Казань тысячелетняя / Взгляд в прошлое Казани /
Оперный театр: КПСС ушла, слава осталась

 

Афиш Шаляпинского фестиваля ещё нет и в помине, зато на крыше монументальное «Слава КПСС!». Юные деревца канули в Лету, уступив место машинам. А где сейчас те мальчишки, что так весело играли в снежки за пять минут до того, как был сделан этот кадр? Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!

Театр оперы и балета им. Мусы Джалиля

 

Досоветский период

Начало общедоступных театральных представлений в Казани официально относят к 1791 году, когда по ходатайству казанского губернатора С. Баратаева открылся первый публичный театр. Сначала театр находился на Воскресенской улице, затем в одном из зданий на Булаке. А в 1802-1804 годах помещик П. Есипов, с высочайшего позволения императора Павла I, выстроил деревянное здание на каменном фундаменте на месте будущего Державинского сада. Именно там сейчас стоит современное здание театра оперы и балета. Разорившись на театральных постановках, П. Есипов умер в 1814 году, а здание было разобрано и продано. Первые спектакли проходили еще в театре при Казанской гимназии, которая имела специально оборудованный зал на 400 мест. Собственное здание театра (деревянное, на каменном фундаменте) было возведено в 1803 году на месте нынешнего здания театра на площади Свободы. Некоторое время театр размещался в доме помещицы Родионовой на Воскресенской улице, а в 1833 году въехал во вновь построенное собственное здание на Театральной площади, напротив того места, где стоял театр Есипова. Оно просуществовало до 1842 года, когда было уничтожено пожаром. С этого года началась «черная полоса» театра: ему хронически не везло – он постоянно горел.

В 1845 году архитектор И. Бессонов и художник по интерьерам М. Живокини на средства городской казны на том же месте построили каменное здание театра, простоявшее здесь до 1923 года, когда оно было разобрано после пожара. Здание это, как свидетельствуют современники, по своим удобствам и техническому устройству сцены уступало только Одесскому и Варшавскому театрам (сейчас на месте театра находится сквер на площади Свободы и до сих пор стоит памятник Ленину). В этом здании с 1851 года стали проходить антрепризы с участием разных оперных трупп, в том числе из Италии. В 1860 году здание снова горело. Постоянные оперные сезоны начались в 1874 году в антрепризе П.М. Медведева. Именно с этого времени начинаются регулярные оперные представления, а во главе оперной труппы встают выдающиеся организаторы русского театрального дела: П.М. Медведев и М.М. Бородай. Художественное руководство осуществляли крупные дирижеры У.И. Авранек, И.О. Палицин, В.И. Сук, Л.П. Штейнберг, режиссер Н.Н. Боголюбов и другие. На казанской сцене пели знаменитые русские певцы Ю. Закржевский, Н. и М. Фигнеры, Л.Д. Яковлев, И. Тартаков, М. Максаков, О. Камионский, Ф. Шаляпин. До 1917 года в Казанской опере было осуществлено 130 оперных премьер.

Пожар 1842 г. уничтожил почти весь город, сведений о театральных зданиях тех лет почти не сохранилось. Спектакли шли в частных домах. В 1845 г. началась закладка первого каменного здания театра. Новое красное кирпичное здание стояло на месте нынешнего сквера на Площади Свободы, который в то время был Театральной площадью. Первые спектакли начали давать в 1851 г. В Казани становление оперного дела имеет глубокие корни: опера всегда сосуществовала с драмой и опереттой. Всегда выступали заезжие оперные труппы, чаще итальянские.

26 августа 1874 года артистами казанской оперной труппы впервые была полностью дана опера М.И. Глинки «Жизнь за царя». Однако 4 декабря 1874 года снова случился пожар. Причем, как выяснило следствие, его поджег работающий в театре ламповщик, боявшийся остаться без работы. Дело в том, что в театр в тот год начали проводить газовое освещение, заменяя устаревшее ламповое. Заново отстроенное в 1875 году здание дожило до третьего, последнего, пожара в 1919 году, после которого сгоревшее здание простояло до 1923 года.

