «Владыкой мира будет труд» или же «Интернационал». Екатеринбуржец по рождению, Садри Ахун закончил в Ленинграде Институт пролетарских изобразительных искусств (тогда умели давать названия учебным заведениям). Когда-то его скульптуры «Теннисистка» и «Ядрометатель» украшали старый стадион «Динамо», но более всего известно другое его произведение – памятник Г.Тукаю у Кольца, созданное в соавторстве с московским скульптором Львом Кербелем.

Сенной базар, бывший средоточием торговой жизни Старо-Татарской слободы, был едва ли не самым грязным ее местом. Пасторальные картины старотатарского быта, наводнившие расплодившиеся в последнее время очерки историко-краеведческого характера, имеют самое малое касательство к действительности. Более правдивую картину этой жизни мы находим у добросовестных ученых, в основном немцев. О ней писал Карл Фукс (при цитировании эти слова знаменитого ученого деликатно опускаются, как говорят сейчас в сети, – цитирующие стесняюцца). Но подробно, и именно о Сенном базаре, написал другой немецкий ученый – Эрдман, отрывок из книги которого я предлагаю в своем переводе.

«Собственно город образует центр и разделяется на три части. Он имеет упорядоченные прямые и широкие улицы, а также много торговых и других свободных площадей; которые все вместе по вечерам в короткие дни освещены фонарями, впрочем, экономно, но не замощены камнем. По этой причине любой дождь, особенно в мокрую весеннюю погоду, но также и во влажную осеннюю, приводит к образованию невероятной грязи. Особенно это относится к нижней части города, где тонкая почва, и куда на рыночные площади стекаются бесчисленные повозки, приносящие с собою много нечистот. Когда весной быстро тает снег, здесь образуется море нечистот, которое вспучивается от стекающей с верхней части города грязи, и пеший ход здесь становится невозможным. Когда-то улицы были выложены бревнами, но они сгорели во время пожара в пугачевские времена, но не начисто, и их остатки еще более увеличивали опасность, поэтому восстановление с тех времен не предпринималось.

В новое время вышел указ о мощении камнем, для чего каждое проплывающее по Волге судно должно было выгрузить в Казани известное количество камня, так как окружающая Казань местность такового не имеет. Приказ до сих пор не исполняется, вероятно из-за трудностей, связанных с глубиной грязи на пути; прежде всего требуется твердая основа. Эти трудности были бы преодолены, если бы не всеобщее обыкновение держать лошадей не уменьшало потребность в мощении.
Остается недостаточным внимание к этому в высшей степени желательному улучшению. Невнимание к мощению отягощает жизнь не только бедных классов, но и господ, ездящих на четверке или шестерке лошадей, так как эта грязь является источником болезней, о чем будет сказано ниже.

Более чем печально, что по сторонам улиц не устроены канавы для быстрого стока воды, и ямы и овраги (лощины?) в середине города нередко прямо-таки завалены навозом. Самым большим навозным бассейном является расположенный в нижней части Сенной базар. Там беспрерывно стоят лошади и поэтому даже в жаркое время года некоторые места вследствие высыхания поверхности покрыты лишь коркой, сквозь которую легко провалиться в топь. Позади него (Сенного базара) находится еще один открытый нечистый пруд».

Постепенно на месте Сенного базара был наведен относительный порядок. Что же касается самой слободы, то участь ее незавидна. С явного попустительства много говорящих об уважении к наследию предков властей, от нее остались рожки да ножки.

 

Смотрите также: