Вернём историю
наших предков!(Сохраним Старотатарскую
слободу)
Уже не один
год татарскую культурную общественность
волнуют вопросы застройки и переустройства
Забулачной и Закабанной частей Казани,
которые исторически были связаны с татарами.
В силу
исторических условий эта часть Казани стала
местом расселения татар. Как известно, в
определённый исторический период царская
власть «подобрела» и позволила татарам
обжить и обустроить Закабанную и Забулачную
части Казани, которые потом назывались
Татарской слободой.
Но уже
несколько лет многие постройки Татарской
слободы находятся в развалинах и напоминают
нам кадры военной хроники из послевоенного
Сталинграда… Здесь жили великие умы
татарского народа, которые творили историю
нашего народа.
Шигабутдин
Марджани, Каюм Насыри, Галиаскар Камал,
Карим Тинчурин, Габдулла Тукай — вот только
несколько имён великих творцов истории
татарского народа, которые жили в Татарской
слободе.
Неужели мы
предадим забвению память о своих предках и
не отстоим те исторические памятники,
которые ещё остались в Татарской слободе,
и будем молчаливо соглашаться с теми, кто,
не помня своего родства, уничтожает историю
своих предков? Преступно смотреть на то, как
на наших глазах разрушаются «немые
свидетели» истории татарского народа. Этого
не простят нам потомки!
Мечеть им. Ш.
Марджани — единственная действующая мечеть в
советские времена была духовным центром
татарской жизни ещё во времена великого
татарского просветителя — Шигабутдина
Марджани — историка, реформатора,
«созидателя татарского мира», отца татарской
истории. Да, к радости мусульман, — она
сегодня отреставрирована и обновлена. Но,
какая участь ждёт те постройки,
которые находятся вокруг её? Кто скажет?
Сегодня в
медресе «Мухаммадия» состоялся уже не один
выпуск шакирдов, но не истёрлись ещё из
памяти те времена, когда только решительные
действия наших соплеменников — мусульман
вернули ему его прежнее предназначение и
вдохнули в неё новую жизнь.
Болью в сердце
каждого честного татарина отозвалось
разрушение Тукаевского дома, который многие
годы служил символом Старо-татарской
слободы, напоминал нам о великом его
обитателе — татарском поэте Габдулле Тукае.
Сегодня этот дом разрушили и варварски
сравняли с землёй. Уничтожен ещё один «немой
свидетель» истории татарского народа.
Комната № 40 в гостинице «Номера Булгар»,
где жил Тукай и написал свои великие
произведения, канул в небытие.
Сегодня уже
нет в Казани префектуры
Старо-татарского посада, образованной в
канун празднования 1000-летия Казани,
и одним из предназначений которой
было, — содействовать сохранению
исторических памятников в Татарской
слободе. О существовании такого образования
теперь нам напоминают только
редкие таблички, которые ещё висят на
некоторых домах Старо-татарской слободы. Но
разве они могут защитить их от вандалов?
Центром
повседневной жизни простых татар в 19-м веке
стал «Печэн базары», который таинственным
образом соединял души татар и стал
неугасаемым источником вдохновения для
многих наших татарских писателей и поэтов.
Сохранился ещё
небольшой участок этого исторического места.
Сегодня на этом месте сквер, в центре
которого находится скульптурная композиция,
а горожан радуют цветниковые газоны,
декоративные деревья и насаждения, умело
выращенные специалистами «Казгорзеленхоза».
Это один из ухоженных уголков Казани.
Но мы знаем,
как дорога земля сегодня в городской черте,
тем более в центральной её части.
Практически уже снесен весь квартал на улице
Столбова, прилегающий к скверу. Кто-то может
ещё помнит здание районной ветеринарной
поликлиники и прилегающую к ней целую цепь
старинных одноэтажных построек, которые
несли ещё память об эпохе ХIX века, когда
жили здесь татары. Есть ещё одно здание,
которое сохранилось на ул. Парижской коммуны
— в ней размещена районная поликлиника, с
примыкающей заброшенной пристройкой —
«лавками Сенного базара».
Но не все
знают, что в XVIII веке здесь находилось
мусульманское кладбище, а в XIX веке —
Печэн базары. Венцом базарной площади была
мечеть Сенного базара, и улица эта, на
которой находится мечеть, когда-то
называлась Сенная, и, естественно, что
переименование ул. Кирова в ул. Московскую,
не может вызывать восторга у татар, ибо она
возвращает их память к временам их
безрадостного прошлого.
Есть еще одна
достопримечательность на этом историческом
месте — это Дом Фукса — угловой дом на
пересечении улиц Г. Камала и ул. Кирова
(Московская). Карл Фукс, немец по
происхождению, был профессором Казанского
университета, который прожил в Казани с 1
805 по 1 846 гг. Он был очень известным
во всей России человеком и стал казанской
легендой ещё при жизни.
Карл Фукс,
врач по призванию, профессор кафедры
естественной истории стал настоящим другом
татар. Он знал около 10 языков, в том числе
татарский и арабский, что помогало ему
находить общий язык с татарами. Он был их
лечащим врачом и вхож в каждый татарский
дом. Только ему, единственному врачу не
мусульманину, татары доверяли лечение своих
жён и дочерей. Фукс был человеком
разносторонним, он превратил свой дом не
только в лечебницу, где со всего края с
утра до вечера «толпились» больные в надежде
попасть на приём к Фуксу, но и в культурный
центр с музейными экспонатами и уникальными
коллекциями, которые он пополнял в
различных научных экспедициях.