Но постоянные оперные сезоны начались в антрепризу П. М. Медведева в 1874 г. 26 августа 1874 г. впервые полностью артистами казанской оперной труппы была дана опера М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), эта дата считается датой начала постоянных оперных сезонов в Казани.

В ночь на 4 декабря 1874 г. здание театра сгорело. Стационарное здание Казанского театра, заново отстроенное в 1875 г. после пожара 1874 г., существовало на месте нынешнего сквера на Площади Свободы до пожара 1919 г., после чего не восстанавливалось.

Советский период

В 1934 г. СНК ТАССР было принято постановление о создании в Казани Татарского государственного оперного театра (именно оперного, а не оперы и балета).17 июня 1939 г. театр открылся премьерой оперы Назиба Жиганова «Алтынчач». Своего здания у театра не было, и спектакли шли на сценах других театров. Возведение здания началось в 1936 году по проекту московского архитектора Скворцова (позже в проект внес коррективы казанский архитектор Гайнутдинов) и продлилось 20 лет. В строительстве этого здания в один из периодов принимали участие немецкие военнопленные. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство нового большого здания театра затянулось на 20 лет и было завершено только к середине 1950-х годов.

Пока новое здание строилось, первые спектакли театра начались оперой Н. Жиганова «Качкын» и проходили в здании театра им. В.И. Качалова. Затем труппа перебралась в театр им. Г. Камала, где просуществовала до 1956 года, давая представления в очередь с татарской драмой, и даже осуществляя совместные спектакли («Голубая шаль», «Наемщик», «Хужа Насретдин»). Оперная труппа тогда состояла из выпускников Татарской оперной студии, организованной еще в 1933 году по решению Правительства ТАССР при Московской консерватории.

10 февраля 1941 г. в связи с организацией при Татарском государственном оперном театре балетного коллектива Совет Народных Комиссаров Татарской АССР принял постановление об изменении названия театра. Он стал называться театр оперы и балета. В марте 1956 г. театру было присвоено имя Героя Советского Союза Мусы Джалиля. До войны известный татарский поэт, погибший в фашистской неволе, заведовал в этом театре литературной частью.

В июне 1957 г. Татарский государственный театр оперы и балета им. М.Джалиля принял участие в Декаде татарского искусства и литературы в Москве. Следующий выезд в Москву состоялся в июле 1986 г. Это были большие гастроли театра, получившие замечательные отзывы.

В 1988 г. театру было присвоено звание «Академический».

По разные стороны от здания театра установлены памятники - Пушкину (по улице Пушкина) и Тукаю (по Театральной улице). Фронтон здания выходит на площадь Свободы. У обратной стороны разбит небольшой сквер с фонтаном и цветниками.

 

Современность

Монета ЦБ РФ

Формирование репертуара театра происходит по принципу антологии. Основу его составляют шедевры мирового музыкального театра, русская классика, а также выдающиеся произведения композиторов Татарстана. С 2001 г. художественное руководство начало осуществлять активные творческие поиски и в других направлениях, кардинально отличающихся от привычного академического стиля. Речь идет о ряде международных проектов, осуществление которых позволяет театру находиться в русле новейших тенденций современного мирового музыкального театра.

Театр более 10 лет ежегодно проводит международные турне по странам Западной и Восточной Европы (Великобритания, Германия, Австрия, Швеция, Швейцария, Люксембург, Голландия, Португалия, Дания, Франция и др.), в ходе которых представляет зарубежной публике все оперные и балетные премьеры театра, давая более 100 спектаклей в год.

Особенностью административно-художественной структуры театра" является отказ от института «главных» (дирижер, режиссер, балетмейстер, художник), благодаря чему театру вот уже много лет удается избегать столкновений творческих амбиций, в том числе монополии «главных», не пускающих на свою территорию конкурентов. В театре, одном из первых в стране, были введены должности художественного руководителя оперы и художественного руководителя балета, которые не являются постановщиками, но проводят в жизнь художественную и административную политику театра.

Благодаря имеющейся форме организации работы в театре его художественные границы значительно расширяются, от чего выигрывает, в первую очередь, зритель, ибо он получает возможность увидеть и услышать лучшее, что отобрано временем, а именно, оперные и балетные шедевры. Благодаря введению в 1990 г. контрактной системы с ее жесткой конкуренцией и возможностью широко использовать практику приглашения гастролеров, а также поспектакльной оплаты труда (индивидуальный гонорар за отдельную партию плюс гарантированный оклад), театр не только смог избежать посредственного уровня исполнения и, соответственно, пустых зрительных залов — участи многих российских театров, но и достиг того уровня, при котором ни один спектакль сегодня, не исключая и национального репертуара, не проходит без участия гастролеров. Кроме того, ни один спектакль не проходит и дважды в одном и том же составе, благодаря чему удается поддерживать премьерный уровень всех постановок театра и избежать их деления на событийные и рядовые.

В настоящее время солистами Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля являются: Борисенко Юрий, Васильев Владимир, Ганеева Венера, Ковриков Георгий, Мачин Олег, Нургаянов Айдар, Петров Юрий, Церерина Зоя и др.

Согласно исследованиям журнала "FORBES" (октябрь 2009), Татарский академический государственный театр оперы и балета им.М.Джалиля - второй по показателю заполняемости зала в России (93%), он уступает пальму первенства лишь Большому театру (96%), опережая Мариинский театр Санкт-Петербурга.

Фестивали

ТАГТОиБ им. М.Джалиля является местом проведения крупных Международных фестивалей — оперного им. Ф. И. Шаляпина (с 1982 г.), классического балета им. Р.Нуриева (существует с 1987 г., с 1993 г. носит имя Нуриева), классической музыки им. С. Рахманинова (с 2011 г.), а также ряда других культурных мероприятий федерального, республиканского и городского значения.

Международный оперный фестиваль имени Федора Ивановича Шаляпина

Первый фестиваль состоялся в 1982 году и имел статус республиканского (в его программу входили только спектакли шаляпинского репертуара). В 1985 году он стал всероссийским, с 1991 году — международным. За эти годы значительно расширился репертуар фестиваля и увеличилось количество его участников. Принять участие в фестивале считают честью ведущие солисты крупнейших театров России, известные зарубежные исполнители и дирижеры. В разные годы в фестивальных спектаклях выступали солисты Большого театра А.Эйзен, А.Ведерников, А.Масленников, В.Верестников, В.Пьявко, И.Архипова, Ю.Мазурок, Т.Ерастова, Т.Синявская, А.Ломоносов, В.Кудряшов; солисты Мариинского театра Н.Охотников, Ю.Марусин, Б.Минжилкиев, В.Огновенко, О.Кондина, Г.Беззубенков, И.Богачева, Л.Филатова, В.Ванеев, Ю.Шкляр, В.Черноморцев, зарубежные певцы. Фестиваль проходит ежегодно, в феврале месяце.

Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева

Первый фестиваль состоялся в 1987 году. Фестиваль назван именем танцовщика с личного согласия Рудольфа Нуриева, посетившего Казань в 1992 г. Пройдя путь от Всероссийского до Международного, завоевывая с каждым годом все большую популярность, фестиваль сейчас является одной из визитных карточек музыкально-театрального Татарстана и значительным событием в культурной жизни России и Европы. Гостями фестиваля в разное время были В.Васильев, Е.Максимова, Г.Комлева, Н.Долгушин, Н.Грачева, К.Кырб, Л.Кунакова, Н.Павлова, Т.Чернобровкина, Н.Ледовская, Илзе Лиепа, П.Скирмантас, И.Валекайте, Э.Шпокайте, Т.Кладничкина, В.Григорьев, А.Дорош, Л.Шипулина, Е.Князькова, И.Шапчиц (Завьялова), Ульяна Лопаткина, Ю.Махалина, Т.Голякова и др.

Международный фестиваль классической музыки имени Сергея Рахманинова

Первый фестиваль состоялся в мае 2011 года. Фестиваль собрал разных участников, в т.ч. знакомых с городом и ранее при проведении музыкальных фестивалей в честь Софьи Губайдуллиной и других. Предстоит расширение известности фестиваля.

Прочее

У театра проводятся ежегодные литературные праздники на открытом воздухе: у памятника Тукаю - в день рождения поэта, у памятника Пушкину - в день славянской письменности.

 

 

 

Смотрите также: