Казань тысячелетняя / Взгляд в прошлое Казани /
Юнусовская мечеть - восстановленный минарет

 

В Казани Старотатарская слобода всё еще ждёт своего часакогда, наконец, ее приведут в тот прекрасный «лакировано-лубочный» вид, который достался, например, улице Баумана. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!В центре открытки – Сеннобазарная мечеть («Юнусовская», 7-я соборная). Построена в 1849 г. архитектором А.И.Песке на средства коммерции советников братьев Юнусовых. Деньги на богоугодное дело завещал им отец, купец 1 гильдии Губайдулла Мухаметрахимович Юнусов (1776 – 1849). Здание выходило фасадом на Сенную площадь – торговый центр Старотатарской слободы. Интересно, что третьим по хронологии имамом-хатибом здесь служил ахун Хузиахмет Музафаров, отец широко известного татарского композитора Мансура Музафарова. Некоторое время здесь успел прослужить вторым муллой человек замечательной и трагической биографии Габдулла-Абдулкаримович Апанаев, расстрелянный коммунистами в 1919 году.

Приход Сенной мечети объединял Московскую и Сенную улицы. В начале XX века в нем насчитывалось 270 душ мужского пола при 29 домовладельцах. В медресе при мечети обучалось 40 шакирдов. Содержалась мечеть на проценты с вклада в 12 000 рублей в Казанском отделении Камско-Волжского банка, а также на доходы с аренды торговых площадей при мечети.

Разрушенный коммунистами минарет восстановлен в 1990 году.

Слева на открытке дом Юнусовых, Утямышевых и А.Г. Усманова. Этот дом на углу Московской и Сенной (ныне Парижской коммуны) улиц построен в первой половине XX века потомственным почетным гражданином, купцом 3 гильдии Абдрашитом Мухаметрахимовичем Юнусовым, который еще в 1818 году владел 20-ю деревянными лавками на Сенной площади. Потомки купца обеднели и стали мещанами и впоследствии часть прав на владение домом перешла к Юсуфу Акчурину – знаменитому в новой татарской истории общественному деятелю и публицисту Юсуфу Акчуре (1876 – 1935). В дальнейшем одними из совладельцев дома стали куцы Мухаметгариф Утямышев и Ахмет Хусаинов, разместившие здесь магазины по продаже сукна, чая и сахара.

Справа – угловой дом, построенный в середине позапрошлого века купцом 1 гильдии Ибрагимом Искаковичем Апаковым. Дом перешел впоследствии в совместную собственность его дочери Бибимарьямбану Ибрагимовны Шамиль и купца второй гильдии Мухаметзяна Галеева. В этом доме, кроме прочего, размещалась и  Забулачная почтовая контора.

 

СТАРОТАТАРСКАЯ СЛОБОДА, национальное поселение, сложившееся во 2-й половине XVI в. на юго-западной окраине Казани.

В Старотатарской слободе первоначально селились преимущественно служилые татары из гг. Касимова, Темникова и др. мест.

После пожара 1749г. часть жителей Старотатарской слободы местные власти при поддержке православного духовенства во главе с Лукой Конашевичем насильственно переселили на новое место - близ д. Поповка.

Оставшаяся на прежнем месте часть Старотатарской слободы (около 500 дворов) продолжала называться Старотатарской, а переселившаяся часть получила- название Новотатарской слободы.

Старотатарская слобода условно делилась на три зоны: торговую (Сенной базар), жилую (р-н Юнусовской площади, промышленную (пивоваренный — О.Э.Петцольда, мыловаренный — Крестовниковых, кожевенный заводы и др. предприятия).

Современная планировочная структура сложилась после внедрения регулярного плана 1767г.. Слобода стала центром консолидации татар и развития их национальной культуры.

В застройке Старотатарской слободы выделялись мечети, медресе и особняки татарских купцов и предпринимателей.

С конца XVII в. — в черте города.

Облик бывшей Старотатарской слободы определяют несколько улиц Вахитовского района.

В 1992г. на основании постановления КМ республики Татарстан создан историко-архитектурный заповедник «Старотатарская слобода» («Иске Татар бистәсе»), с 1998 — историко-архитектурная заповедная территория с аналогичным названием.

 

Вернём историю наших предков!(Сохраним Старотатарскую слободу)

Уже не один год татарскую культурную общественность волнуют вопросы застройки и переустройства Забулачной и Закабанной частей Казани, которые исторически были связаны с татарами. В силу исторических условий эта часть Казани стала местом расселения татар. Как известно, в определённый исторический период царская власть «подобрела» и позволила татарам обжить и обустроить Закабанную и Забулачную части Казани, которые потом назывались Татарской слободой.

Но уже несколько лет многие постройки Татарской слободы находятся в развалинах и напоминают нам кадры военной хроники из послевоенного Сталинграда… Здесь жили великие умы татарского народа, которые творили историю нашего народа.

Шигабутдин Марджани, Каюм Насыри, Галиаскар Камал, Карим Тинчурин, Габдулла Тукай — вот только несколько имён великих творцов истории татарского народа, которые жили в Татарской слободе.

Неужели мы предадим забвению память о своих предках и не отстоим те исторические памятники, которые ещё остались в Татарской слободе,  и будем молчаливо соглашаться с теми, кто, не помня своего родства, уничтожает историю своих предков? Преступно смотреть на то, как на наших глазах разрушаются «немые свидетели» истории татарского народа. Этого не простят нам потомки!

Мечеть им. Ш. Марджани — единственная действующая мечеть в советские времена была духовным центром татарской жизни ещё во времена великого татарского просветителя — Шигабутдина Марджани — историка, реформатора, «созидателя татарского мира», отца татарской истории. Да, к радости мусульман, — она сегодня отреставрирована и обновлена. Но, какая участь   ждёт те постройки, которые находятся вокруг её? Кто скажет?

Сегодня в медресе «Мухаммадия» состоялся уже не один выпуск шакирдов, но не истёрлись ещё из памяти те времена, когда только решительные действия наших сопле­менников — мусульман вернули ему его прежнее предназначение и вдохнули в неё но­вую жизнь.

Болью в сердце каждого честного татарина отозвалось разрушение Тукаевского дома, который многие годы служил символом Старо-татарской слободы, напоминал нам о великом его обитателе — татарском поэте Габдулле Тукае. Сегодня этот дом разрушили и  варварски сравняли с землёй. Уничтожен ещё один «немой свидетель» истории та­тарского народа. Комната № 40 в гостинице «Номера Булгар», где жил Тукай и  написал свои великие произведения, канул в небытие.

Сегодня уже нет в Казани  префектуры Старо-татарского посада, образо­ванной в канун  празднования 1000-летия Казани, и  одним из предназначе­ний которой было, — содействовать сохранению исторических памятни­ков в Татарской слободе. О существовании такого образования   теперь нам напоминают   только редкие таблички, которые ещё висят на некоторых домах Старо-татарской слободы. Но разве они могут защитить их от ванда­лов?

Центром повседневной жизни простых татар в 19-м веке стал «Печэн ба­зары», который таинственным образом соединял души татар и стал неугасае­мым источником вдохновения для многих наших татарских писателей и по­этов.

Сохранился ещё небольшой участок этого исторического места. Сегодня на этом месте сквер, в центре которого находится скульптурная композиция, а горожан радуют цветниковые газоны, декоративные деревья и насаждения, умело выращенные специалистами «Казгорзеленхоза». Это один из ухоженных уголков Казани.

Но мы знаем, как дорога земля сегодня в городской черте, тем более в центральной её части. Практически уже снесен весь квартал на улице Столбова, прилегающий к скверу. Кто-то может ещё помнит здание районной ветеринарной поликлиники и приле­гающую к ней целую цепь старинных одноэтажных построек, которые несли ещё память об эпохе ХIX века, когда жили здесь татары. Есть ещё одно здание, которое сохранилось на ул. Парижской коммуны — в ней размещена район­ная поликлиника, с примыкающей заброшенной пристройкой — «лавками Сенного базара».

Но не все знают, что в XVIII веке здесь находилось мусульманское клад­бище, а в XIX веке — Печэн базары. Венцом базарной площади была мечеть Сенного базара, и улица эта, на которой находится мечеть, когда-то назы­валась Сенная, и, естественно, что переименование ул. Кирова в ул. Москов­скую, не может вызывать восторга у татар, ибо она возвращает их память к временам их безрадостного прошлого.

Есть еще одна достопримечательность на этом историческом месте — это Дом Фукса — угловой дом на пересечении улиц Г. Камала и ул. Кирова (Московская).  Карл Фукс, немец по происхождению, был профессором Казанского университета, который прожил в Казани с 1 805 по 1 846 гг. Он был очень известным  во всей России человеком и стал казанской легендой ещё при жизни.

Карл Фукс, врач по призванию, профессор кафедры естественной истории стал настоящим другом татар. Он знал около 10 языков, в том числе татар­ский и арабский, что помогало ему находить общий язык с татарами. Он был их лечащим врачом и вхож в каждый татарский дом. Только ему, единст­венному врачу не мусульманину, татары доверяли лечение своих жён и до­черей. Фукс был человеком разносторонним, он превратил свой дом не толь­ко в лечебницу, где со всего края с утра до вечера «толпились» больные в надежде попасть на приём к Фуксу, но и в культурный центр с музейными экспонатами и уникальными коллекциями, которые он пополнял в различ­ных научных экспедициях.

Все татары звали Фукса «Табиб Фукс». Карл Фукс лечил бедных бес­платно, оплачивая их рецепты из личных сбережений. Фукс старался лечить лечебными травами, ибо татары-мусульмане, в основном, стремились изле­чиваться природными средствами. Карл Фукс первым перевёл на татарский язык практическое руководство врача.