Все татары
звали Фукса «Табиб Фукс». Карл Фукс лечил
бедных бесплатно, оплачивая их рецепты из
личных сбережений. Фукс старался лечить
лечебными травами, ибо татары-мусульмане, в
основном, стремились излечиваться
природными средствами. Карл Фукс первым
перевёл на татарский язык практическое
руководство врача.
Как
историк-этнограф Карл Фукс, изучив
документальные источники, написал свою
знаменитую «Краткую историю города Казани».
Эта книга стала первым научным изданием по
истории старой Казани и не потеряла своей
научной ценности до сих пор.
А его книга
«Казанские татары в этнографическом и
статистическом отношениях» стала первым в
европейской науке этнографическим
исследованием жизни татар. Он изучал жизнь
татар изнутри на протяжении всей своей
жизни, и потому мог объективно судить о
татарах.
Он специально
выбрал местом своего проживания татарскую
часть Казани, чтобы быть поближе к объекту
своего исследования — татарам, наблюдая и,
общаясь с ними каждый день. Можно, без
преувеличения, сказать, что он
был ангелом-хранителем татар.
Наверно, нам —
татарам нужно не забывать, что Дом фукса —
это ещё один «безмолвный свидетель», который
хранит историю жизни наших предков.
А сколько
«безмолвных свидетелей» с обветшалыми
стенами и зияющими окнами сегодня находятся
среди руин Старо-татарской слободы. Кто
может ответить?
Ядром
Татарской слободы, где проходила жизнь наших
предков в повседневных заботах, был
знаменитый Сенный базар(Печэн базары).
Значение этого места для татарского народа
было огромно.
Сенный базар
был достопримечательностью города, уголком,
имевшим специфический восточный колорит.
Этот кусочек
пространства — Сенная площадь в Старой
Татарской слободе обладал такой «аурой»,
которая «невидимыми нитями»
притягивала к себе всех татар. Бурная жизнь,
которая проистекала на этом «пятачке»
давала возможность татарам ощущать своё
духовное родство. И не одно поколение
татарских просветителей здесь
«подпитывались» татарским духом
и «атмосферой» простого человеческого
общения, которой был наполнен этот Майдан.
Если подумать
«поглубже», без преувеличения
можно сказать, что «Печэн базары» тогда был
своеобразным «духовным центром татарской
нации». Несмотря на все жизненные перипетии,
которые испытал наш народ, именно, «Печэн
Базары» стал местом, где всегда «витал»
татарский дух. Печэн базары стал для наших
предков тем «родником», который
питал их «духовной влагой», придавал им
жизненные силы и укреплял их татарский дух.
Он «таинственным образом» соединял их души.
Наш долг перед
предками — вернуть «Печэн базары» в лоно
культурных памятников татарского народа,
вдохнуть в это место «новую жизнь», сделать
его «своеобразной Меккой татарского народа».
Когда-то Печэн
базары занимал огромную территорию, но
сегодня сохранилась часть её, на которой
разместился сквер с фонтаном и скульптурной
композицией в центре. У нас ещё есть шанс,
придать этому скверу статус культурного
памятника, охраняемого государством
с историческим названием «Печэн базары»,
тем самым оградить его от «толстых
кошельков», и возможных посягательств на это
место в будущем.
Надо
переустроить его так, чтобы он стал
мемориальным комплексом Старо-Татарской
слободы и, как в былые времена, хранил
татарский дух.
Для создания
историко-мемориального комплекса «Печэн
базары» (ИМК ПЕЧЭН БАЗАРЫ) в Старой
Татарской слободе на историческом месте —
знаменитом Сенного базара («Печэн базары» на
татарском языке) требуются не «миллионные
капиталовложения», а нужна прежде всего
добрая воля и осознание ныне живущими
татарами своей исторической ответственности
перед своими предками.
ИМК ПЕЧЭН
БАЗАРЫ должен стать первым шагом в
сохранении остатков исторических памятников
в Татарской слободе и своеобразным музеем
татарского народа под открытым небом.
Переустройство
Казани к 1000-летию и события последнего
времени, связанные с подготовкой
объектов к Студенческой Универсиаде,
показывают, что мы можем раз и
навсегда потерять историко-культурное
наследие, оставленное нам многими
поколениями.
Отсутствие
гласности и обсуждения в СМИ проблем
сохранения культурного наследия,
«беззубость» культурной общественности и
общественных организаций в отстаивании
исторического и культурного наследия своих
предков — сопутствующие «составляющие»,
которые развязывают руки «перестройщикам»
Старой Татарской слободы, собственные
интересы которых, и «интересы ИСТОРИИ»
не совпадают.
Для татар —
память о своих предках всегда была священной
и передавалась из поколения в поколение.
Пока не
поздно, должна быть выработана концепция
обустройства и развития Забулачной и
Закабанной частей г. Казани, которая
учитывала бы историческое своеобразие и
культурную самобытность татарского населения
города, которое на протяжении нескольких
веков в основной массе проживало там.
Мы должны
защитить исторические памятники Татарской
слободы и не дать до конца уничтожить
Татарскую слободу — память о наших предках!
Сохраним ИСТОРИЮ наших
предках! И будем помнить: «…
если дети недостойны отцов,
то нация обречена на смерть. Очередь за
нами…»