Как историк-этнограф Карл Фукс, изучив документальные источники, написал свою знаменитую «Краткую историю города Казани». Эта книга стала первым научным изданием по истории старой Казани и не потеряла своей научной ценности до сих пор.

А его книга «Казанские татары в этнографическом и статистическом от­ношениях» стала первым в европейской науке этнографическим исследова­нием жизни татар. Он изучал жизнь татар изнутри на протяжении всей своей жизни, и потому мог объективно судить о татарах.

Он специально выбрал местом своего проживания татарскую часть Каза­ни, чтобы быть поближе к объекту своего исследования — татарам, наблюдая и, общаясь с ними каждый день. Можно, без преувеличения,   сказать, что он был ангелом-хранителем татар.

Наверно, нам — татарам нужно не забывать, что Дом фукса — это ещё один «безмолвный свидетель», который хранит историю жизни наших предков.

А сколько «безмолвных свидетелей» с обветшалыми стенами и зияющими окнами сегодня находятся среди руин Старо-татарской слободы. Кто мо­жет ответить?

Ядром Татарской слободы, где проходила жизнь наших предков в по­вседневных заботах, был знаменитый Сенный базар(Печэн базары). Значе­ние этого места для татарского народа было огромно.

Сенный базар был достопримечательностью города, уголком, имев­шим специфический восточный колорит.

Этот кусочек пространства — Сенная площадь в Старой Татарской сло­боде обладал такой «аурой», которая «невидимыми нитями»  притягивала к себе всех татар. Бурная жизнь, которая проистекала на этом «пятачке» дава­ла возможность татарам ощущать своё духовное родство. И не одно поколе­ние татарских просветителей здесь «подпитывались» татарским духом    и «атмосферой» простого человеческого общения, которой был наполнен этот Майдан.

Если подумать «поглубже», без преувеличения   можно сказать, что «Печэн базары» тогда был своеобразным «духовным центром татарской нации». Несмотря на все жизненные перипетии, которые испытал наш на­род, именно, «Печэн Базары» стал местом, где всегда «витал» татарский дух. Печэн базары стал для наших предков   тем «родником», который питал их «духовной влагой», придавал им жизненные силы и укреплял их татарский дух. Он «таинственным образом» соединял их души.

Наш долг перед предками — вернуть «Печэн базары» в лоно культурных памятников татарского народа, вдохнуть в это место «новую жизнь», сделать его «своеобразной Меккой татарского народа».

Когда-то Печэн базары занимал огромную территорию, но сегодня со­хранилась часть её, на которой разместился сквер с фонтаном и скульптур­ной композицией в центре. У нас ещё есть шанс, придать этому скверу ста­тус культурного памятника, охраняемого государством   с историческим на­званием «Печэн базары», тем самым оградить его от «толстых кошельков», и возможных посягательств на это место в будущем.

Надо переустроить его так, чтобы он стал мемориальным комплексом Старо-Татарской слободы и, как в былые времена, хранил татарский дух.

Для создания историко-мемориального комплекса «Печэн базары» (ИМК ПЕЧЭН БАЗАРЫ) в Старой Татарской слободе на историческом мес­те — знаменитом Сенного базара («Печэн базары» на татарском языке) тре­буются не «миллионные капиталовложения», а нужна прежде всего добрая воля и осознание ныне живущими татарами своей исторической ответст­венности перед   своими предками.

ИМК ПЕЧЭН БАЗАРЫ должен стать первым шагом в сохранении ос­татков исторических памятников в Татарской слободе и своеобразным музе­ем татарского народа под открытым небом.

Переустройство Казани к 1000-летию и события последнего времени, связанные с подготовкой   объектов к Студенческой Универсиаде, показывают, что мы можем  раз и навсегда потерять историко-культурное наследие, оставленное нам многими поколениями.

Отсутствие гласности и обсуждения в СМИ проблем сохранения куль­турного наследия, «беззубость» культурной общественности и обществен­ных организаций в отстаивании исторического и культурного наследия своих предков — сопутствующие «составляющие», которые развязывают ру­ки «перестройщикам» Старой Татарской слободы, собственные интересы которых, и «интересы ИСТОРИИ»  не совпадают.

Для татар — память о своих предках всегда была священной и передава­лась из поколения в поколение.

Пока не поздно, должна быть выработана концепция обустройства и развития Забулачной и Закабанной частей г. Казани, которая учитывала бы историческое своеобразие и культурную самобытность татарского населения города, которое на протяжении нескольких веков в основной массе прожива­ло там.

Мы должны защитить исторические памятники Татарской слободы и не дать до конца уничтожить Татарскую слободу — память о наших пред­ках!

Сохраним ИСТОРИЮ наших предках! И будем помнить: «… если дети недостойны отцов, то нация обречена на смерть. Очередь за нами…»

 

Смотрите также: